[The Banner Saga 2] Рецензия C.O.R.E.
Автор: Протей | Авторская | Редактор: m00n1ight | Размещение: Протей, 17:35 (обновлено: 2023-04-01 15:40) | Слов: 1365 | Время чтения: 0 ч 5 м | Аудитория: Поклонники CRPG | Уровень читателя: Начинающий | Просмотры: 4539
Не беда, если душа выжжена солнцем — страшнее, если её опустошило пожарище. Не беда, если не знаешь, куда идёшь — хуже, когда идти уже некуда. Вставший на путь испытаний не сойдёт с него, даже пройдя до конца.
...Ибо путь бесконечен.
Марина и Сергей Дяченко, «Шрам»
Первая часть тактической ролевой игры The Banner Saga — одно из самых ярких игровых впечатлений двухлетней давности. Разработчики из студии Stoic создали красивый и печальный эпос, замешанный на тяжёлых решениях и самобытных битвах. Продолжение путешествия каравана людей и варлов чуть подзадержалось в пути, не успев выйти зимой, так подходящей для скандинавской саги. Впрочем, весна для встречи местного Рагнарёка годится не хуже, чем любое другое время года.
Пусть смертные герои воспоют твою славу
The Banner Saga 2 начинается там, где заканчивается её предшественница: пережившие осаду Боэрсгара герои бегут от нашествия несметных полчищ драгов дальше на юго-запад — в город-крепость Арберранг, столицу людских кланов. Мир остановившегося солнца и мёртвых богов продолжает стремительно гибнуть.
Влияние решений из первой части на вторую достигается за счёт присутствия в караване конкретных персонажей. Никто не вспомнит о милосердии к каменному найдёнышу и спасении замерзающей девочки, не поставит в укор отвергнутые мольбы о помощи и безразличие к судьбам других людей. Игра в этом плане начинается с чистого листа. Однако даже второстепенные герои, выживание которых в предыдущей части отнюдь не гарантировано, вносят вклад в игровые события и сюжетные сцены, помогают советами и делами. История остаётся прежней, меняются её участники.
Характеры персонажей продолжают раскрываться и развиваться. Особенно это касается двух возможных протагонистов-людей. Помимо разницы в боевых умениях, герои отличаются репликами и участием в сюжете. Если Рук винит себя за губительную ошибку и заглушает скорбь в пылу сражений, то Аллета доказывает право быть настоящим лидером каравана, а не тенью отца. Совершенно разное настроение.
Выбрать главного героя можно перед началом игры, но лучше перенести сохранения из первой части. Это позволит продолжить собственную историю и сохранить заработанные ранее очки славы, артефакты и опыт персонажей. Лишним перенос не будет: максимальный ранг героев в The Banner Saga 2 повышен до десятого уровня, убийства из предыдущей игры засчитываются в этой.
Неплохо, — отозвался эльф. — У меня две дюжины. Пришлось поработать кинжалом.
Ролевая система The Banner Saga получила некоторое развитие. Во-первых, когда какая-либо характеристика героя достигает предела, можно вложить очки развития в один из двух основанных на ней талантов. Для силы — повышенный шанс персонажа на критический урон, либо на игнорирование части урона вражеского, для напряжения — улучшенный шанс на попадание при высокой броне противника или вероятность избежать удара, и так далее.
Способности большинства новых артефактов как раз связаны с талантами — тем веселее затачивать персонажей под конкретные боевые задачи.
Другое изменение в ролевой системе — выбор дополнительной специализации героя на шестом ранге. Небесная лучница может научиться поджигать поле боя как лучница осадная или стрелять метко вдаль словно мастер-лучник, а варл-щитоносец — провоцировать врагов на атаку или отбрасывать их щитом. Новая специализация, как и главная, развивается автоматически. В полной мере приобретённая способность раскрывается при максимальном уровне героя.
Изменения в ролевой системе нельзя назвать революционными. Однако таланты и дополнительные специализации добавили гибкости в развитие героев, ведь повышение максимального уровня само по себе убило бы вариативность, не предлагая ничего, кроме повышения всех характеристик до упора.
Поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями
В первой части The Banner Saga разработчики создали довольно небанальную для компьютерных игр боевую систему. Простые правила и прозрачные механики делали сражения в игре интересными, а тактику гибкой, несмотря на однообразие противников и некоторые условности. Коренных изменений в продолжении не произошло.
На полях боя чаще встречаются неровности ландшафта, заставляющие менять тактику. Кроме того, в некоторых битвах появились разрушаемые баррикады, способные прикрыть стрелков или замедлить вражеское продвижение. Иногда препятствия помогают вам, иногда — противнику, но в первую очередь они добавляют разнообразие. Многообразнее стал и состав вражеских войск. Теперь сражения не сводятся к бесконечным битвам с каменными великанами, видов врагов стало гораздо больше. Стремительные конерождённые, коварные лесовики, ужасы горных глубин, которых боятся даже драги — новые противники попортят немало крови даже самым опытным бойцам.
Кстати о бойцах: к каравану тоже присоединились персонажи новых классов и специализаций. Жаль, способности некоторых героев плохо вписались в корневые игровые механики — слишком велико оказалось влияние случая.
В первую очередь это касается топорометателя. Использовать бойца, который со схожей долей вероятности может как провалить множественную атаку на первом же шаге, так и добить за один ход сильного противника — удовольствие ниже среднего. Одна из способностей новой ткачихи-валки тоже слишком уж завязана на удачу: раскидывание случайных улучшений на поле боя, которыми при несчастливом раскладе пользуются и противники, кажется не лучшей тратой хода.
В остальном, новоприбывшие герои добавили интересные боевые возможности. Варл-берсерк уничтожает несколько врагов подряд, разбойник уходит в тень прямо на поле боя, скальды усиливают друзей и тормозят врагов. Есть где разгуляться тактическому гению.
Тренировочные бои приобрели дополнительную важность, так как «убийства» идут в счёт опыта персонажей. Однако за победы в тренировках по-прежнему не дают очки славы, которые зарабатываются традиционными путями — в игровых событиях и боевых столкновениях.
Кроме обычных тренировочных занятий в игре появились обучающие сражения с нестандартными задачами, в которых требуется с успехом применить умения конкретных персонажей. Сложности подобные задания не представляют, зато дают представление о правильном применении навыков ваших героев. За успешное выполнение этих задач слава уже полагается.
Кстати, выполнение игровых достижений тоже дарит очки славы, причём единоразово — в другие прохождения они засчитываться не будут. Странное решение разработчиков.
Как сказано выше, сражения стали интереснее, но боевая система почти не поменялась. В том числе на месте осталась особенность эндшпиля большего числа партий — малые отряды противника ходят чаще ваших более многочисленных героев. Ситуация несколько парадоксальная, так как численное преимущество в бою скорее идёт в минус. Подобную условность приходится принимать как данность.
Зачарованный викинг, я шёл по земле
Механика странствий по игровому миру почти не изменилась. Караван всё так же движется от одного селения к другому, балансируя траты между тремя параметрами — провизией, славой и моралью. Как и прежде, ради выживания приходится принимать тяжёлые решения и совершать неоднозначные поступки. Последствия выборов не всегда просчитываются, потерять не защищённого сюжетом персонажа легко.
Из разряда приятных мелочей — теперь мирные жители добывают провизию охотой и переучиваются в воинов в тренировочной палатке. Дармоедам в караване не место.
Поменялось настроение путешествия, оно стало более тревожным. В первой части The Banner Saga бесчисленная лавина драгов казалась главной угрозой цивилизации. В сюжете говорилось, что каменные гиганты сами бегут от чего-то страшного, но не было зримого ощущения конца света. Разве что эпизодическое появление чудовищного, разрушающего горные гряды Змея давало понять, что происходит отнюдь не обычное военное вторжение. Здесь же действительно осознаёшь, что наступили сумерки мира.
Игра удивляет зрелищными сценами. Анимационные заставки теперь встречаются заметно чаще, однако не вредят игровому процессу. Пейзажи поражают красотой — художники внесли в них ещё больше мелких деталей. Атмосфера северной природы никуда не делась, музыка по-прежнему вносит в неё ощутимую лепту. Особенно хороша песня на финальных титрах — прекрасный скандинавский фолк, исполненный четырьмя печальными исландцами разной степени бородатости.
К слову, в сюжете игры параллели с миром Средиземья встречаются нередко: разработчики продолжают вдохновляться скандинавским эпосом и классическим фэнтези. История закручивается всё сильнее, события развиваются всё стремительнее... чтобы оборваться на полуслове. В сюжете первой «Саги» присутствовали кульминация и развязка, игра была законченным произведением. The Banner Saga 2 не избежала синдрома второй части трилогии — история вышла промежуточной, оставив героев, и нас вместе с ними, в неопределённости.
Бесстыдный обрыв повествования и открытая концовка не способны испортить впечатления от напряжённого путешествия и интригующей истории. Однако жаль, что окончания «Саги» придётся ждать ещё пару лет.
Заключение
Техасские скальды Stoic создали образцовое продолжение, учли критику оригинала, не сломав основы игры. Если условности местной боевой системы для вас серьёзны или вам строго не нравится «диснеевский» художественный стиль, то The Banner Saga по-прежнему не для вас. Но если вы поклонник первой части, то рецензии и отзывы не нужны — немедленно покупайте вторую.
Сага продолжается. Осталось дождаться грандиозного финала. ▲