• Обзор Zoria: Age of Shattering

    Обзор Zoria: Age of Shattering

    В 2024 году небольшая румынская студия Tiny Trinket Games выпустила дебютный проект Zoria: Age of Shattering, и именно этот проект как нельзя лучше подходит, чтобы, пусть и задним числом, занять место недостающего эволюционного звена между Dragon Age: Origins и Divinity: Original Sin.

  • Обзор The Thaumaturge

    Обзор The Thaumaturge

    Здесь нет столь милых сердцу сложных боёв и необходимости тщательно выстраивать развитие персонажа, но стиль, атмосфера, точность прорисовки персонажей, литературность и общий подход к игре выше всяких похвал.

  • 13 лет C.O.R.E.

    13 лет C.O.R.E.

    Вот и наступил 13 день рождения Codex of RPG Elucidation, и проведём мы его за длинным интервью (вопросы к нему придумывал не я), если оно, конечно, вам интересно.

Шароварное RPG

Дорога из прошлого через настоящее в будущее
Шароварное RPG.
Автор: | Тип статьи: Перенос с правками | Редактор: m00n1ight | Размещение: m00n1ight, 18:02 (обновлено: 2023-02-05 05:40) | Слов: 2945 | Время чтения: 0 ч 11 м | Аудитория: Поклонники CRPG | Уровень читателя: Продвинутый | Просмотры: 721

Статья впервые опубликована во втором номере журнала «Хакер» за 1999 год. Мы сохранили её для истории, попутно придав ей более читабельный вид. Скриншоты с Mobygames.

Слава Анклаву и даэдрам, в последнее время жалобный вой о вымирании ролевых игр поутих. Как-то и неловко напоминать о днях сомнений и тягостных раздумий, когда Fallout существовал разве что в больном воображении будущих разработчиков, а несчастные Forgotten Realms были надёжно похоронены Menzoberranzan’ом — или, как его сейчас называют, Мензобезобразом. В те далёкие, вспоминаемые почти с ностальгией годы, юзеры хавали разновсяческие Albion’ы с Munch&Magic и пребывали в наивной уверенности, что ничего лучше быть не может. Может, детки, ещё как может! Если знать, где искать и где смотреть. Тот, кто жрать отстойную корпоративную жвачку не хотел, рано или поздно раскидывал мозгами (нет, не по стенке) и садился писать какую-никакую, но собственную RPG. Иногда получалось. Ещё реже получалось неплохо. Но ведь получалось же! Вот об этих безымянных бойцах невидимого фронта я и хочу поговорить. В смысле, я буду говорить, а вы — внимательно слушать.

Начнём с ликбеза. То есть с леквидации бисграматнасти. Shareware на великомогучий обычно переводят занудным «условно-бесплатное», но я воспользуюсь более приемлемыми терминами, типа «шаровары» — это одна из концепций распространения программных продуктов. Смысл её в том, что вас не заманивают в магазин парой флаеров в журнале или офигенно красивой avi’шкой, не имеющей отношения к игре или программе, а просто дают скачать искомый продукт с BBS или из Интернета и пользоваться на здоровье. Ага! — полагаю, русский нос задёргался, учуяв халяву. Дёргаться ещё рано — то, что дают скачать на халявку, обычно в чём-то ущербно. Как пример, отсутствует возможность сохраняться. Или через две недели полюбившаяся программка показывает кукиш и требует для продолжения работы пожертвовать на нужды авторов некоторую сумму американских президентов. Или не пускает дальше первой четверти или трети игры, требуя того же. Вот тут-то и предстоит осчастливить авторов честно заработанным гонораром, получить отпирающий недоступные фичи код и тогда уж играть на здоровье. Или найти ломалку, но это тема для другой статьи.

