Добро пожаловать, berk
Twitter Группа Steam Страница Вконтакте Группа C.O.R.E. Dragon Age Контакте Новостная лента RSS
/ Статьи / Разработчики / Obsidian Entertainment

[Obsidian Entertainment] Под беззвёздными небесами. Глава девятая: Царствие игровое — о «Забытых королевствах» устами создателей (Часть третья)

Автор: David Craddock | Добавил: (0I23-807, 04.06.2020 | Просмотры: 125

Ужин с Дриззтом — парочка интервью с Р. А. Сальваторе

Эти интервью впервые опубликованы в Fantasy Book Critic и The Escapist в 2007 и 2014 годах соответственно, и слегка отредактированы для лучшей читаемости.

Искушённых в знаниях эльфов, дворфов и орков фанатов всегда удивляет тот факт, что Р. А. «Боб» Сальваторе сам редко читает фэнтези.

«Я пытаюсь осилить первую книгу известной серии, но это так сложно, — признаётся Сальваторе, когда мы присаживаемся поужинать с самим мистером Дриззтом До’Урденом и его женой Дианой. — Я пишу всё время, даже когда говорю, что не буду писать».

Другая причина более личная — Сальваторе не хочет, чтобы на него повлияло творчество других авторов.

«Когда я читаю другие фэнтезийные книги, они так или иначе просачиваются в моё творчество, а мне бы этого не хотелось, — Сальваторе замолкает, улыбается, а потом продолжает. — Когда закончу писать текущую серию, я хочу перечитать «Хоббита» и «Властелина колец».

Именно Толкин много лет назад вдохновил Сальваторе писать книги. Это бессмертная классика, изменившая его жизнь, и он не собирается с ней расставаться.

Что ж, справедливо.

Несмотря на постоянную занятость, Сальваторе признаёт, что не придерживается какого-то строгого графика, хотя и надеется когда-нибудь начать.

«Я не так дисциплинирован как раньше. Моя дисциплина зижделась на детях. Раньше мы будили их, собирали и отправляли в школу, затем выпивали по чашечке кофе и я садился писать до обеда, а потом шёл на их хоккейный матч или занимался какими-то другими делами. Но теперь здоровье уже не то, и я веду не слишком активный образ жизни, поэтому надо бы придерживаться хоть какого-то графика, чтобы не уйти в писательство с головой».

По словам Сальваторе, жизнь не доставляет радости, пока не выполнит свою норму работы. Если он идёт на прогулку, то тут же стремится вернуться и сесть писать. И даже вкусное мороженое на прогулке не отвлечёт его от этой мысли. В творческом тонусе его держит не график, но чувство вины.

Мы с Дианой улыбаемся, пока муж отправляет в рот очередной кусочек пищи, закатывает глаза от удовольствия и удовлетворённо кивает.

Но что же с чтением, ведь именно оно — один из ключевых инструментов писателя?

«У меня нет времени на чтение, но это не значит, что я не читаю. Я много читаю в Интернете, изучаю книги и журналы о политике, но я почти не читаю фантастику, потому что, как я сказал, она влияет на моё творчество».

Сальваторе замолкает, вздыхает, и признаёт:

«Будучи писателем, я не могу читать книги, не рассматривая их с позиции редактора. Не могу читать чужие книги, не думая при этом: «А вот здесь я бы написал иначе…» В таких случаях трудно получить какое-то удовольствие от чтения. Я читаю и будто бы составляю критический отзыв у себя в голове».

Сальваторе старается оберегать своё творчество от внешнего влияния, но в то же время понимает поклонников, желающих высказаться о полюбившихся персонажах.

«Читая длинные серии, люди привязываются к персонажам и принимают близко к сердцу события вокруг них. Иногда они бывают возмущены моим видением событий. Им кажется, что я издеваюсь над ИХ друзьями».

Сальваторе понимает, что его доход зависит от мнения читателей, но при этом остаётся твёрд в убеждениях.

«Персонажи будут развиваться в соответствии с моими идеями и представлениями о них, — продолжает он. — Неважно, Дриззт ли это или кто-то ещё, я отвечаю за этих персонажей, управляю ими. Они подчиняются моей воле. В каждой книге я ставлю перед собой определённые цели и ограничения, которых в дальнейшем придерживаюсь».

«Писать надо только тогда, когда не можешь не писать». Но верно ли это для Сальваторе?

«Полностью согласен. Я пишу о Дриззте уже 20 лет. И пока я не потерял интереса к персонажам, пока люди продолжают с удовольствием читать о них, пока издатель платит за новые книги, я продолжу писать о них. Пока всё перечисленное соблюдается. Но я пишу потому, что мне нравится писать, мне нравятся эти персонажи. А ещё я могу доносить через них свои мысли».

Уже 20 лет Кэтти-Бри, Бренор, Реджис и Вульфгар продолжают искать эпические приключения на самые разные места, в том числе и в вышедшем не так давно «Короле орков». Книга уже появилась на прилавках магазинов, а Сальваторе с энтузиазмом принялся писать продолжение.

«Сейчас я пишу продолжение под названием «Король пиратов», летая по всей стране и накапливая впечатления для будущих книг. Судя по количеству слов и наброскам сюжета, готова примерно четверть. Думаю, управлюсь к началу нового года».

Наброски сюжета?

«Говоря о «набросках сюжета», я подразумеваю описание сюжета в общих чертах. Персонажи же продолжают удивлять меня на каждом шагу. Я знаю, что случится в первой, второй и третьей главах, я знаю начало, середину и концовку — последняя может измениться, и это нормально. Сложнее всего начать и закончить».

