Добро пожаловать, berk
Twitter Группа Steam Страница Вконтакте Группа C.O.R.E. Dragon Age Контакте Новостная лента RSS
/ Статьи / Разработчики / BioWare

[BioWare] Назад в будущее

Автор: Ross Lincoln | Добавил: m00n1ight, 26.10.2012 | Просмотры: 1823
BioWare

Сейчас BioWare переживает не лучшие времена. Последние игры, в первую очередь, Dragon Age 2 и Star Wars: The Old Republic, не оправдали ожиданий (SWTOR стоит перед унизительной перспективой перевода на free-to-play всего через год после запуска).

Совсем недавно BioWare пережила одну из величайших потерь в игровой индустрии. Несколько высокопоставленных сотрудников компании, включая Рэя Музику и Грега Зещука, покинули свои посты. Очень похоже на бегство крыс с тонущего корабля. Хорошо понятны мысли людей, в свете последних лет думающих, что BioWare находится на вершине горы и вот-вот готова начать катиться вниз, набирая скорость. Не хотелось бы, чтобы это произошло на самом деле. Несмотря на ошибки и просчеты последних лет, эти люди создали не только Mass Effect 3 и Dragon Age 2, но были Mass Effect и Dragon Age: Origins. Оставались бы они такими всегда...

В этой статье мы постараемся проанализировать текущее положение BioWare, пытаясь понять, смогут ли они повернуть назад, либо продолжат катить по экономической и творческой инерции дальше.

Шаг первый: Вернуться к корням

Dragon Age 2

Когда Грег Зещук и Рэй Музика объявили о своем уходе из компании, которую они сами и основали, моей первой мыслью было то, что теперь BioWare можно смело списывать со счетов. Как я и говорил ранее, от компании остался лишь бренд, означающий «ролевые игры от EA». По этой причине, BioWare должна вернуть себе свое имя, показав игрокам и индустрии в целом, что это имя еще хоть что-то значит.

Вернувшись к корням, BioWare сбросит с себя клеймо «ролевого подразделения EA». Когда в начале 2010 года EA переименовала BioWare в «подразделение», казалось, что компания продолжит выпуск высококачественных RPG, которыми она заслужила свою репутацию. EA же, со своей стороны, обеспечит хорошее продвижение RPG в стиле BioWare. Но произошло совсем другое. Хотя первые подозрения закрадывались еще в первые годы слияния BioWare и EA, со временем стало очевидно, что элементы «RPG от BioWare» все больше размываются и «продвигается» лишь имя, а не то, что оно означает.

Подразделения BioWare Montreal и BioWare Austin были созданы еще до слияния с EA, хотя их полное становление как разработчиков произошло годами позднее. По крайней мере, обе студии были основаны самой BioWare, однако с момента образования BioWare Group, Electronic Arts успела переименовать Mythic Entertainment в BioWare Mythic, а Victory Games в BioWare Victory. Проблема заключается в том, что обе студии занимаются проектами с потенциально катастрофическими последствиями для самого имени BioWare. Первая работает над Warhammer Online: Wrath of Heroes – MMORPG, завязанной на PvP-аренах, вторая же – над новой Command & Conquer, бесплатной многопользовательской копией известной серии.

Star Wars: The Old Republic

Мягко говоря, тот факт, что Command & Conquer не будет иметь однопользовательского режима (не сомневайтесь, его точно не будет), не был встречен с энтузиазмом. Перспективы Warhammer тоже весьма туманны, особенно в свете того, чем закончились попытки THQ сделать нечто подобное. Пока обе игры не вышли, мы не можем знать ничего наверняка, но есть большая вероятность, что обе игры окажутся пшиком, и если так, то никто не вспомнит, что их создатели были переименованы в BioWare по указанию EA. Но что будут помнить точно, так это еще два провальных проекта, выпущенных под брендом BioWare, и это станет лишним доказательством угасания некогда великой студии.

Наиболее простой способ избежать этой проблемы – не заниматься махинациями с брендами. Верните Mythic и Victory их изначальные названия, пусть работают над собственными играми, которые принесут успех или провал только им. Ведь, на самом деле, основные решения BioWare все еще принимаются в Эдмонтоне. Пусть это станет официальным фактом, и это успокоит фанатов, дав им уверенность в том, что студия делает то, что умеет делать, и там, где лучше всего это делать.

Шаг второй: Изменить сообщество

Лиара

Немногим разработчикам удавалось достигнуть реакции «заткнитесь-и-возьмите-мои-деньги» со стороны фанатов, но у BioWare так было практически все время существования студии. Каждая игра канадцев, занимавшая место где-то между Тимом Шафером и Дэном Хаузером, встречалась с большим энтузиазмом, свойственным фанатам музыкантов, разве что в нашем случае армия фанатов исчисляется миллионами. Сейчас можно часто услышать, что все с самого начала знали, будто после слияния с EA компания обречена, но в реальности после этого были выпущены две игры, которые связывают с золотым веком BioWare, Mass Effect и Dragon Age: Origins.

Electronic Arts Logo

В BioWare очень любят прислушиваться к мнению фанатов. На протяжении всей жизни компании, она прилагает все усилия для взаимодействия с фанатами на форумах, вызывая у них ощущение, что они сами участвуют в разработке игры и являются частью большого сообщества. Особенно показательной стала реакция Дэвида Гейдера на обвинения гомофобных геймеров в пропаганде однополого секса в Dragon Age 2.

К сожалению, в последнее время появляются тревожные признаки. Mass Effect 2 была очень высоко оценена, но фанаты выразили обеспокоенность, что элементы RPG, бывшие достаточно сильными в прошлой игре, сильно урезаны. Это было первым поводом для беспокойства тех, кто был с BioWare с самого начала. Через год вышла Dragon Age 2, также благосклонно принятая журналистами, но получившая большую критику со стороны фанатов, справедливо отметивших повторяющиеся локации, бесконечные баги и другие свидетельства того, что игру выбросили на прилавок намного раньше, чем стоило. А затем сотрудник BioWare попался за нахваливанием собственной игры на Metacritic.

Но все сказанное меркнет по сравнению с ситуацией вокруг Mass Effect 3. Игра вышла одновременно с DLC, изначально находящемся на диске с игрой, и, очевидно, состоявшем из контента, предназначенного для основной игры, но позже вырезанного, чтобы отжать у вас лишнюю порцию наличности. Будто этого недостаточно, разгорелся скандал вокруг концовок Mass Effect 3. BioWare отреагировала на ситуацию наихудшим возможным способом. Во-первых, они, по большей части, игнорировали проблему, а Кейси Хадсон отвечал только на те интервью, в которых проблема концовок не упоминалась. Затем они стали искать причины, чтобы закрывать форумные обсуждения. И только через месяц они, наконец, признали существование проблемы, но и тогда в значительной степени избегали разговоров на эту тему. Даже сейчас, с выходом Extended Cut, изменилось не так уж много.

Кейси Хадсон

Справедливо это или нет, но трудно отрицать, что BioWare больше не ценит своих фанатов как членов сообщества, которое формировалось компанией годами, теперь вы стали потребителями, не имеющими права на критику и выражение собственной неудовлетворенности. С уходом практически всех основателей компании, единственным человеком, способным ответить за это, становится директор Mass Effect, Кейси Хадсон. Теперь он – лицо компании.

Лично я считаю, что даже если оставить в стороне Mass Effect 3, работа Хадсона говорит сама за себя. Он возглавлял разработку Jade Empire – первой игры с Shattered Steel 1996 года выпуска, выпущенной не по лицензии. Он – основная творческая сила, стоящая за серией Mass Effect, человек, с которым фанаты всегда были рады общаться. Кейси Хадсон подарил нам несколько лучших игр в индустрии за последние десять лет. Нет причин, по которым он не мог бы восстановить потерянное доверие фанатов, приложив лишь небольшое усилие. Но для этого надо признать, что последние два года BioWare двигалась не тем курсом.

Если из ситуации с концовками Mass Effect 3 можно извлечь хоть какой-то урок, то вот он: BioWare стоит общаться со своими несчастными фанатами напрямую. Не надо прикрываться неопределенным понятием «конструктивной критики». Не стоит избегать обсуждения спорных вопросов. Начните, как в прошлые годы, относиться к каждому как к члену сообщества, или, по крайней мере, если некоторое количество людей задает вам вопрос, то необходимо дать им реальный ответ. Игнорирование жалоб, попытки сделать вид, что проблемы не существует, в то время как их видит даже слепой, не делает этим людям чести.

