Это две посвящённые D&D взаимосвязанные статьи, которые вполне логично объединить в один материал, что мы и сделали.
Драма вокруг Dark Sun
Помните ли вы, мои любезные читатели, такой AD&D сеттинг как Dark Sun? Иссушенный мир под безжалостным красным светом умирающей звезды. Магический постапокалипсис, города-государства и дикарские пустынные племена, зиккураты и гладиаторские арены, костяные копья и древняя, убивающая саму жизнь вокруг, магия королей-чародеев, халфлинги-каннибалы, лысые дварфы и бродячие эльфы...
Возможно, вы играли в великолепные CRPG по этому сеттингу (Dark Sun: Shattered Lands и Dark Sun: Wake of the Ravager). Возможно, читали художественную литературу, которая печаталась и на русском в 90-х. Возможно, водили по нему за игровым столом. Возможно, просто слышали о нём или читали книги правил. Как и многие интересные сеттинги, его убили в третьей редакции, когда купившие разорившуюся TSR Wizards of the Coast решили сократить издержки на «непопулярные» сеттинги и устранить преграды на пути простого мимокрокодила, который внезапно, по велению левой пятки, решил поиграть в D&D и не хочет утруждать себя формулами, с которыми справился бы и пятиклассник, вроде расчёта вероятности попадания через THAC0 и «отрицательный» AC, или забивать голову разницей между квазиэлементальными и параэлементальными планами Planescape.
В четвёртой редакции сеттинг решили возродить, но, как и большинство таких попыток, нерешительно и «на полшишечки». Во многом это связано с тем, что в одну книгу правил попытались впихнуть весь мир, описанный в целой серии мануалов, дополнений и приключений. Достаточно сказать, что описание города Тира превратилось из ста шести страниц в девять. К тому же, первым делом сократили все возможные лирические отступления, вводящие в настроение Атаса, мира Dark Sun, и дающие важную информацию о нём, написанные от лица самих жителей. Зато, как всегда бывало в третьей и четвёртой редакции, добавили десятки страниц удивительных и уникальных способностей для игроков. Потому что водиться простым магом или файтером — скучно и для задротов, наверное. Как и похожая попытка воскресить элементы Planescape (отбросив, например, Кровавую войну), получилось «ни вашим, ни нашим». Так что в пятой редакции сеттинг опять похоронили.
Периодически сеттинг пытались воскресить энтузиасты (причём начиная с третьей редакции). Недавно небольшая группа Burning Star (хе!) Games вышла на Кикстартер с вдохновлённым (иногда до полной идентичности) Dark Sun проектом — Red Dawn: Into the Dawnlands, использующим правила пятой редакции D&D.
Хорошо? «Хорошо!» — ответите вы, и будете абсолютно правы. Но авторы имели неосторожность использовать словосочетание Slave races и вообще посмели скопировать отношение к расизму и рабству из Dark Sun. Про это прознали те, кого я называю usual suspects. Кто это такие? Посмотрите на картинку, и все вопросы пропадут.
Так что теперь, вслед за вот такими пасквилями все упоминания Slave races исчезли. Пока что из Кикстартера. Будут ли удалены из игры — неизвестно. И что ещё пропадёт теперь из игры — тоже. Просто вглядитесь в добавленное предисловие к новостной статье выше.
Когда эта статья была опубликована впервые, мы не осознавали биологический эссенциализм и расизм, присутствующий и в Dark Sun, и в Red Dawn, особенно то, как в данных играх представлено рабство. Dicebreaker абсолютно не поддерживает эти взгляды или любой продукт, содержащий их. Мы просим прощения за любой вред, причинённый этой статьёй, и готовы признать любые такие проблемные элементы в наших будущих работах.
Ну что, вы ощутили вкус сои? Почему же это настолько смешно? Какие такие элементы сеттинга так не понравились цветоволосому воинству? Давайте посмотрим, какая крамола присутствует в AD&D-сеттинге из начала 90-х.
Атас — мир упадка, мир победившего варварства, где последние оплоты цивилизации — города, в которых правят тираны-волшебники, опирающиеся на чиновников-темпларов. Авторы постоянно отсылают и к классическому Sword & Sorcery, и к истории Древнего мира, особенно Месопотамии и Передней Азии. Именно поэтому один из городов называется «Урик», а другой — «Тир» и в нём возвышается зиккурат.
Неудивительно, что вслед за источниками вдохновения, в Атасе царит рабовладельческий строй, безжалостность, и, в отдельных городах, декаданс и упадок. Это мир, где множество рабов каждый день умирают на гладиаторских аренах, где эльфы-кочевники выживают в пустыне, облапошивая соседние народы, каждый раз рискуя оказаться в петле, мир, где простой стальной меч — сокровище благородного дома и великая ценность. Где большинство жителей никогда не видело растущее дерево, лишь горсточка долгоживущих существ помнит, что такое море, а проходивший мимо маг, всего-то решив зажечь костер из навоза гигантских тягловых мекилотов, превращает цветущий оазис в островок увядания и смерти. Мир, где жизнь часто стоит дешевле, чем фляжка с водой.
Сознавали ли его авторы, что в их мире есть расизм, когда писали про вороватых эльфов, каннибалов-халфлингов, и что полуэльфов не любят и люди, и эльфы? Последние, например, выгоняют мать такого ребёнка из племени, почти наверняка обрекая на смерть. В Dark Sun есть и расизм, и рабство. Как были они в Древнем мире. Как есть они и в современном.
Но неужели они его поддерживали? Nig... tiger, please! Весь сеттинг пропитан духом сочувствия к угнетённым. Множество официальных приключений начиналось с того, что партия бежала из рабства. Описание расистского отношения к эльфам и другим демихьюманам и геноцидальные походы будущих королей-чародеев периодически сопровождались в манулах длинными, почти морализаторскими пассажами. Хотя теоретически никто не мешал накидать партию из темпларов и дефайлеров (маг, пользующийся при колдовстве жизненной силой растений, основная причина того, что Атас — мёртвый мир) и пойти торговать рабами, само собой разумелось, что вы не будете это делать, если вы не крейзилунисты.
Упомянутые Slave races, например, это расы, специально выведенные как рабы. Мулы (гибрид дварфа и человека, гладиаторы и рабочие) и полугиганты (из которых часто состоят армии королей-чародеев). Одного мула вы, наверняка, знаете:
Минск неспроста лысый. Это настольный персонаж из Dark Sun кампании одного из создателей BG. Ужасный расистский сеттинг, который почти подталкивал играть рабами.
Просто откройте дополнение Slave Tribes и вчитайтесь:
От диких земель за горами, до Моря ила и дальше — мой мир бледная, сухая шелуха, бледнеющее воспоминание о совсем непохожем месте, которое даже представить могут немногие. Когда-то, говорят, воды было так много, что она покрывала землю, как сейчас песок. Так много воды! Как бы это было, никогда не испытывать жажды? Даже в мечтах не могу вообразить такое, и бессмысленно желать о том, что никогда не вернётся.
Но Атас гнетёт и другой вид жажды, и, может быть, существует способ погасить этот бушующий огонь. Я постепенно узнал об этой жажде в ходе порученных мне штудий. И, как другие виды жажды на Атасе, я тоже начал алкать её. Эта жажда сжигает Атас в гладиаторских аренах Дража и каменоломнях Урика. Это жажда свободы, каждый раб желает испытать её холодный, сладкий вкус. Сколько умерло ради пары капель этой драгоценной влаги? Сколько умрет ещё, чтобы смочить пересохшие губы Атаса?
Поймите меня правильно, обычай держать рабов появился гораздо раньше, чем ты или я родились на этих жарких, ветренных равнинах. Я не уверен что города выживут без сильных рук и крепких спин рабов: людей, дварфов, мулов. И без городов, сможет ли Атас сам продолжить свою полужизнь, за которую он так упрямо цепляется?
И в то же время мы не можем притвориться, что жажда свободы не существует, ведь иногда и в определённых местах она горит жарче полуденного солнца. Некоторые считают, что эта жажда подожжёт весь Атас, вынудив королей-чародеев и рабовладельцев потушить огонь путём дарования свободы всем рабам. Я считаю, что это только мечты, но возможно это именно то, что нужно нашему миру, когда его гнетёт так много видов неутолимой жажды.
Похоже ли это на то, чем пытаются выставить usual suspects Dark Sun? Нет. Но согласно последним веяниям, упоминать что-то — значит поддерживать. Да, реалистичное отображение рабства, без попытки его оправдания в игре — это ужасно. Нужно пойти дальше. Если ты истребляешь в настолке крыс и бандитов — ты убийца.
Обвинение в биологическом эссенциализме особенно смешно, когда мы вспоминаем, что говорим о настолке с буквально разными расами со своей биологией, культурой и психологией, выражаемые и через абзацы текста мануалов, и через элаймент, и через плюсы и минусы к статам. Я когда-то писал, что для того чтобы сейчас прослыть расистом, достаточно просто признавать существование рас. Так что все настолки, кроме тех, где действующие лица — неоформленные комки слизи, должны быть забанены.
Когда вам в очередной раз будут говорить, что SJW и отмены никак не влияют на игры — рассмейтесь им в лицо. В текущем политическом климате вы никогда не увидите игру про группу рабов, что сбегают и объединяют деревни в попытке остановить армию местного короля-чародея. Да и вряд ли вы сможете ответить на вопрос, что изменит природу человека.
Лучше запустите Dark Sun, скачайте и прочитайте Wanderer’s Journal, насладитесь этим умирающим миром. Cоберитесь с друзьями и поиграйтесь. Потому что только так он и может существовать — как муха в янтаре второй редакции и DOS-игр. На прощание я хочу подарить две страницы из вышеупомянутого «Дневника странника».
Искоренение расизма в книгах
Ну что, друзья, вы готовы погрузиться опять в пучину D&D-безумия?
Несколько месяцев назад Визарды разродились новым сеттингом, который воскресил старый AD&D-сеттинг времён второй редакции. Как всегда, при попытке влить старое вино в новые мехи, произошёл казус, и часть вина испарилась, оставив гораздо меньше текста и правил, но игроки всё исправят модами, тьфу, собственными приключениями и модулями, ведь так?
Spelljammer был попыткой TSR создать мультивселенную, которая бы объединяла все D&D сеттинги, и добавить связные научно-фантастические элементы (превратив игру в космофэнтези) в свои фэнтезийные миры. «Связные» — ключевое слово, поскольку у TSR были и научно-фантастические ролевые системы (например, Gamma World), и отдельные элементы в самом D&D.
В Spelljammer, если вы, будучи жителем того же Уотердипа или Балдурс Гейта, подниметесь в воздух достаточно высоко, то рано или поздно выйдете за пределы атмосферы и окажетесь в космическом вакууме, называемом Wildspace. В этот момент начинает работать магическая физика. Например, каждое достаточно большое тело (например, корабль, который кто-нибудь зашвырнул в космос) будет генерировать собственное гравитационное поле.
Каждое тело в космосе тащит с собой небольшой запас воздуха. Например, сферический бехолдер в вакууме окружён атмосферой, диаметром 15 футов.
Рано или поздно, путешествуя сквозь вакуум Wildspace (в сеттинге существуют несколько двигателей для такого перемещения — волшебные Helm), вы сможете побывать на другой планете вашей звёздной системы. Или упрётесь в край мира. Настоящий край мира. Ведь каждая D&D-шная система окружена так называемой хрустальной сферой, или оболочкой.
Хрустальная сфера непреодолима при обычных условиях. Она отделяет вакуум Wildspace от межмирового пространства, заполненного так называемым флогистоном (что сочетает в себе свойства двух старых теорий, эфира и флогистона). Флогистон — горюч. Любая попытка разжечь огонь обречена на фиаско, которое часто забирает жизнь незадачливого Прометея.
Но в то же время флогистон подобен полному течений океану, в котором плавают хрустальные сферы, периодически смещаясь, как любой плавучий предмет. Так что если выброшенный в космос корабль из примера преодолеет стенку хрустальной сферы (при помощи нескольких магических заклинаний или воспользовавшись более приземленными способами вроде поиска редких аномалий — порталов), он окажется на бескрайних просторах флогистона. А далее, быть может, если его команда точно знает куда плыть, корабль вынесет течением, но рано или поздно путешественники обнаружат другую хрустальную сферу, скрывающую чужой мир. Или не обнаружат, умерев по дороге от голода, жажды и закончившегося воздуха.
Но если бы Spelljammer был бы лишь способом переместить партийного дроу-рейнджера, любителя сражаться двумя ятаганами, на Ансалон, к драконидам и кендерам, настолько большого интереса бы он не представлял. Нет, Spelljammer полон пиратов, космических держав, кораблей иллитидов и паукообразных неоги, портов с тавернами, где пьяный лизардман пытается начистить «физиономию» бухому бехолдеру, чудес, приключений и опасностей.
Активно просуществовал сеттинг не так уж долго, так как роль мультивселенной взял на себя Planescape, но успел отметиться одной хорошей компьютерной игрой, Spelljammer: Pirates of Realmspace.
Следует отметить, что Planescape не заместил Spelljammer, а дополнил его. Никто не мешал игрокам использовать оба сеттинга одновременно.
Но вернёмся к нашим обезьянам. В 1982 году, за семь лет до появления Spelljammer, TSR выпускает научно-фантастическую настольную ролевую систему Star Frontiers.
Одной из рас в сеттинге были язирианцы. Это обезьяноподобные существа с мембраной между конечностями, на которых они планируют, как белки-летяги. Социально они разделены на множество кланов, имеют обычай «смертельного врага», который с развитием цивилизации стал гораздо менее ригидным, чем когда-то, и теперь, например, смертельным врагом может стать и космический спидорак. Также, язирианцы впадают в бою в амок. В общем и целом, это пусть космические, но варвары.
В 1990 году язирианцы появились и в расширенном монстрятнике Spelljammer. Названные Hadozee, это обезьяноподобные варвары, которые охотно идут в космические наёмники, особенно если наниматель эльф, с которыми их связывает давняя общая история.
В 1992 хадози стали полноценной игровой расой и обзавелись ещё несколькими чертами. Теперь они характеризовались как прилежные работники, склонные к нескончаемому фонтану ругани, если рядом нет эльфа или нанимателя. А ещё они иногда ходят в кафтанах.
Глядя на хадози, легко опознать один из источников вдохновения — «Удивительного волшебника из страны Оз» Баума и его крылатых обезьян. Это раса, когда-то заколдованная так, чтобы исполнить любые три желания владельца Золотой шапки. Шапкой в книге поочерёдно владеют Злая волшебница Запада и сама Дороти.
Мне стало интересно, в какой адаптации Баума обезьяны ругались, но, например, в фильме 1939 года они ничего не говорят. Даже в мюзикле The Wiz 1975 года с полностью негритянским составом обезьяны ничем не выделяются на фоне остальных участников.
Должно быть, кто-то просто увидел, как обезьяны кричат, вопят и кидаются предметами в зоопарке.
Шли годы. TSR умерло, её активами завладели Wizards of the Coast. Spelljammer умер с TSR.
Однако в 2005 году WotC попробовали воскресить хадози в Stormwrack — D&D 3.5 правилах для создания морских приключений, которые можно было добавить в любой сеттинг.
Как видите, аллюзия на Баума усилилась с Winged deck apes. Пропала любовь к ругательствам (теперь хадози просто очень эмоциональны), но появилась тяга к приключениям и охота к перемене мест. Всё так же осталось уважение к эльфам.
Но наступил 2022, Spelljammer восстал из мёртвых, теперь под крылом пятой редакции! Что же произошло с хадози?
Как видите, оригинальный мир хадози, Язир, вернулся спустя 40 лет. Любовь к эльфам пропала. Теперь их раса произошла от маленьких обезьяноподобных животных, которых злой волшебник вывез на корабле и над которыми экспериментировал, создавая расу рабов-солдат. Но хадози помогли ученики мага, они убили злого чародея и сбежали на родной мир хадози, где аплифтнули своих бывших сородичей, сделав их разумными, а потом и выйдя в космос.
Счастливый конец? Как бы не так.
Когда в твоих руках молоток — всё кажется гвоздями. Когда ты SJW — ты думаешь как бы оскорбиться. Хадози, неожиданно, напомнили usual suspects негров.
Просто представьте, что даже я, старый биологический эссенциалист, не подумал про это, но SJW, когда смотрят на чёрную фэнтезийную обезьяну, видят очами души своей негра, а когда читают Deck ape представляют не матроса (чьё старое прозвище в американском ВМФ как раз «палубная обезьяна»), а Porch monkey. Так кто из нас расист? Или, быть может, они подумали про злого чёрного генетика Якуба (что созвучно с миром Язир), что создал белых людей, как считает Нация Ислама? Темна вода во облацех и разум обскуранта.
Разумеется, Wizards of the Coast тут же начали извиняться и каяться.
We wanted to acknowledge and own the inclusion of offensive material within our recent Spelljammer: Adventures in Space content. We failed you, our players and our fans, and we are truly sorry.
The campaign includes a people called Hadozee which first appeared in 1982. Regrettably, not all portions of the content relating to the Hadozee were properly vetted before appearing in our most recent release. As we continue to learn and grow through every situation, we recognize that to live our values, we have to do better.
Throughout the 50-year history of Dungeons & Dragons, some of the characters in the game have been monstrous and evil, using descriptions that are painfully reminiscent of how real-world groups have been and continue to be denigrated. We understand the urgency of changing how we work to better ensure a more inclusive game.
Effective immediately, we will remove the offensive content about Hadozee in our digital versions — and these will no longer be included in future reprints of the book. Our priority is to make things right when we make mistakes. In addition, we’ve initiated a thorough internal review of the situation and will take the necessary actions as a result of that review.
We are eternally grateful for the ongoing dialog with the D&D community, and we look forward to introducing new, engaging and inclusive content to D&D for generations to come. D&D teaches that diversity is strength, for only a diverse group of adventurers can overcome the many challenges a D&D story presents. In that spirit, we are committed to making D&D as welcome and inclusive as possible. This part of our work will never end.
Не забыли и тут же удалить всю оскорбительную информацию, выпустив эррату.
Хм, Визарды извиняются, каются и винят во всём TSR, ужасный 1982 год и старые редакции. Но если забыть на секунду про надуманность обвинений, разве история про порабощение и создание хадози не появилась в 2022? Предыдущие редакции это не упоминали. Так при чём здесь TSR?
Финиш, занавес. Комедия в одном акте подошла к концу. Спасибо за просмотр. В заключение, я предлагаю подумать, насколько авторам сейчас приходится трудно, чтобы SJW не оскорбились на абсолютно случайные вещи, почему современный D&D такой выхолощенный симулякр, и подготовил несколько картинок из старого Спеллджаммера, дабы закончить на высокой ноте.
P.S. Если найдёте ещё упоминания хадози в старых мануалах TSR — выкладывайте. Быть может, в каком-нибудь сапплементе есть и история про Якуба, тьфу, Удивительного волшебника Язира, которую я пропустил. ▲