• Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Основной раздел » Всё остальное » Рогалики » Roguelike: до и после «Берлинской интерпретации» (О каноничных определениях традиционных «рогаликов»)
Roguelike: до и после «Берлинской интерпретации»

Среди поклонников традиционных «рогаликов» каноничным определением жанра считается так называемая «Берлинская интерпретация», основанная на опубликованном в Temple of the Roguelike Сантьяго Запатой (также известном как Slash), с которого мы и начнём. В этой статье вы не только познакомитесь с той самой «Берлинской интерпретацией», но и увидите, как с годами менялись представления человека, стоявшего у истоков этого определения.


Я удалился от мира не потому, что имел врагов, а потому, что имел друзей. Не потому, что они вредили мне, как это обычно бывает, а потому, что они считали меня лучшим, чем я есть. Этой лжи я вынести не мог. © Альбер Камю
# 1 | , 08:38 | m00n1ight
(Автор темы)
I am nothing (but odd man).
Группа: Фактол
Регистрация: 2011-02-10
Сообщений: 3278
В Берлинском определении есть следующий абзац:

Цитата
Этот список поможет определить, насколько игра соответствует определению жанра. Она может не соответствовать некоторым пунктам и оставаться «рогаликом».

Здесь непонятно. Если игра не соответствует некоторым признакам, особенно первичным, и при этом всё равно остаётся рогаликом, то какой смысл вообще в этом определении?

Сообщение отредактировал ma1k0vich - Понедельник, 2024-01-08, 11:54


Есть абмидекстры, а я амбисинистр. Сейчас играю в Into The Breach и FTL.
# 2 | , 11:53 | ma1k0vich
Почётный спонсор C.O.R.E.
Группа: Неймер
Регистрация: 2023-03-04
Сообщений: 326
Цитата ma1k0vich ()
Если игра не соответствует некоторым признакам, особенно первичным, и при этом всё равно остаётся рогаликом, то какой смысл в этом определении?

Какой смысл в правилах русского языка, если из них есть исключения?

Я удалился от мира не потому, что имел врагов, а потому, что имел друзей. Не потому, что они вредили мне, как это обычно бывает, а потому, что они считали меня лучшим, чем я есть. Этой лжи я вынести не мог. © Альбер Камю
# 3 | , 11:54 | m00n1ight
(Автор темы)
I am nothing (but odd man).
Группа: Фактол
Регистрация: 2011-02-10
Сообщений: 3278
Твой ответ ситуацию яснее для меня не делает  smile  What do you mean? Please explain.

Есть абмидекстры, а я амбисинистр. Сейчас играю в Into The Breach и FTL.
# 4 | , 11:56 | ma1k0vich
Почётный спонсор C.O.R.E.
Группа: Неймер
Регистрация: 2023-03-04
Сообщений: 326
Даже среди «эталонных», каноничных «рогаликов» не все соблюдают абсолютно все требования. То тут, то там разработчики отходят от них. Что тут, что в похожей по методике классификации ролевых игр от RPG Watch нет чёткого разделения на чёрное и белое, нули и единицы, предлагается оценивать соответствие отдельных компонентов и выставлять некую общую оценку. Например, 9/10 всё равно назовут «традиционным рогаликом».

Об этом сам автор статьи, на которой эта интерпретация построена, и говорит.

Я удалился от мира не потому, что имел врагов, а потому, что имел друзей. Не потому, что они вредили мне, как это обычно бывает, а потому, что они считали меня лучшим, чем я есть. Этой лжи я вынести не мог. © Альбер Камю
# 5 | , 12:01 | m00n1ight
(Автор темы)
I am nothing (but odd man).
Группа: Фактол
Регистрация: 2011-02-10
Сообщений: 3278
Цитата
предлагается оценивать соответствие отдельных компонентов и выставлять некую общую оценку. Например, 9/10 всё равно назовут «традиционным рогаликом».
Предположу, что первичные признаки при этом имеют больший вес. То есть, выкинув случайно генерируемое окружение (или окончательную смерть) и оставив всё остальное, разработчик получит за свою игру, условно говоря, 1/10, а не 9/10.

Сообщение отредактировал ma1k0vich - Понедельник, 2024-01-08, 12:15


Есть абмидекстры, а я амбисинистр. Сейчас играю в Into The Breach и FTL.
# 6 | , 12:15 | ma1k0vich
Почётный спонсор C.O.R.E.
Группа: Неймер
Регистрация: 2023-03-04
Сообщений: 326
Кстати, у меня на аватарке чел из ADOM - одного из пяти "каноничных" рогаликов согласно Берлинскому определению  smile

Правда, не из оригинальной игры, а из её ремейка для Steam.