Наметив начало и концовку «Короля пиратов», Сальваторе говорит, что «скоро подключится автопилот, который проведёт его через основную часть, что должно быть просто, поскольку цель известна, и нужно лишь до неё добраться». Возможно, автопилот заведёт его не совсем туда, куда он изначально планировал, но Сальваторе предпочитает не ограничивать себя и отдаваться во власть творчества.

Учитывая количество книг, написанных Сальваторе о «Забытых королевствах», можно лишь подивиться тому, что есть мир, привлекающий его сильнее: Корона — место действия серии «Демонические войны».

«Я написал семь книг «Демонических войн» для издательство Del Rey, — объясняет Сальваторе. — В середине 90-х я на некоторое время отдалился от TSR. Тогда со мной связался Оуэн Лок из Del Rey и предложил не торопясь написать лучшую книгу, на которую я способен. Я обрадовался такому щедрому предложению и начал обдумывать все безумные идеи, когда-либо рождавшиеся в моей голове с момента, когда я решил написать первую книгу, но отложенные до лучших времён, поскольку у меня не хватало навыков для их воплощения. Так появились мои «Забытые королевства», моё Средиземье, моя Шаннара — я назвал этот мир Короной».

Сотрудничество с Del Rey закончилось, не успев начаться.

«Бетси Митчелл предложила мне поработать на неё. У меня были предложения других издательств, но Бетси работала в Warner, и ранее издавала книги серии «Алая тень». Я сильно устал, впереди маячили всё новые книги, и мне захотелось взять перерыв. Я решил снизить темп, но у меня не вышло, и вскоре всё вернулось на круги своя. В какой-то момент Bertelsmann купила Random House и продала склад Гилберту Пронману, ранее возглавлявшему в последней сотрудничество с TSR».
«Гилберт предложил написать книгу для собственного издательства CDS. Они стремились изменить саму идею отчисления средств авторам. Я понимал, что мир вскоре изменится и решил оказаться в первых рядах. В любом случае, мне нравилось работать с Гилбертом. В общем, я согласился и написал им «Разбойника».

Но ничто не меняется столь же стремительно, как мир бизнеса.

«Perseus купила CDS, а следом ушёл Гилберт и все, с кем я работал. Тогда я решил вернуться к книгам о Дриззте. Потом внезапно позвонил Том Доэрти и сообщил, что мне возвращают права на «Разбойника», и я решил написать продолжение с тем же главным героем — роман «Древнейший», который выйдет в марте. Полагаю, что и это будет не конец истории».

Сальваторе давно мечтал поработать с Доэрти, поэтому несказанно обрадовался звонку.

«Том сказал, что ему очень нравятся мои книги, и хотел бы со мной сотрудничать. Я скептически отнёсся к его заявлению, поскольку каждый издатель признаётся тебе в любви, но при этом не факт, что прочитал хотя бы одну твою книгу. Но Том специально прилетел ко мне из Бостона, и подробно рассказал, что именно ему нравится в книгах».

В издательстве Tor слово Доэрти — закон, и Сальваторе его тоже уважает.

«Мне нравится работать с Tor, поскольку они обходятся без всей этой бюрократии. Есть Том Доэрти, и если он принимает решение, то оно окончательное. Он умный, проницательный — и не раз это доказывал. Роберт Джордан работает с Tor, Терри Гудкайнд тоже с Tor. Если Том говорит, лучше слушать. Я рад, что работал с ним, и что смог вернуться в Корону».

Пришло время десерта и пока мы листали меню, я обдумывал следующие вопросы. Поскольку Сальваторе работает над Короной только с Tor, значит ли это, что его мир не совсем его?

«У меня есть определённая творческая свобода. С самого начала карьеры писателя я хотел создать собственный мир. Я немного поэкспериментировал с «Багровыми тенями» для Warner, но мне потребовалось время, чтобы продумать всё как следует».

В Короне Сальваторе дал, наконец, волю своему воображению. Но почему Tor? Почему не Del Rey — издатель, давший жизнь Короне и её обитателям?

«Ничего не имею против Del Rey. У меня всё ещё остались друзья там. Мы знакомы с Бетси Митчелл уже… 18 лет? В прошлом году мы с женой приезжали на ComicCon в Сан Диего. Я представлял Wizards of the Coast, но добравшись до номера в отеле, я встретил друзей из Del Rey, и потом мы почти каждый день встречались за ужином. Я по-прежнему рад видеть их всех».

Как уже говорилось, перспектива поработать с издательской легендой Томом Догерти оказалась слишком заманчивой.

«Я хотел работать с ним задолго до первого звонка. Мне всегда казалось, что я не достоин работать с такими гигантами. А кроме того, благодаря Tor, я смог снова работать с Мари Киркофф. Той самой Мари, что вытащила меня из дерьма в 1987 году — разве я мог им отказать? Неудивительно, что я горел желанием работать с Томом и Tor. И вот он сам пришёл ко мне. Это важно. Сам Том Доэрти попросил меня работать с ним — такое вообще не очень часто происходит. Этот чувак процветает аж с 50-х годов. И я счастлив работать с ним».

Впрочем, Сальваторе не исключает, что когда-нибудь вернётся к Del Rey.

«Я никогда не отказывался работать с ними. Мы никогда не ссорились».

Официант принёс десерты, и, проглотив кусочек, Сальваторе разоткровенничался.

«Мне всегда везло. Лишь раз меня постигла неудача».

Неудачей он называет упомянутую ранее и довольно неприятную размолвку с TSR в середине 90-х. Эхо того раздора наверняка услышали даже в Андердарке, а закончилось всё смертью одного из главных персонажей книг о тёмном эльфе — Вульфгара.

«Я получил несколько писем. В одних радовались, что я убил Вульфгара и хвалили за мужество, в других требовали вернуть полюбившегося персонажа обратно. Я не был уверен, вернётся ли Вульфгар снова. TSR собрались передать серию о тёмном эльфе другому автору, и если уж я не решился его воскресить, то это может сделать кто-то другой. И я решил, что в последней книге верну Вульфгара, наведу порядок и красоту, а затем передам дела продолжателям».

Тем не менее, Сальваторе отмечает, что воскрешению Вульфгара способствовал не столько разлад с TSR, сколько собственная неуверенность, стоит ли хоронить персонажа.

«Я пребывал в нерешительности, и даже три года спустя мысль о том, чтобы воскресить Вульфгара, то и дело возвращалась ко мне. Я будто то и дело подбрасывал монетку. Когда я писал «Путь к рассвету», то уже точно знал, что это последняя книга для TSR. Купив TSR, Wizards of the Coast связались со мной и предложили вернуться, но я отказался. Я сказал им, что не стану делить своих персонажей с кем-то ещё, для меня они мертвы».

В конце концов, он передумал и решил продолжить историю Вульфгара.

«Я рад, что вернул Вульфгара. В «Хребте мира» я хотел показать, что ему пришлось пережить. Редактор сказал мне тогда: «Люди разделятся на два лагеря: одни полюбят эту книгу, другие возненавидят её». Пришлось с этим смириться, такова жизнь».

Итак, Вульфгар вновь вернулся в мир живых обитателей «Забытых королевств», однако расстаться с ним Сальваторе было непросто, как и с любым другим персонажем.

«Для автора каждый персонаж — это не просто набор букв. Впрочем, и для читателей тоже. Четвёртую книгу «Демонических войн» я писал в мрачные времена, наблюдая как от рака умирает мой брат. И тогда я взял одного из второстепенных персонажей, и посвятил ему три четверти книги, дав ему историю, достойную любого из основных. Я влюбился в него, и потому было ужасно больно убивать его».

Несмотря на причиняемую боль, Сальваторе считает гибель персонажей, независимо от их роли в сюжете, необходимой для хорошей истории.

«Я не раз заставлял читателей переживать смерть персонажей, которые потом возвращались. Заставлять читателя грустить — важная часть драмы, но я никогда не воскрешал персонажей по желанию левой пятки. В случае с Вульфгаром я и сам до последнего сомневался. Умер ли он или его забрали обитатели других планов? Такое уже случалось, например, с Гвенвивар и Реджисом в «Магическом кристалле».

Впрочем, Сальваторе никак нельзя назвать кровожадным.

«Персонажи моих книг уже умирали раньше, и это не конец, но не думайте, будто я кровожадный маньяк-убийца. Читая «Демонические войны», нужно выбирать любимчиков с особой тщательностью — они нередко гибнут. Что касается книг о Дриззте, то не думаю, будто кому-то из постоянных читателей хотелось бы кого-то убить. Хотя если мне придётся убить кого-то, значит так тому и быть. И воскрешать я никого не буду. Никто не застрахован от такой участи».

Но куда сильнее, чем Вульфгара, Сальваторе хотел воскресить другого, гораздо более популярного персонажа. Давным-давно в далёкой-далёкой галактике Сальваторе предложили написать книгу в популярной серии «Новый Орден джедаев». Как и у всего в этом мире, у предложения была цена.

«Подписывая контракт на «Вектор-прим», я горел желанием работать с Шелли Шапиро. Она знаменитый редактор, и тому есть причина: она удивительный человек и отличный друг. В августе 98 года она предложила мне написать для них книгу, но сделать это требовалось в кратчайшие сроки. Я согласился, но перед этим позвонил Wizards of the Coast, обрисовал ситуацию и спросил, можно ли ненадолго задержать новую книгу о Дриззте. Они не возражали, отметив, что мне будет полезно отвлечься, да и это же «Звёздные войны», чёрт возьми».

«Я подписал контракт, получил аванс и положил его на счёт в банке. Они выслали мне план сюжета «Нового Ордена джедаев» от А до Я, и попросили описать провести мосты от А к Б. Я начал писать, вовлекая в сюжет всё больше персонажей из фильмов и книг. Я придумал историю, в которой нашлось место новому врагу и великой победе».

«Закончив с черновиком, я отправил его редактору. Чуть позже со мной связались Lucasfilm и Del Rey, которые, казалось, пришли в восторг. С одной оговоркой.

— Мы думали, что вы поняли. Разве вам не сказали?
— Сказали о чём?
— Вы должны убить Чубакку.

«Я хотел вернуть им деньги, но они убедили меня, что так надо, что они хотят убедить фанатов «Звёздных войн» в серьёзности своих намерений. Я согласился. Я подарил Чубакке достойную смерть, но оглядываясь назад, я понимаю, что если и есть что-то такое, о чём я жалею в своей писательской карьере, то это оно. Не потому, что потом меня не раз угрожали убить, просто я и сейчас не уверен, что это было правильно».

Несмотря на это, Сальваторе с оптимизмом смотрит в будущее. Не так давно он объявил о сотрудничестве с молодой компанией-разработчиком 38 Studios, возглавляемой игроком Red Sox Куртом Шиллингом.

«Мы работаем над MMORPG, и доделаем её через 3-4 года. Сейчас идёт подготовка. Для нас очень важно создать последовательный и правдоподобный мир, в котором смогут существовать тысячи игроков».

«Мы должны создать расы, отличающиеся, например, культурными особенностями, и логично взаимодействующие друг с другом. Нельзя просто так взять и сказать, что один король ненавидит другого и сделать об этом задание. Нужно смотреть глубже, чтобы задачи игрока проистекали из самой истории игрового мира. Как раз сейчас мы и заняты проработкой игрового мира и его истории. Мы пока не знаем, каким ПО воспользуемся, на каком движке разработаем игру. Вообще мало чего о ней знаем».