Тогда какая разница между шароварными и коммерческими играми? Объясняю. Первые обычно отличаются немалыми мегабайтными габаритами (это о проблемах скачивания) и после регистрации рассылаются на компактах в виде полных версий. А вторые до безобразия разрослись играбельными демо-версиями. Юридически граница действительно стёрлась. Тем не менее, шароварную игру отличить легко. Во-первых, её не найти в розничной продаже. Авторы мотивируют это тем, что «не хотят связываться с жадной капиталистической индустрией», в то время как мнение продавцов звучит как «да кто этот отстой купит?» Во-вторых, шароварки делаются либо энтузиастами-одиночками, либо небольшими командами. То есть уровень технических наворотов попадает в промежуток между Каменным веком и эпохой правления царя Гороха. А посему авторам глубоко наплевать, что там об их продукции подумает среднеидиотический фанат Tomb Raider. Они делают игрушки для себя и для таких же элитистов от RPG. За что мы (ну, я) готовы поставить им памятник. Или, на худой конец, написать прославляющую статью. Или даже ругательную — хоть какое-то внимание всё же.

Прошлое

Историю халявных RPG следует отсчитывать с той же вехи, с какой и историю компьютерных RPG вообще — с Rogue и «рогаликов» (roguelike). Но поскольку Rogue был хламом и имеет исключительно историческую ценность, начнём с его более достойного продолжателя — Nethack. Сей продукт нездорового разума, помутившегося от ночей за Rogue, представляет собой типичнейший «рогалик» и многие годы остаётся широко известным в не столь уж и узких кругах поклонников жанра. Что такое «рогалик» объяснять не надо, надеюсь?

Скриншот Nethack.
Скриншот Nethack.

Ладно, воспользуюсь простой и понятной даже полену аналогией. Возьмите Дьявно. Взяли? Теперь уберите из него графику, реалтайм и мультиплеер. Убрали? Тазик нужен? Если нет, то увеличьте оставшееся в десять раз. Получился рафинированный «рогалик», вроде Moria, Angband, Omega и прочих забытых историей продуктов. И, разумеется, вроде Nethack. Вид сверху. Всё изображается ASCII-символами. Справедливости ради, в поздних версиях Nethack можно включить графику — но лучше этого не делать. Сюжета — ноль целых ноль десятых. Геймплей описывается одним длинным предложением: спустились в подземелье, убили всё двигающееся, набрали полный мешок шмоток, рванули назад в город на поверхности с целью их продажи, на полпути были убиты воскресшими врагами и начали новую игру, потому что сохранение стёрлось. Возникает резонный вопрос: «А что, в такое г... кто-то играет?» Кто-то действительно играет. В основном ради огромного разнообразия возможностей, попросту нереализуемых в играх с графикой. Одних комбинаций клавиш в «рогаликах» используется до нескольких сотен.

Наиболее популярный и культовый сейчас «рогалик» — ADOM, или Ancient Domains of Mystery. Герр Бискап, автор оного продукта, регулярно выпускает новые версии, медленно приближаясь к запланированному на очень отдалённое будущее официальному релизу. Цитируя одного моего знакомого, ADOM — это амбициозная попытка сделать Самый Большой Рогалик. Он и вправду немал. В отличие от большинства аналогов, в ADOM есть кое-какой сюжет, различный для персонажей разного alignment’a, побочные квесты и другая «заумь», для «рогаликов» не характерная. За что его, по-видимому, и почитают. Графика, естественно, отсутствует, но это неважно. Неважно для тех, кто почитает.

К великой радости, сцена породила не так уж много игрушек, в которых надо управлять героем в виде значка @ и гасить им злобные буквы алфавита. Зато настоящая эпидемия безыдейности и копирования случилась, когда в руки потенциальных игроделов свалилась полулегендарная Ultima III, причём свалилась она лет через пять после выхода. Если бы количество клонов было основным знаком престижности игры, авторы Dune 2 и Doom удавились бы собственными шнурками от ботинок, пересчитав число шаровароделов, целовавших продукт Гэрриота пониже спины. Walls of Bratock и Azalta, Adventure Construction Kit и Nahlakh, Vampyr и DB Quest... список можно продолжать до бесконечности, а ведь это игры, использующие в чистом виде не только принципы, но даже графику третьей Ultima! Большая часть вызовет дрожь даже в самом фанатичном RPGшнике. Впрочем, есть и немного приличного — в частности, упомянутый Nahlakh. Написанная в одиночку бывшим программистом SSI Томом Праудфутом (он работал над несколькими «генералами» SSI) и посвящённая почти исключительно битвам, сия игрушка удовлетворит любого поклонника навороченных тактических пошаговых сражений. Сюжет и NPC в ней практически отсутствуют, но в том и состояла задача. Кроме того (на радость халявщикам... ээээ... партнёрам!), шароварный вариант Nahlakh играбелен полностью и до конца — регистрация даст только моральное удовлетворение да отпечатанный на ксероксе мануал.

Классический «вид из глаз» не особо популярен среди шароварных игрушек. Ничего странного — рисовать для такой графики нужно очень неплохо, а то получится отстоище типа Search for Freedom (бездарнейший клон Pool of Radiance). Первой серьёзной попыткой сделать конкурентоспособную (хи-хи) RPG с видом из глаз была дилогия Ancients, выпущенная некими Farr-Ware и небезызвестным Epic MegaGames. Первая часть называлась Death Watch, вторая — The Approaching Evil. Но конкурировали они разве что между собой, да и то исключительно в отстойности. Дурацкая полумультипликационная графика, тупой, как бревно, сюжет и полное отсутствие собственных идей — вот и всё, что можно о них сказать. Понравится это лишь тем, кто никак не наиграется в Bard’s Tale. Но, как мне кажется, такие давно вымерли.

Скриншот Ancients: Death Watch.
Скриншот Ancients: Death Watch.
Скриншот Ancients 2: The Approaching Evil.
Скриншот Ancients 2: The Approaching Evil.

Другим любопытным экспериментом «от первого лица» была Towers (имена создателей затерялись во мгле веков). В принципе, ничего сверхъестественного она не представляла — типичный Dungeon Master, только на одного персонажа. НО на моей памяти, это первая попытка создать многопользовательскую RPG для ПК. Разумеется, ничего не вышло — от игры вдвоём по кабелю менее занудной Towers не стала — но сам факт заслуживает внесения в анналы. Или в аналы. Как хотите. Сравнительно недавно контора JV Games выпустила Towers 2: Plight of the Stargazer, но он оказался простым тупым Wolf-3d со статистиками и был заслуженно проигнорирован прогрессивным и всем прочим человечеством.

Следующий объект исследования достаточно известен в расейских RPGшных кругах, благодаря усилиям пиратов, делавших игровые сборники. Речь о The Aethra Chronicles. Лично я считаю эту игрушку лучшим порождением шароварной сцены и готов вызвать на дуэль (на пластиковых бутылках из-под «нового поколения») любого несогласного. Её автор, Майкл Лоуренс, совершил важный поступок — он нанял нормального художника. В результате получилась привлекательная игра в высоком разрешении с симпатичными персонажами и врагами. Битвы — тактические, на гексагональной сетке. Сюжет умеренно линеен и содержит две концовки, причём допетрить до правильной — не среднего ума дело. В общем, ничего сверхъестественно новаторского, но стильно, увлекательно и со вкусом. «Аэтре» предстояло стать сериалом, но, увы. Видимо, любовь к ней ограничивается Россией, а из неё, как известно, большого количества регистраций не дождёшься. А жаль — уж она-то («Аэтра», а не Россия) этого точно стоит... (минута молчания)

Скриншот The Aethra Chronicles.
Скриншот The Aethra Chronicles.

Настоящее

Однозначно самым известным шароварным сериалом является Exile. Джефф Фогель, его папочка, под логотипом Spiderweb Software разродился аж тремя частями (Escape from the Pit, Crystal Souls, Ruined World), а также конструктором Blades of Exile. В своё время первый Exile был пионером среди RPG, сдавшихся на милость Билли Гейтсу. С тех пор утекло немало воды, первые две части сериала даже переизданы с графикой от третьей, для которой, наконец-то, тоже нашли нормального художника (раньше они выглядели... эээ... хреново, вот как они выглядели). Фогель создал относительно оригинальный полностью подземный мир, куда тиранический режим поверхности ссылал диссидентов. Диссидентами были ваши герои, и из своей ямы они дважды на протяжении нескольких лет хорошенько давали Империи прикурить (один раз даже грохнули самого императора). В третьей части, The Ruined World, вашим ошалевшим от сталактитов глазам наконец-то предстанет свежая зелёная травка — в ней придётся сотрудничать с бывшими врагами, чтобы избавиться от бывших друзей. Эта игрушка получила массу титулов вроде «лучшая shareware-игра года» и тоже довольно известна на просторах нашей необъятной. Стилистически все части сериала также похожи на Ultima времён третьей-четвёртой части — с тайловым видом сверху, разговорами через ключевые слова и тактическими пошаговыми битвами — но, по крайней мере, графика здесь на терпимом уровне. Что касается Blades of Exile, то он, скажем так... провалился. Как специалист по RPG-конструкторам, могу сказать твёрдо: BoE содержит слишком мало средств самовыражения, как следствие, никогда не поднимется до уровня Forgotten Realms Unlimited Adventures.

Скриншот Exile: Escape from the Pit.
Скриншот Exile: Escape from the Pit.
Скриншот Exile 2: Crystal Souls.
Скриншот Exile 2: Crystal Souls.
Скриншот Blades of Exile.
Скриншот Blades of Exile.

Основным конкурентом детища Фогеля является сериал Yendorian Tales австралийского значка SW Games (в прошлом Smithware). Начинали Smithware за здравие — первая часть была отличной. От других. Что среди шароварок редкость и немалое достоинство. То есть рога и копыта Ultima 6 торчали изо всех щелей, но всё же YT Book I не назвать чистопородным клоном. А потом кто-то самый главный в Smithware по дешёвке купил Might and Magic: World of Xeen... дальнейшее предсказуемо. Вторая часть сериала, с необычным названием Book I Chapter II, имела ровно ноль оригинальности, да ещё и в сочетании с худшими недостатками M&M. Последняя, как известно, притча во языцех среди RPG-элитистов, олицетворяющая глупости, которых в действительно классной RPG быть не должно никогда. YT2 эти глупости восторженно повторяет, сочетая их с менее красивой графикой (хотя и весьма приличной для шаровар) и прямым как рельс и столь же умным сюжетом. Давить... ©. Нет, тем не менее, это безобразие довольно играбельно и увлекательно — фанатам M&M 3-5 рекомендуется однозначно — но, без сомнения, это пример того, как надо делать RPG, если целью стоит опозорить жанр перед всем миром. Что же касается Yendorian Tales III: Tyrants of Thaine, она практически не отличается от предшественницы. Улучшений нет, ухудшений, впрочем, тоже (да вроде и некуда...) SW работают над новой игрой, о которой пока известно лишь одно: она будет изометрической. Восьмое чувство подсказывает, что на это раз кто-то самый главный в SW по дешёвке скупил Дьявно...

Скриншот Yendorian Tales: Book I.
Скриншот Yendorian Tales: Book I.
Скриншот Yendorian Tales: Tyrants of Thaine.
Скриншот Yendorian Tales: Tyrants of Thaine.
Скриншот Yendorian Tales: Book I Chapter II.
Скриншот Yendorian Tales: Book I Chapter II.

Ещё одной вырвавшейся из мрака сетевого андеграунда игрушкой является Mordor: Depths of Dejenol (MakeItSo Software). Нет, к Толкиену этот Мордор не имеет ни малейшего отношения. Название спиз... позаимствовано. Как и всё остальное. Фактически, Mordor — это Wizardry под мастдайку (пояснение для ламеров: под Windows 95/98). То есть «рогалик» с кое-какой графикой, несколькими героями и видом из глаз. Сюжета и смысла ноль, качаться можно аж до 999 уровня (в чём и заключается цель игры), сражения проходят на автопилоте. Графика представляет окно с изображением голого подземелья размером с ноготь большого пальца и сравнительно симпатичные карандашные наброски монстров. Наклёвывался мультиплеер, но так и не был реализован. Год с копейками назад, уже под прозванием VB Designs, авторы почти выпустили вторую часть, отличавшуюся от первой чуть более приличными битмапами стен, чуть большим числом всего, что было раньше, присутствием мультиплеера и немногочисленных квестов, а также втрое большим размером и тормознутостью. Limited Beta (так VB Designs завуалировали shareware-версию) уже была доступна, когда сия команда предала шароварную сцену и с потрохами продалась жадным капиталистам из Interplay. Теперь то, что раньше было Mordor 2, называется Infinite Worlds и с оригиналом имеет только одну точку соприкосновения: полное отсутствие сюжета или смысла, кроме сбора экспы и магических предметов.

Думоклонство и экскрементальные попытки скрестить RPG с шутерами шароварную сцену почти миновали. Но только почти. В недавнем прошлом некие деятели по имени United Software Artists выбросили на рынок потрясающе убогий продукт под названием Amulets and Armor. Он сочетал движок а-ля Doom в версии Heretic (но во сто крат похуже), «сюжет» из набора миссий (я сейчас заплАчу...), и немногочисленные математические навороты, без всякого воображения позаимствованные из RPG. Тот ещё отстой, как вы догадались, но упоминание заслужил. Чисто статистики ради.

Скриншот Amulets and Armor.
Скриншот Amulets and Armor.

Ещё одна псевдоклассическая RPG, достойная некоторого упоминания, называлась Infernal Tome. Её выпустила широко известная в узких кругах контора MVP, ранее осчастливившая любителей халявы массой тетрисов, пасьянсов и прочей шароварной лабуды. Их первая и последняя попытка сварганить ролевичок оказалась пшиком, причём до боли зубовной похожим на Eye of the Beholder (Господи, как фантастически оригинально!) Только с более убогой графикой и занимающим в десять с лишним раз больше места на диске. И чего они туда напихали? Остаётся только гадать. В общем, перефразируя замечательное высказывание, «если вам нравится Eye of the Beholder — играйте в проклятый Eye of the Beholder!» А не пичкайте нас дурными фантазиями на тему. Уф, надо закурить и успокоиться — вроде ведь серьёзная аналитическая статья...

Скриншот Infernal Tome.
Скриншот Infernal Tome.

Продолжу. Одна из наиболее оригинальных RPG, виденных мной за последнее время, выпущена финнами Hypotermia и носит гордое имя Aleshar. Положенную в основу игры концепцию можно охарактеризовать как доведённую до абсурда жажду реализма. Ваш бедненький одинокий герой умирает от любого пинка, от кровотечений и интенсивных переломов. Он валится замертво после пары собственных заклинаний и постоянно рискует скопытиться от голода. Графика — SVGA, чистый вид сверху. Рисовать деревья с оврагами авторы явно поленились, потому игра носит подзаголовок World of Ice и выглядит соответствующе — сплошной снег. Несмотря на эти недостатки, играть достаточно интересно. Пошаговые баталии и заклинания, составляемые из пяти рун (любые комбинации хоть что-то, но дают!), вытягивают этот продукт. Насколько его вообще можно вытянуть. В общем, рекомендую — хотя бы в целях самообразования и для лечения от синдрома реализма в RPG.

Скриншот Aleshar: World of Ice.
Скриншот Aleshar: World of Ice.

Буквально на днях вышеупомянутый Том Праудфут разродился новым проектом с неблагозвучным именем Natuk. Если вы ожидаете отличий от Nahlakh, ожидайте дальше. Natuk сделан под мастдайку, имеет SVGA-графику терпимого качества в стиле Exile, но посвящён всё тем же многочисленным битвам с использованием классной рунической магии и редким разговорам. Зато оригинален сюжет: игрок управляет не очередной группой героев-доброделов, а... бандой орков, огров и троллей. Кучка варваров, убийц и шаманов из этих славных племён нацелилась доказать главному Боссу орков (его следует называть Императором Всея Натука, но орки не могут выговорить такой длинный титул), что он не настолько крут, чтобы быть Боссом. Путём усечения его головы. Особенно забавляет трепотня сдругими орками и происходящие с партией случайные события. Как вам пассаж типа «герой X ловит на себе вошь и с хрустом разгрызает её»? В общем, Том успешно пережил болезнь ультимопоклонства, выздоровел и теперь должен начать работу над новой игрушкой на том же движке.

Будущее

В настоящее время Spiderweb корпят над новым проектом. Фогель, видимо, решил, что уже выжал из Exile всё до последнего президента и перешёл на ниву «альтернативной истории». Его будущий релиз Nethergate посвящён завоеванию римлянами Галлии... или Британии... в общем, кельтов. Движок на этот раз будет изометрическим, но спрайты перекочевали из Exile в неизменном виде. Результат выглядит весьма убого. Наиболее интересная из обещанных фич — возможность начинать и проходить игру как за ту, так и за другую сторону. Вот о чём я давным-давно мечтал...

Скриншот Nethergate.
Скриншот Nethergate.

Самая противоречивая и скандальная сущность в RPG-тусовке называется Grimoire. С подзаголовком «Величайшая Ролевая Игра». Да, речь о детище могучего Клива Блейкмора, бывшего сотрудника Sir-Tech и самого «плохого парня» среди игроделов. Разбор уникальной персоналии мистера Блейкмора я оставлю на отдельный материал (который в скором времени будет написан, если Клив соизволит ответить на вопросы интервью, которые уже высланы), а здесь мы вроде об игрушках рассказываем. В общем, Grimoire тоже клон (сюрприз, сюрприз!!!) На этот раз — Wizardry VII. Замечу, что это в любом случае гораздо более достойный объект клонирования, чем всякие Ultima 3 и EoB. Блейкмор подошёл к плагиату с фантазией и добавил немало своего — включая автоматические лечение и ходьбу по проложенному маршруту (Ё-мое! Ну, наконец-то, кто-то сообразил!), а также запоминание боевых приказов для последующих битв (а кого не затрахает шесть раз нажимать атака-рубящим-второй ряд, и так в каждом раунде каждого боя, случающегося каждые три шага?) Это позитивно. Тем не менее, хвост и уши Wizardry узнает любой — это, в общем, тоже позитивно. Графика — полноценная SVGA, но в стиле комиксов — и это уже негативно. Год с лишним назад я имел удовольствие тестировать бету, и она произвела на меня весьма положительное впечатление. Для шароварки.

Скриншот Grimoire.
Скриншот Grimoire.

Адам Вест, давным-давно прославившийся благодаря RPG для Apple по имени Bronze Dragon, готовится нанести новый удар. Организовав компанию Crosscut Games, он доводит до ума проект Runesword (в прошлом — также Bronze Dragon), потенциально очень мощный (ну, я так надеюсь) RPG-конструктор. Похождения в Runesword выполнены в мелкой изометрии, битвы — как в Heroes of Might & Magic (Must die! То есть не HoMM должен умереть, но такое исполнение сражений). Только что — не прошло и двух лет — вышла бета-версия, доступная для публичного пользования. Так что смотрите и радуйтесь.

Помимо этих продуктов, грядущий день готовит Homeland от Dragonlore и Dungeon Bane 2, сиквел DBQuest от Lost Dragon Software, конструкторы Shadows и VERGE и много чего ещё. Что-то обязательно будет хламом, кое-что может и не быть. Ой, дожить бы... 


Поиск по сайту

Категории материалов

Сообщения на форуме | новые

Бордель услаждения интеллектуальных страстей на форуме Оффтопик - Разное.
Последнее сообщение оставил Saylone (2024-04-20 в 15:57). Ответов: 7395.
[В разработке] Kingdom Come: Deliverance 2 на форуме Всё остальное.
Последнее сообщение оставил Reverrius (2024-04-20 в 13:12). Ответов: 10.
Goth Scene на форуме Аудио.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-20 в 12:44). Ответов: 70.
Сериалы на форуме Сериалы.
Последнее сообщение оставил Reverrius (2024-04-20 в 12:27). Ответов: 937.
[В разработке] Sacred Fire на форуме Всё остальное | Инди.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-20 в 09:09). Ответов: 22.
Heroes of Might & Magic III на форуме Тактические и стратегические.
Последнее сообщение оставил silmor_senedlen (2024-04-20 в 01:48). Ответов: 96.
Dwarf Fortress на форуме Рогалики.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-19 в 15:02). Ответов: 0.
Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer на форуме Neverwinter Nights 2.
Последнее сообщение оставил Bellerogrim (2024-04-19 в 14:50). Ответов: 65.
[В разработке] Wantless: Solace at World's End на форуме Тактические и стратегические.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-19 в 14:03). Ответов: 9.
Wartales на форуме Всё остальное | Инди.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-19 в 13:30). Ответов: 126.

Ожидаемое | таблица

Новости C.O.R.E.

Статьи C.O.R.E.

Новости RPG Codex

Новости RPG Watch

Новости RPG Nuke

Случайная цитата

Некоторые говорят, что быть добрым человеком — тяжёлая работа, что большинству не по силам. Разве это правда?

Уголёк, Pathfinder: Wrath of the Righteous