Сообщение отредактировал ma1k0vich - Понедельник, 2024-01-08, 12:19


Есть абмидекстры, а я амбисинистр. Сейчас играю в Into The Breach и FTL.
# 7 | , 12:17 | ma1k0vich
Почётный спонсор C.O.R.E.
Группа: Неймер
Регистрация: 2023-03-04
Сообщений: 326
Так нет, есть же ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ признаки жанра. А есть второстепенные. Несоблюдение даже одного обязательного исключает игру из жанра и в лучшем случае выводит в новый, в худшем - в уже существующий смежный. Если в стратегии нет ресурсов - это не стратегия. Если в шутере ты ни в кого не стреляешь в реальном времени - не шутер. Если в рейсинг симе ты не гоняешь - не рейсинг сим. Если в квесте есть боевая система - он уже не квест, а экшн-адвенче. В этом сама соль и суть любого жанрового деления. Проводить аналогию между искусственным делением на жанры и живым языком, который имел огромную историю и развивался совершенно бесконтрольно - идиотизм, но раз уж проводите - то говорите не о правилах внутри языка, а о языковых семьях и различиях между славянской и германской языковой группой, тогда это будет корректная аналогия касательно различий между разными жанрами.

Сообщение отредактировал FromLeftShoulder - Понедельник, 2024-01-08, 12:22


Wie Phönix aus der Asche
Komm tanz, tanz, tanze mit mir!
# 8 | , 12:20 | FromLeftShoulder
Группа: Неймер
Регистрация: 2020-06-14
Сообщений: 2530
Цитата ma1k0vich ()
Предположу, что первичные признаки при этом имеют больший вес.


Само собой, имеют. Но даже в самом определении говорится, что по мелочам и каноничные рогалики их не соблюдают, ту же одноэкранность/однооконность/однорежимность (разные варианты перевода). Равно как и «случайный внешний вид», когда в одном прохождении синее зелье — мана, в другом — здоровье, в третьем — яд, вообще ныне применяется крайне редко.

Так что какие-то единичные отклонения даже от первичных признаков допускаются, если игра при этом сохраняет «дух оригинальных игр». Об этом пишет Slash в более поздних статьях, где он уже сам выкинул некоторые признаки, дабы охватить определением большее количествои игр.

Цитата FromLeftShoulder ()
Несоблюдение даже одного обязательного исключает игру из жанра и в лучшем случае выводит в новый, в худшем - в уже существующий смежный.

Что противоречит написанному в самой интерпретации, а заодно вычёркивает из него каноничные по мнению составителей игры.

Я удалился от мира не потому, что имел врагов, а потому, что имел друзей. Не потому, что они вредили мне, как это обычно бывает, а потому, что они считали меня лучшим, чем я есть. Этой лжи я вынести не мог. © Альбер Камю
# 9 | , 12:22 | m00n1ight
(Автор темы)
I am nothing (but odd man).
Группа: Фактол
Регистрация: 2011-02-10
Сообщений: 3278
Цитата m00n1ight ()
«дух оригинальных игр»

когда речь заходит о "духе", а не обьективных измеримых параметрах - такие определения можно распечатывать на принтере и использовать в качестве туалетной бумаги. Можно считать что их ценность стремится к нулю. Потому что "дух" предполагает нечто невещественное и трудноопределимое, а "жанр" - конкретные стилистические, геймдизайнерские, сюжетные и игромеханические признаки.
Цитата m00n1ight ()
Что противоречит написанному в самой интерпретации

что делает этот текст просто бесполезным хламом, о чём я и говорю. Автор-составитель собственноручно сводит его ценность к отрицательной.

Сообщение отредактировал FromLeftShoulder - Понедельник, 2024-01-08, 12:27


Wie Phönix aus der Asche
Komm tanz, tanz, tanze mit mir!
# 10 | , 12:26 | FromLeftShoulder
Группа: Неймер
Регистрация: 2020-06-14
Сообщений: 2530
Цитата FromLeftShoulder ()
когда речь заходит о "духе", а не обьективных измеримых параметрах - такие определения можно распечатывать на принтере и использовать в качестве туалетной бумаги.

Так они не всегда есть. Как раз вчера с Интерактивистом спорили насчёт определений «сложноустроенности», «достаточной проработки механик», «необходимости тщательного исследования» и так далее. Это всё абсолютная субъективщина, которая написана в этой самой берлинской интерпретации, лол.

Цитата FromLeftShoulder ()
что делает этот текст просто бесполезным хламом, о чём я и говорю.

Ну так твои комменты весь форум считает таковым, разве тебя это когда-то останавливало? biggrin

Я удалился от мира не потому, что имел врагов, а потому, что имел друзей. Не потому, что они вредили мне, как это обычно бывает, а потому, что они считали меня лучшим, чем я есть. Этой лжи я вынести не мог. © Альбер Камю
# 11 | , 12:30 | m00n1ight
(Автор темы)
I am nothing (but odd man).
Группа: Фактол
Регистрация: 2011-02-10
Сообщений: 3278
Цитата m00n1ight ()
Так они не всегда есть.

если не всегда есть - значит это не определяющая жанровая черта, логично, не?
Цитата m00n1ight ()
Ну так твои комменты

снова переход на личности вместо обсуждения жанра, ещё и обобщения в виде "весь форум", ещё "всё человечество" скажи, чо скромничать.

Wie Phönix aus der Asche
Komm tanz, tanz, tanze mit mir!
# 12 | , 12:33 | FromLeftShoulder
Группа: Неймер
Регистрация: 2020-06-14
Сообщений: 2530
Цитата m00n1ight ()
Это всё абсолютная субъективщина, которая написана в этой самой берлинской интерпретации, лол
Да, но при этом игроки каким-то образом понимают, что Rogue, NetHack или ADOM - точно рогалики, а Battle Brothers - нет, хотя он соответствует всем первичным признакам, кроме пермасмерти.

Есть абмидекстры, а я амбисинистр. Сейчас играю в Into The Breach и FTL.
# 13 | , 12:33 | ma1k0vich
Почётный спонсор C.O.R.E.
Группа: Неймер
Регистрация: 2023-03-04
Сообщений: 326
Цитата ma1k0vich ()
Battle Brothers - нет, хотя он соответствует всем первичным признакам,

не соответсвует же. там нет рандомных эффектов, которые можно открыть только на практике и которые меняются при повторном прохождении.
По сути в ББ ничего из этого нет
Цитата
Случайно создаваемое окружение. Игровой мир и его наполнение каждый раз создаются случайным образом.

Окончательные последствия (включая смерть). Вам придётся расплачиваться за решения и ошибки, иногда ценой жизни.
Возможность загружать игру ограничена и используется исключительно для продолжения ранее прерванной игры.

Единый набор команд. В любое время вам доступны все возможные игровые действия. Нет никаких искусственных ограничений на доступность действий в той или иной ситуации.

элементы мира случайны, но сюжет сквозной, и мейнквест всегда один и тот же, основные задачи повторяются, меняется только окружение
Последствия не окончательны, можно загружаться и сохраняться в любой момент
Набор команд не постоянен, определённые возможности открываются только в дальнейшем по мере прокачки и развития сюжета.

Сообщение отредактировал FromLeftShoulder - Понедельник, 2024-01-08, 12:38


Wie Phönix aus der Asche
Komm tanz, tanz, tanze mit mir!
# 14 | , 12:34 | FromLeftShoulder
Группа: Неймер
Регистрация: 2020-06-14
Сообщений: 2530
Цитата FromLeftShoulder ()
снова переход на личности вместо обсуждения жанра, ещё и обобщения в виде "весь форум", ещё "всё человечество" скажи, чо скромничать.

За человечество не знаю, но по поводу форума мог бы и не демагожить — тебе, как и Горти, уже не раз высказывали. Разве что минусов пока в панамку не накидали.

Вот ты сам любишь ссылаться на RPG Watch, а меж тем там написано ровно то же:

Цитата
Использование контрольного списка с ролевыми элементами просто в применении и хорошо себя зарекомендовало. Если вы не согласны с одним из требований, можете не обращать на него внимание, перенести из важных в необходимые или наоборот в соответствии со своими пристрастиями.


Цитата
Как и в других случаях, вопрос разделения элементов на необходимые и важные зависит от того, кого кого спрашивать. Иначе говоря, наша классификация — отражение субъективных мнений группы людей, привлечённых к её созданию.


What a mess.

Цитата FromLeftShoulder ()
если не всегда есть - значит это не определяющая жанровая черта, логично, не?

Ну да, если в правилах есть исключения, значит правил не существует. Мы же с этого и начинали.

Я удалился от мира не потому, что имел врагов, а потому, что имел друзей. Не потому, что они вредили мне, как это обычно бывает, а потому, что они считали меня лучшим, чем я есть. Этой лжи я вынести не мог. © Альбер Камю
# 15 | , 12:35 | m00n1ight
(Автор темы)
I am nothing (but odd man).
Группа: Фактол
Регистрация: 2011-02-10
Сообщений: 3278
Цитата FromLeftShoulder ()
там нет рандомных эффектов, которые можно открыть только на практике и которые меняются при повторном прохождении
Это да, но как пользоваться оружием - ты не знаешь, пока его не экипируешь (метагейминг исключаем). Или не знаешь атрибуты кандидата, пока его не наймёшь. Это такая аналогия зельям, которые хз что делают.

Сообщение отредактировал ma1k0vich - Понедельник, 2024-01-08, 12:37


Есть абмидекстры, а я амбисинистр. Сейчас играю в Into The Breach и FTL.
# 16 | , 12:37 | ma1k0vich
Почётный спонсор C.O.R.E.
Группа: Неймер
Регистрация: 2023-03-04
Сообщений: 326
Цитата ma1k0vich ()
как пользоваться оружием

это немного не про то. как раз рогалики исключают метагейминг, потому что сегодня у тебя лук стреляет, а завтра только как дубина работает грубо говоря. Конечно речь не про оружие, а про эффекты зелий, заклинаний и всего такого. Хороший рогалик - тот же СотС - Пит. Хотя там тоже есть послабления, рецепты сохраняются между прохождениями и не меняются.

Вообще в чистом-рафинированном виде рогаликов меньше десятка. И я считаю, что роглайт роглайклайк - это эволюция в сторону более интересного геймплея, а не деградация. В чистом виде рогоподобные игры - это как первые примитивные данжнкравлы на консолях. Неудобны и некрасивы. Интересны очень немногим и не особо привлекательны. Механики нацелены не на использование логики и интеллекта, а на рандом и постоянный проигрышь, вне зависимости от талантов и стараний, просто ради перезатягивания времени.

Сообщение отредактировал FromLeftShoulder - Понедельник, 2024-01-08, 12:46


Wie Phönix aus der Asche
Komm tanz, tanz, tanze mit mir!
# 17 | , 12:40 | FromLeftShoulder
Группа: Неймер
Регистрация: 2020-06-14
Сообщений: 2530
Цитата ma1k0vich ()
Предположу, что первичные признаки при этом имеют больший вес.
Рамки всегда примерны. Их нет смысла делать точными. Зачем вообще нужны рамки? Тут есть варианты:
1. Самое распространённое. Рамки - возможность пообсуждать рамки.
2. Рамки - возможность переползти в срач: "Ведьмак не RPG! Нет, это Диско не RPG! Нет, это AoD не RPG!" Собственно, на этом сраче самый движ и происходит.

И, блин, как оно должно быть.
3. Рамки - это возможность как-то обозначить круг игр, которые обсуждаются в некой беседе. Чтобы был понятнее предмет обсуждения, в том числе не особо знакомым с жанром людям или слишком уж знакомым с жанром людям.

Пример о себе. У меня есть гуглдок "Игры про тактику", куда я записывал отдельные их элементы.
Цитата
Границы тактической игры весьма расплывчаты. Здесь нет больших стратегий, нет Демиургов, Puzzle Quest, Winter Voices и многого другого, что показалось мне выходящим за эти самые границы. Нет тактик в реальном времени (например, Ground Control и Dark Omen).
Из нескольких игр с идентичной игромеханикой взята одна, лучшая (или какая под руку попалась).

Заполняю я его чисто интуитивно под настроение. Дисайплс и Горький 17 есть, Пазл Квеста и Winter Voices нет. Этот документ я просматривал сам много раз и показывал ещё трём друзьям. Если бы я его на форум выложил, пришлось бы подробнее расписать своё интуитивное понимание игр про тактику. Чтобы понятно было, что я вообще тут устроил.

Всё. Далее в обсуждении этих игр может упоминаться вообще что угодно. Или можно обсудить другую игру, опираясь на какие-то признаки тактик. А то собрались так два человека, оба любят РПГ: один играл в Дьябло и Обливион, второй в Героев и Экспедицию Рим. И чё-то у них беседа не ладится.

И из этого вытекает следующий момент. Рамки применяются к каждому конкретному обсуждению. Если разросся разговор, неплохо бы кинуть ссылку на список рамок.
# 18 | , 12:46 | Бобёр
Группа: Неймер
Регистрация: 2016-10-16
Сообщений: 759
Гибкость рамок зачастую определяется упоротостью людей. Для кого-то если не ASCII, то уже не «традиционный рогалик», даже если всё остальное соблюдается.

Я удалился от мира не потому, что имел врагов, а потому, что имел друзей. Не потому, что они вредили мне, как это обычно бывает, а потому, что они считали меня лучшим, чем я есть. Этой лжи я вынести не мог. © Альбер Камю
# 19 | , 12:50 | m00n1ight
(Автор темы)
I am nothing (but odd man).
Группа: Фактол
Регистрация: 2011-02-10
Сообщений: 3278
О, пока я писал текст, пункты 1 и 2 расцвели в этой теме!
Примечание: я начал отвечать, когда вот первая цитата была последним постом в теме.

Сообщение отредактировал Бобёр - Понедельник, 2024-01-08, 12:57

# 20 | , 12:52 | Бобёр
Группа: Неймер
Регистрация: 2016-10-16
Сообщений: 759

Я удалился от мира не потому, что имел врагов, а потому, что имел друзей. Не потому, что они вредили мне, как это обычно бывает, а потому, что они считали меня лучшим, чем я есть. Этой лжи я вынести не мог. © Альбер Камю
# 21 | , 12:54 | m00n1ight
(Автор темы)
I am nothing (but odd man).
Группа: Фактол
Регистрация: 2011-02-10
Сообщений: 3278
# 22 | , 12:57 | Бобёр
Группа: Неймер
Регистрация: 2016-10-16
Сообщений: 759
Цитата Бобёр ()
нет Демиургов

Цитата Бобёр ()
Дисайплс и Горький 17 есть

Цитата Бобёр ()
Winter Voices нет.

забавно, по каким критериям ты их отбираешь? В Демиургах нет стратегической составляющей, тактическая РПГ по мотыге. Дисы - ролевая стратегия, развитие города, захват шахт и других городов...тактика? почему? как? откуда? Голоса зимы - сплошная тактика, можно сказать квинтессенция тактических игр, хотя конечно до тактик огра или огненной эмблемы им далеко. Единственный вывод из этого - люди даже не пытаются в обьективность, они просто проталкивают личные пристрастия и вкусы в массы.
Цитата Бобёр ()
Ведьмак не RPG

первый - классическое РПГ, второй - слешер с ролевыми элементами а-ля Северанц/ДМЦ/Демонстоун, третий - АРПГ в открытом мире. Все три ведьмака по сути игры разных жанров, ну или как минимум поджанров. Они кардинально различны и по геймдизайну и по геймплею.

Сообщение отредактировал FromLeftShoulder - Понедельник, 2024-01-08, 13:20


Wie Phönix aus der Asche
Komm tanz, tanz, tanze mit mir!
# 23 | , 13:15 | FromLeftShoulder
Группа: Неймер
Регистрация: 2020-06-14
Сообщений: 2530
Цитата FromLeftShoulder ()
когда речь заходит о "духе", а не обьективных измеримых параметрах
С чего вдруг ты захотел в объективность? ) Жанры в искусстве всегда определялись приблизительно. Можно сказать, на уровне ощущений)

Есть абмидекстры, а я амбисинистр. Сейчас играю в Into The Breach и FTL.
# 24 | , 14:08 | ma1k0vich
Почётный спонсор C.O.R.E.
Группа: Неймер
Регистрация: 2023-03-04
Сообщений: 326
Как в комментах к критике берлинской интерпретации привели знаменитое заявление на вопрос, что такое порнография: «узнаю, когда увижу».

Я удалился от мира не потому, что имел врагов, а потому, что имел друзей. Не потому, что они вредили мне, как это обычно бывает, а потому, что они считали меня лучшим, чем я есть. Этой лжи я вынести не мог. © Альбер Камю
# 25 | , 14:11 | m00n1ight
(Автор темы)
I am nothing (but odd man).
Группа: Фактол
Регистрация: 2011-02-10
Сообщений: 3278
Форум » Основной раздел » Всё остальное » Рогалики » Roguelike: до и после «Берлинской интерпретации» (О каноничных определениях традиционных «рогаликов»)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: