В последнее время BioWare переживает не лучшие времена. Последние игры, в первую очередь, Dragon Age 2 и Star Wars: The Old Republic, не оправдали ожиданий (SWTOR стоит перед унизительной перспективой перевода на free-to-play всего через год после запуска).
Совсем недавно BioWare пережила одну из величайших потерь в игровой индустрии. Несколько высокопоставленных сотрудников компании, включая Рэя Музику и Грега Зещука, покинули свои посты. Очень похоже на бегство крыс с тонущего корабля. Хорошо понятны мысли людей, в свете последних лет думающих, что BioWare находится на вершине горы и вот-вот готова начать катиться вниз, набирая скорость. Не хотелось бы, чтобы это произошло на самом деле. Несмотря на ошибки и просчеты последних лет, эти люди создали не только Mass Effect 3 и Dragon Age 2, но были Mass Effect и Dragon Age: Origins. Оставались бы они такими всегда...
В этой статье мы постараемся проанализировать текущее положение BioWare, пытаясь понять, смогут ли они повернуть назад, либо продолжат катить по экономической и творческой инерции дальше.
Пусть горят синим пламенем... Хороший пример для других. Быстрый путь быстро и печально заканчивается. И дело не в игнорирование фанатов, а в подходе к работе. Биоваре подходят к ней как торгаш, а не творец... меньше вложить, больше заработать. Целью должны быть не продажи, а великолепная игра. Хорошую игру всегда купят. +, репутация должна быть кристально чистой.
"чтобы исправить ситуацию, Биовар может то, Биовар может это..." Ничего Биовар не может и не сможет, пока не уйдёт на какой-нибудь Кикстартер. В вопросе финансирования большого проекта большой компании приоритеты ЕА, как и почти любого издателя, очевидны.
К самому Биовару как конторе никаких симпатий не испытываю: - Второй Балдурс пробовал играть, но бросил (квест на выживание, а не РПГ), - Jade Empire показалась ужасной халтурой, - первый KotOR я очень любил ровно до знакомства с сиквелом. - первая Dragon Age сливает вторую половину (Орзамар и возвращение в Денерим), про вторую часть я вообще молчу, - воспетый массами первый Mass Effect раздражает меня буквально каждым пикселем (в отличие от офигительного сиквела). Третья часть к нему интенсивно приближается.
Если кто и делает действительно РПГ, а не "РПГ Биовар-стайл", то это Обсидиан. Вот им я дам деньги за любой проект, - который они выпустят или только пообещают выпустить (привет, Кикстартер). Ну а до них были только Тройка да Блэк Айсл.
Ничего Биовар не может и не сможет, пока не уйдёт на какой-нибудь Кикстартер.
Или не станет сама издавать игры. Денег то должно хватить.
Quote (celeir @ 26.10.2012, 20:18) )
Второй Балдурс пробовал играть, но бросил (квест на выживание, а не РПГ),
Quote (celeir @ 26.10.2012, 20:18) )
первый KotOR я очень любил ровно до знакомства с сиквелом.
А я, после знакомства с глючным и халтурным сиквелом, полюбил еще больше.
Quote (celeir @ 26.10.2012, 20:18) )
первая Dragon Age сливает вторую половину (Орзамар и возвращение в Денерим)
Чем именно? Как раз во второй половине и начинается самый эпик, раскрываются персонажи и игра в целом. А в Орзамар можно вообще в самом начале пойти.
Quote (celeir @ 26.10.2012, 20:18) )
воспетый массами первый Mass Effect раздражает меня буквально каждым пикселем (в отличие от офигительного сиквела)
Ну, учитывая что "офигительный" сиквел был не более чем 5-ти часовым бессюжетным шутером с укрытиями и убогим финалом... то со вкусом, а заодно и здравым смыслом, у вас явно не все в порядке.
Добавлено (26.10.2012, 20:40) --------------------------------------------- А если по теме статьи: От Биовар действительно осталось лишь название, и никакие сиквелы, в т.ч. и ДА3, ее не спасут. Единственное верное решение, как и пишут в статье, - разработка совершенно новой РПГ с новым IP. Причем она должна быть именно ролевой игрой, а не шутером / слэшером с элементами. Не обязательно уж совсем "возвращаться к корням", к изометрии и ДнД, но что то вроде DAO /KotOR в современном исполнении было бы кстати. А еще Биоварям надо послать всех фанатов (и олдфагов и йоба) куда подальше и делать игры так, как они считают нужными. Заодно неплохо самим издавать свои игры и заодно послать подальше издателя. Тогда может и получится что то достойное имени BioWare Corp. а не Division of EA.
Или не станет сама издавать игры. Денег то должно хватить.
Чем больше проект, тем бОльшую аудиторию он должен охватить банально ради окупаемости. А Биовар ещё не видит жизни без озвученных диалогов, что так же бьёт по бюджету и ветвистости диалогов.
По поводу Балдурсов - я тебе больше скажу, мне и Фолы не нравятся. Зато я обожаю Арканум и Пленскейп - возможно, своё сыграла последовательность, с которой я ознакамливался с играми.
Quote (Amell @ 26.10.2012, 20:40))
А я, после знакомства с глючным и халтурным сиквелом, полюбил еще больше.
Глюки - это техническая сторона. То, что игру не успели доделать, печальный факт, но на проработке её персонажей и диалогов это не сказалось (вырезали недоделанные)
Quote (Amell @ 26.10.2012, 20:40))
Чем именно? Как раз во второй половине и начинается самый эпик, раскрываются персонажи и игра в целом.
Эпик там был действительно просто шикарный, особенно штурм Денерима, когда все мобы умирали от одного попадания (чем угодно), а перед финальной битвой (возможно, самой простой битвой с боссом за всю игру) напарники выстраиваются тупо в очередь ради последней фразы. Орзамар с обязательной "стань победителем состязания и верши судьбы" - как по мне, самая вялая и невыразительная часть сюжета.
Quote (Amell @ 26.10.2012, 20:40))
А в Орзамар можно вообще в самом начале пойти.
Потому я и указал, чем для меня являлась вторая половина.
Quote (Amell @ 26.10.2012, 20:40))
Ну, учитывая что "офигительный" сиквел был не более чем 5-ти часовым бессюжетным шутером с укрытиями и убогим финалом...
Первый МЕ - это три интересных, но очень коротких диалога с Тали и куча разговоров, которые я могу охарактеризовать как "банальность! банальность, банальность, банальность. Банальность?" (гуглим "Что сказал андроид Дэвид инженеру в «прометее»" и ищем шуточный пересказ сюжета). Каждый встречный-поперечный пытается убедить Шепарда, что тот самый мудрый, мужественный и героичный, не зависимо от его действий - да его действия ни на что в рамках первой части и не влияют (на смерть двух напарников? Эти темплейтные болванчики мне были абсолютно безразличны. То ли дело мимолётное сомнение, не умерла ли Брианна в KotOR2 - возможно, одно из самых сильных чувств, которые мне подарили игры). Размах и пафосность сюжетных действий разбиваются об элементарность и быстроту прохождения, а однотипность боёвки дополнительно угнетает. Воспетая РПГшность, состоящая из одинаковых фраз, дающих разные очки влияния... Круто, чё, дайте две.
А потом выходит сиквел: смещение от неудающегося пафоса к камерности а-ля Светлячок и куча интересных персонажей с отличной постановкой диалогов (до которой не дотянулась и третья часть, и близко не дотянулась). Развитие идей, заложенных в первой части и более увлекательный бой (его не больше, чем в МЕ1, но он требует от тебя как минимум не быть паралитиком - вершина тактического мастерства по сравнению с оригинальной игрой).
В статье слишком много соплей. По моему, пока я это читал я и сам начал плакать по поводу ужасной судьбы "единственно трушной студии" создателей "всех великих ЭрПоГэ". Надо вытереть сопли подтереться и понять, что ИХ УЖЕ ДАВНО НЕТ! точка
А почему, собственно, они не должны развивать вселенные МЕ и ДА? Раньше они делали игры по уже состоявшимся вселенным - ДнД и SW. JE вышла худшей игрой студии до "эпохи ЕА" как раз из-за слабого бэка. А у вселенных МЕ и ДА как раз бэкграунд очень силен, и развивать его - милое дело. Так что пусть серия ДА развивается в ключе, заложенной первой частью, А МЕ - шутером с элементами РПГ, тогда все будут довольны.
К тому же еще не анонсирована новая серия, может у канадцев выйдет 3 сильных проекта. Поживем-увидим.
А у вселенных МЕ и ДА как раз бэкграунд очень силен
Они им, бэком, всё равно не пользуются. Вон, в ДА:О вроде и про некоторые страны рассказали краем, и про некоторые обычаи, но в подавляющем числе случаев разговор всё равно возвращается к аж одной легенде про Андрасте.
Они Симс, НФС и спортивные симуляторы из года в год развивают.
Ну, пока что до такой степени конвеер не заработал, так что позвольте не согласится с приведенной аналогией. Просто канадцы в очередной раз доказали что хорошую, годную РПГ за год-два не сделаешь. Надеюсь выводы последуют.
Quote (m00n1ight @ 27.10.2012, 00:56) )
Они с двумя толком справиться не могут.
С серией МЕ вполне себе справились, не согласен. А вот с ДА совершили фатальную ошибку, отдав разработку 2 части новичкам. Так что пока, на мой взгляд, справляются на 3+.
Quote (celeir @ 27.10.2012, 00:57) )
Они им, бэком, всё равно не пользуются. Вон, в ДА:О вроде и про некоторые страны рассказали краем, и про некоторые обычаи, но в подавляющем числе случаев разговор всё равно возвращается к аж одной легенде про Андрасте.
Ну, за 1 часть невозможно все охватить. Собственно кодекс - ожна из главных причин почему мне полюбилась ДАО. 2-ю в расчет не беру - этот высер едва не похоронил серию, там вообще плюсов можно насчитать не больше, чем пальцев на одной руке.
BioWare пора вернутся ко своим истокам - меха стимуляторам,для новой волны вдохновения и чтобы не зацикливаться на двух пространных в погоне за барышом IP.
Ну, пока что до такой степени конвеер не заработал
Ключевое слово "пока". Хотя и тут есть альтернативные мнения. Репутация ЕА всем прекрасно известна и график "одна игра в год" испоганил не одну серию. И даже не две. А все к тому и идет.
Quote (Arrid @ 27.10.2012, 01:01) )
С серией МЕ вполне себе справились, не согласен.
Это с какой стороны посмотреть. Там вон говорят, что в МЕ3 горизонт завален.
Quote (Arrid @ 27.10.2012, 01:01) )
А вот с ДА совершили фатальную ошибку, отдав разработку 2 части новичкам.
Судя по Mythic/Victory наступить на эти грабли уже успели, как минимум, три раза. Но политика не меняется.
Ключевое слово "пока". Хотя и тут есть альтернативные мнения. Репутация ЕА всем прекрасно известна и график "одна игра в год" испоганил не одну серию. И даже не две. А все к тому и идет.
Все идет к графику 1 игра в год от Bioware. Да уже пришло, чего уж там.
Quote (m00n1ight @ 27.10.2012, 01:09) )
Это с какой стороны посмотреть. Там вон говорят, что в МЕ3 горизонт завален.
Кроме концовки ни у кого не возникло вопросов к МЕ3, все на уровне. А для меня так и вовсе все шикарно - я примерно такие концовки и ожидал увидеть, жаль реализация подвела.
Quote (m00n1ight)
Судя по Mythic/Victory наступить на эти грабли уже успели, как минимум, три раза. Но политика не меняется.
3 часть отдана тем, кто работал над ДАО, так что конкретно в этом случае у меня небольшой оптимизм есть.
Да и вообще BioWare эпохи ухода докторов,Карпишина нечего эпического на мой взгляд не выпустит, они также будут воЗайця SWTOR.Они будут способны на штамповку DA2 и ME2 подобных игр.
Сарказм понятен. Но уже сейчас они работают не над одной игрой и не по шесть лет. И качество продуктов начинает потихоньку (потихоньку?) падать.
Как РПГ качество упало, и пожалуй уже не поднимется, еще со времен МЕ2. Если же рассматривать их игры в контексте их нового "правильного" направления, то единственный провал - ДА2. МЕ3 вышло качественной игрой, кто бы что не говорил. Да и В ТОРе все нахваливают квесты и сюжеты за классы.
Quote (m00n1ight @ 27.10.2012, 01:36) )
Диалоговое колесо оставили. Так что конкретно у меня оптимизма нет. Команда другая, политика - та же.
Я бы не ставил крест на проекте только из-за колеса. Мне оно тоже не по душе, и только из-за этого относится к игре со скепсисом неправильно. Это какой-то Chosen'изм.
К тому же еще ни одного нормального скринщота\геймплейного видео не было.
Если же рассматривать их игры в контексте их нового "правильного" направления, то единственный провал - ДА2.
Я знаю, как минимум, одного человека, который с этим не согласен. Ну да ладно, будем считать так.
Quote (Arrid @ 27.10.2012, 01:51) )
МЕ3 вышло качественной игрой, кто бы что не говорил.
МЕ3 упоминается в контексте политики партии. И ведет она совсем не туда, куда следует. Будут дальше клепать свои текстурные и оружейные паки, резать контент и продавать частями. И концовку дополнять платными DLC. Пипл хавает. Правильные люди, которым действительно важно мнение фанов, делают так.
Quote (Arrid @ 27.10.2012, 01:51) )
Да и В ТОРе все нахваливают квесты и сюжеты за классы.
Прям уж и все? От геймеров пока ничего особо хорошего не слышал. С точки зрения ЕА - однозначный провал. И будь это хоть трижды гениальная, но не всеми оцененная игра, больше таких не будет.
Quote (Arrid @ 27.10.2012, 01:51) )
Я бы не ставил крест на проекте только из-за колеса.
Колесо не значит, что проект будет плохим. Это значит, что сама быдлоконцепция ориентации на определенные слои населения, дальнейшее вымывание ролевых элементов и использование раскрученного имени, продолжится. Разрабатывает команда ДАО. ОК. Но почему тогда колесо? Пока единственный удачный пример реализации такой диалоговой системы принадлежит не BioWare. Я, конечно, о Deus Ex: Human Revolution.
Политику "угодить всем" тоже никто, вроде бы, не отменял. А получается как в басне Крылова.
Пока, как раз, особых поводов для оптимизма я не видел. Я здесь на стороне пессимистов. Тенденции плохие. И нет никаких признаков того, что кто-то что-то собирается менять.
Я знаю, как минимум, одного человека, который с этим не согласен. Ну да ладно, будем считать так.
Amell? Или Номад?
Quote (m00n1ight @ 27.10.2012, 02:06) )
МЕ3 упоминается в контексте политики партии. И ведет она совсем не туда, куда следует. Будут дальше клепать свои текстурные и оружейные паки, резать контент и продавать частями. И концовку дополнять платными DLC. Пипл хавает. Правильные люди, которым действительно важно мнение фанов, делают так.
О текстурных паках впервые слышу, а на остальное плевать с высокой колокольни. Если у них политика кромсать игру на куски, то моя политика - качать эти куски с торрентов.
Quote (m00n1ight @ 27.10.2012, 02:06) )
Прям уж и все? От геймеров пока ничего особо хорошего не слышал. С точки зрения ЕА - однозначный провал. И будь это хоть трижды гениальная, но не всеми оцененная игра, больше таких не будет.
Геймеры срут кирпичами от ММО составляющей игры. Всякие ПВП, ПВЕ и прочее. К квестам вопросов как раз меньше всего.
Quote (m00n1ight @ 27.10.2012, 02:06) )
Я, конечно, о Deus Ex: Human Revolution.
Так никто и не говорит что колесо будет таким, как в МЕ. В ДА2 оно уже было немногим отлично от него, кто знает, может в 3 части оно и дотянет до уровня ДЕ.
Quote (m00n1ight @ 27.10.2012, 02:06) )
Пока, как раз, особых поводов для оптимизма я не видел. Я здесь на стороне пессимистов. Тенденции плохие. И нет никаких признаков того, что кто-то что-то собирается менять.
А я всегда на стороне пессемистов. Выйдет игра плохой - не разочаруюсь, ибо ждал чего-то подобного. Выйдет хорошей - больше положительных эмоций. Но пока моя позиция насчет ДА3 нейтральна, ибо об игре не известно почти ничего.
Quote (m00n1ight @ 27.10.2012, 02:06) )
Это значит, что сама быдлоконцепция ориентации на определенные слои населения, дальнейшее вымывание ролевых элементов и использование раскрученного имени, продолжится.
Они делают кассу. На них и ориентир. Сейчас появился Кикстартер, так что проектов с душой должно быть вагон и маленькая тележка. Тот же Проект Вечность, например.
Заодно проверим, развращают ли студии бабло издателей, или просто большинство разрабов - бездари. Это я сейчас не об Обсидианах, а в целом об "обиженных и оскорбленных", которым злые дядьки-издатели не давали продвигать свои идеи.
Да неужто о паках альтернативных скинов для персонажей не слышал? Не верю.
Quote (Arrid @ 27.10.2012, 02:19) )
Если у них политика кромсать игру на куски, то моя политика - качать эти куски с торрентов.
Моя политика - играть изначально в завершенные, целостные игры. No exceptions. Заставить себя начать играть хоть в одно из ДЛЦ к Ф:НВ не получается. Игра завершена, и я ее воспринял в том виде, в каком она вышла. Прилепленные потом куски - это прилепленные потом куски.
Quote (Arrid @ 27.10.2012, 02:19) )
В ДА2 оно уже было немногим отлично от него
В худшую, намного худшую сторону.
Quote (Arrid @ 27.10.2012, 02:19) )
Геймеры срут кирпичами от ММО составляющей игры.
Так это ж ММО! Зачем делать то, что этой аудитории совсем ни в одно место не уперлось?
Quote (Arrid @ 27.10.2012, 02:19) )
Сейчас появился Кикстартер, так что проектов с душой должно быть вагон и маленькая тележка.
Если бы все так просто было.
Quote (Arrid @ 27.10.2012, 02:19) )
или просто большинство разрабов - бездари.
Множество гениальных разработчиков загнулось. Не потому, что они бездари, а потому, что при таланте разработчика у них нет таланта руководителя. Вон, тот же Тим Кейн о развале Тройка: "Мы просто хотели делать игры". О том, как организовать трудовой процесс, как договориться с издателем, как все это потом продать и многое другое - об этом никто не думал.
Не исключено, что большая часть Кикстартер-проектов вообще никогда не выйдет. Хотя бы по причине неправильной оценки необходимых средств и неумения в них укладываться. Но это не значит, что разработчики - бездари.
Но почему тогда колесо? Пока единственный удачный пример реализации такой диалоговой системы принадлежит не BioWare. Я, конечно, о Deus Ex: Human Revolution
И ещё Alpha Protocol и Game of Thrones. Но таки да, вариант однозначно проигрывает десятку вариантов ответов.
В последнюю не играл, реализацию первой как-то особо удачной не считаю. Хотя как раз эта модификация (а не оригинальная идея Биовар) была взята за основу в DE:HR.