Течёт большая река — Рецензия на The Flame In The Flood
А все печали зачем?
А все печали зачем?
Была бы большая река
Да было б куда лететь
Пикник, «Течёт большая река»
Девушка с говорящим именем Скаут — мастерица на все руки. Другой на её месте давно бы утонул в бурном речном потоке, отравился несъедобной пищей или же замёрз бы до смерти. Но героиня игры The Flame In The Flood — настоящий скаут, способный преодолеть любую опасность. По крайней мере, если под рукой найдутся рогоз, саженцы и кремневый нож.
Ещё один дождь
Скаутские навыки героини помогают выжить в утопающем мире игры. Дожди усиливаются с каждым днём, разлившиеся реки затопили большую часть суши, от старого мира почти ничего не осталось. Чтобы выжить, приходится на хрупком судёнышке плыть от одного маленького островка к другому, останавливаясь ради ночлега и поиска припасов.
Кладбище погибших кранов.
Сплав по реке — опаснейший процесс. Добраться до клочков суши поначалу непросто, ведь средство передвижения по реке — простой, сколоченный из досок и брёвен плот. Речное русло меняет направление, течение то почти успокаивается в тихих заводях, то несётся мощным потоком, тут и там по воде плывут остовы автомобилей и вырванные с корнем деревья. Река капризна и непостоянна, приходится учитывать течение и намечать правильный путь, иначе рискуешь разбить плот о скалы или промахнуться мимо вожделенного причала. В дальнейшем героиня найдёт способ укрепить судно, поставить на него новый штурвал или даже мотор, но всё равно простым и удобным сплав по реке так и не станет (хотя бы из-за своеобразного управления).
Река в The Flame In The Flood связывает небольшие островные уровни игры. Наполнение каждого островка зависит от типа местности: в лагере отыщутся куски кремня и горящий костёр, на ферме найдутся злаки и чистая вода, в развалинах церкви — тряпки и алкоголь. Припасы важны для выживания, героиня нуждается в пище и чистой воде, достаточном сне и тёплой одежде. Тут девушке пригодятся знания, которые она почерпнула из скаутских книжек: как сконструировать ловушки и приманки для зверей, собрать фильтр для очистки воды, сшить тёплую одежду, изготовить бинты и лекарства. Нужны только запчасти и ингредиенты, на поиск которых юная разведчица и тратит большую часть времени. Поначалу припасов сильно не хватает, игра вынуждает экономить, но постепенно рюкзаки заполняются хламом, и тут уже наступает борьба с синдромом Плюшкина — ничего не хочется выкидывать, а надо освобождать место под собранное.
Ящичная ловушка готова, на ужин ожидается крольчатина.
Героине в её поисках помогает верный пёс Эзоп. Сей друг человека следует за Скаут по пятам, имеет собственный рюкзак для хранения предметов и надоедает постоянным, кажущимся беспричинным лаем. Но пёс лает не просто так — он указывает на потенциальную добычу и опасных животных на игровом уровне. В отличие от героини, Эзоп не может погибнуть, а если несчастная девушка найдёт свою смерть от звериных когтей или ноющего голода, пёс притащит свой рюкзак с вещами в новую игру. Если бы Эзоп ещё умел охотиться на местных кроликов (или по крайней мере нести их мёртвые тушки к хозяйке), цены бы не было животине.
Звуки вообще играют заметную роль в The Flame In The Flood, животных в игре слышно до непосредственного появления. Шипение змей, вой и рычание волков, возмущённое кабанье хрюканье — всё это предупреждает о грядущей опасности. Животные ведут себя по-разному, изучив их повадки в процессе игры, несложно научиться избегать ненужных столкновений. Твари взаимодействуют друг с другом, так что героиня даже может исхитриться натравить одних зверей на других. Скаут и сама способна убить опасного хищника или поймать юркого кролика, только, конечно, не голыми руками, а с помощью чудес инженерной мысли в виде силков и пронзающих ловушек.
Надпись на надгробии на что-то намекает, но вот на что?..
В остатках умирающего мира The Flame In The Flood ещё легко узнаётся американская глубинка середины прошлого столетия. Заброшенные магазинчики, аптеки и церквушки, свалки с ржавеющими автобусами и кранами, оставленные дома и фермы — всё это заливает дождь и поглощает дикая природа. Иногда на островках попадаются явно тронувшиеся рассудком люди, которые отказываются искать спасение в пути, но помогают юной путешественнице советом или припасами. Карикатурный, гротескный облик встреченных героиней персонажей добавляет психоделичности происходящему. Иногда создаётся впечатление, что мир давно погиб, и девушка-скаут странствует по своеобразному Лимбу, сопровождаемая верным псом и музыкой кантри. Милый, даже уютный мирок, из которого ушли люди.
***
Речное полотно создаётся в The Flame In The Flood методом процедурной генерации, что превращает сплав по реке в непредсказуемое путешествие. Но вариантов самих островов в игре не так много, игровые области начинают повторяться в скором времени после начала путешествия, меняется только наполнение уровней. В режиме кампании задолго до конца игры инвентарь забивается провизией, плот превращается в бронированную моторную лодку с местом для сна и готовки, а героиня одевается в тёплую меховую одежду. Какой бы уровень сложности не выбрал игрок, игра перестаёт бросать серьёзный вызов, а для бесконечного режима в The Flame In The Flood слишком мало игровых материалов. Единственным стимулом остаётся сюжетная цель юной героини — найти безопасное убежище, манящее обещанием спасения от прибывающего потока воды. В концовке The Flame In The Flood вспоминаешь, что игру делали выходцы из студии, подарившей нам серию Bioshock — финал подан в ключе, присущем бывшим сотрудникам Irrational Games, и оставляет игрока в размышлении над смыслом увиденного.
Безнадежная грусть в тихом треске углей у костра моего стала песней моей..
The Flame In The Flood — милая игра с интересными идеями и находками, которые довольно быстро заканчиваются. Игра дарит несколько часов увлекательного игрового процесса, но не стоит ждать от неё долговременную выживательную «песочницу».