[BioWare] Дэвид Гейдер об озвучании персонажей (страница 1)

  • Страница 1 из 1
  • 1
[BioWare] Дэвид Гейдер об озвучании персонажей
# 1 | |

Дэвид Гейдер заметил, что люди не понимают, как делается запись озвучивания: как пишутся строчки, как всё это попадает в игру и тому подобное. Конечно, на каком-то уровне есть осознание, что актёры должны прийти и проговорить свои реплики... ну а кроме этого? Всё довольно расплывчато. И потому главный сценарист Dragon Age решил приоткрыть завесу тайны над этим процессом.

«Итак, для нас в BioWare это очень важная часть работы. Со времён Knights of the Old Republic мы озвучивали каждую произносимую строчку — где-то между 25 000 и 80 000 строчек, в зависимости от игры. Если не очевидно, то это много (в среднем романе 8–12 000). Большинство игр не содержит столько текста, а уж тем более никто не пытается его записать полностью. Поэтому нам необходима система для организации всего этого, которой у многих компаний нет — так что имейте в виду: так делаем мы, это не является общим стандартом.

Всё начинается, собственно, с написания реплик. Это делается в редакторе диалогов, который является лишь интерфейсом, позволяющим внести все строки (тексты собираются вместе в один большой файл, называемый „таблицей диалогов“) и составить из них отдельные разговоры так, чтобы человек мог их понять. Если же посмотреть на саму таблицу — это винегрет из случайных строк, идущих в порядке написания, не более.

Для каждой реплики сценаристы пишут „комментарий озвучивания“, поясняющий, как она должна быть произнесена. Кроме необходимых эмоций, мы описываем и контекст, который актёру при взгляде на сами слова может быть не очевиден. Это важно, если высказывание содержит сарказм, шутку или отношение к персонажу, которому оно адресовано.

Строка: „Это замечательно, Джон“.

Комментарий озвучивания: сарказм, имеется в виду „это глупая идея“. Ты считаешь Джона идиотом.

Посмотрите на реплику и представьте, сколько разных интонаций можно ей придать, не имея пояснения.

Каждый персонаж, участвующий в разговоре, отражён в заметке „руководства персонажей“, в которой мы передаём важную информацию отделу озвучивания: кто такой этот герой, его пол и возраст (на сколько лет должен звучать, а не сколько ему на самом деле), каким должен быть его голос и с каким акцентом.

Отдел озвучивания (возглавляемый Каролиной Ливингстон) рассмотрит заметку, сколько реплик закреплено за персонажем, и начнётся поиск актёра на роль. Им придётся разобраться с сотнями героев — значительных и не очень. Исполнители основных ролей подбираются лично главой отдела и остальной командой (например, мной и Майком Лейдлоу). Голос для главного героя (у него больше всех реплик в игре — около трети, и он участвует практически во всех диалогах) обсуждается больше всего и подбирается наиболее скрупулёзно.

Как только исполнители ролей утверждены (а это происходит на довольно позднем этапе разработки: ведь реплики должны быть законченными, насколько это вообще возможно), тексты печатаются.

Каждый текст — файл одного диалога с „синситом“ сверху („синопсисом ситуации“ — описанием, что вообще происходит в данном разговоре, сформулированным сценаристами для контекста). Они составляются в хронологическом порядке, и довольно много будет отдано актёру на единственную сессию, длящуюся в среднем около четырёх часов. За эти четыре часа актёр озвучивания может проговорить 200–400 строк (в зависимости от сложности сцен — эмоциональные эпизоды могут потребовать множества дублей). Поэтому важный персонаж потребует нескольких сессий на протяжении какого-то времени. Главному герою может понадобиться, скажем, 20–30 сессий, работа будет идти несколько месяцев.

Для актёра бронируется студия звукозаписи, с которой у BioWare есть договорённости. Они должны быть знакомы с нашей системой и иметь необходимое оборудование. В идеале должна быть возможность режиссёру работать удалённо — Каролина не всегда может прилететь лично, поэтому иногда может руководить сессией из Эдмонтона, тогда как в кабине будут находиться лишь актёр и технический специалист. Правда, режиссёров у нас несколько, и мы стараемся, чтобы они присутствовали как можно больше.

Во время сессии актёр просматривает текст, когда он появляется. Мы обсуждаем его столько, сколько потребуется актёру — очень помогает, если присутствует сценарист, особенно на записи сложных сцен, требующих серьёзных пояснений (мы всегда стараемся быть на Больших Эпизодах, например, романтических или ключевых для игры). Затем реплики выводятся для актёра на экране по отдельности и начинается запись.

Иногда требуется сделать много дублей одной и той же реплики — особенно поначалу, если актёр ещё ищет голос персонажа. Здесь помогает режиссёр, даёт комментарии. Иногда реплику можно записать по-разному: громко, тихо, напряжённо, с усталостью. Иногда комментарий озвучивания, написанный сценаристом, непонятен, или реплика не может быть такой, как думал автор. Тогда Каролина делает звонок для разъяснения (если мы не присутствуем). Если она не уверена, то делает несколько вариантов реплики (мы называем их „альтами“), и позже какой-то будет выбран.

Потом каждая реплика обрабатывается отделом звукозаписи, улучшается, регулируется её громкость, и она вставляется в игру. Тогда мы оцениваем строку, и если обнаруживаем проблему в ней самой или в сочетании с другими (актёры не всегда слышат предыдущие реплики собеседника, особенно если они первые и записываются в конкретном диалоге: если у нас есть запись — они могут „подстроиться“, а если нет — придётся делать вслепую), то помечаем для перезаписи и отправляем обратно вместе с комментарием, что не так. Около 20% всех реплик перезаписываются, некоторые даже более одного раза.

Звучит, как нечто дорогостоящее? Так и есть! Не буду рассказывать, сколько платят актёрам, но есть стандартная стоимость одной 4-часовой сессии, называемая „таксой“. Часто люди получают больше: „двойную таксу“, „тройную“ и так далее. Некоторые актёры, особенно звёзды, просят гораздо больше — и, обычно, стоят того. Они не стали известными без причины, в конце концов, хотя я и заметил, что талантливый актёр не всегда талантлив в озвучивании… многие навыки совмещаются, но не всегда одни и те же.

И всё равно, когда в кабине кто-то, кто знает, что делает, — он пролетает по репликам с минимальным количеством дублей. И может преобразить работу, взяв дрянные строчки и заставив их казаться не такими уж и дрянными, или просто придавая фактурности, которая иначе просто не появилась бы. Некоторые актёры очень великодушны и говорят, что хорошо бы не получилось, если бы сценарий не был хорош, но не думаю, что всё обстоит именно так. Игра актёра может построить персонажа или полностью разрушить его — неважно, как он был изначально написан, и потому этот процесс для нас так важен.

Всё это, конечно же, длится многие месяцы в лихорадочном ритме: как только должна начаться запись озвучивания, игре оно нужно „вчера“. В целом, так: „рано… рано… рано… ВОТ СЕЙЧАС, ВО ИМЯ ЛЮБВИ ГОСПОДА, ЗАПИШИТЕ ВСЁ! О БОЖЕ МОЙ, ДА ЧТО ЖЕ ТАК ДОЛГО-ТО?!“ В таком мире всё время живёт отдел звукозаписи.

Вот как-то так. Наверное, я всё слишком упростил… чёрт, да даже составление графиков сессий актёров — отдельный кошмар, требующий продюсера только для этой задачи, но общую идею вы должны были уловить. Большинству из вас, уверен, очень нравится результат».

Источник: Группа C.O.R.E. Dragon Age Вконтакте.


m00n1ight (Автор темы)
# 2 | |
.....Как-то скучно рассказывает, вот когда Чед Мур рассказывал как он режиссировал озвучку персонажей в Arcanum было лучше, намного всё лучше было.

// Сейчас играю: DA:O, BG3, Wintermoor Tactics
"Помни: сила рыцаря-джедая - это сила Вселенной; но помни: гнев, страх - это всё ведет на темную сторону силы. Как только ты сделаешь первый шаг по тёмному пути, ты уже не сможешь с него свернуть"
Спонсор C.O.R.E.
Группа: Фактотум
Регистрация: 2012-11-08
Сообщений: 726
# 3 | |
Цитата Kravchuk ()
Как-то скучно рассказывает
Согласен. Да и описывает он стандартный процесс озвучки. Ничего экстраординарного.

// Сейчас играю: В консоли
Praise the Sun!
Группа: Фактотум
Регистрация: 2011-01-12
Сообщений: 2268
# 4 | |
Цитата vaska_psih ()
Да и описывает он стандартный процесс озвучки. Ничего экстраординарного.
И тем не менее, для тех, кто не знал, как именно это делается - неплохой и познавательный текст. Да и рассказывает вполне прилично: в конце концов, я же дочитал до конца, при этом ни разу не отвлекаясь.

// Сейчас играю: Doom Eternal | Планы на будущее: Manor Lords
Группа: Фактотум
Регистрация: 2010-12-22
Сообщений: 1540
# 5 | |
Он бы лучше рассказал, есть ли у них в офисе столовка.

// Сейчас играю: Stonekeep
Группа: Неймер
Регистрация: 2012-01-23
Сообщений: 439

Любимые CRPG: EoB 1-3,NWN2+MotB,Ps:T,QfG 1-5,AF,ToEE,UW 1-2
# 6 | |
.....Нашёл Мура, он оказывается у конкурентов был.
Цитата Crashwall ()
И тем не менее, для тех, кто не знал, как именно это делается - неплохой и познавательный текст. Да и рассказывает вполне прилично: в конце концов, я же дочитал до конца, при этом ни разу не отвлекаясь.

.....Ну, видно, что профессиональный писатель. Но у Чеда интересней.

// Сейчас играю: DA:O, BG3, Wintermoor Tactics
"Помни: сила рыцаря-джедая - это сила Вселенной; но помни: гнев, страх - это всё ведет на темную сторону силы. Как только ты сделаешь первый шаг по тёмному пути, ты уже не сможешь с него свернуть"
Спонсор C.O.R.E.
Группа: Фактотум
Регистрация: 2012-11-08
Сообщений: 726
# 7 | |
Нормально описал, информативно и без мусора.

// Сейчас играю: RPG, aka cиммуляторы свиданий
sometime bored
Группа: Неймер
Регистрация: 2013-12-20
Сообщений: 217
# 8 | |
Цитата MidaeLL ()
Нормально описал, информативно и без мусора.

Возможно. Но не интересно.

Вот самая интересная инфа касательно озвучки была на моей памяти от Джордана Мехнера. Кто не знает, этот чувак сделал Prince of Persia 1&2 (Sands of Time - консультант) и просто шедевральный (а также непризнанно провальный) квест The Last Espress. В декабрьском номере известного русского игрового журнала было его интервью (как же, времена пиара, и имя его умолчу) от аж 1997-го года. Наверное понятно, раз запомнилось через столько лет, интересная была статья. До сих пор помню основной тезис - проще носителя языка научить быть актёром, чем наоборот. А тут из пустого в порожнее очевидные вещи.

// Сейчас играю: Stonekeep
Группа: Неймер
Регистрация: 2012-01-23
Сообщений: 439

Любимые CRPG: EoB 1-3,NWN2+MotB,Ps:T,QfG 1-5,AF,ToEE,UW 1-2
# 9 | |
Цитата MidaeLL ()
информативно и без мусора.

.....БСЭ тоже информативна и ез мусора. А ещё суха и уныла.

// Сейчас играю: DA:O, BG3, Wintermoor Tactics
"Помни: сила рыцаря-джедая - это сила Вселенной; но помни: гнев, страх - это всё ведет на темную сторону силы. Как только ты сделаешь первый шаг по тёмному пути, ты уже не сможешь с него свернуть"
Спонсор C.O.R.E.
Группа: Фактотум
Регистрация: 2012-11-08
Сообщений: 726
# 10 | |
Цитата Kravchuk ()
у конкурентов

Я уж было подумал, что действительно конкуренты появились.

m00n1ight (Автор темы)
# 11 | |
Цитата 13th_Ka7aHe4 ()
Возможно. Но не интересно.
Мне интересно, а moonlight-у спасибо.
Цитата Kravchuk ()
БСЭ тоже информативна и ез мусора.

И это плюс.
Цитата Kravchuk ()
А ещё суха и уныла.
Не читал, не знаю. Но вообще странно от энциклопедии ожидать веселья..

Сообщение отредактировал MidaeLL - Среда, 2014-04-02, 12:00


// Сейчас играю: RPG, aka cиммуляторы свиданий
sometime bored
Группа: Неймер
Регистрация: 2013-12-20
Сообщений: 217
# 12 | |
Цитата MidaeLL ()
а moonlight-у спасибо.

Спасибо Agelico, я лишь скопипастил сюда.

m00n1ight (Автор темы)
# 13 | |
Цитата m00n1ight ()
Спасибо Agelico, я лишь скопипастил сюда.

Просто в представленном материале не увидел автора перевода..
Agelico, спасибо.

// Сейчас играю: RPG, aka cиммуляторы свиданий
sometime bored
Группа: Неймер
Регистрация: 2013-12-20
Сообщений: 217
# 14 | |
Ничего страшного, я просто поправил. Не люблю, когда мне приписывают чужие заслуги.

m00n1ight (Автор темы)
# 15 | |
Представляю, как Bioware хотели бы иметь возможность, в массовом порядке нанимать для озвучки уникумов наподобие Анофриева.
Цитата Kravchuk ()
А ещё суха и уныла

Э-э-э ... я один в детстве, ради развлечения, открывал случайный том БСЭ, на случайной странице и читал случайную статью?! surprised


Спонсор C.O.R.E.
Ктулхе can into сhange!
Группа: Фактотум
Регистрация: 2010-12-22
Сообщений: 6747

Любимые CRPG: Exile 3, Uncharted Waters, D&D, M&M, F: New Vegas
# 16 | |
Цитата Товарищ ()
Э-э-э ... я один в детстве, ради развлечения, открывал случайный том БСЭ, на случайной странице и читал случайную статью?!
Да. Во-первых, ты самый старый (наверное) здесь, во-вторых, для этого есть википедия и для этого не обязательно находится в детстве biggrin

Сообщение отредактировал Crashwall - Четверг, 2014-04-03, 18:37


// Сейчас играю: Doom Eternal | Планы на будущее: Manor Lords
Группа: Фактотум
Регистрация: 2010-12-22
Сообщений: 1540
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: