Г. Ф. Лавкрафт (полное имя — Говард Филлипс Лавкрафт / Howard Phillips Lovecraft) родился 20 августа 1890 года в городе Провиденс штата Род-Айленд. Его родители, мать — Сара Сюзан Филлипс Лавкрафт и отец — Винфилд Скотт Лавкрафт, тогда жили в доме 454 (тогда еще 194) по Энджелл Стрит. В Провиденсе, не считая двух лет, проведённых в Нью-Йорке, прожил всю свою недолгую жизнь.
Когда Говарду было три года, его отец перенёс нервный срыв, находясь в отеле в Чикаго (он работал коммивояжёром), и после этого был помещён в лечебницу, где и провёл пять лет, вплоть до своей смерти 19 июля 1898 года.
После смерти отца мальчика растила мать, две тетки и, особенно, дед — Виппл Ван Бьюрен Филлипс. У деда была самая обширная библиотека в городе (а может, и во всём штате), и это сыграло не последнюю роль в формировании читательских пристрастий Говарда. Он рано начал читать и писать сам (ещё раньше он начал просто сочинять устные стихи). И одно из первых произведений, которые он отмечал как самое любимое и впечатлившее его, были «Сказки 1001 ночи», прочитанные впервые им в пятилетнем возрасте. Именно оттуда родился Абдул Альхазред, ставший впоследствии псевдонимом самого автора, а ещё позднее — персонажем его рассказов, автором «Некрономикона». И именно этой книге Лавкрафт обязан восточным мотивам в его последующем творчестве. Также автором были с детства любимы греческие мифы, «Илиада» и «Одиссея», отражения которых мы также можем встретить позднее в его поэзии и прозе.
С раннего детства Лавкрафт отличался слабым здоровьем. Практически не имевший друзей, он большинство своего времени проводил у деда в библиотеке. Но его интересы не ограничивались литературой как профессией. Он серьезно занимался химией, астрономией, историей (в особенности, историей родного штата и Новой Англии). Ещё в школьном возрасте самостоятельно начал издавать газеты и журналы, посвящённые своим научным интересам и исследованиям («The Scientific Gazette» (1899-1907) и «The Rhode Island Journal of Astronomy» (1903-07)). Распространялись они в основном среди одноклассников и последующих друзей и соратников.
В школе (Hope Street High School) его интересы и исследования одобряются учителями, которые заменяют Говарду друзей среди сверстников. И в 1906 году его статью по астрономии впервые публикует «The Providence Sunday Journal». Позднее он становится постоянным ведущим колонки в «The Pawtuxet Valley Gleaner», посвящённой астрономии. А ещё позднее и в таких изданиях как «The Providence Tribune» (1906-08), «The Providence Evening News» (1914-18) и «The Asheville» (N. C.) «Gazette-News» (1915).
В 1904 году умирает дед Говарда. Они с матерью, испытывая финансовые затруднения, вынуждены покинуть особняк, в котором жили, и переехать в тесную квартиру в доме 598 по Энджелл Стирт. Говард очень сильно переживал потерю своего дома, в котором родился и который был его родным. В 1908 году у самого Говарда случается нервный срыв, что вынуждает его покинуть школу, так её и не окончив. Попытка поступить в Университет Брауна (Brown University) заканчивается неудачей, что приводит к ещё более затворническому образу жизни Лавкрафта.
С 1908 по 1913 Лавкрафт практически не выходит из дома, продолжая заниматься астрономией и поэзией. Выход из затворничества произошёл очень оригинально. Читая много старых «дешёвых» журналов, среди которых был «The Argosy», он наткнулся на любовные истории некоего Фреда Джексона. Это и побудило его написать гневное письмо в журнал. Оно было опубликовано в 1913 году и вызвало бурю протеста от почитателей Джексона. Это привело к целой переписке на страницах журнала, в которую были вовлечены многие люди и авторы. Среди них был и Эдвард Ф. Даас, президент United Amateur Press Association (UAPA). Это была организация, включавшая молодых авторов со всей страны, которые писали и издавали свои собственные журналы.
Он и предлагает Лавкрафту стать членом UAPA. И в 1914 году его предложение принимается.
Лавкрафт начинает издавать свой собственный журнал «The Conservative» (1915-23), в котором публикует свою поэзию, а также статьи и эссе, написанные как специально для этого издания, так и те, что были им посланы в другие журналы. Всего выходит 13 выпусков «The Conservative». Позднее «Necronomicon Press» переиздадут эти выпуски среди прочих трудов Лавкрафта. В дальнейшем Лавкрафт становится Президентом и Главным Редактором UAPA.
Уже имея опыт написания художественной литературы ранее («Зверь в подземелье» («The Beast in the Cave», 1905) и «Алхимик» («The Alchemist», 1908)) и теперь окунувшись в мир любительской прозы, Лавкрафт снова берётся за перо, уже как писатель-фантаст, — впервые с 1908 года. В 1917 успешно издаются «Усыпальница» («The Tomb») и «Дагон» («Dagon»). Теперь основным занятием и увлечением автора становится именно проза, поэзия и журналистика.
В 1919 году нервный приступ случается уже с матерью Лавкрафта. И так же, как и его отца, её помещают в клинику, откуда она не выходит до самой смерти. Она умирает 24 мая 1921 года. Лавкрафт сильно переживает смерть матери, но через несколько недель в его жизни происходит серьёзная перемена — на конференции журналистов-любителей в Бостоне 4 июля 1921 года он встречает женщину, которая впоследствии станет его женой. Это была Соня Хафт Грин, еврейка российского происхождения, семью годами старше самого Говарда. С первой встречи они находят очень много общего друг в друге, и Лавкрафт часто посещает её в Бруклине в 1922 году. Их отношения не были секретом, и поэтому сообщение о свадьбе 3 марта 1924 года не явилось неожиданностью для их друзей. Зато это было полной неожиданностью для его тёток, которых он оповестил только в письменном виде лишь после того, как бракосочетание уже имело место.
Лавкрафт переезжает к жене в Бруклин, и дела в их семье идут не сказать чтобы плохо — он тогда уже зарабатывает как профессиональный писатель, публикуя свои ранние работы в «Weird Tales», а Соня содержит вполне процветающий шляпный магазин на Пятой авеню в Нью-Йорке.
Но позднее магазин разоряется, а Лавкрафт лишается работы редактора в «Weird Tales». К тому же, Сонино здоровье ухудшается, и её кладут в лечебницу Нью Джерси. Первого января 1925 года Соня уезжает в Кливленд, чтобы начать дело там, а Лавкрафт переселяется в однокомнатную квартиру в одном из районов Бруклина, под названием Ред Хук (Red Hook). Имея много знакомых в городе, он не чувствует себя совсем чужим и покинутым. В это время из-под его пера выходят такие вещи как «Заброшенный дом» («The Shunned House», 1924), «Кошмар в Ред-Хуке» («The Horror at Red Hook») и «Он» («He») (оба также 1924).
В начале 1926 Лавкрафт задумывает вернуться в Провиденс, по которому скучает всё это время. В этот же момент его брак даёт трещину, и позднее (в 1929) распадается окончательно.
Вернувшись 17 апреля 1926 года в Провиденс, Лавкрафт не ведёт отшельнический образ жизни, как это было в период с 1908 по 1913. Наоборот, он много путешествует по старинным местам (Квебек, Новая Англия, Филадельфия, Чарльстон) и плодотворно работает. В это время он пишет одни из самых лучших своих вещей, среди которых «Зов Ктулху» («The Call of Cthulhu», 1926), «Хребты Безумия» («At the Mountains of Madness», 1931), «Тень из безвременья» («The Shadow out of Time», 1934-35). В то же время он ведёт обширную переписку как со своими старыми друзьями, так и со многими молодыми авторами, которые своей карьерой на этом поприще обязаны во многом Лавкрафту (Август Дерлет, Дональд Вандрей, Роберт Блох, Фриц Лейбер). В это время им написано множество статей по политике и экономике, а также по всем тем предметам, которые его продолжали интересовать, — от философии и литературы до истории и архитектуры.
Особенно тяжёлыми выдаются последние два-три года жизни автора. В 1932 умирает одна из его тёток, Мисс Кларк, и Лавкрафт в 1933 переезжает в комнату в доме 66 по Колледж Стрит вместе со своей второй тёткой, Мисс Ганвелл. После самоубийства Роберта Говарда, одного из самых близких его друзей по переписке, Лавкрафт впадает в депрессию. В это же время прогрессирует заболевание, которое потом явится причиной его смерти, — рак кишечника.
Зимой 1936-1937 болезнь настолько прогрессирует, что Лавкрафта помещают в больницу (Jane Brown Memorial Hospital) 10 марта 1937, где он и умирает пять дней спустя.
Похоронен Лавкрафт 18 марта 1937 года на фамильном участке на кладбище Свон Пойнт (Swan Point Cemetery). На простом надгробии помимо имени, дат рождения и смерти, всего одна надпись — «I am Providence»...
Это наверное прозвучит слишком дерзко, можете меня минусить, но я считаю, что его произведения, да, без сомнения гениальные, великолепные, породившие множество прекрасных фантазий и давшие офигенный пинок жанру ужастиков, просто устарели. Сегодня, в изначальном своём виде имеют лишь историческую и литературоведческую ценность. В эпоху спецэффектов, кинематографа, продвинутой игровой графики, пересыщенности ужастика ОБРАЗАМИ, его "невыразимо, неописуемо, непередаваемо, немыслимо, непредставимо, чудовищно, мерзко" и тп мягко говоря не впечатляют, скорее раздражают. Но это всё ещё прекрасная основа для фанфиков, для фильмов по его творчеству, для игр на основе его творчества и тп.
Я пожалуй назову произведения на основе его творчества, которые считаю околошедевральными. 1. Игра Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth 2005 года 2. Фильм Re-Animator 1985 3. Фильм From Beyond 1986 4. Фильм In the Mouth of Madness 1995 (хотя тут скорее вдохновлено Лавкрафтом, чем экранизация его творчества) 5. Фильм The Whisperer in Darkness 2011.
Товарищ, В пасти безумия и Извне сильно бадихорроры, видимо вам этот поджанр не особо заходит. Ну а Реаниматор - чёрная зомби-комедия. Все они имеют довольно высокий уровень в рамках своего амплуа. ПС. Цвет их иных миров 2019го я кстати не смотрел, любопытно услышать мнение стоит ли. Снятое по мотивам (сильно "по мотивам") этого рассказа Проклятье 1987го мне понравилось)
В эпоху спецэффектов, кинематографа, продвинутой игровой графики, пересыщенности ужастика ОБРАЗАМИ
Есть мнение, что неизвестность пугает куда больше, чем вид разложившегося зомби, пучеглазого монстра и т.д, имей они хоть трижды крутую графику и качественные спецэффекты. - "Нет ничего страшнее закрытой двери" - говорил Хичкок. И что показательно, кинохорроры 80-90х ощущаются куда более пугающими, чем их современные коллеги с куда более продвинутой картинкой. Так что тут дело не в графике. Тем более - разум человека, подчас, может дорисовать куда более жуткую картину, чем ее изобразят художники.
У Лавкрафта в произведениях есть важные аспекты - это атмосфера, которую он умело создает и в которую погружает читателя (с чем не справляется ни один, по сути, фильм по его мотивам в полной мере) и, конечно же, сама придуманная им вселенная мифов Ктулху, за счет той космической фантазии, которой, без сомнения, обладал Говард.
При этом у него есть и просто атмосферные и жуткие небольшие рассказики, такие как, например: "В склепе", "Изгой", "Модель Пикмана" и др. Из основных же, я бы добавил к уже названным Товарищем, еще "Ужас Данвича" и "Тень над Иннсмутом". Оба очень атмосферны, хотя "Тень над Иннсмутом" местами затянута, но все же городок очень качественно описан, как и побег героя из отеля и затем из самого городка. Еще очень неплохи "Цвет из иных миров" (ни в коем случае не смотрите фильм 2019 года!!!) "Тварь на пороге", "Сны в ведьмином доме"...
А вот что прочитать хочу: "Случай Чарльза Декстера Варда" и "Сомнамбулический поиск неведомого Кадата".
Всё настолько плохо? Я всё то собирался его посмотреть, то забивал на это дело. Честно говоря не хотелось после шикарных "Зова Ктулху" и "Шепчущего во тьме" смотреть какой-нибудь левый проходняк.
Если даже не брать во внимание, что события фильма происходят в наши дни, то перед нами какой-то дешевенький треш-хоррор. Фильм разве что придется по вкусу фанатам Николаса Кейджа, но для них есть уже куда более крутой Willy’s Wonderland ("Страна чудес Вилли").
Есть мнение, что неизвестность пугает куда больше, чем вид разложившегося зомби, пучеглазого монстра и т.д, имей они хоть трижды крутую графику и качественные спецэффекты.
неизвестность пугает, когда касается твоей собственной судьбы, а не когда она отсутствие описаний монстра в книге. Меня Нечто и Чужие держали в напряжении во время чтения, а вот Лавкрафт не вызывает никаких особых эмоций, ну кроме "хорошая фантазия, но задолбал он с этим неописуемым"
ЦитатаReverrius ()
кинохорроры 80-90х ощущаются куда более пугающими, чем их современные коллеги с куда более продвинутой картинкой.
Касательно картинки...если обьективно - часто она в разы хуже. CGI выглядит хуже качественной резиновой маски и грамотной операторской работы. Старые ужастики существенно более зрелищны и не стесняются шокировать кишками крупным планом, выдавленными глазами и тп. Современные же...ну как дети чес.слово на их фоне.
ЦитатаReverrius ()
У Лавкрафта в произведениях есть важные аспекты - это атмосфера, которую он умело создает и в которую погружает читателя
Атмосфера не хоррора, а детектива. Я вообще не очень много читаю хорроров. Но у Кунца всё в этом плане куда лучше.
