• Обзор Zoria: Age of Shattering

    Обзор Zoria: Age of Shattering

    В 2024 году небольшая румынская студия Tiny Trinket Games выпустила дебютный проект Zoria: Age of Shattering, и именно этот проект как нельзя лучше подходит, чтобы, пусть и задним числом, занять место недостающего эволюционного звена между Dragon Age: Origins и Divinity: Original Sin.

  • Обзор The Thaumaturge

    Обзор The Thaumaturge

    Здесь нет столь милых сердцу сложных боёв и необходимости тщательно выстраивать развитие персонажа, но стиль, атмосфера, точность прорисовки персонажей, литературность и общий подход к игре выше всяких похвал.

  • 13 лет C.O.R.E.

    13 лет C.O.R.E.

    Вот и наступил 13 день рождения Codex of RPG Elucidation, и проведём мы его за длинным интервью (вопросы к нему придумывал не я), если оно, конечно, вам интересно.

Рецензия на Baldur’s Gate: Enhanced Edition — Siege of Dragonspear

Make Sword Coast great again
Рецензия на Baldur’s Gate: Enhanced Edition — Siege of Dragonspear.
Автор: | Тип статьи: Авторская | Редактор: m00n1ight | Размещение: katarn, 12:53 (обновлено: 2023-04-05 14:10) | Слов: 2000 | Время чтения: 0 ч 8 м | Аудитория: Поклонники CRPG | Уровень читателя: Опытный | Просмотры: 879

За последние годы я множество раз убивал Саревока и ещё чаще сбегал из темницы Иреникуса, но меня никогда особенно не интересовало, почему, собственно, первое событие привело ко второму. Дело в том, что BioWare в своё время не посчитала нужным раскрывать подоплёку тех таинственных событий. Кто знает, может быть герой в перерывах между приключениями пропадал в тавернах, гулял по побережью или занимался ещё чем-то столь же незначительным?

[Baldur’s Gate: Siege of Dragonspear] На скриншоте: Диалог с Имоен.
Имоен уходит из отряда в самом начала приключения. Вернётся только к развязке.
Имоен уходит из отряда в самом начала приключения. Вернётся только к развязке.

В любом случае, если бы канадцы хотели что-то рассказать про этот временной промежуток, у них были все возможности. Но они ими не воспользовались. Я придерживаюсь мнения, что фарш невозможно прокрутить назад и никакие «промежутки» между событиями игр 1998 и 2000 годов выпуска в 2016 году нормально не «закрыть». Beamdog считала иначе. Так и появилась Baldur’s Gate: Siege of Dragonspear.

В Beamdog вообще много говорили о том, что никого из фанатов Baldur’s Gate скорее всего не волнует. Например, из материала Kotaku я узнал, что Baldur’s Gate — чуть ли не рассадник сексизма. Хочу отдельно отметить важный момент и больше к нему не возвращаться, коль скоро после релиза Siege of Dragonspear пользовательские отзывы Steam и Metacritic стали очередным полем боя для непрекращающегося «геймергейта» и обойти этот вопрос стороной как-то даже неудобно.

[Baldur’s Gate: Siege of Dragonspear] На скриншоте: Персонаж-ловушка.
Иногда в дополнении на первый план выходят несколько... неожиданные персонажи.
Иногда в дополнении на первый план выходят несколько... неожиданные персонажи.

Мне, в принципе, абсолютно неинтересна сексуальная ориентация NPC в Baldur’s Gate, а о том, что в дополнении появился трансгендер, я узнал только из отзывов возмущённых игроков. Во время прохождения эти три строчки текста из уст чуть ли не второго трупа справа показались мне странными и я на них даже не обратил внимания. Другое дело, что вписали этого необычного персонажа весьма убого, примерно вот так:

— Привет, как тебя зовут?

— Мизена.

— Почему у тебя такое странное имя?

— Потому что я — трансгендер.

Кроме того, в игре есть, например, бисексуалка. Её можно взять в отряд, но реплик у неё немногим больше, чем у «возмутительного» трансгендера.

[Baldur’s Gate: Siege of Dragonspear] На скриншоте: Общительность персонажей.
По ощущениям герои стали общаться чаще, чем в оригинале.
По ощущениям герои стали общаться чаще, чем в оригинале.

Хочу, однако, отметить, что ни это, ни моё отношение к Beamdog (которую я всегда считал командой, паразитирующей на великих играх ролевого жанра) совершенно не помешало получить удовольствие от прохождения Siege of Dragonspear. Более того, сценарий оказался настолько хорош, что я готов закрыть глаза на дряхлый движок, который разработчики никак не отправят на пенсию. Совершенно внезапно новая история дитя Баала оказалась очень увлекательной RPG, по многим параметрам превосходящей аналогичное по сути дополнение к Pillars of Eternity.

История начинается сразу после победы над Саревоком. Отряд добивает приспешников изверга и ваши спутники расходятся по домам. Однако заслуженный отпуск героя и Имоен прерывается нападением убийц. Ниточки ведут к таинственной Сияющей леди, возглавившей крестовый поход к северу от Балдурс Гейта. Город вошёл в коалицию против Леди, а вам, как самому известному истребителю злодеев в этой части континента, предлагают присоединиться к сводному отряду Пламенного кулака, которому и предстоит остановить (предположительно) безумную даму. Здесь вам расскажут, как Имоен стала магом, и почему с вами были персонажи, которых вы встретите в самом начале второй части. И многое другое.

[Baldur’s Gate: Siege of Dragonspear] На скриншоте: Сияющая леди.
Леди оказалась весьма странной дамой. На самом деле игре стоило бы быть чуть более продолжительной, чтобы в полной мере раскрыть этого персонажа.
Леди оказалась весьма странной дамой. На самом деле игре стоило бы быть чуть более продолжительной, чтобы в полной мере раскрыть этого персонажа.

Впрочем, если вы не знаете, кто такие Саревок, Имоен, и почему Кулак пылает, то вам, очевидно, рано отправляться в Siege of Dragonspear. Весь этот аддон — как, собственно, и задумывалось — связующее звено, намертво скрепляющее финал оригинальной Baldur’s Gate и начало её сиквела. Теперь всю сагу — пять игр — можно пройти как одно огромное, цельное приключение. Мне всегда казалось, что вторая часть слишком резко становится очень мрачной. В Siege of Dragonspear вы почувствуете, как по мере продвижения к цели над вчерашним спасителем Балдурс Гейта сгущаются тучи, как из героя он станет изгоем, существом, которое уже больше не уважают, но презирают.

Это не совсем те настроения, что витали в Shadows of Amn, но Siege of Dragonspear в принципе не совсем то, что ожидаешь от «очередного» дополнения. Его события — в том числе и происходящие после того, что легко принять за развязку — кажутся слишком значимыми, чтобы в будущем их нигде не упомянули. Да, это приквел к игре 2000 года, которая начинается с того, что вы ничего толком не помните. Печально, но следить за лихими витками сюжета дополнения не мешает.

[Baldur’s Gate: Siege of Dragonspear] На скриншоте: Диалог с Джахейрой.
Каждый второй диалог со старыми знакомыми превращается в вечер воспоминаний. К слову, всех потенциальных партийцев можно разместить в походном лагере, чтобы брать их в отряд по мере необходимости.
Каждый второй диалог со старыми знакомыми превращается в вечер воспоминаний. К слову, всех потенциальных партийцев можно разместить в походном лагере, чтобы брать их в отряд по мере необходимости.

В отличие от огромной и практически абсолютно свободной от коридоров Baldur’s Gate, Siege of Dragonspear крайне компактна и линейна. Здесь нет «пустых» карт, а локации наполнены событиями: в лучшем случае — квестами, в худшем — стычками. Сюжет подаётся порциями, поэтому не спешите бежать вперёд: вернуться назад не дадут. А возвращаться есть куда.

В Siege of Dragonspear позаботились почти обо всём. Если вам нравится зачищать подземелья — они тут есть. Не очень большие, но разнообразные. А самое важное — как и в оригинальных играх — над своими действиями иногда даже приходится думать. Beamdog вообще умеет удивлять: то вампира на отряд натравит, то лича. Без дракона и демонов тем более не обойдётся. Некоторые из этих схваток наверняка запомнятся: тот же лич показался одним из самых замысловатых противников в истории сериала.

[Baldur’s Gate: Siege of Dragonspear] На скриншоте: Живописная локация.
По меркам оригинала локаций совсем мало. Зато они красивые.
По меркам оригинала локаций совсем мало. Зато они красивые.

Прохождение занимает от 20 до 30 часов (в зависимости от уровня сложности и (не)желания заниматься побочными поручениями), но так как здесь не тратят время на ерунду, то и скучных многоуровневых лабиринтов с однотипными врагами тут нет. Siege of Dragonspear — концентрированная Baldur’s Gate, скорее вторая, чем первая, и сделанная так, чтоб у вас не осталось времени скучать. По большей части предсказуемая, но что с неё взять? Её начало и конец известны уже много лет.

Игра отлично умеет сбивать темп. Только что была драка — получите важную сюжетную сценку. Расправились с оравой монстров — встречайте NPC-«подарок» фанатам оригинала. Диалоги написаны с умом, позволяют выбирать нужную линию поведения (курсор так и тянется к грубым вариантам ответа!), да и собеседники иногда — просто загляденье. Чего только стоят «коллеги» Минска и Дайнахейры. Мелочь — но именно из таких вещей и складывалась неповторимая атмосфера Baldur’s Gate. Хорошо смотрится и частичное переплетение разных сюжетных веток — это вдыхает жизнь в доселе неведомый регион к северу от знаменитого города.

[Baldur’s Gate: Siege of Dragonspear] На скриншоте: Массовые побоища.
Массовые побоища. В эпицентр драки лучше не лезть.
Массовые побоища. В эпицентр драки лучше не лезть.

Есть здесь и сам Балдурс Гейт, хотя его и ужали до нескольких локаций — наше дело готовиться к походу, а не разглядывать достопримечательности. Но даже такая рутина оборачивается любопытными ситуациями. Так, например, всё золото, накопленное за время борьбы с Саревоком, по сути, пропадает, но авторы остроумно обыграли эту потерю, сделав из неё основу для непростого с точки зрения законности и морали выбора. Именно после него, примерно на втором часу игры, я понял, что Siege of Dragonspear — нечто большее, чем заурядный проходняк.

Не обошлось и без обещанных масштабных битв, в которых участвуют десятки бойцов с каждой стороны. Выглядит это... ну... немного забавно, но в целом — неплохо. Что интересно, это (и кое-что ещё) было и в The White March, но работа Beamdog (ремесленников, посягнувших на святое!) производит более сильное впечатление, чем расширение хита признанных мастеров жанра. Да, надо признать, что несмотря ни на какие ухищрения Infinity — не лучший выбор для игры 2016 года выпуска. Это важно, потому что я, безусловно, обожаю оригинальные Baldur’s Gate, но спустя столько лет после релиза Throne of Bhaal новые разработчики для своей новой игры могли бы выбрать что-то посовременнее. В самом деле — что это за тёмная область вдоль кромки карты? Выглядит невероятно уродливо. Никто не заставлял делать Siege of Dragonspear зависимым дополнением — оно отлично бы смотрелось и в качестве отдельной игры. Впрочем, придираться к ней можно по многим причинам, но делать этого совершенно не хочется.

[Baldur’s Gate: Siege of Dragonspear] На скриншоте: Карта игровой области.
Одна из тех локаций, в которой неожиданно много самых разных событий.
Одна из тех локаций, в которой неожиданно много самых разных событий.

Beamdog не просто экономит (естественно, по мере сил улучшая и дополняя знакомый движок, интерфейс и так далее: например, в инвентаре сразу видно, что даст замена предмета снаряжения на новый), она изо всех сил давит на ностальгию. Большая часть спутников из оригинала с нами — это ожидаемо и даже не обсуждается. Знакомые NPC, зверинец, ситуации, таинственный тип в плаще — стоит ему открыть рот, как вы догадаетесь, кто перед вами — в это можно играть и новичку (стандартная фраза применительно к играм, в которые новичку играть не стоит), но Siege of Dragonspear явно рассчитана на тех, кто уже бывал на Побережье мечей. Они-то уж точно оценят её по достоинству. А особенно — возможность взять в отряд гоблина-шамана!

Кроме того, ветеранам битв с отродьями Баала легче всего свыкнуться с мелкими багами Infinity (которым пошёл третий десяток лет), акцентом на сложные тактические бои с активной паузой (хотя тут есть «сюжетный» уровень сложности), да даже с графикой, в конце-то концов. При всех своих «улучшениях» и «дополнениях», даже с учётом невозможности запуска Siege of Dragonspear в связке с оригинальной Baldur’s Gate (она работает только с Enhanced Edition), игра удивительно хороша. Она устарела технически, неидеально вписывается в историю сериала, может раздражать какими-то незначительными недочётами. Но, по сути, перед нами упрощённая, урезанная, но всё-таки почти та самая игра 25-летней давности. В данном случае это — комплимент.

Вердикт

Новички должны понимать, что речь о сюжетном мостике между играми конца 90-х годов. Не знаю, что говорить по такому случаю, потому что никак не ожидал, что Beamdog сделает такой аддон. А от единственной домашней заготовки («Ну, как мы и предполагали, Beamdog опростоволосилась») по понятным причинам пришлось отказаться. Впрочем, учитывая тягу Beamdog пилить сук, на котором она сидит (см. скандалы по поводу заявлений их сценаристки и прочее), эта незамысловатая филиппика может пригодиться на случай выхода следующей самостоятельной работы компании. 


Поиск по сайту

Категории материалов

Сообщения на форуме | новые

Goth Scene на форуме Аудио.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-20 в 12:44). Ответов: 70.
Сериалы на форуме Сериалы.
Последнее сообщение оставил Reverrius (2024-04-20 в 12:27). Ответов: 937.
Бордель услаждения интеллектуальных страстей на форуме Оффтопик - Разное.
Последнее сообщение оставил FromLeftShoulder (2024-04-20 в 10:48). Ответов: 7393.
[В разработке] Sacred Fire на форуме Всё остальное | Инди.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-20 в 09:09). Ответов: 22.
Heroes of Might & Magic III на форуме Тактические и стратегические.
Последнее сообщение оставил silmor_senedlen (2024-04-20 в 01:48). Ответов: 96.
[В разработке] Kingdom Come: Deliverance 2 на форуме Всё остальное.
Последнее сообщение оставил Бобёр (2024-04-20 в 01:44). Ответов: 9.
Dwarf Fortress на форуме Рогалики.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-19 в 15:02). Ответов: 0.
Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer на форуме Neverwinter Nights 2.
Последнее сообщение оставил Bellerogrim (2024-04-19 в 14:50). Ответов: 65.
[В разработке] Wantless: Solace at World's End на форуме Тактические и стратегические.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-19 в 14:03). Ответов: 9.
Wartales на форуме Всё остальное | Инди.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-19 в 13:30). Ответов: 126.

Ожидаемое | таблица

Новости C.O.R.E.

Статьи C.O.R.E.

Новости RPG Codex

Новости RPG Watch

Новости RPG Nuke

Случайная цитата

You see, the war, the true war, has never been one waged by droids, warships, or soldiers. They are but crude matter, obstacles against which we test ourselves. The true war is waged in the hearts of all living things, against our own natures, light or dark.

Kreia, Star Wars: Knights of the Old Republic 2 — Sith Lords