Dragon Age 2

Можно еще припомнить случай с упомянутым выше восхвалением собственной игры, что было позорным поступком, на который последовала позорная же реакция. Было ли у работника BioWare официальное разрешение на этот поступок или нет, но канадцы поступили неправильно. Официальное заявление BioWare по этому поводу:

«Конечно, люди, которые сделали игру, будут голосовать за нее. Так делают на церемонии вручения Оскара и Грэмми, я более чем уверен, что на выборах Барак Обама голосовал за себя».

Это заявление лишь укрепляет мнение, что им наплевать на большую часть своих фанатов.

Короче говоря, BioWare необходимо взять курс, обратный тому, что был выбран после выхода Dragon Age 2. Это не значит, что они должны делать прямо то, что им говорят фанаты, но должны прислушиваться к их мнению по поводу художественной целостности – этого достаточно для создания того, что они сделали бы в любом случае. Реакция на критику, признание недовольства фанатов, привлечение наиболее активной части сообщества к обсуждению важных вопросов – существенных шаг к демонстрации важности мнения сообщества.

Шаг третий: Перестаньте штамповать сиквелы, займитесь новыми проектами

Шепард

Наконец, BioWare может сделать простое и в то же время весьма болезненное, но эффективное решение: создавать новые игры.

Это, конечно, означает, что Mass Effect придется на время забросить в дальний ящик. Эта серия – великолепный ни с чем не сравнимый игровой опыт. Однако, выпуск продолжения совсем скоро после спорной заключительной части «Трилогиии Шепарда» может напомнить фанатам о её неудачах. А еще это станет напоминать конвейер, производство штампованных деталей вместо попытки сделать что-то особенное. Люди хотят чего-то настолько же хорошего, как и другие игры серии, а не одну из миллиарда игр в одной вселенной.

То же относится и к Dragon Age. Dragon Age 3 выйдет совершенно точно, но как только она выйдет, стоит дать франшизе несколько лет передышки. Начиная с Jade Empire, вышедшей в 2005 году, BioWare выпустила больше игр, основанных на собственных разработках, нежели на лицензированных. Однако, с 2009 года, когда вышла Dragon Age Origins, они не создали ничего нового. Они выпустили Mass Effect 2, Dragon Age 2, Star Wars: The Old Republic и Mass Effect 3. Подтверждены планы по выпуску нового контента для SWTOR, выпуск Dragon Age 3, новой, неназванной игры серии Mass Effect, и неанонсированной игры на основе нового сеттинга, которая, наверняка, не выйдет раньше DA3 и ME4. Чувствуете закономерность? BioWare стала очень зависима от успехов «сериалов» и лицензированных игр, что нельзя назвать хорошим признаком для студии, которая раньше частенько рисковала.

Рекс

BioWare стоит немного отвлечься от Mass Effect 4 и уделить внимание новой, неанонсированной RPG. До момента релиза Mass Effect 4 или Dragon Age 4 должна выйти, по крайней мере, одна полностью новая игра. И все силы должны быть брошены на то, чтобы эта игра была такой же отличной, как и ранние проекты канадцев. Кроме того, им стоит перестать пытаться выжать из игроков все соки. Забудьте про несвоевременные DLC, забудьте про контент, сделанный «на коленке» и ненужный мультиплеер, а если коротко, забудьте об огромных амбициях Electronic Arts, делайте больше однопользовательских игр, о которых люди будут говорить годами.

Если они сделают это и сделают успешно, тогда можно будет продолжить работу над продолжениями прошлых серий, но уже в качестве героев, а не торгашей. Ничто не станет лучшим подтверждением возвращения былого величия, чем это.

* * *

Мы так переживаем за них, потому что мы знаем, кем они были раньше. Мы знаем об ударах, которые пришлось пережить BioWare за последние 18 месяцев. Их имя, пусть и принадлежащее EA, все еще много значит, но, в конечном счете, их судьба зависит от финансовой и творческой поддержки материнской компании. Несмотря на репутацию EA, опасения по поводу падения стоимости их акций и навязчивую идею бесконечно извлекать прибыль из всего, что было ими издано, мы считаем, что EA все еще может создавать хорошие игры. Они должны понимать, что заработают больше денег на играх, которые нравятся многим людям, чем паразитируя на своем самом известном бренде. Пессимисты, включая меня, считают, что в ближайшие 5 лет BioWare прекратит свое существование. Но их все еще можно спасти. Фанаты могут стать счастливыми. А EA – получить хорошую прибыль, достойную вложений.


Обновления форума

Копирайты

  • C.O.R.E. © 2009 – 2016
Система Orphus Creative Commons License
Войти на сайт?
Логин:
Пароль: