Мало кто верил, что это всё-таки случится, но Grimoire: Heralds of the Winged Exemplar вышла и продаётся в Steam за символические 699 рублей (629 до 11 августа). Отзывы пользователей колеблются от «смешанных» до «в основном положительных», что не мешает автору фонтанировать сомнительными заявлениями, подогревающими гнев недовольных.
Этим утром Grimoire тихо и незаметно вышла в Америке, всего за несколько часов продавшись тиражом более тысячи экземпляров. Неплохо для игры, созданной единственным независимым разработчиком без всякой рекламы. При этом продажи постоянно растут.
Все, кто хоть раз запускал Grimoire, знали, что их ждёт нечто потрясающее. Недостаточное понимание интерфейса и игровых механик не помешало большинству игроков признать Grimoire одной из лучших когда-либо существоваших ролевых игр. Самые смышлённые уже давно всё поняли и для этого им не понадобились журналисты с проплаченными обзорами.
Поэтому большую часть выходных я проведу за составлением руководства пользователя, первая версия которого выйдет уже на следующей неделе.
Ошибки с выводом изображения на экран (по большей части тех разрешений, которые появились лишь в последние года два) исправлены почти сразу же после выхода игры. Проблемы с 64-битными операционными системами устранены всего за два часа.
Что, впрочем, не остановило политически ангажированных горлопанов от того, чтобы купить игру, оставить отрицательный отзыв и затребовать возврат средств. Жалкие попытки остановить надвигающуюся бурю. Которые, как мы видим, уже провалились. Grimoire оказалась настолько великолепна, что это лишь вопрос времени, когда кучку клеветников сметут толпы довольных игроков.
Будучи создателем этой игры, я знаю, что они до сих пор не видели самого главного — лишь самую верхушку айсберга. Та потрясающая глубина проработки, что они видят сейчас — ничто по сравнению с тем, что ожидает их дальше. Несколько часов игры не дают даже приблизительного представления о Grimoire. Показанное в демо-версии — капля дождя в приближающемся шторме. Я мог бы рассказать здесь о многом, но не хочу портить вам удовольствие. Слова простых игроков скажут об игре лучше любой рекламы.
Йобушки-воробушки, что это я только что прочитал? Может я что-то упустил из различных интервью, но по-моему ни один из авторов Arcanum'а, BG2, VtMB, PT, F2 никогда не говорили, чего-то в духе "большинству игроков признать Grimoire одной из лучших когда-либо существовавших ролевых игр", Карл, "когда-либо существовавших"! Наиболее близкие и известные мне "аналоги" Клива это Вогель и Бокулев, но и тот и другой достаточно критично относятся к своим творениям.
Фарго. Фарго и Лорд Бритиш, вот они приблизительно также и говорят о своих творениях. ...А вообще подобные вещи в той или иной степени характерны и для биоваров, и для единого организма Обсидиан, и для поляков, и для... Список можно продолжать, если желание будет.
и для единого организма Обсидиан, и для поляков, и для... Список можно продолжать, если желание будет.
Что такое "единый организм Обсидиан"? Не так давно Сойер признавал в целом справедливость упреков в многословности Pillars of Eternity, да и можно вспомнить интервью Авеллона Sugarbombed "Но за худшие части можете винить меня, не ругайтесь на Troika", что как бы само по себе контрастирует с фразами Клива "политически ангажированных горлопанов" и "кучку клеветников сметут толпы". Я не про то, что Обсидиан или еще кто-то белые и пушистые, нет, у них есть недостатки, и... хотя я придерживаюсь правила отделять саму игру от околоигровых событий, но сейчас Клив таки прямо говорит "либо вам не нравится Grimoire и вы горлопан-клеветник, либо вам нравится Grimoire и вы самый смышленый и довольный представитель большинства игроков", так что в моих глазах Клив этим заявлением сам себе сделал репутацию черного и шершавого.
Я вот читал всё это и вспоминал, как в начале двухтысячных фантаст Василий Головачёв отвечал на критику на своём форуме. "У меня множество читателей, которые так не считают." И всё. И он не один такой – и среди фантастов, и среди игроделов (тоже фантастов в какой-то мере ведь по сути).
Сойер это признал уже сильно так постфактум. Изначально он был настроен куда как жёстче и выражал своё мнение о критиках матом. Авеллон... Авеллон сам по себе человек такой: совестливый, склонный перекладывать все ошибки на себя, перфекционист и безотказный работяга. Тем более, что у него сейчас, походу, кризис среднего возраста. И, как бы то ни было, они в джвоём ещё не вся компания Обсидиан. Я ни в коем случае не пытаюсь обелить Клива Блэйкмора, мне оно не надобно. Просто решил вставить свои джвадцать копеек правды: не он один выдаёт на-гора такие вот уродливые заявления, когда ожидания от оценки проделанного труда не совпадают с реальной оценкой пользователей/игроков. Ту же "Нуменеру" или "Андромеду" можно из недавнего вспомнить.
ЦитатаBajun ()
Что такое "единый организм Обсидиан"?
Это просто компания Обсидиан с указанием (через древний мем) на эпоху из истории этого сайта. Тогда бо'льшая часть местных была идейными фанатами этой студии и любила противопоставлять их как "Идейных свободных творцов" "продажным гомосекам-биоварам".
Он сделал её себе задолго до этого. И я даже не говорю о его выступлениях в личном блоге (откуда и проистекают заявления про политически ангажированных горлопанов — он там, как я слышал, против негров и сексуальных меньшинств выступал, и прочее). Он своими заявлениями в Стиме (не все из которых мы переводили) заслужил репутацию тролля (как вариант: упоротого тролля) — уж очень его слова и действия походят на откровенную провокацию.
В этом во многом разница. Там где большие студии пытаются что-то приукрасить, Клив набрасывает с лопаты. Так, в небольшом заявлении до этого (за несколько часов до выхода игры) он сказал что-то про то, как он давно мечтал сделать японский дейтсим (я не особо вчитывался) и сие есть неплохая идея для следующей игры.
Просто решил вставить свои джвадцать копеек правды: не он один выдаёт на-гора такие вот уродливые заявления, когда ожидания от оценки проделанного труда не совпадают с реальной оценкой пользователей/игроков.
Пример с Головачевым неудачный, его заявление нейтрально. Заявление Клива Блэйкмора совсем не нейтрально. Я не спорю с твоими "джвадцатью копейками правды", что Клив не единственный в своем ЧСВ, однако есть игры куда более... просто "куда более", и их авторы ведут себя скромнее, вот про что я.
ЦитатаChosen ()
Это просто компания Обсидиан с указанием (через древний мем) на эпоху из истории этого сайта
Я человек простой душевной организации и мемы подобной тематики неприятны и память не забивают.
Плохо, что от пари отказался. Пойти на кодекс, что ли, предложить $200, что через год не выйдет. Если не согласится - совсем обидно.
Так, идея для стартапа.
1) Много говоришь о новой игре. 2) Регулярно ставишь новые даты релиза. 3) Споришь с кучей людей на 200$, что игра выйдет в ближайшем месяце. 4) Рисуешь менюшку, прогаешь так, чтобы любая кнопка в меню крашила игру. 5) ??? 6) PROFIT!
По игре: кто-то уже играет и вкурил механику (Очень не хочется пати делать, ничего не понимая). Если да: npc форева или отсоединяются? Навыки, полученные предыдущим классом, и не подходящие текущему можно развивать? Первичные статы имеют какое-нибудь вторичное влияние (интеллект => скорость роста навыков и т.п.)?
Цитата
Пример с Головачевым неудачный, его заявление нейтрально.
Ну, пример, может и неудачный, но слабый автор и тщеславный человек Головачев действительно, подобно Кливу, не осознает свое место в мире. Вот другой. Аэлита-2005 (премия нашего местного маленького НФ-журнала с большими связями). На сцене сидят В.Крапивин, С. Лукьяненко, этот самый суперчеловек Головачев и настоящий Роберт Шекли. Я задаю Шекли вопрос по поводу его романа "Options". Пока тот формулирует ответ, поднимается этот самый Головачев и начинает мне отвечать: "Мы, фантасты часто...".
Добавлено (11.08.2017, 02:13) --------------------------------------------- Написал обзор на стиме, кину и сюда, вдруг кому поможет.
По выходу игры появилось довольно много обзоров, где она, кроме wizardry 7, сравнивается почти со всеми rpg начала 90-ых : и с eye of beholder, и с lands of lore и даже с M&M 3-5. Произойти это могло по двум причинам: либо авторы этих обзоров просто некомпетентны, либо им вообще всё едино и похожесть исчераывается низким разрешением. Ничего общего с тремя последними играми субж не имеет, разве что инвентори в виде прокручивающейся полосы позаимствовано у LoL. (По поводу разрешения: это фиксикованное 1024*768, которое без потери соотношения сторон можно растянуть на весь экран). Пошаговый бой происходит в точности, как в wiz7: игрок заказывает действия и ряд врагов, на которые они напрвлены, а затем запускает битву. Единственное отличие от wiz7 состоит в том, что после смерти всех врагов действия сопартийцев немедленно прекращаются (нет улетающих в пустоту заклинаний, отъедающих ману ни на что, как в wiz7). И уж конечно, ничего общего с реалтаймовыми EoB и бесклассовым к тому же LoL игра не имеет. Есть сплетня, что альфа другой, никому неизвестной wizardry8, над которой трудился ещё Брэдли, в 1996 году была выброшена на помойку, около которой на радость игрокам пробегал создатель Гриморы. Не знаю так ли это, но с точки зрения генезиса wizardry это возможно. В общем, игра настолько похожа на wiz7, что имеет смысл описать её с точки зрения совпадений и отличий с ней. + В игре действуют представители 14 новых, по сравнению с wiz7, рас. Представитель почти каждой из них имеет свою особую атаку "из желтенького" (выносливости), подобно кислотному дыханию визардревского дракона. Глаза-маги бьют по разуму противника, вампиры - зачаровывают, великаны рычат и т.д. + Механика смены классов существенно переработана, и получение уберов за счет прыжков по классам значительно затруднено (в wiz7, играя соло, я получал неодолимого убийцу уже в первом городе). + Общение с нпс огранизовано через консоль ("спрашивайте-отвечаем"), хотя, конечно, строится тоже на наборе ключевых слов. - Омерзительный дизайн (я говорю не о низкотехнологичной графике). Автор просто не умеет рисовать. Портреты персоажей трудно рассматривать без слёз. Спрайты мобов чуть лучше, но тоже невнятнее спрайтов в wiz7. - Неочевидный интерфейс. Например, чтобы узнать, что же представляет из себя такая загадочная вещь, как одноручный топор, нужно: 1. Сколдовать "опознание". После этого в углу экрана появится значок, оповещающий, что заклинание наложено на отряд. 2. Переключиться с действия "колдовать" на действие "опознать" и шелкнуть на идентифицируемый предмет. На этой стадии название предмета из "?топор?" превратится в "одноручный топор". 3. Перетащить значок топора на иконку действия "опознание". Вуаля: перед нами список классов, которые его могут использовать, расстояние возможной атаки и, собственно, повреждения (в форме 1d6). - Ужасный дизайн интерфейса. Wiz7 c её свечами и доспехами кажется на этом фоне шедевром. Мелкие нечитаемые шрифты, выполненные разными цветами, зелёная кукла партийца, будто бы сошедшая с транспаранта О. Бендера и куча не расшифрованных сокращений. - Косяки с арифметикой (надеюсь, временные). Одно из умений (музыка) растет, похоже, на порядок быстрее положенного (и остальных). Некоторые классы, кмк, имеют сильно завышенные требования (хрен выкинешь) и огромные штрафы по опыту (второй уровень стоит вдвое дороже), хотя я не могу увидть их особых преимуществ. - Самый главный, но надеюсь, тоже временный, минус. В игре нет ни хэлпера, ни мануала. Понять, какой из 15-ти, кажется, первичных статов на что влияет, какие заклинание содержит та или иная школа (и даже кому какие школы доступны), как точно возможна смена классов остается только догадываться. В свете сказанного мной (с): мы имеем несколько кивоватую wizardry 7.5. Если учесть, что я лично считаю wizardry 7 лучшей из когда бы то ни было созданных игр, то моё мнение о "гриморе" - маст хэв. PS. На всякий случай - для тех, кто не в курсе, что такое wizardry 7, но интересуестся олд-скулом. Это rpg не про отыгрыш, не про романы, не про атмосферу. Это rpg про тактику боя, про развитие команды, про глобальные и локальные головоломки. Из современных игр очень отдаленно можно сравнить с "Гримроком" и "Шулемой".
Тут дело скорее не в напильнике и не живости/мертвости, а в том, что порог вхождения здесь больше напоминает полосу препятствий. Я согласен терпеть кошмарный дизайн. Кто-то - нет. Самая загадочная часть игры на сегодня - это интерфейс. Меня он бесит, но я согласен разгадывать его, как головоломку. Кто-то - нет. Если эти две рогатины пройдены, начинается самое приятное. Для меня это - ностальгия, когда за плечами отряда остаются неразгаданные головоломки, когда действия не очевидны, когда надобность части умений непонятна. Этакая радость сталкера. Ну, да и много ли создано на сегодня пошаговых игр со сложными механиками?
Добавлено (13.08.2017, 01:47) --------------------------------------------- ЗЫ. Дец какой-то, там, оказывается, художник нанятый и вообще 10 человек в "credits".