Квинтэссенция западных RPG для заинтересованных игроков, исследователей и ценителей видеоигр, амбициозных и не очень моддеров, начинающих и опытных разработчиков.
[Пост редактируется и обновляется, вы можете помочь в комментариях. Чуть позже красиво отформатирую]
Версия 0.99 для ПК бояр (т.к. куча модов, фиксов и неофициальных игр)
Секция#0: Преданья старины глубокой - страшненькие, но уникальные игры 80х и ранних 90х годов XX века, у которых много чему можно научиться.
Darklands (1992) - мама серии The Elder Scrolls (если Тодд Говард не врёт), няня серии Fallout (если разрабы 1го Fallout не врут).
Обратить внимание на:
1) Пример реализации исторического сеттинга (Священная Римская Империя, 15 век) с элементами лоу фентези. Увы, большинство не оценило.
2) Уникальная стилизация под акварель.
3) Необычное генерирование персонажа и гениальная механика старения с бонусами и штрафами по достижению определённого возраста (!). Смерть от старости - бесценна.
Явные минусы:
1) Увы, казуалы не оценят, слишком сложно, нетипично, олдскульно, необходимо погружение в ролевой жанр, терпение, подготовка и молитва олдам.
DarkSun: Shattered Lands (1993)
DarkSun: Wake of the Ravager (1994) - двухголовая мама серии Fallout.
Обратить внимание на:
1) Брутальный сеттинг (тёмное фентези + Безумный Макс) с огромным потенциалом, который TSR умудрилась бездарно убить аж 2 раза.
Явные минусы:
1) Увы, слишком сложно, нетипично, олдскульно, необходимо погружение в ролевой жанр, терпение, подготовка и благославление олдов.
2) Баги. Сохраняйтесь почаще, с запасом.
BloodNet (1993) - (распишу чуть позже)
Nahlakh (1994) - одна из самых продуманных пошаговых боёвок, когда-либо появлявшихся в жанре RPG, дебют Тома Праудфута
Natuk (1999) - отполированный и прилизанный Nahlakh 2.0
Секция#1: семейство Fallout и его итерации
Fallout: A Post Nuclear Role Playing Game (1997) - гениальный ученик Wasteland (1988), превзошедший своего учителя.
Обратить внимание на:
1) Полная противоположность тогдашнего (да и сегодняшнего) RPG мейнстрима. Продуманность сеттинга. Всё на своём месте.
2) Действительно страшный и опасный постапокалипсис. Хоррор саунтрек как
голос мёртвого мира бонусом.
3) Чёрный юмор и цинизм оправданы и правильно дозированы.
4) SPECIAL - одна из лучших ролевых систем для CRPG с полностью задействованным интервалом атрибутов от 1 до 10.
5) Разные подходы в рамках одной задачи.
6) Финал игры и глубокий жизненный урок.
Явные минусы:
1) Ограничение по времени формально, но напрягает.
2) Систему контроля компаньонов следовало бы переписать или вообще удалить, но тут уже ничего не сделаешь.
Fallout 2: A Post Nuclear Role Playing Game (1998)
Обратить внимание на:
1) Как делать "то же самое, но больше и в ряде аспектов лучше", учитывая, что
всё самое главное уже сказано в первой части.
Явные минусы:
1) Переборщили с юморком и отсылками на поп-культурку, на любителя.
2) Систему контроля компаньонов следовало бы переписать или вообще удалить, но тут уже ничего не сделаешь.
Рекомендуемые моды и неофициальные игры:
> Restoration Project - неофициальный аддон: аккуратные фиксы, улучшения, восстановленный контент, без дизбаланса, без васянства.
> Fallout 1,5: Resurrection - неофициальная игра.
> Fallout: Nevada - неофициальная игра.
> Fallout: Sonora - неофициальная игра.
> Olympus 2207 - неофициальная игра.
Fallout: New Vegas Ultimate Edition (2010) - правильный (а не как в Fallout 3/4/76) пример переноса ДУХА оригинала из изометрии в 3D, хоть и с костылями
V.A.T.S.
Обратить внимание на:
1) Умно написанный основной квест с развилками. Часть побочных линеек
"пристёгнута" к основному квесту, остальные просто интересно сделаны.
2) Продуманная адаптация и подкрутка SPECIAL для экшн-RPG со стрельбой/ближним боем.
3) Фракционная модель и дизайн/история фракций.
Явные минусы:
1) Движок Gamebryo следовало сжечь в бочке уже после TES 3: Morrowind, но увы.
2) V.A.T.S. мешает, но его не смогли/не захотели выпилить.
Рекомендуемые моды и неофициальные игры:
> Fallout: New California — неофициальный приквел Нью Вегаса.
Underrail + аддон Expedition (2019)
Age of Decadence (2015) - CRPG от Владимира Высоцкого западного игростроя (Винс Д. Веллер или просто Винс из Iron Tower Studio). Грубая,аутентичная, бескомпромисная, честная работа. Если хоть 30% разработчиков будут
как Винс, в жанре будут другие порядки и другие игры.
Обратить внимание на:
1) Постапокалипсис, но всё вокруг напоминает Римскую империю периода кризиса III века или около того. Технологии старого мира воспринимаются как магия, есть спецнавык чтобы в них разбираться.
2) Уровней персонажа нет, способов поднять атрибуты после генерации мало, кол-во получаемых очков прокачки навыков зависит от интеллекта, боевые навыкипонемногу растут, когда проходите боевые энкаунтеры. Получение очков развития от применения навыков.
3) Фракционная модель и проработка линеек фракций с возможностями перехода из одной в другую.
4) Здешняя крафтовая система, привязанная к навыкам - лаконично, дёшево и сердито.
5) Секции в духе текстовых квестов (прям как в Космических Рейнджерах), но с
применением навыков и выборами.
6) Сюжет построен таким образом, что весь контент за одно прохождение вы никак не увидите, хоть тресните. Самый жирный кусок — за дом Аврелиан.
Явные минусы:
1) Пошаговая боёвка брутальна, вы - одиночка против мира 95% времени, драться сложно, защита важнее атаки, особенно в начале. Да и потом тоже. По вам прошёл крит? Загрузка.
2) Очень скромная графика движка Torque, многих отпугивает.
3) Универсальный стартовый билд 6 8 6 8 8 4.
Colony Ship: A Post-Earth Role Playing Game - в раннем доступе, на данный момент готово 75%. Есть лёгкий режим.
Обратить внимание на:
1) Нетипичный синтез киберпанка, антиутопии, американского фронтира. "Пасынки Вселенной" Роберта Хайнлайна послужили источником вдохновения.
2) Переработанная ролевая система Age of Decadence, нелинейное развитие, можно играть с фул пати, с одним партийцем или в гордом одиночестве. Всё зависит от вашего билда. Появились уровни, трайты, перки, слоты для имплантов и возможность их разгона и установки спецапгрейдов.
3) Стелс-секции как мини-игра со своими правилами.
4) Оружейно-броневое разнообразие. Боевые стимуляторы, гранаты и стазис-поля. Гаджеты и усиливающие запчасти для них с отдельным интерфейсом.
5) Неожиданно хороший спейскантри/EBM/индастриал саундтрек.
Явные минусы:
1) Инвентарь будет выглядеть как склад оружия/предметов и брони на все случаи жизни, всё это надо использовать, хорошо хоть место бесконечное.
2) Выковыривание имплантов из мёртвых врагов не автоматизировано (пока),
внимательно осматривайте трупы!
3) Некоторые квесты (своровать глаз) пока подразумевают строго определённый тип прохождения. Может быть ещё допилят.
4) Бокс "мировоззрения" персонажа (нижний правый угол) пока никак на игровой процесс не влияет, он тут явно для красоты.
Kenshi (2018) - постапокалиптическая песочница.
Обратить внимание на:
1) Ролевая система в 4 основных атрибута + куча навыков. Всё на своём месте.
Определённые аспекты прокачки отображаются на персонаже.
2) Оригинальный сеттинг, дизайн рас и местной фауны.
3) Продвинутая система здоровья, повреждений и лечения/починки (раса робоскелетов чинится, не лечится)/протезирования(!).
4) Система погоды и экологических угроз.
5) Система автоматизированных работ для NPC.
6) Фракционная модель с диплопломатическими статусами, улучшением испорченных отношений, изменениями состояний мира.
7) Можно покупать и улучшать здания или даже попробовать устроить свою базу (аванпост).
8) Множество невероятных ситуаций, в которые можно попасть. От плохих до
очень плохих.
Явные минусы:
1) БОльшую часть времени приходится развлекать себя самому. "Главный
квест" - это что вообще?
NEOScavenger (2014) — симулятор бомжа в постапокалиптическом мире с элементами хоррора.
Секция#2: плюнь в изометрическую дженерик фентези и попробуй это.
GoldenLand2 / Златогорье 2 (2003)
GoldenLand2: ColdHeaven / Златогорье 2: Холодные Небеса (2004) - забытые попытки российских разработчиков сделать свой Arcanum.
Обратить внимание на:
1) Уютненькое славянское фентези с элементами стимпанка, кирпичными стенами с колючей проволокой и трансформаторами. Где ещё такое увидишь?
2) Непротухаемый графончик, музончик категории slavfunk. Никогда не надоедает.
3) Пятиступенчатая крафтово-апгрейдная система проста, но дико эффективна. Всем на заметку.
4) Перки выдают за квесты. Навыков немного, легко определиться и в них встроены бонусы. Можно быть добрым или злым, игра это иногда учитывает.
5) Удобный квестовый журнал со статистикой убитых бестий.
6) Боёвка - пошаг с очками действий, есть возможность обзавестись компаньонами.
Явные минусы:
1) Если в инвентаре всё лагает, то надо будет скачать и перекинуть несколько
dll.
2) Теория вероятностей в действии: можно промазать 4 раза подряд с шансом попадания 90%, ибо мало удачи (у тебя 12, а надо 25-30)/внимания/луна в ретроградном меркурии и т.д..
3) Тривиальные квесты, хотя в некоторых местах пытались прикрутить несколько вариантов решения.
4) Третьего "Златогорья" не будет.
Arcanum of Steamworks and Magick Obscura (2001) - фентези/стимпанк
пополам с марксизмом. Шедевр эпохи экспериментов в игрострое. Рекомендуется сразу поставить Multiverse Edition мод/сборку - содержит аккуратные фиксы, улучшения, восстановленый контент, перевод и прочее. Ноль васянства.
Обратить внимание на:
1) Великая Индустриальная Революция со всеми её тараканами как основа для
сеттинга и конфликт магии с технологией. Ну и основной квест.
2) Литературность. Играя на английском, можно конспектировать слова и обороты.
3) Механика критического провала создаёт абсолютно комедийные ситуации.
4) Гибкая ролевая система на базе SPECIAL внушает уважение. Мир игры реагирует на разные ролевые элементы (раса, пол и т.д.).
5) Музыка Бена Хоуга.
6) Мануал к игре - произведение искусства на 180 страницах.
7) Механика судьбоносных очков.
Явные минусы:
1) Вместо графики графин, надо привыкать.
2) Балансом тут и не пахнет, это нужно принять.
3) Режим боя в реальном времени забыли удалить.
Expeditions:Viking (2017) - робкая попытка протянуть руку Darklands сквозь десятилетия, сделанная современными разработчиками. Про суровых викингов.
Обратить внимание на:
1) Приземлённый сюжет и квесты, попытка в историзм. Диалоговые выборы важны.
2) Тактическая боёвка сделана на совесть, хотя рандомный аспект напрягает.
3) Развитие и обустройство поселения.
Явные минусы:
1) Механика привалов, рутинная волокита со жратвой.
2) Лукавая камера.
3) Есть временные ограничения.
Expeditions:Rome (2022) - третья и последняя RPG Logic Artists. Good night, sweet prince.
Обратить внимание на:
1) Игра за мужского персонажа отличается от игры за женского.
2) Отличный визуальный стиль.
3) Разбивка разговорных навыков (аристократичный Этос, интеллектуальный
Логос, эмоциональный Пафос)
Явные минусы:
1) Линейное развитие. Разработчики решили, что если в игре есть классы, то эти ваши атрибуты не нужны, а навыки стоит и вовсе гвоздями прибить.
2) Осады безнадёжно затянуты. Вообще стратегическая часть перегружена. Мягко говоря.
3) Неразумные и грубые вольности во всём, что касается данного исторического периода - от слива Юлия Цезаря до хронологии военных действий. Наличие художественных вольностей само по себе не страшно, но (в идеале) их следует аккуратно встраивать, не искажая ход ключевых событий и исторические факты.
