[Bastard Bonds] Рецензия C.O.R.E.
Автор: Протей | Авторская | Редактор: m00n1ight | Размещение: Протей, 13:50 (обновлено: 2023-04-05 13:40) | Слов: 1740 | Время чтения: 0 ч 6 м | Аудитория: Поклонники CRPG | Уровень читателя: Опытный | Просмотры: 5403
I've lied and stolen I've given grief
A sinner proud I defy belief
A needful knife man when your back is turned
Painful lessons: what you have learned
The Gates of Slumber, «Bastards Born»
Сбежавший осуждённый в компьютерных ролевых играх на удивление нередко становится протагонистом. Вспомните героев последних трёх частей серии The Elder Scrolls, Безымянного из «Готики» или отряд приключенцев в Legend of Grimrock. Но во всех случаях возможное злодеяние персонажей, ставшее причиной заключения в тюремные казематы, не оговаривалось и оставалось за кадром. В Bastard Bonds вопрос вины главного героя раскрывается полностью.
Dura lex
Итак, гражданин, вы предстали перед судом и против вас выдвинуты серьёзные обвинения. Вы в курсе вменяемых вам преступлений? Список возможных прегрешений обширен и включает, помимо банальных убийств и грабежей, экзотические злодейства вроде каннибализма, изнасилования и работорговли. Да что там говорить, по нашим строгим и справедливым законам преступлениями являются даже содомия и неприличное поведение в обществе. Не признаёте вину? Суд уже выслушал показания почтеннейшего свидетеля, так что ваши упорствования только усугубляют положение. Обвиняемый, вы приговариваетесь к десятилетнему заключению. Вас заклеймят именем совершенного преступления, лишат гражданства и отправят в казематы острова Лукатт до исполнения приговора. Да смилуется над вами Господь.
Описанное — и сюжетная завязка, и часть создания персонажа. Различные сочетания преступления, признания или непризнания виновности на суде и при вынужденном побеге влияют на несколько вещей. Перво-наперво, так формируется титул главного героя, по которому к нему обращаются в игре. Персонаж так и зовётся убийцей, еретиком или содомитом (да-да, в Bastard Bonds можно играть за самого настоящего боевого педераста), вынужденно признавшим чужую вину — осуждённым преступником, а несовершавший проступок — невиновным. Также сочетание выборов при создании персонажа определяет характер, отвечающий за пассивную способность. И последнее, на что влияют решения на суде и при побеге — личность персонажа, который освобождает протагониста из клетки и становится его первым напарником. Боевой товарищ выбирается случайным образом, но некоторые преступления отсекают доступ к поределённым освободителям: уличённого в связях с орками не спасут люди, некромант создаст себе подручного из тела мёртвого стража и так далее.
Перед тем, как ринуться навстречу свободе, остаётся только распределить очки умений. Навыки образуют сетку 3×3, где столбцы — атака, защита и ремесло, а строчки — сила, коварство и волшебство соответственно. На пересечении атаки и коварства, например, расположен навык охоты, повышающий силу и вероятность критического урона, а сочетание волшебства и защиты образует охранение, отвечающее за сопротивление магическим атакам. Классов нет, можно развивать любые умения, но они усиливают друг друга — улучшая один навык, вы повышаете значение соседних по обеим осям. При достижении пороговых значений персонаж получает новую способность, всего по шесть для каждого навыка. Получается простая, изящная и гибкая ролевая система, позволяющая специализировать персонажей под разные роли.
Простотой отличается и боевая система Bastard Bonds. Сражения в игре — стандартные пошаговые бои, в которых участники действуют поочерёдно в зависимости от инициативы. Активируемых способностей нет, персонажи перемещаются, атакуют мечом и магией или уходят в защиту. Но есть интересный нюанс: герои и монстры могут совершать так называемые рискованные атаки, при успешном исполнении которых получают дополнительное действие в тот же ход. Каждая такая атака повышает шанс неудачи, которая приведёт к пропуску хода. Всякий раз приходится выбирать, атаковать ли гарантированно и редко, или же рискнуть провалом, чтобы быстрее убить опасного противника. Подобная механика привносит в сражения и фактор случайности, и некоторую тактическую глубину, и редко свойственную пошаговым битвам динамику.
Тюрьма — мой дом
Вырвавшись из заточения и пройдя одну за другой первые игровые области, мы исследуем остров без особых ограничений. К первоначальной цели — добраться до другого конца игрового мира, чтобы покинуть Лукатт на корабле и обрести вожделенную свободу — никак не подгоняют. Мир разбит на пару сотен небольших областей, изучив одну местность, мы получаем доступ к соседним. В большинстве случаев карту необходимо зачистить от враждебных существ, однако встречаются и мирные места вроде библиотек, храмов и поселений. По прошествии времени однажды замиренные уровни восполняются монстрами и предметами, но повторная зачистка местности приносит ничтожно мало опыта.
Игровые области в Bastard Bonds тщательно проработаны. Большинство уровней отличаются какой-нибудь особенностью, будь то разнообразные загадки, мрачная история, запутанная структура карты или необычный вид местности. В игре часто встречаются препятствия, требующие проверки ремесленных навыков. Каждая новая область несёт интригу, потому исследовать игровой мир Bastard Bonds крайне увлекательно. Загадок тут хватает, а вот поручений от местных жителей маловато, и большинство решаются на месте. Есть, впрочем, и трудоёмкие задачки вроде сбора редких материалов для орка-кузнеца, а иногда даётся выбор из пары вариантов завершения задания, в том числе и бескровные.
Важная часть Bastard Bonds — механика крепости. В начале игры мы получаем возможность основать цитадель в одной из областей, которая становится базой для наших героев. По сути, это скорее передвижной лагерь, без которого нельзя нанять в отряд больше трёх персонажей и негде хранить припасы и экипировку. Базу можно и нужно перемещать на более подходящие места, так как от расположения зависит количество потенциальных последователей. Это и чисто боевые персонажи, и мирные торговцы и кузнецы. Каждой подходящей для основания крепости местности требуется определённое количество очков рабочей силы, которые создаются нанятыми героями в зависимости от умений и мировоззрения. Излишек рабочей силы тратится на найм небоевых персонажей. Без крепости и найма нескольких героев нас не пустят далеко по сюжету, но лагерь и сам по себе слишком полезен, чтобы от него отказываться. Поэтому количество нанятых в игре соратников исчисляется десятками.
Cлавные ублюдки
Ведь нанимать в Bastard Bonds есть кого: множество разношёрстных персонажей разбросаны по всему игровому миру. Одни вступят в отряд без условий, других придётся освобождать из плена, для третьих потребуется выполнить поручения. Местные жители и путешественники, преступники и слуги закона — у каждого есть личная история выживания, которой тот поделится у костра, если завоевать его или её доверие. Правда, как таковых диалогов в игре нет, так что улучшение отношений с персонажами сводится к прощёлкиванию монологов в лагере после получения героями нового уровня. Не слишком интересное времяпрепровождение даже с учётом неплохих историй. Доверившийся персонаж дарит главному герою символ дружбы — узы, которые пригодятся под конец игры.
Кроме уникальных последователей с историями и личными поручениями в игре встречаются герои попроще. Это персонажи всех возможных титулов и наборов навыков, случайно разбросанные по всем острову. У таких спутников нет интересных биографий, но совсем болванчиками они не ощущаются — спасает прописанная для каждого персонажа манера поведения в разговорах. Созданные вами в других прохождениях герои тоже могут оказаться в какой-нибудь игровой области. Попробуйте собрать боевой отряд только из собственных персонажей, если хватит терпения и удачи.
В Bastard Bonds можно нанимать рядовых монстров прямо во время боя! Любых, от слабосильных гоблинов до могущественных демонов! Нужно только довести противника до состояния нерешительности, сбив здоровье почти до нуля. Успех найма зависит от навыков героя, который обратился к вражескому персонажу. Если попытка не удалась, монстр снова становится враждебным, но никто не мешает дождаться, когда тот попросит пощады повторно. Чтобы общаться с животными и неразумными враждебными существами, вроде големов и желатиновых слизней, необходимы специальные способности. Если вам не нужен новый последователь или не хватает места в крепости, раненому монстру можно позволить сбежать. Бестиарий Bastard Bonds весьма обширен. В игре встречаются не только привычные для фэнтези гоблины, оборотни и ожившие скелеты, но существа из фольклора и мифологии разных народов мира: японская паучиха Йорогумо, мексиканская призрачная плакальщица Ла Йорона, богиня-вампирша племени чероки Утлунта, ставший полузверем греческий Актеон. Кандидатов в отряд чудовищ с уникальными умениями будет хоть отбавляй. С нанятым так монстром тоже можно подружиться — нет ничего ценнее уз дружбы с демоном из преисподней!
Тёмный мир
Bastard Bonds отличает своеобразная атмосфера. Детализированный пиксель-арт задаёт мрачный стиль игровых областей: полуразрушенные древние башни, ведьмовские сборища, сгоревшие от нашествия демонов деревни и тёмные лесные лабиринты. Иногда игра пугает не хуже заправского фильма ужасов: например, когда герои находят заброшенную хижину в лесу, в подвале которой лежит книга о призыве демонов, или натыкаются на опустевший городок, в домах которого чудятся призраки и монстры. Местные жители же в большинстве своём — сосланные на остров преступники всех мастей с соответствующей моралью, ваши возможные соратники в том числе. Пиксельной обнажёнки тоже хватает, причём всякой: монстры обоих полов в игре далеко не всегда обременены хоть какой-то одеждой, а большинство мужских персонажей предпочитают щеголять голым накаченным торсом. С другой стороны, немногочисленный секс в Bastard Bonds — классическое затемнение экрана, разве что с томными звуками и соответствующим описанием. Так что откровенной порнографии вы не увидите, хоть игра и отрабатывает взрослый рейтинг.
Bastard Bonds — плод любви к ролевым играм «старой школы». Помимо пиксельной графики это выражается в сложных элементах игрового процесса. Смерть соратника приводит к ранению, которое выведет его из строя на несколько битв, однако гибель главного героя окончательна. Сохранение работает только на карте мира, так что неудача в бою приводит к переигрыванию долгого уровня с начала. Основным аспектам игры обучают в первых игровых областях, магической системе даже посвящён отдельный уровень. Есть и быстро мелькающие на загрузочных экранах советы, и внутриигровая справка с базовой информацией. Но в игре нет маркеров заданий, нет даже дневника, потому необходимо внимательно читать текстовые описания, иначе рискуете пропустить подсказку к задаче или другую важную информацию. Разобраться в игровых механиках непросто, Bastard Bonds требует немало времени на освоение.
Если отсутствие дневника всё же не доставляет сильных неудобств хотя бы из-за малого количества поручений, то другие игровые особенности действительно способны испортить жизнь. В Bastard Bonds крайне неудачные интерфейс и управление: для рискованных атак требуется каждый раз использовать клавишу Shift, а чтобы выйти в главное меню или сохранить прогресс, надо нажимать на нужный пункт меню аж три (!) секунды. Для поиска места для крепости на игровой карте приходится перемещаться в одну за другой игровые области, чтобы посмотреть требования по рабочей силе. Инвентарь крепости быстро забивается хламом, который невозможно автоматически отсортировать. Наконец, соратники, следующие как привязанные за главным героем, очень любят застревать в помещениях. Такая «старошкольность» явно излишняя.
Заключение
Bastard Bonds интересна исследованием игрового мира и решением загадок, но однообразные битвы в конце-концов навевают скуку. Монстры становятся сильнее, однако принцип не меняется. Сюжет не лишён интриги, но его слишком мало, чтобы поддерживать интерес к игре.
Bastard Bonds — действительно необычная RPG. Она вызывает в памяти классический ролевой опыт первой половины 90-х годов прошлого века, предлагая свежие решения и оригинальные механики. Как будто игру создали ещё пару десятилетий назад, но выпустили только сейчас, доработав под современные мониторы. Графика Bastard Bonds вряд ли привлечёт современных игроков, а уж минималистичная анимация тем более. Но это тот случай, когда модный ныне у независимых разработчиков пиксель-арт под стать игре, качественной и атмосферной. ▲