Информации об игре — по крайней мере той, которой мог бы поделиться Сальваторе — исчезающе мало. По его словам, «было бы глупо продвигать игру, до выхода которой ещё не один год. Кроме того, сказанное им ещё не раз поменяется, поэтому многие читатели могут почувствовать себя обманутыми». Даже просто оглядываясь на работу последних месяцев, Сальваторе видит, сколько всего изменили.

Сальваторе рад, что в 38 Studios его окружает множество талантливых людей.

«Видеоигры хороши тем, что позволяют мне работать с такими молодыми, талантливыми дизайнерами и художниками. Я сею семена, а они ухаживают, поливают их своими идеями, и те дают всходы. Еженедельно я хожу на совещания, на которых эти ребята показывают потрясающие штуки. То есть я в некотором роде консультант, наставник. Я создаю для них нити, из которых они потом плетут полотно мира, в том числе и художественное. Это невероятный опыт».

Будучи увлечённым игроком ещё во времена зарождения Dungeons & Dragons, Сальваторе не удивлён, что технологии двигают повествование вперёд. И он полностью поддерживает эту идею.

«Взгляните на то, как фильмы рассказывают истории. Я считаю, технологии пойдут на пользу повествованию, особенно когда речь идёт о таких масштабных и долгоживущих мирах, как создаваемые для MMORPG. Я абсолютно в этом убеждён. Меня восхищают некоторые сюжетки EverQuest II и World of Warcraft, но — не хочу как-то принизить эти игры и их создателей — у нас другой подход к разработке. Мы пишем сюжет до разработки игры, что даёт возможность сделать его целостнее, чем всё, что было раньше».

Впрочем, у видеоигр есть свои ограничения. Чуть раньше Сальваторе встретил пожилую фанатку, просившую оставить автограф на экземпляре «Разбойника». По её словам, она уже и не помнит, сколько раз её прочитала. Похоже, ей было за 70. Смогут ли разработчики вроде 38 Studios когда-нибудь заинтересовать людей её возраста? Станут ли видеоигры столь же доступны, как книги и кино?

«Думаю, через десять лет больше людей будет играть, чем смотреть телевизор. Для меня это совершенно очевидно. Телевидение всё больше движется в сторону интерактивных развлечений. Зная, насколько увлекательными могут быть игры вроде Second Life, соль которых в создании собственного мира, я думаю, что мы стоим на пороге глобальных потрясений в индустрии развлечений. И не только развлечений — революции ждут в образовании, социальной сфере… Интернет объединяет людей, стирает границы, поскольку если ты состоишь в моей гильдии или сражаешься в моей команде, то я не стану драться с тобой (по крайней мере, в игре). Интернет меняет мир. Если СМИ когда-нибудь исчезнут, то их роль возьмёт на себя Интернет. Я верю в силу игр. «Через игры к мировому господству!» — это наш девиз в 38 Studios».

Продолжая свою мысль, Сальваторе ожидает, что его романы тоже со временем обретут визуальную форму.

«Я бы с удовольствием посмотрел, как Эндрю Дабб приглашает команду «Пришествия дьявола» и они вместе делают раскадровки с восхитительными картинками. Это не только расширило бы мою аудиторию… думаю, многие преданные читатели не отказались бы от графических новелл о Дриззте. Меня радует сама мысль, что кто-нибудь сможет сделать нечто подобное».

Сальваторе жалеет, что до сих пор не познакомился с Джеймсом Ригни, известным также как Роберт Джордан, автором фантастического эпоса «Колесо времени».

«Я видел его лишь раз, когда мы сидели вместе за одним столом несколько лет назад. У меня не было возможности даже просто поздороваться. Но я читал его блог, и когда он написал в нём о своей болезни, я удивился и подумал, что он держался молодцом. Я написал ему тогда, что от лица всех с RASalvatore.com желаю ему сражаться с болезнью до конца и завершить свою серию. Многие мои читатели давние поклонники Джордана».

«То был июнь 2006, и я тогда не знал, чем всё обернётся. Теперь я работаю с Tor, а они работали с Джорданом, так что Том Доэрти рассказывал как у него дела. Прошлой осенью я получил от Джима письмо, в котором он поблагодарил меня за тёплые слова. Мы обменялись всего парой писем, поскольку он проводил мало времени за компьютером, уделяя всё время своим проектам. Наши общие друзья и знакомые не раз говорили мне, что я должен с ним познакомиться».

«Мне всегда казалось, что мы в какой-то мере преследуем друг друга. Обычно где-то поблизости крутится Терри Брукс, а иногда и Джордан c Мартином. Мы ходили в одни магазины, нас часто сопровождали одни и те же журналисты, но мы никогда не общались друг с другом. Это огромная потеря для жанра фэнтези».

Книги с автографами Сальваторе

Книги с автографами Сальваторе.

Время близилось к полуночи, а Сальваторе предстоял ещё один рабочий день. Мы отправились на выход и по дороге я задал ему несколько вопросов по его любимой теме: фэнтезийной литературе.

«Думаю, у людей есть немало причин читать фэнтези. Кого-то это отвлекает от мыслей о неудачном рабочем дне, например. Не вижу ничего плохого в эскапизме, особенно если в меру. Люди нередко читают романы о Дриззте, чтобы отвлечься от дурных мыслей о работе. Или вот дети: они нередко представляют себя на месте героев и это вдохновляет их».

«Не все понимают, зачем читать фэнтези, я же считаю, что развлекаю людей. Если парень в Багдаде читает мои книги, чтобы ненадолго забыть об окружающем мире, то в этом нет ничего плохого. Если мои книги вдохновляют детей — отлично. Главное, чтобы это имело смысл для самого читателя».

Многие литературные критики не считают фэнтези серьёзной литературой. А что думает сам Сальваторе?

«Она всегда была серьёзной. Литература есть литература. Не стоит использовать её, чтобы выделиться на фоне других и доказать, что ты лучше. Льюис как-то сказал, что единственный, кто определяет смысл чтения — это сам читатель. Я не знаю, что считать «серьёзной» литературой, но подозреваю, что и люди, развешивающие ярлыки, не знают тоже. В конце концов, мы делаем то, что делаем, и не обязаны перед кем-то извиняться или отчитываться».

* * *

Этот разговор произошёл вечером 30 сентября 2014 года, когда вышла вторая в 2014 году книга Сальваторе, «Рассвет короля». Поэтому у меня возник закономерный вопрос: он хоть иногда спит?

«Какое-то время я писал по одной книге в год, потому как остальное время отнимала работа в 38 Studios. Но когда они закрылись, в душе и графике осталась зияющая пустота. Я позвонил Wizards of the Coast и спросил, что они думают о двух книгах о Дриззте в год вместо одной. Они только обрадовались».

Возвращение в «Забытые королевства» к Дриззту и его друзьям помогло Сальваторе обрести покой. Он долгое время работал творческим директором 38 Studios, занимаясь предысторией Kingdoms of Amalur и печально известной MMORPG Project Copernicus.

«Мне требовалось отвлечься от болезненных воспоминаний и я решил с головой погрузиться в работу».

В 2015 году он напишет ещё две книги, а затем вернётся к обычному графику: одна книга в год. Но не потому, что устал.

«Кажется, я пишу книги быстрее, чем их читают. Нужно дать читателям время на вдумчивое чтение».

В Wizards согласны на любой график, лишь бы Сальваторе продолжал писать. Написав в 1988 году «Магический кристалл», первый роман с Дриззтом и его скимитарами в главных ролях, он вписал своё имя в историю «Забытых королевств». Двадцать шесть лет спустя, автор и издатель с готовностью идут на уступки друг другу.

«Если выход книги назначен на август, а я затяну до ноября, мир не рухнет на землю. Я пишу уже довольно долго, поэтому редакторам не придётся долго вычитывать и править мои книги. Они лишь немного подшлифуют текст тут и там. Они не боятся, что я всё брошу, или придётся переписывать половину книги. У меня всё под контролем. Персонажи приведут меня куда и когда нужно. Нет причин напрягаться».

Р. А. Сальваторе (фотография Эми Клайн)

Р. А. Сальваторе (фотография Эми Клайн).

Каждые две недели Сальваторе, издательский отдел Wizards и другие авторы «Королевств» устраивают телефонное или интернет-совещание, на котором обсуждают текущее состояние мира. По традиции, за каждым писателем закреплён свой регион.

«Я стараюсь держаться от сюжетных линий других авторов, но мы всё реже придерживаемся этого правила, поскольку Wizards раздают всё больше лицензий. Не так давно вышли Dungeons & Dragons Online и Neverwinter, и я уверен, что это лишь первые шаги».

Я отметил, что дела у Wizards идут хорошо: компания разрослась до невероятных размеров, при этом оставив авторам и игровым разработчикам простор для творчества. Сальваторе согласен.

«Да, компания разрослась… но не столько людьми, сколько продуктами. Сами они выпускают не так уж и много, а вот лицензируют… Если посчитать все игры, фильмы и прочее — голова идёт кругом. Но сами Wizards практически не участвуют в их создании».

Несколько лет назад Wizards шокировали поклонников, придумав масштабное событие, получившее название «Эпохи потрясений». Гибли боги, ключевые персонажи, целые армии. Когда страсти улеглись, Сальваторе и другим авторам поручили написать серию книг под общим названием «Раскол».

«Это было так неожиданно. Они собрали нас вместе. Троя Деннинга, которого я люблю как брата. Мы с ним знакомы уже 27 лет, и я без ума от его работ. Не обошлось, разумеется, без Эда Гринвуда. Мы вдвоём стояли у истоков «Королевств». Эрин Эванс — одна из самых одарённых писателей. Надеюсь, что когда-нибудь она обретёт славу, которой достойна, ведь её персонажи столь восхитительно живые. Ричард Ли Байерс и великолепнейший Пол Кемп тоже были с нами».

Поклонники выстроились в очередь перед Сальваторе

Поклонники выстроились в очередь перед Сальваторе.

Кемп и Эванс подключались по конференц-связи. Несколько дней подряд писатели, игровые разработчики и рекламщики обсуждали, в каком направлении развивать «Королевства». Последние по большей части слушали остальных.

«Когда всё закончилось, я вернулся домой и сказал жене: «Наконец-то я дома». Домашний уют важен, когда работаешь над такими проектами».

Несмотря на то, что формально «Раскол» — это серия книг, у них мало общего. Сальваторе сравнивает серию с описанием Второй мировой войны.

«Например, я пишу про Блицкриг, Эд Гринвуд про северную Африку, Эрин Эванс про Холокост, Пол Кемп про Тихоокеанский театр, а Ричард Ли Байерс про Нормандию. Каждый из нас писал о чём-то своём, придумывал собственных персонажей, но каждая история была частью большого события, изменившего «Забытые королевства».

Как и Nintendo, Wizards of the Coast старается не класть все яйца в одну корзину. Компания развивается в нескольких направлениях, многие из которых отлично дополняют друг друга. «Забытые королевства» — мир Dungeons & Dragons, равно располагающий к персонажам и сюжетам, поданным как в книжном, так и игровом форматах.

«Нам часто говорили, мол, настольные игры мертвы, либо отомрут в ближайшее время, — вспоминает Сальваторе. — Но Magic: The Gathering продаётся. Причём продажи MTG впечатляют не меньше, чем продажи пятой редакции Dungeons & Dragons. Зачастую дело в ностальгии, но мне кажется, что многие просто устали пялиться в мониторы и хотят общения».

Стремление мотивировать подрастающее поколение игроков проводить больше времени среди друзей, чем за монитором, побудило Сальваторе выпустить собственную настолку.

«Мой младший не так давно играл в свежий Halo на Xbox 360. Я присоединился к нему. Мои дети любят игры. Однажды я попробовал влезть в одну из их игр. «Тебе не понравится», — сказали они. Я возразил, нацепил наушники и услышал какого-то десятилетнего подростка, отпускающего расистские и сексистские шуточки, да и вообще сквернословящего на чём свет стоит. Я не поверил своим ушам. «Здесь всегда так. Говорили же, что не понравится».

Сальваторе помнит PAX East 2012 года. Бродя по павильонам, она обратил внимание на толпы поклонников настольных игр, во многом обусловленные растущей популярностью Kickstarter. Были там и те, кто как и Сальваторе мечтал оторвать людей от экранов и усадить за столы.

«Мне нравится Kickstarter. Здесь есть прямая связь с поклонниками, ты отвечаешь за каждое действие, рискуя репутацией. Если отправленную книгу повредят по дорого, мне придётся отправить новую. Люблю такие вещи. Это давление, но в хорошем смысле. Ты понимаешь, что люди поверили в тебя, поддержали, и ты не можешь подвести их».

Сальваторе работает без агентов, прекрасно справляясь с тем, чтобы отстаивать собственные интересы. Но и он оказался бессилен перед банкротством 38 Studios.

«Помню как один журналист спросил, почему я не засужу 38 Studios за 2 миллиона долларов, которые они мне задолжали. С чего бы вдруг? Курт не сделал ничего плохого. Возможно, он плохой руководитель, но это не преступление. Ему и так пришлось несладко, зачем бить лежачего?»

История 38 Studios началась стремительным взлётом. Основанная в 2006 году Куртом Шиллингом, компания издала Kingdom of Amalur — однопользовательскую ролевую игру для ПК, Xbox 360 и PS3. Шиллинг пригласил Сальваторе поработать на него, вырвав писателя из плена депрессии.

Предвкушая перспективу поработать с одним из любимейших бейсболистов, Сальваторе подписал контракт и приступил к созданию обширной, простирающейся на десять тысяч лет истории Амалура.

«Этот мир я придумал со своими друзьями по D&D. Я заручился их поддержкой ещё до того, как появилась компания-разарботчик. Я висел на телефоне с одним из них, мы смотрели исторический канал, делясь друг с другом идеями. И так каждые выходные».

Сальваторе был не единственной знаменитостью в рядах 38 Studios. Стив Денузер, игровой дизайнер EverQuest II пришёл в студию на ту же должность. Прославленный художник комиксов Тодд МакФарлейн отвечал за художественное оформление нового мира, обсуждая свои идеи с Сальваторе, убеждаясь, что нарисованное им согласуется с картинкой в голове писателя.

В 2012 году, спустя несколько месяцев после выхода Kingdom of Amalur, студия закрылась. Это событие огорчило многих, в том числе и Сальваторе — пусть он почти и не участвовал в жизни компании. Проблемы начались вскоре после переезда компании в Род-Айленд — штат, предложивший в займы 75 миллионов долларов на поддержку местного бизнеса.

«38 Studios потребовалось дополнительное финансирование, и тут на горизонте появился Род-Айленд. Начальство решило воспользоваться предложением. Сейчас мне кажется, что когда люди узнали о десятках миллионов долларов, вложенных Род-Айлендом в 38 Studios, они потребовали крови. И вернуть деньги, разумеется».

«Но я хотел бы прояснить одну деталь. Ходят слухи, будто компанию похоронила Kingdom of Amalur. На самом деле, продажи Amalur превзошли ожидания. Electronic Arts профинансировала разработку Big Huge Games (основной разработчик проекта). Я же вообще не участвовал в нём. Я участвовал в разработке MMO, Project Copernicus. EA и Big Huge Games ожидали продать 1.2 миллиона копий игры за три месяца».

«MMO росла, рынок предъявлял всё новые требования, производство обходилось всё дороже. Нам приходилось добавлять в игру всё новые функции, без которых мы не могли даже надеяться на успех. В какой-то момент у студии закончились деньги. В том, что студия пошла ко дну, не было вины Kingdom of Amalur. Ребята из Big Huge Games проделали потрясающую работу».

Я поинтересовался у Сальваторе, не хотел бы он приобрести права на Kingdom of Amalur и написать несколько книг в этом мире. Роберт задумался.

«Нет, не хочу. Во-первых, у меня нет таких денег. *смеётся* А речь о хороших деньгах, можете мне поверить. Во-вторых, мне потребовалась бы целая команда, чтобы доделать игру до конца. Я же просто писатель. Я не хочу повторять ошибок Курта и понимаю, что не смогу управлять компанией».

Но если бы у Сальваторе появилась возможность написать что-то по миру 38 Studios, он продолжил бы серию рассказов, начатую в рамках рекламной кампании игры.

«Я написал рассказ к 40-летию Курта. Мне нравились эти рассказы, и я бы с удовольствием писал их и дальше. Пока я не отошёл от дел и продолжаю писать, нет ничего невозможного. Поживём — увидим».

Заканчивая разговор о 38 Studios, Сальваторе качает головой:

«Думаю, это один из случаев, когда идеализм столкнулся с суровыми реалиями бизнеса. И при том довольно рискованного. Разработчики компьютерных игр то и дело идут ко дну».

Мы перешли к разговору о DemonWars: Reformation. Эту настольную ролевую игру придумал сын Сальваторе, Брайан, также работавший в 38 Studios.

«Брайан работал над классами, способностями монстров и балансом MMO. Его начальство, известные люди в игровой индустрии, всегда хвалили его за способность справляться с любыми задачами».

С закрытием 38 Studios Сальваторе вернулся к полноценной писательской карьере и вновь посвятил себя книгам. А вот Брайан пополнил ряды безработных. Но Сальваторе придумал занятие и для него.

«Я показал ему разработанную мной в 1990 году настолку. Он назвал её отстойной, но не безнадёжной, и взялся доработать её».

Извлечённый из дальнего ящика прототип был банальной настолкой с бросками кубиков. Брайан переделал её под придуманный отцом мир «Демонических войн» и разработал динамичные игровые механики в духе любимой Сальваторе-старшим первой редакции Dungeons & Dragons.

«В первой редакции Dungeons & Dragons постоянно приходилось размышлять на ходу. Этим мне нравилась EverQuest II: монстры могли появиться весьма неожиданно. Или же вас могли предать соратники. От игрока требовалась гибкость ума и умение подстраиваться под меняющиеся условия».

Dungeons & Dragons первой редакции предлагала практически безграничные возможности игрокам и ведущим. По мнению Сальваторе, последующие редакции непрерывно сокращали свободу выбора. DemonWars: Reformation призвана вернуть игровой процесс в руки игроков. Ведущий мог дополнить правила, на ходу согласившись с идеями игроков, поддерживая в последних увлечённость игровым процессом.

«Например, сражаясь на лестнице, я мог спрыгнуть с неё, схватить канделябр, а потом ворваться в толпу врагов, размахивая им. Ведущий предложил бы мне сделать бросок ловкости и определить, сможет ли персонаж выполнить задуманное. А я бы потратил очки баланса, чтобы увеличить вероятность успешного броска».

Сальваторе и Брайан планируют запустить кампанию на Kickstarter, чтобы добавить в игру новых персонажей и расширить возможности игроков. Они надеются, что игрокам понравится экспериментировать с различными видами персонажей. Например, рыцари носят тяжёлую броню и отлично сражаются один на один. Монахи, напротив, прекрасно чувствуют себя в отряде. Каждый монах в отряде усиливает остальных, поэтому отряд монахов с высокой вероятностью наваляет отряду рыцарей.

Сальваторе привлёк к настольному проекту и второго сына, Джино — автора серии книг «Камень Тиморы».

«Нам нравится работать вместе. Мы запустим совместную кампанию на Kickstarter, а может даже выпустим несколько комиксов. Один из издателей комиксов уже интересовался возможностью приобрести права на их издание. Мы не против и дальше работать вместе. Это круто. Мне нравится работать со своими детьми».

Более 19 лет и 20 книг Дриззт путешествовал с друзьями. Они сражались, объединялись на борьбу с неизведанным и расходились, чтобы решить личные вопросы.

А затем в начавшейся в 2007 году с книги «Король орков» и завершившейся в 2009 году «Королём призраков» трилогии «Переходы» Сальваторе совершил немыслимое: одним росчерком пера убил сразу двух основных персонажей, чем потряс читателей до глубины души.

«Я хотел, чтобы ваше сердце выскочило из груди. Когда Дриззт просыпается и находит Кэтти-Бри мёртвой рядом… Я хотел, чтобы вам было по-настоящему больно. Как никогда прежде».

Сама трилогия «Переходы» началась весьма необычно: главная роль досталась Обальду Многострельному — вождю орков, стремившемуся объединить кланы, чтобы мирно сосуществовать с другими народами. Довольно необычно для орка.

«Мне нравится, что в фэнтези можно безболезненно поднимать тему расизма, — говорит Сальваторе. — Ведь если речь не о людях, можно творить любые непотребства. Орки всегда были воплощением зла в фэнтези. Много лет назад я написал рассказ «Тёмное зеркало», в котором Дриззт встречает гоблина и узнаёт, что тот беглый раб. Гоблин кажется отличным парнем, и Дриззт с готовностью верит в это, поскольку и сам не слишком-то типичный представитель своей расы в глазах большинства людей».

Сальваторе надеется, что читатели, как и Дриззт, с подозрением отнесутся к Обальду. Правда ли, что он стремится сделать свою расу более цивилизованной? Или же он пешка в руках орочьего бога, мечтающего объединить племена, чтобы волной прокатиться по Королевствам?

«Это довольно интересный вопрос, напрямую вытекающий из свойственных людям расовых предрассудков и культурных различий — которые мне никогда не нравились. В фэнтези всё то же самое. В вымышленных мирах постоянно кипят войны. Врагам придумывают нелицеприятные прозвища, приписывают им различные зверства — ведь так с ними проще сражаться. И фэнтези возводит всё это в абсолют при помощи орков, гоблинов, троллей и прочих рас. Но есть и некоторые подвижки в сознании людей: компьютерные игры дали людям возможность сыграть орками и другими традиционно считающимися злыми расами, и люди задумались, действительно ли они плохие?»

Сальваторе не собирается отвечать на этот вопрос — лишь поднять его перед читателями и игроками.

«Не думаю, что у меня есть ответ на этот вопрос. Возможно, мы никогда не узнаем правды. Но мне интересно писать о нём».

Но куда сильнее «Переходы» запомнились поклонникам не Обальдом, а смертью Реджиса и Кэтти-Бри, двух ключевых персонажей отряда Дриззта. Сам Сальваторе этого не хотел.

«Wizards перенесли события в «Королевствах» на 100 лет вперёд. 140-летняя женщина едва могла бы хорошо сражаться. Я не хотел убивать их, ведь их история не закончена. Мне нравилось писать о Кэтти-Бри и Реджисе, но у меня не было выбора».

Несмотря на творческое насилие, Сальваторе благодарен Wizards.

«Заставив меня убить полюбившихся персонажей, Wizards причинили мне моральные страдания, а когда человек страдает, то прилагает все усилия, чтобы выбраться. Вот и мне пришлось учиться чему-то новому».