Sunless Skies: Sovereign Edition (2019) - 2D RPG с некоторыми элементами рогалика про летающий локомотив, неунывающего капитана и его бравую команду в коридорном космосе чудес и кошмаров. Есть щадящий режим, игра сложна и без перманентной смерти.
Обратить внимание на:
1) Оригинальный сеттинг викторианской Англии начала 20 века с элементами
фентези/космохоррора и лавкрафтовщиной. Зашкаливающая литературность. Можно учить британский английский по игре. Если тяжко - смело ставьте самый поздний стимовский русификатор.
2) Саундтрек от Марибет Соломон и Брента Баркмана.
3) Ролевая система в 4 основных стата. Творческий подход к классам - тут тебе
и поэт, и академик, и беспризорник и даже революционер. У всех своифракционные связи, фишки и фасеты (ролевые таланты/присадки). Игровые валюты и офицеры используются как ролевые компоненты для тех или иных взаимодействий.
4) Шкала ужаса и связанные с ней механики/события. Счётчик уровня
кошмаров. Каннибализм как игровая механика. И всё это читать. Не голодайте.
5) Местный бестиарий фееричен.
6) Игра сначала нагнетает, а потом мастерски угнетает игрока внезапным текстовым энкаунтером или врагом. Постоянное напряжение.
Явные минусы:
1) Здешняя система бросков кубиков с процентажем может не понравиться.
2) На картах хватает тупиков и весьма неприятных сюрпризов, затрудняющих
передвижение.
3) Требования на оборудовании локомотива (особенно на самом крутом, фиолетовом) принуждают к минмаксерству и повышению уровня кошмаров.
Секция#3: странные гибриды западных и восточных RPG
Planescape: Torment Enhanced Edition (2017) - западная JRPG №1 (по
тролльскому мнению rpgcodex.net), недостижимый идеал для современных игровых сценаристов и нарративных/игровых дизайнеров.
Обратить внимание на:
1) История разработки - игра появилась как побочный продукт, на который начальству было наплевать.
2) Прямая концептуальная критика коммерческой стандартизации и беззубости жанра фентези, всех этих наших околоD&D помоев и D&D как такового.
3) Глубина проработки сюжета, диалогов и персонажей.
4) Сюрреалистический и явно издевательский подход к оружию, предметам, "броне".
5) Чёрный юмор.
Явные минусы:
1) Предфинальный отрезок игры недоделан, разработчики не успевали.
Anachronox (2001) - забытый шедевр Ion Storm, "Светлячок" игростроя.
Обратить внимание на:
1) Примерно 20 часов нарративной интриги с живыми персонажами, диалогами и неожиданной режиссурой. Кто сейчас такое сделает?
Явные минусы:
1) Боёвка специфична, типа Final Fantasy.
2) К графону придётся привыкнуть, качните фикс для широкоформатников.
3) Некоторые отрезки игры явно затянуты.
Prince of Qin (2002) - недавно всплыла на GOG.com, до этого считалась практически забытой. Fallout + Diablo дзен-буддиста, китайское фентези(усЯ) с историческими элементами. Партия формата ГГ + 2 напарника.
Обратить внимание на:
1) Философские беседы, поэзия жизни и лекции по культорологии вместо диалогов.
2) Интересная система классов и умений.
3) Занятный крафт.
Явные минусы:
1) Боёвка может многим не понравиться.
2) Линейность.
Jade Empire: Special Edition (2005) - напрочь и несправедливо забытая Джеки Чан-экшн-RPG от Bioware в фентезийном Китае (опять "усЯ") формата главгерой + напарник (остальные торчат в лагере, но с ними можн потрепаться). Рекомендуется сразу поставить Jade Empire In Style 0.3 (есть на английском, немецком, венгерском), это единственный большой мод для игры.
Внутри:
> новые торговцы и перки,которые тут "техники боя"
> новые камни для амулета на характеристики/нестандартные эффекты/специализации(!)
> 20+ новых стилей боя, включая оружейные и дальнобойные
> механика выучивания стилей врагов
> механика поощрительных очков для развития стилей - если развешиваешь
всем люлей с минимальными потерями хп>мелкие правки баланса и багфиксы
Обратить внимание на:
1) Сеттинг, волшебный саундтрек и дизайн монстров.
2) Ролевая система в три атрибута и апгрейдящийся медальон с сокетами, куда
вставляются камни со статами/эффектами. Перки покупаются или даются заквесты. Просто, но интересно и работает.
3) Собираешь и выкачиваешь свой набор стилей боя под собственные предпочтения и тип/мировоззрение персонажа.
4) Местный хардкор режим - открывается после первого прохождения.
5) Шуры-муры с партийцами. Стандартные и... не совсем.
Явные минусы:
1) Типичный сюжет Bioware про избранного, другого не завезли.
2) Воздушная стрелялка (мини-игра) тут как-то не в тему вообще, но ничего не
поделать, пропустить её нельзя.
Секция#4: относительно простые и ламповые экшн-RPG
Dex: Enchanced Edition (2015) - маленькая, но удаленькая 2D платформер-RPG lite с няшей-киборгом, квестами, аугментациями, простой ролевой системой, хакерской мини-игрой и интересным сюжетцем в сеттинге киберпанка.
Прохождение на 100% с вычисткой всех закоулков занимает примерно 12 часов.
Fable: The Lost Chapters (2005) - можно попробовать Anniversary, но приставочный интерфейс, урезанные слоты под сейвы и некоторые
изменения локаций не всем будут по нраву.
Обратить внимание на:
1) Дизайн оружия, брони и бестиария.
2) Сказочный саундтрек.
3) NPC реагируют на игрока.
Явные минусы:
1) Бесконтрольный спам лечилок и манабанок.
2) Можно абузить боевой множитель опытаи зелья на опыт.
3) Дилемма зляк-добряк в дистиллированном виде.
4) Привирания Мулинье обрели легендарный статус.
5) Система эмоций осталась недоделанной.
Venetica Gold Edition (2009) - несправедливо забытая сестричка Fable.
Обратить внимание на:
1) Классная героиня, приятный графон и ламповый дизайн.
Явные минусы:
1) Простейшая ролевая система, древа талантов полезны на 50%, всё остальное сломано/не нужно.
2) Вариативности мало.
3) Боссы скучноваты.
Outward Difinitive Edition (2022) - старший брат Fable с открытым миром. Непонятно почему о нём мало кто слышал.
Обратить внимание на:
1) Готовка и всё, что с ней связано.
2) Навык инженера и дороги боли из ловушек.
3) Погода и её эфффекты.
4) Душевный дизайн оружия и брони - подошли с фантазией.
5) Интересная идея с древами навыков - плюшки первого уровня просто учишь за деньги, но второй уровень можешь выучить только для трёх навыков. Третий уровень - специализации, можно взять только одну из предложенных.
6) Главные и побочные фракции, эксклюзивные награды (как навыки, так и броня/оружие).
7) Озвучка вида "гавкнуть фразу для атмосферности, а дальше игрок пусть
читает". Собственно, подход TES 3: Morrowind, но без гиперссылок.
8) Сделано на Unity, но хорошо сделано, чёрт побери! Хотя полировали долго.
9) NPC и мобы пытаются убедительно взаимодействовать. Иногда это превращается в интерактивную комедию.
10) Кооперативный режим на одном экране. Сложность адаптирована к двум игрокам.
Явные минусы:
1) Кривой дизайн магии (наверное, не стоило и вводить), огнестрел убог, двуручное оружие предпочтительно за счёт дистанции атаки, можно унижать станлоком.Осторожно, станлок и по чару игрока работает.
2) 8 быстрослотов на панели. Разработчики чётко дают понять, что этого должно быть достаточно и не желают никого слушать.
3) Лор делался для галочки, с акцентом на "развлеки себя сам".
4) Фракционные цепочки длиной с поросячий хвост.
5) Симулятор беготни. Есть два вида фаст тревела - спрыгнуть с верхотуры или
отравиться. Смерть перемещает к ближайшему городу.
6) Некритичные баги.
Секция#5: исторические / околоисторические экшн-RPG от третьего лица
Mount and Blade: Warband (2010) - из грязи в князи в средневековой квазиевропе и неожиданный успех для турецкой Tale Worlds Entertainment.
Обратить внимание на:
1) Пеший и конный бой. Простая, честная и бескомпромисная боёвка от третьего лица.
2) Экономический аспект. Торговля, спекуляции через создание искуственного дефицита, экспроприация имущества у торговцев и ликвидация созданного дефицита в момент значительного повышения цен. Открытие мануфактур.
3) Огромный масштаб и море возможностей.
Явные минусы:
1) Недобитые баги.
2) Саундтрек.
Рекомендуемые моды:
> Brytenwalda - Англия, 7 век. Новый мир, персонажи, локации, куча фич и квестов. Сбалансированно. Но надо вникать, всё сразу не осилить.
> 1257 AD - Европа, 13 век. Всё как в предыдущем пункте, только другая эпоха и помасштабнее.
SeaDogs / Корсары: Проклятие Дальних Морей (2000)
Pirates of the Caribbean / Пираты Карибского Моря (2003) с модом Возвращение Морской Легенды 1.06.0124 ALexusB Edition
SeaDogs: City of Abandoned Ships / Корсары: Город потерянных кораблей (2009) только с Combined Mod 3.2 или Gentleman of Fortune Mod - один из двух на выбор.
Обратить внимание на:
1) Здешние моря делали люди, влюблённые в них.
2) В каждой игре есть несколько линеек за разные нации (и пираты отдельно). Качество линеек и количество квестов в них варьируется. Проходить ВМЛ настоятельно рекомендуется за Англию.
3) Поиски кладов.
4) Ролевая система - модифицированный пиратский SPECIAL с перками.
Явные минусы:
1) Есть баги, движок периодически штормит.
2) Основной сюжет для галочки.
3) Необходимость сейвиться до важной миссии и иметь сейвы "на всякий случай".
Секция#6: комплексные экшн-RPG от третьего лица
Dark Souls: Remastered (2018) - в представлении не нуждается.
Обратить внимание на:
1) Боевая система.
2) ЛОРИЩЕ-ЧУДОВИЩЕ и эстетика умирающего мира.
3) Философия сложной, но честной игры и её воздействие на игрока.
Явные минусы:
1) Линейное развитие.
2) Кроме боёв-то и нет ничего.
Dragon's Dogma: Dark Arisen (2016) - как японцы западную RPG пытались сделать. Результат интригует. Анонсирована вторая часть.
Обратить внимание на:
1) Компаньоны-пешки и их кастомизация/привыкание к ГГ.
2) Лазанье по врагам, уязвимые места и отрезаемые части. Боссы эпичны.
3) Зона дополнения (остров) предлагает превозмогание, но большинство игроков (судя по стим ачивам) его почему-то игнорят.
Явные минусы:
1) Беспощадный спам лечилок.
2) В лейтгейме дальнобойные классы явно лучше милишников.
3) Интерфейс и просто убогие менюшки. Крафтовая панель прячется у всех на
виду.
4) Беготня по одним и тем же местам.
5) Можно "случайно" выбрать не ту романтическую линию. И узнать об этом
только в финале. Ха.
6) Многие игровые моменты и фичи не объяснены. Подразумевается, что игрок
сам до всего додумается или сразу полезет в вики.
Gothic / Готика (2001) - что объединяет народы центральной Европы, жителей пост-советских республик и ценителей атмосферных RPG со всего мира? Вот она самая.
Обратить внимание на:
1) Эталон небольшого, но предельно насыщенного открытого мира. 3 фракции,
каждая со своей нишей и заморочками.
2) Система симуляции жизни и простые, но эффектные поведенческие паттерны у животных/монстров. Разница между смертью и потерей сознания.
3) Простая, но вменяемая боевая система в реальном времени с изменяющимися анимациями (с ростом навыка).
4) Брутальное и атмосферное лоу фентези с мрачным финалом. Другого быть не может.
5) Саундтрек Кая Розенкранца, который Германия, Польша и весь бывший СССР слушают отдельно на репите и [ре]миксуют до сих пор.
6) Можно играть одной рукой.
7) Никакого автолевелинга или рандомизации серьёзного лута, всё сделано и расставлено вручную. Мобы не респавнятся, а добавляются в мир каждую главу.
Явные минусы:
1) Без фиксов могут возникнуть проблемы.
2) Грайнд опыта может подзабодать.
Рекомендуемые моды:
> The People of Minental / Народ Миненталя (с Gothic Mod Fix) - глобалмод. Правка ошибок, расширена алхимия, новые персонажи, сюжетные ветки, квесты.
[Пост редактируется и обновляется, вы можете помочь в комментариях. Чуть позже красиво отформатирую]
Версия 0.99 для ПК бояр (т.к. куча модов, фиксов и неофициальных игр)
Секция#0: Преданья старины глубокой - страшненькие, но уникальные игры 80х и ранних 90х годов XX века, у которых много чему можно научиться.
Darklands (1992) - мама серии The Elder Scrolls (если Тодд Говард не врёт), няня серии Fallout (если разрабы 1го Fallout не врут).
Обратить внимание на:
1) Пример реализации исторического сеттинга (Священная Римская Империя, 15 век) с элементами лоу фентези. Увы, большинство не оценило.
2) Уникальная стилизация под акварель.
3) Необычное генерирование персонажа и гениальная механика старения с бонусами и штрафами по достижению определённого возраста (!). Смерть от старости - бесценна.
Явные минусы:
1) Увы, казуалы не оценят, слишком сложно, нетипично, олдскульно, необходимо погружение в ролевой жанр, терпение, подготовка и молитва олдам.
DarkSun: Shattered Lands (1993)
DarkSun: Wake of the Ravager (1994) - двухголовая мама серии Fallout.
Обратить внимание на:
1) Брутальный сеттинг (тёмное фентези + Безумный Макс) с огромным потенциалом, который TSR умудрилась бездарно убить аж 2 раза.
Явные минусы:
1) Увы, слишком сложно, нетипично, олдскульно, необходимо погружение в ролевой жанр, терпение, подготовка и благославление олдов.
2) Баги. Сохраняйтесь почаще, с запасом.
BloodNet (1993) - (распишу чуть позже)
Nahlakh (1994) - одна из самых продуманных пошаговых боёвок, когда-либо появлявшихся в жанре RPG, дебют Тома Праудфута
Natuk (1999) - отполированный и прилизанный Nahlakh 2.0
Секция#1: семейство Fallout и его итерации
Fallout: A Post Nuclear Role Playing Game (1997) - гениальный ученик Wasteland (1988), превзошедший своего учителя.
Обратить внимание на:
1) Полная противоположность тогдашнего (да и сегодняшнего) RPG мейнстрима. Продуманность сеттинга. Всё на своём месте.
2) Действительно страшный и опасный постапокалипсис. Хоррор саунтрек как
голос мёртвого мира бонусом.
3) Чёрный юмор и цинизм оправданы и правильно дозированы.
4) SPECIAL - одна из лучших ролевых систем для CRPG с полностью задействованным интервалом атрибутов от 1 до 10.
5) Разные подходы в рамках одной задачи.
6) Финал игры и глубокий жизненный урок.
Явные минусы:
1) Ограничение по времени формально, но напрягает.
2) Систему контроля компаньонов следовало бы переписать или вообще удалить, но тут уже ничего не сделаешь.
Fallout 2: A Post Nuclear Role Playing Game (1998)
Обратить внимание на:
1) Как делать "то же самое, но больше и в ряде аспектов лучше", учитывая, что
всё самое главное уже сказано в первой части.
Явные минусы:
1) Переборщили с юморком и отсылками на поп-культурку, на любителя.
2) Систему контроля компаньонов следовало бы переписать или вообще удалить, но тут уже ничего не сделаешь.
Рекомендуемые моды и неофициальные игры:
> Restoration Project - неофициальный аддон: аккуратные фиксы, улучшения, восстановленный контент, без дизбаланса, без васянства.
> Fallout 1,5: Resurrection - неофициальная игра.
> Fallout: Nevada - неофициальная игра.
> Fallout: Sonora - неофициальная игра.
> Olympus 2207 - неофициальная игра.
Fallout: New Vegas Ultimate Edition (2010) - правильный (а не как в Fallout 3/4/76) пример переноса ДУХА оригинала из изометрии в 3D, хоть и с костылями
V.A.T.S.
Обратить внимание на:
1) Умно написанный основной квест с развилками. Часть побочных линеек
"пристёгнута" к основному квесту, остальные просто интересно сделаны.
2) Продуманная адаптация и подкрутка SPECIAL для экшн-RPG со стрельбой/ближним боем.
3) Фракционная модель и дизайн/история фракций.
Явные минусы:
1) Движок Gamebryo следовало сжечь в бочке уже после TES 3: Morrowind, но увы.
2) V.A.T.S. мешает, но его не смогли/не захотели выпилить.
Рекомендуемые моды и неофициальные игры:
> Fallout: New California — неофициальный приквел Нью Вегаса.
Underrail + аддон Expedition (2019)
Age of Decadence (2015) - CRPG от Владимира Высоцкого западного игростроя (Винс Д. Веллер или просто Винс из Iron Tower Studio). Грубая,аутентичная, бескомпромисная, честная работа. Если хоть 30% разработчиков будут
как Винс, в жанре будут другие порядки и другие игры.
Обратить внимание на:
1) Постапокалипсис, но всё вокруг напоминает Римскую империю периода кризиса III века или около того. Технологии старого мира воспринимаются как магия, есть спецнавык чтобы в них разбираться.
2) Уровней персонажа нет, способов поднять атрибуты после генерации мало, кол-во получаемых очков прокачки навыков зависит от интеллекта, боевые навыкипонемногу растут, когда проходите боевые энкаунтеры. Получение очков развития от применения навыков.
3) Фракционная модель и проработка линеек фракций с возможностями перехода из одной в другую.
4) Здешняя крафтовая система, привязанная к навыкам - лаконично, дёшево и сердито.
5) Секции в духе текстовых квестов (прям как в Космических Рейнджерах), но с
применением навыков и выборами.
6) Сюжет построен таким образом, что весь контент за одно прохождение вы никак не увидите, хоть тресните. Самый жирный кусок — за дом Аврелиан.
Явные минусы:
1) Пошаговая боёвка брутальна, вы - одиночка против мира 95% времени, драться сложно, защита важнее атаки, особенно в начале. Да и потом тоже. По вам прошёл крит? Загрузка.
2) Очень скромная графика движка Torque, многих отпугивает.
3) Универсальный стартовый билд 6 8 6 8 8 4.
Colony Ship: A Post-Earth Role Playing Game - в раннем доступе, на данный момент готово 75%. Есть лёгкий режим.
Обратить внимание на:
1) Нетипичный синтез киберпанка, антиутопии, американского фронтира. "Пасынки Вселенной" Роберта Хайнлайна послужили источником вдохновения.
2) Переработанная ролевая система Age of Decadence, нелинейное развитие, можно играть с фул пати, с одним партийцем или в гордом одиночестве. Всё зависит от вашего билда. Появились уровни, трайты, перки, слоты для имплантов и возможность их разгона и установки спецапгрейдов.
3) Стелс-секции как мини-игра со своими правилами.
4) Оружейно-броневое разнообразие. Боевые стимуляторы, гранаты и стазис-поля. Гаджеты и усиливающие запчасти для них с отдельным интерфейсом.
5) Неожиданно хороший спейскантри/EBM/индастриал саундтрек.
Явные минусы:
1) Инвентарь будет выглядеть как склад оружия/предметов и брони на все случаи жизни, всё это надо использовать, хорошо хоть место бесконечное.
2) Выковыривание имплантов из мёртвых врагов не автоматизировано (пока),
внимательно осматривайте трупы!
3) Некоторые квесты (своровать глаз) пока подразумевают строго определённый тип прохождения. Может быть ещё допилят.
4) Бокс "мировоззрения" персонажа (нижний правый угол) пока никак на игровой процесс не влияет, он тут явно для красоты.
Kenshi (2018) - постапокалиптическая песочница.
Обратить внимание на:
1) Ролевая система в 4 основных атрибута + куча навыков. Всё на своём месте.
Определённые аспекты прокачки отображаются на персонаже.
2) Оригинальный сеттинг, дизайн рас и местной фауны.
3) Продвинутая система здоровья, повреждений и лечения/починки (раса робоскелетов чинится, не лечится)/протезирования(!).
4) Система погоды и экологических угроз.
5) Система автоматизированных работ для NPC.
6) Фракционная модель с диплопломатическими статусами, улучшением испорченных отношений, изменениями состояний мира.
7) Можно покупать и улучшать здания или даже попробовать устроить свою базу (аванпост).
8) Множество невероятных ситуаций, в которые можно попасть. От плохих до
очень плохих.
Явные минусы:
1) БОльшую часть времени приходится развлекать себя самому. "Главный
квест" - это что вообще?
NEOScavenger (2014) — симулятор бомжа в постапокалиптическом мире с элементами хоррора.
Секция#2: плюнь в изометрическую дженерик фентези и попробуй это.
GoldenLand2 / Златогорье 2 (2003)
GoldenLand2: ColdHeaven / Златогорье 2: Холодные Небеса (2004) - забытые попытки российских разработчиков сделать свой Arcanum.
Обратить внимание на:
1) Уютненькое славянское фентези с элементами стимпанка, кирпичными стенами с колючей проволокой и трансформаторами. Где ещё такое увидишь?
2) Непротухаемый графончик, музончик категории slavfunk. Никогда не надоедает.
3) Пятиступенчатая крафтово-апгрейдная система проста, но дико эффективна. Всем на заметку.
4) Перки выдают за квесты. Навыков немного, легко определиться и в них встроены бонусы. Можно быть добрым или злым, игра это иногда учитывает.
5) Удобный квестовый журнал со статистикой убитых бестий.
6) Боёвка - пошаг с очками действий, есть возможность обзавестись компаньонами.
Явные минусы:
1) Если в инвентаре всё лагает, то надо будет скачать и перекинуть несколько
dll.
2) Теория вероятностей в действии: можно промазать 4 раза подряд с шансом попадания 90%, ибо мало удачи (у тебя 12, а надо 25-30)/внимания/луна в ретроградном меркурии и т.д..
3) Тривиальные квесты, хотя в некоторых местах пытались прикрутить несколько вариантов решения.
4) Третьего "Златогорья" не будет.
Arcanum of Steamworks and Magick Obscura (2001) - фентези/стимпанк
пополам с марксизмом. Шедевр эпохи экспериментов в игрострое. Рекомендуется сразу поставить Multiverse Edition мод/сборку - содержит аккуратные фиксы, улучшения, восстановленый контент, перевод и прочее. Ноль васянства.
Обратить внимание на:
1) Великая Индустриальная Революция со всеми её тараканами как основа для
сеттинга и конфликт магии с технологией. Ну и основной квест.
2) Литературность. Играя на английском, можно конспектировать слова и обороты.
3) Механика критического провала создаёт абсолютно комедийные ситуации.
4) Гибкая ролевая система на базе SPECIAL внушает уважение. Мир игры реагирует на разные ролевые элементы (раса, пол и т.д.).
5) Музыка Бена Хоуга.
6) Мануал к игре - произведение искусства на 180 страницах.
7) Механика судьбоносных очков.
Явные минусы:
1) Вместо графики графин, надо привыкать.
2) Балансом тут и не пахнет, это нужно принять.
3) Режим боя в реальном времени забыли удалить.
Expeditions:Viking (2017) - робкая попытка протянуть руку Darklands сквозь десятилетия, сделанная современными разработчиками. Про суровых викингов.
Обратить внимание на:
1) Приземлённый сюжет и квесты, попытка в историзм. Диалоговые выборы важны.
2) Тактическая боёвка сделана на совесть, хотя рандомный аспект напрягает.
3) Развитие и обустройство поселения.
Явные минусы:
1) Механика привалов, рутинная волокита со жратвой.
2) Лукавая камера.
3) Есть временные ограничения.
Expeditions:Rome (2022) - третья и последняя RPG Logic Artists. Good night, sweet prince.
Обратить внимание на:
1) Игра за мужского персонажа отличается от игры за женского.
2) Отличный визуальный стиль.
3) Разбивка разговорных навыков (аристократичный Этос, интеллектуальный
Логос, эмоциональный Пафос)
Явные минусы:
1) Линейное развитие. Разработчики решили, что если в игре есть классы, то эти ваши атрибуты не нужны, а навыки стоит и вовсе гвоздями прибить.
2) Осады безнадёжно затянуты. Вообще стратегическая часть перегружена. Мягко говоря.
3) Неразумные и грубые вольности во всём, что касается данного исторического периода - от слива Юлия Цезаря до хронологии военных действий. Наличие художественных вольностей само по себе не страшно, но (в идеале) их следует аккуратно встраивать, не искажая ход ключевых событий и исторические факты.
Sunless Skies: Sovereign Edition (2019) - 2D RPG с некоторыми элементами рогалика про летающий локомотив, неунывающего капитана и его бравую команду в коридорном космосе чудес и кошмаров. Есть щадящий режим, игра сложна и без перманентной смерти.
Обратить внимание на:
1) Оригинальный сеттинг викторианской Англии начала 20 века с элементами
фентези/космохоррора и лавкрафтовщиной. Зашкаливающая литературность. Можно учить британский английский по игре. Если тяжко - смело ставьте самый поздний стимовский русификатор.
2) Саундтрек от Марибет Соломон и Брента Баркмана.
3) Ролевая система в 4 основных стата. Творческий подход к классам - тут тебе
и поэт, и академик, и беспризорник и даже революционер. У всех своифракционные связи, фишки и фасеты (ролевые таланты/присадки). Игровые валюты и офицеры используются как ролевые компоненты для тех или иных взаимодействий.
4) Шкала ужаса и связанные с ней механики/события. Счётчик уровня
кошмаров. Каннибализм как игровая механика. И всё это читать. Не голодайте.
5) Местный бестиарий фееричен.
6) Игра сначала нагнетает, а потом мастерски угнетает игрока внезапным текстовым энкаунтером или врагом. Постоянное напряжение.
Явные минусы:
1) Здешняя система бросков кубиков с процентажем может не понравиться.
2) На картах хватает тупиков и весьма неприятных сюрпризов, затрудняющих
передвижение.
3) Требования на оборудовании локомотива (особенно на самом крутом, фиолетовом) принуждают к минмаксерству и повышению уровня кошмаров.
Секция#3: странные гибриды западных и восточных RPG
Planescape: Torment Enhanced Edition (2017) - западная JRPG №1 (по
тролльскому мнению rpgcodex.net), недостижимый идеал для современных игровых сценаристов и нарративных/игровых дизайнеров.
Обратить внимание на:
1) История разработки - игра появилась как побочный продукт, на который начальству было наплевать.
2) Прямая концептуальная критика коммерческой стандартизации и беззубости жанра фентези, всех этих наших околоD&D помоев и D&D как такового.
3) Глубина проработки сюжета, диалогов и персонажей.
4) Сюрреалистический и явно издевательский подход к оружию, предметам, "броне".
5) Чёрный юмор.
Явные минусы:
1) Предфинальный отрезок игры недоделан, разработчики не успевали.
Anachronox (2001) - забытый шедевр Ion Storm, "Светлячок" игростроя.
Обратить внимание на:
1) Примерно 20 часов нарративной интриги с живыми персонажами, диалогами и неожиданной режиссурой. Кто сейчас такое сделает?
Явные минусы:
1) Боёвка специфична, типа Final Fantasy.
2) К графону придётся привыкнуть, качните фикс для широкоформатников.
3) Некоторые отрезки игры явно затянуты.
Prince of Qin (2002) - недавно всплыла на GOG.com, до этого считалась практически забытой. Fallout + Diablo дзен-буддиста, китайское фентези(усЯ) с историческими элементами. Партия формата ГГ + 2 напарника.
Обратить внимание на:
1) Философские беседы, поэзия жизни и лекции по культорологии вместо диалогов.
2) Интересная система классов и умений.
3) Занятный крафт.
Явные минусы:
1) Боёвка может многим не понравиться.
2) Линейность.
Jade Empire: Special Edition (2005) - напрочь и несправедливо забытая Джеки Чан-экшн-RPG от Bioware в фентезийном Китае (опять "усЯ") формата главгерой + напарник (остальные торчат в лагере, но с ними можн потрепаться). Рекомендуется сразу поставить Jade Empire In Style 0.3 (есть на английском, немецком, венгерском), это единственный большой мод для игры.
Внутри:
> новые торговцы и перки,которые тут "техники боя"
> новые камни для амулета на характеристики/нестандартные эффекты/специализации(!)
> 20+ новых стилей боя, включая оружейные и дальнобойные
> механика выучивания стилей врагов
> механика поощрительных очков для развития стилей - если развешиваешь
всем люлей с минимальными потерями хп>мелкие правки баланса и багфиксы
Обратить внимание на:
1) Сеттинг, волшебный саундтрек и дизайн монстров.
2) Ролевая система в три атрибута и апгрейдящийся медальон с сокетами, куда
вставляются камни со статами/эффектами. Перки покупаются или даются заквесты. Просто, но интересно и работает.
3) Собираешь и выкачиваешь свой набор стилей боя под собственные предпочтения и тип/мировоззрение персонажа.
4) Местный хардкор режим - открывается после первого прохождения.
5) Шуры-муры с партийцами. Стандартные и... не совсем.
Явные минусы:
1) Типичный сюжет Bioware про избранного, другого не завезли.
2) Воздушная стрелялка (мини-игра) тут как-то не в тему вообще, но ничего не
поделать, пропустить её нельзя.
Секция#4: относительно простые и ламповые экшн-RPG
Dex: Enchanced Edition (2015) - маленькая, но удаленькая 2D платформер-RPG lite с няшей-киборгом, квестами, аугментациями, простой ролевой системой, хакерской мини-игрой и интересным сюжетцем в сеттинге киберпанка.
Прохождение на 100% с вычисткой всех закоулков занимает примерно 12 часов.
Fable: The Lost Chapters (2005) - можно попробовать Anniversary, но приставочный интерфейс, урезанные слоты под сейвы и некоторые
изменения локаций не всем будут по нраву.
Обратить внимание на:
1) Дизайн оружия, брони и бестиария.
2) Сказочный саундтрек.
3) NPC реагируют на игрока.
Явные минусы:
1) Бесконтрольный спам лечилок и манабанок.
2) Можно абузить боевой множитель опытаи зелья на опыт.
3) Дилемма зляк-добряк в дистиллированном виде.
4) Привирания Мулинье обрели легендарный статус.
5) Система эмоций осталась недоделанной.
Venetica Gold Edition (2009) - несправедливо забытая сестричка Fable.
Обратить внимание на:
1) Классная героиня, приятный графон и ламповый дизайн.
Явные минусы:
1) Простейшая ролевая система, древа талантов полезны на 50%, всё остальное сломано/не нужно.
2) Вариативности мало.
3) Боссы скучноваты.
Outward Difinitive Edition (2022) - старший брат Fable с открытым миром. Непонятно почему о нём мало кто слышал.
Обратить внимание на:
1) Готовка и всё, что с ней связано.
2) Навык инженера и дороги боли из ловушек.
3) Погода и её эфффекты.
4) Душевный дизайн оружия и брони - подошли с фантазией.
5) Интересная идея с древами навыков - плюшки первого уровня просто учишь за деньги, но второй уровень можешь выучить только для трёх навыков. Третий уровень - специализации, можно взять только одну из предложенных.
6) Главные и побочные фракции, эксклюзивные награды (как навыки, так и броня/оружие).
7) Озвучка вида "гавкнуть фразу для атмосферности, а дальше игрок пусть
читает". Собственно, подход TES 3: Morrowind, но без гиперссылок.
8) Сделано на Unity, но хорошо сделано, чёрт побери! Хотя полировали долго.
9) NPC и мобы пытаются убедительно взаимодействовать. Иногда это превращается в интерактивную комедию.
10) Кооперативный режим на одном экране. Сложность адаптирована к двум игрокам.
Явные минусы:
1) Кривой дизайн магии (наверное, не стоило и вводить), огнестрел убог, двуручное оружие предпочтительно за счёт дистанции атаки, можно унижать станлоком.Осторожно, станлок и по чару игрока работает.
2) 8 быстрослотов на панели. Разработчики чётко дают понять, что этого должно быть достаточно и не желают никого слушать.
3) Лор делался для галочки, с акцентом на "развлеки себя сам".
4) Фракционные цепочки длиной с поросячий хвост.
5) Симулятор беготни. Есть два вида фаст тревела - спрыгнуть с верхотуры или
отравиться. Смерть перемещает к ближайшему городу.
6) Некритичные баги.
Секция#5: исторические / околоисторические экшн-RPG от третьего лица
Mount and Blade: Warband (2010) - из грязи в князи в средневековой квазиевропе и неожиданный успех для турецкой Tale Worlds Entertainment.
Обратить внимание на:
1) Пеший и конный бой. Простая, честная и бескомпромисная боёвка от третьего лица.
2) Экономический аспект. Торговля, спекуляции через создание искуственного дефицита, экспроприация имущества у торговцев и ликвидация созданного дефицита в момент значительного повышения цен. Открытие мануфактур.
3) Огромный масштаб и море возможностей.
Явные минусы:
1) Недобитые баги.
2) Саундтрек.
Рекомендуемые моды:
> Brytenwalda - Англия, 7 век. Новый мир, персонажи, локации, куча фич и квестов. Сбалансированно. Но надо вникать, всё сразу не осилить.
> 1257 AD - Европа, 13 век. Всё как в предыдущем пункте, только другая эпоха и помасштабнее.
SeaDogs / Корсары: Проклятие Дальних Морей (2000)
Pirates of the Caribbean / Пираты Карибского Моря (2003) с модом Возвращение Морской Легенды 1.06.0124 ALexusB Edition
SeaDogs: City of Abandoned Ships / Корсары: Город потерянных кораблей (2009) только с Combined Mod 3.2 или Gentleman of Fortune Mod - один из двух на выбор.
Обратить внимание на:
1) Здешние моря делали люди, влюблённые в них.
2) В каждой игре есть несколько линеек за разные нации (и пираты отдельно). Качество линеек и количество квестов в них варьируется. Проходить ВМЛ настоятельно рекомендуется за Англию.
3) Поиски кладов.
4) Ролевая система - модифицированный пиратский SPECIAL с перками.
Явные минусы:
1) Есть баги, движок периодически штормит.
2) Основной сюжет для галочки.
3) Необходимость сейвиться до важной миссии и иметь сейвы "на всякий случай".
Секция#6: комплексные экшн-RPG от третьего лица
Dark Souls: Remastered (2018) - в представлении не нуждается.
Обратить внимание на:
1) Боевая система.
2) ЛОРИЩЕ-ЧУДОВИЩЕ и эстетика умирающего мира.
3) Философия сложной, но честной игры и её воздействие на игрока.
Явные минусы:
1) Линейное развитие.
2) Кроме боёв-то и нет ничего.
Dragon's Dogma: Dark Arisen (2016) - как японцы западную RPG пытались сделать. Результат интригует. Анонсирована вторая часть.
Обратить внимание на:
1) Компаньоны-пешки и их кастомизация/привыкание к ГГ.
2) Лазанье по врагам, уязвимые места и отрезаемые части. Боссы эпичны.
3) Зона дополнения (остров) предлагает превозмогание, но большинство игроков (судя по стим ачивам) его почему-то игнорят.
Явные минусы:
1) Беспощадный спам лечилок.
2) В лейтгейме дальнобойные классы явно лучше милишников.
3) Интерфейс и просто убогие менюшки. Крафтовая панель прячется у всех на
виду.
4) Беготня по одним и тем же местам.
5) Можно "случайно" выбрать не ту романтическую линию. И узнать об этом
только в финале. Ха.
6) Многие игровые моменты и фичи не объяснены. Подразумевается, что игрок
сам до всего додумается или сразу полезет в вики.
Gothic / Готика (2001) - что объединяет народы центральной Европы, жителей пост-советских республик и ценителей атмосферных RPG со всего мира? Вот она самая.
Обратить внимание на:
1) Эталон небольшого, но предельно насыщенного открытого мира. 3 фракции,
каждая со своей нишей и заморочками.
2) Система симуляции жизни и простые, но эффектные поведенческие паттерны у животных/монстров. Разница между смертью и потерей сознания.
3) Простая, но вменяемая боевая система в реальном времени с изменяющимися анимациями (с ростом навыка).
4) Брутальное и атмосферное лоу фентези с мрачным финалом. Другого быть не может.
5) Саундтрек Кая Розенкранца, который Германия, Польша и весь бывший СССР слушают отдельно на репите и [ре]миксуют до сих пор.
6) Можно играть одной рукой.
7) Никакого автолевелинга или рандомизации серьёзного лута, всё сделано и расставлено вручную. Мобы не респавнятся, а добавляются в мир каждую главу.
Явные минусы:
1) Без фиксов могут возникнуть проблемы.
2) Грайнд опыта может подзабодать.
Рекомендуемые моды:
> The People of Minental / Народ Миненталя (с Gothic Mod Fix) - глобалмод. Правка ошибок, расширена алхимия, новые персонажи, сюжетные ветки, квесты.
# 1 | , 02:49 | The_Interactivist