ЦитатаReverrius ()
При этом у него есть и просто атмосферные и жуткие небольшие рассказики, такие как, например: "В склепе", "Изгой", "Модель Пикмана" и др.
У него и правда есть интересные рассказы. Да. Я не спорю. Особенно когда он наконец устаёт от своих неописуемых невообразимых ужасов и просто описывает что-то более бытовое и приземлённое, всего лишь с налётом мистики.
ЦитатаReverrius ()
Если даже не брать во внимание, что события фильма происходят в наши дни, то перед нами какой-то дешевенький треш-хоррор. Фильм разве что придется по вкусу фанатам Николаса Кейджа, но для них есть уже куда более крутой Willy’s Wonderland ("Страна чудес Вилли")
поздно, я только что глянул. И согласен полностью. Кроме сцены с мать+сын, которая была очень неплохой такой бодихоррорщиной, и няшных альпак, фильм полный мусор. Нелогичный, низкопробный, с плохой актёрской игрой (ну, Кейдж нормально играет, а вот остальные - с переменным успехом) и висящим в воздухе сюжетом, а ещё негром "ни рыба ни мясо" в непонятной мне роли (я так и не понял зачем его ввели в фильм, отсутствие персонажа бы ничего вообще не изменило), плюс постоянное перерастягивание хронометража. Проходняк. То же Проклятие 1987го хоть и менее претенциозное в плане "философии", но куда более качественное в плане динамики и целостности повествования.
Не большой любитель хоррорной литературы и у Лавкрафта равнодушен ко всему, что по части нагнетания хтоничного саспенса. А вот что у него действительно нравится(и что хорошо проявляет себя в Сомнабулическом поиске, например) - это умение улавливать ощущение сна, причудливое и ускользающее, и конвертировать то в чёрные буквы на белом фоне. Этим очаровывает, да.
А вот что у него действительно нравится(и что хорошо проявляет себя в Сомнабулическом поиске, например) - это умение улавливать ощущение сна, причудливое и ускользающее, и конвертировать то в чёрные буквы на белом фоне. Этим очаровывает, да.
тут к слову могу согласиться, иногда возникает ощущение, что читаешь мысли галюцинирующего сознания. в хорошем смысле.
Гость, клевета, навет и ложЪ Underwater спекулирует на женском страхи взрослости и ответственности. Огромный исполин - это беременная мать, герои - Юдифь и Олоферн.
Семитка спасает афроамериканца и натурализированную азиатку
Темы журнала, который публиковал ГоварСА, ЛавКрафтинСА и других Бильбо Гемджи, позже известных как Samwise Gardner, печатался для простого люда, который ощущал болезненный укольчик идей социализма, такого себе ЦсВЕТА из ИоНЫХ МИРфОВ, националистическую повесточку бунтующей - да простят меня местные остазийцы- Ойкумены.
Weird Тейлс он в то время именовался, в одном месте ошибка - народ с хвостиком, в другом очепятка - странный хвостик получается. Политически ты как белый на фиолетовом или зелёный среди красно-кумачёвых. Публика - либо падший маргинал либо замылившийся глаз эстета, а уж в политические круги эзотериков и квадратные сферы науковедов вход (и выход) строго по расстрельному списку. Перестаньте меня банить, будьте же либеральнее. дорогое НкваВД.
Заводом по отмывке несуществующего золота владеют РЫБОлюди (кули), крыс в стенах слышит верный говорящий котэ (
стивен книггер
) а фашиствующих коммунистов гордо именуют ДеРЕВНяИМИ.
Извините за неронвый почерк, баттоны заедают, друкую китайским джойстиком на телеьавизоре, а снесут корябки эти по мановению настроения гэбни. ВашЪ форумный всамделишний сумасосшедший .
Кстати, а какие рассказы Лавкрафта ты читал? Ты вроде так и не сказал
Я весь сборник его читал, то есть вообще всё что переведено на русский, по крайней мере было переведено на момент в 15 лет назад. Названия сказать не могу потому что названия я плохо запоминаю, когда в год читаешь около 100 самых разномлановых полноценных романов, помнить ещё и названия каждого рассказа-повести и новеллы просто нереально) Ну понятно что Зов Ктулху и Дагон я помню названия х)
Писал про Лавкрафта в общей книжной теме ещё. К сказанному там могу добавить, что прочитал позже пятый том полностью, «Курган» с «Локоном Медузы» так и оказались одними из лучших вещей того сборника. Тоже хороши оттуда «Ужас в музее», «Любовь к мертвецам» и адово безысходный «Переживший человечество».