Кэтти-Бри и Реджис погибли отнюдь не героической смертью. Они пали жертвами Магической чумы, что сопровождала гибель Мистры, богини магии. Минуту назад Кэтти и Реджис болтали друг с другом, а мгновение спустя лишились разума, превратившись в овощи.

Смерть любимых персонажей перекликалась с трагическими событиями в жизни самого автора.

«Простите мой французский, но в мире иногда происходят бессмысленно дерьмовые вещи. Мой брат умер от рака, и в этом тоже нет ничего героического. Он не виноват в том, что с ним случилось. Не было никакой логики. Просто так сложились обстоятельства. К таким вещам нельзя подготовиться».

Убив Вульфгара, Сальваторе получил множество писем с благодарностями и угрозами. Гибель Кэтти и Реджиса уже не вызвала такого эмоционального отклика. Люди свыклись с мыслью, что даже ключевые персонажи время от времени умирают.

Многие уже давно смирились со смертью Кэтти-бри и Реджиса, кто-то, возможно, даже забыл их. Но не Сальваторе. С того самого дня, когда они с Эдом Гринвудом вышли с совещания, на котором авторам и разработчикам игр сообщили о временном сдвиге на столетие вперёд, он постоянно думает о них.

«Мне каждый день приходит по 20 писем, в которых люди рассказывают, как пережили тяжелейшие времена своей жизни благодаря моим книгам и персонажам. Я писал про них 28 лет. Сорокалетние взрослые начинали читать про Дриззта ещё детьми, и продолжают читать и по сей день».

Сальваторе нервничал, воскрешая их. Он опасался негодования поклонников.

«Я утешал себя тем, что смогу всё сделать правильно и логично».

Прекрасно помня свою смерть, они решают измениться. Реджис, ныне известный как Паук, всегда был трусом и слабейшим в отряде. Едва покинув чрево новой матери, Паук решает, что никогда не проявит слабости.

Бренор, погибший в последовавшей за «Переходами» «Саге о Невервинтере», огорчён.

«Он много думает, все ли его поступки были во благо. Я знаю, что этот вопрос волнует многих читателей».

Кэтти-Бри также задумалась о бренности всего сущего и решила воспользоваться возможностями, которых у неё не было в прошлой жизни.

То ли дело Вульфгар. В прошлой жизни он был добрым и благородным, а теперь — безудержный гедонист, потакающий своим прихотям, которым он предаётся всё свободное время, будь то сражения или секс. В его глазах прошлая жизнь была полна героизма и пора пожинать заслуженные плоды.

«Забытые королевства» нравятся мне атмосферой надежды. Магическая чума сделала их куда мрачнее. Очень мрачными, кровавыми и жестокими, как это модно в последнее время. Ненавижу эту моду на «тёмное» фэнтези. Когда я спасаюсь от реального мира, то хочу попасть в лучший, а не худший. И мне хотелось бы привнести в «Королевства» побольше оптимизма», — рассказывает Сальваторе о «Компаньонах», вышедших после мрачноватого «Короля призраков».

«Не поверите, сколько я получил писем с благодарностями за эту книгу. Люди говорили, что они почувствовали себя чуточку лучше. Поэтому не стоит постоянно нагонять мрак».

Несмотря на то, что Wizards of the Coast разрешили Сальваторе вернуть к жизни любимых персонажей, автор горит желанием попробовать себя в других направлениях. Он признался, что не против издать книгу с новым миром и персонажами.

«Возможно, я отправлюсь на Kickstarter. Мне нравятся такие вещи. Я придумаю название для своей книги, и пусть оно будет ужасным — зато моим. И ещё я хочу нанять художника, который будет оформлять мои книги. И редактора. Я не боюсь неудач и не прячусь от ответственности».

Сальваторе и правда не боится говорить о книгах, не связанных с Дриззтом. Раздавая автографы, он спросил, кто из собравшихся читал книги о Дриззте. Практически все. Затем он спросил, кто читал «Камень Тиморы», «Демонические войны» и другие книги, не связанные с Дриззтом. Не только лишь все. Мало кто.

Впрочем, писателя это не смущает.

«У Роберта Джордана есть «Колесо времени», у Терри Брукс «Шаннара», у Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени». Многие знают, что Роулинг пишет не только о Гарри Поттере? С другой стороны, во всём можно найти положительные моменты. В таких случаях ты знаешь, что создал нечто понравившееся другим людям».

По мнению Сальваторе, ему представилась удивительная возможность влиять на жизни людей.

«Когда мне пишут из Ирака, что мои книги помогают отвлечься от дня сегодняшнего и не думать о завтрашнем, я понимаю, что вся эта писанина о тёмном эльфе не зря. Так что мне не на что жаловаться. Разве что на непопулярность «Демонических войн» (смеётся). Я затащу читателей в их сети по одному. У меня неплохо получается».

Двадцать семь лет и множество знаковых персонажей спустя, Сальваторе продолжает писать о тёмном эльфе. Несмотря на это, он признаёт, что рано или поздно придёт пора заканчивать, и он не раз думал, какой должна быть концовка.

«Подсознательно я понимаю, что пора бы закругляться. Но я не придумал ничего конкретного. Пока не придумал. Возможно, рано или поздно издатель скажет мне, что следующая книга о Дриззте должна стать последней. И я думаю, что она не будет грустной. Кажется, последней книгой о Дриззте для TSR была «Путь к рассвету». Тогда я здорово поцапался с ними и думал, что это конец. Чем закончилась книга? Дриззт и Кэтти-Бри умчались в рассвет. Думаю, путь Дриззта должен завершиться чем-то подобным».

Обсудить статью на форуме

Обновления форума

Копирайты

  • C.O.R.E. © 2009 – 2020
Система Orphus Creative Commons License
Войти на сайт?
Логин:
Пароль: