Несмотря на то, что я играю в них с детства и очень люблю, несмотря на то, что я редактирую книгу по истории жанра CRPG и пишу для RPG Codex уже целых девять лет (Господи, дай мне сил!), я не могу дать простой и ясный ответ на один из самых сложных вопросов этого жанра, причём сложный и для разработчиков, и для критиков, и для его поклонников: что же такое «компьютерная ролевая игра»?
Так что я решил немного поразглагольствовать на тему того, почему же игры этого жанра так трудно классифицировать и почему определение жанра зачастую налагает на игры существенные ограничения. Возможно, кое-что из написанного покажется вам очевидным, но я постарался изложить и некоторые свежие и достойные идеи. Даже привлёк к этому Бэтмена!
Покажите молодёжи (до 20 лет) Wizardry и попробуйте убедить их, что это ролевая игра. Они спросят «А где выборы-то?».
ЦитатаFelipe Pepe
Потому что теперь, с технической точки зрения, FarCry, Assassin's Creed, Just Cause, Watch Dogs, Starcraft 2, Tomb Raider, Metal Gear Solid V, Batman: Arkham что-бы-там-ни-было, Saint's Row, God of War, GTA, The Last of Us и даже многопользовательский режим в Call of Duty — это всё action-RPG.
Тьфу.
ЦитатаFelipe Pepe
Нет, ну можно, конечно, считать себя «элитой» и быть старым пердуном, который всё ноет, что Fallout 3 погубил серию, а Mass Effect «не труъ RPG», но это, на самом-то деле, не то чтобы популярная точка зрения. Так что чёткого ответа мы всё ещё не добились.
Аки боженька молвил.
Текст пока прекрасен, посмотрим, к чему автор приведёт свои мысли.
да скоро стыдно будет признаваться, что в рпг играешь. мейнстрим же. в nfs тоже прокачка и выборы.. куплю себе аркадный автомат и буду в рельсы бегать.
Мне вот даже не обидно за то, что все подряд начали пихать пресловутые "ролевые элементы" куда ни попадя, сколько за то, что некоторые студии и серии, по разным причинам, далеко ушли от изначального определения crpg. Если бы не кикстартер, с его ностальгическими, время от времени, проектами, уже можно было бы забыть, что бывают ролевые игры "старой школы", а уж про тактические rpg и вовсе стоило бы забыть, как то финансово не привлекательно они выглядят для издателей, слишком изометрично, наверное.
Не любил и не люблю привязывать жанр к прокачке циферок. The Banner Saga для меня - одна из лучших RPG, но статы персонажа в ней только боевые и никак не влияют на абсолютное большинство решений. Их можно и не качать, но RPG'шность от этого не убывает. Я даже Oxenfree охотно приписываю к жанру - но она вообще без параметров.
Думаю, смещение произошло на почве автоматизации. Раньше, чтобы вести персонажа, приходилось прилагать усилия к подсчёту цифр, всё крутилось вокруг них; теперь подобное взвалено на компьютерные плечи, и освободившееся внимание переключилось с тупо управления персонажем на выстраивание его образа.
Это как с переходом межконтинентального перелёта из разряда Выдающихся Приключений (переместить персонажа по локации в обход ловушек) в обыденность (не наступить на автоматически подсветившиеся области - и то только если персонаж не умеет этого сам). Или движением вверх по пирамиде Маслоу.
Проблемы в определении CRPG быть не может, может быть лишь незнание жанров и истоков. То что Гэрриот считает Thief ролевой игрой еще не делает ее таковой, при всем уважении к нему. Она не перестает от этого быть стелсом. Да, в ней хорошо передается роль вора, но она уже отыграна за нас, нам нужно лишь пройти игру. По сути все видеоигры, даже с большой нелинейностью сюжета уже отыграны за нас разработчиками, а нам нужно лишь выбрать тот или иной контент, ту или иную реплику из списка уже готовых. Поэтому полноценного отыгрыша в видеоиграх пока нету, а значит остается ролевая система - тот самый единственный инструментарий, позволяющий нам, игрокам, определять "начинку" нашего персонажа и его взаимодействие с миром игры. И чем богаче и глубже ролевая система, и чем сильнее она влияет на взаимодействие с различными объектами в игре, тем игра RPG-шней.
По сути все видеоигры, даже с большой нелинейностью сюжета уже отыграны за нас разработчиками, а нам нужно лишь выбрать тот или иной контент, ту или иную реплику из списка уже готовых.
Только не во всякой игре есть этот самый выбор, о чём в статье и говорится. Но всегда удобно отбрасывать неподходящее под свою личную истину, как это любит делать, например, оратор выше. От того и все споры.
Странная статья. Поначалу кажется, что очередной автор решил примерить плащик Капитана Очевидности и сейчас будет лить из пустого в порожнее, но по мере чтения начинаешь увлекаться его рассуждениями. Жду вторую половину, хотелось бы увидеть к чему он ведёт.
Поэтому полноценного отыгрыша в видеоиграх пока нету, а значит остается ролевая система - тот самый единственный инструментарий, позволяющий нам, игрокам, определять "начинку" нашего персонажа и его взаимодействие с миром игры. И чем богаче и глубже ролевая система, и чем сильнее она влияет на взаимодействие с различными объектами в игре, тем игра RPG-шней.
Я обычно ролевой отыгрыш в CRPG для себя как раз и определяю как «взаимодействие с игровым миром через ролевую систему». Проблема в том, что сейчас RPG может быть с рудиментарной ролевой системой, но с пресловутыми выборами и последствиями. По критериям ортодоксальным такие игры ролевыми назвать сложно, но критерии меняются.
Всё же когда «Дикую охоту» или Fallout 4 называют ролевой игрой, я особо не протестую, но упомянутые в статье Assassin's Creed'ы и Far Cry'и — нет уж, увольте. Грань тонкая, и чем дальше, тем в ААА-проектах она будет менее заметна.
ролевая система - тот самый единственный инструментарий, позволяющий нам, игрокам, определять "начинку" нашего персонажа и его взаимодействие с миром игры
Потому что если уж применять заявленную до этого логику, то ролевая система тоже отыграна и расписана разработчиками заранее. Великий магистр святого баланса не даст соврать. Аргумент так себе.
Да, нелинейность, как и наличие характеристик у чего-то там не является признаком ролевой игры (Крейг Штерн и его «числа, висящие в воздухе»). Ровно до тех пор, пока характеристики не описывают персонажа и его развитие, равно как и принятые им решения. Иначе говоря, если принятые решения характеризуют персонажа как личность и отражают её изменение и развитие, то чем это не ролевая игра (последние статьи Александра Фрида)? Просто потому, что когда-то по тем или иным причинам не существовало ничего кроме чисел и формул?
В ролевой игре принятые персонажем решения, если они действительно на что-то влияют, становятся его характеристиками, даже если они не выражены в числовом эквиваленте.
В том же Фоллауте 4, да, примитивная ролевая система, описывающая, за исключением полутора перков харизмы и её самой, один единственный способ взаимодействия с окружающим миром, но сюжет подразумевает вполне себе такую вилку со множеством нюансов, которые характеризуют персонажа как личность и отражают изменения в его характере.
Например, я, приняв роль любящей матери, поддержал сына, и даже склонен был отказаться от помощи Подземке, но чем дальше, тем большим моральным уродом он себя показывал, и менялось отношение моего персонажа к нему, и, наконец, наши дороги разошлись, пусть даже в ущерб Подземке.
Потому что если уж применять заявленную до этого логику, то ролевая система тоже отыграна и расписана разработчиками заранее.
Все верно и я с этим не спорю. Поэтому я и написал в конце, что: "И чем богаче и глубже ролевая система, и чем сильнее она влияет на взаимодействие с различными объектами в игре, тем игра RPG-шней". Ролевая система это то, что можно пощупать и определить ее качество в итоге, после чего сделать свой вердик о том, насколько игра ролевая. С отыгрышем ситуация немного другая. Его не перенесли с настолок, как ролевую систему. Отыгрыш это ведь вести себя соответственно выбранной роли. Это задача не мастера игры (читай разработчика), а игрока в ролевой игре. Но в видеоиграх функции игрока уже выполнил разработчик.
Все верно и я с этим не спорю. Поэтому я и написал в конце, что: "И чем богаче и глубже ролевая система, и чем сильнее она влияет на взаимодействие с различными объектами в игре, тем игра RPG-шней".
А разве в соседних темах про Эпоху Декаданса вы все не спорите о том, что такой подход заставляет использовать "метагейминг", потому что когда мир НАСТОЛЬКО завязан на циферках, игрок не всегда может пойти тем путём, что он хочет по независящим от него причинам. А кому такое понравится? Так и смысл в такой "RPGшности"?
В данном случае полностью согласен с Dezmondом, т.к. поначалу какой-то КЭП, потом поинтересней. Герриот и Спектр говорят странные вещи, но не лишённые логики, на самом деле. Прогресс и продажи игр показывают, что эта логика более востребована народом, нежели игра в цифры в AoD. Спасибо за перевод, очень жду продолжения
Добавлено (01.06.2016, 10:52) --------------------------------------------- Кстати, спасибо за наводку по поводу Strife: Quest for the Sigil
А разве в соседних темах про Эпоху Декаданса вы все не спорите о том, что такой подход заставляет использовать "метагейминг", потому что когда мир НАСТОЛЬКО завязан на циферках, игрок не всегда может пойти тем путём, что он хочет по независящим от него причинам. А кому такое понравится? Так и смысл в такой "RPGшности"?
Я вроде не спорил. Тем более что до The Age of Decadence еще не добрался. Вообще циферки в CRPG это не ограничения, а возможности. Причем низкие показатели характеристик и навыков в идеале должны нести не меньше возможностей для ролеплея, чем высокие. Хороший пример: низкий показатель интеллекта в Fallout, который полностью меняет содержание диалогов.
Прогресс и продажи игр показывают, что эта логика более востребована народом, нежели игра в цифры в AoD.
О да. Продажи. Самый объективный критерий.
Цитатаvaska_psih ()
такой подход заставляет использовать "метагейминг"
Прямо невозможно играть без метагейминга, сраная игра принуждает.
Цитатаvaska_psih ()
игрок не всегда может пойти тем путём, что он хочет по независящим от него причинам. А кому такое понравится?
Попадается вдруг сферическому игроку в D&D сферический мастер с относительно реалистичным подходом. Собирается сферический персонаж сферического игрока пройти в замок местного сферического лорда, чтобы предложить ему свои услуги по спасению его местами сферической дочери из лап сферического чОрного властелина. А стража на входе просит его пойти нахер. Игрок возмущается. Мастер говорит: "А что ты хотел от своего полуорка с семёркой в харизме и нулевыми социальными навыками?" И тут, вместо поисков альтернативных путей доступа к диалогу с лордом, игрок начинает биться головой об стол, говорить мастеру, что тот не умеет водить и вообще "чё это за ирпэге такая?!"
Прямо невозможно играть без метагейминга, сраная игра принуждает.
Настолько не принуждает, что некоторые начинают играть в него, даже не запуская AoD. А наш весь из себя правильный Дезмонд начал прямо в плавильне, если не раньше.
ЦитатаЧума ()
И тут, вместо поисков альтернативных путей доступа к диалогу с лордом, игрок начинает биться головой об стол, говорить мастеру, что тот не умеет водить и вообще "чё это за ирпэге такая?!"
И вот тут вступает в действие аргумент Реверриуса. Ибо в отличие от настолки, тут поиск альтернативных путей превращается в игру «угадай, что было на уме у сценариста». А на уме у него могло быть и ничего, и никаких альтернативных путей нет.
Ибо в отличие от настолки, тут поиск альтернативных путей превращается в игру «угадай, что было на уме у сценариста».
Так было всегда. Так было в Fallout'ах, Арканумах и пр. И немалая часть кайфа от игры была в поиске этих альтернативных решений и способов. Это в современных играх все альтернативные пути тебе в рожу суют, чтобы ты не дай боженьки не потерялся. Не приблизились мы пока к воплощению полной свободы в играх и не приблизимся.
Цитатаm00n1ight ()
А на уме у него могло быть и ничего, и никаких альтернативных путей нет.
А наш весь из себя правильный Дезмонд начал прямо в плавильне, если не раньше.
И мне, представьте себе, вообще не стыдно. Когда игра тебе говорит разобраться в ситуации, а ты проходишь все проверки только чтобы упереться лбом в надпись "в этой локации вы ничего сейчас не сделаете, приходите в другой раз" - это знаете ли, наводит на определённые размышления. Но я не жалуюсь, нет. Я в воскресенье и в понедельник до трёх часов ночи в игру залипал, даже не думая отвлечься на что-то другое. Уже закончил теронскую и маадоранскую линейки Сорока Воров, получил направление в Ганеззар. Никаких проблем не испытываю.
Жму потную, мозолистую руку Дезмондия. Мужик! Нашёл в себе силы признаться. А то ведь у меня аналогия сложилась: метагейминг в AoD как порно. Все отрицают, но продолжают дальше.
Так пишут те, кто не играл. Все игры в принципе делаются так, чтобы в них можно было играть без метазнаний. Утверждать обратное - смехотворная глупость.