• Обзор Zoria: Age of Shattering

    Обзор Zoria: Age of Shattering

    В 2024 году небольшая румынская студия Tiny Trinket Games выпустила дебютный проект Zoria: Age of Shattering, и именно этот проект как нельзя лучше подходит, чтобы, пусть и задним числом, занять место недостающего эволюционного звена между Dragon Age: Origins и Divinity: Original Sin.

  • Обзор The Thaumaturge

    Обзор The Thaumaturge

    Здесь нет столь милых сердцу сложных боёв и необходимости тщательно выстраивать развитие персонажа, но стиль, атмосфера, точность прорисовки персонажей, литературность и общий подход к игре выше всяких похвал.

  • 13 лет C.O.R.E.

    13 лет C.O.R.E.

    Вот и наступил 13 день рождения Codex of RPG Elucidation, и проведём мы его за длинным интервью (вопросы к нему придумывал не я), если оно, конечно, вам интересно.

Рецензия на Wasteland 2

It came from the desert
Рецензия на Wasteland 2.
Автор: | Тип статьи: Авторская | Редактор: m00n1ight | Размещение: katarn, 14:53 (обновлено: 2023-04-05 14:05) | Слов: 2000 | Время чтения: 0 ч 8 м | Аудитория: Поклонники CRPG | Уровень читателя: Опытный | Просмотры: 629

Можно сколько угодно верить в человечество и человечность, но когда-нибудь и то, и другое закончится. Молочно-белая дымка поглотит многострадальную Землю, и на останках небрежной цивилизации возникнет что-то новое: дикое, аморальное и склонное к каннибализму. Апокалипсис должны были бы пережить самые достойные, но всё случится, как это обычно и бывает, наоборот. Где-то в альтернативной вселенной Избранный в сине-жёлтом костюме может обманывать и юлить, но в застывшей в 80-х Аризоне добру без кулаков не обойтись.

Скриншот Wasteland 2: Опыт за убийство.
В Wasteland 2 имеется не только возможность «прилипнуть» к укрытию, но и перехват хода. В целом, бои интересны, хотя можно было сделать ещё лучше.
В Wasteland 2 имеется не только возможность «прилипнуть» к укрытию, но и перехват хода. В целом, бои интересны, хотя можно было сделать ещё лучше.

Во время кампании на Kickstarter трудно было поверить громким обещаниям студии, никогда ничего особенно хитового не выпускавшей. Fallout и Fallout 2 — реликвии давно ушедших лет, за которые надо благодарить другую компанию, где работали преимущественно другие люди. Уловить суть этих игр и сделать так же, но по-новому [прим. ред.: Фарго упирал на «духовное наследие» Fallout, а не оригинальной Wasteland], невероятно сложно: до сих пор это никому не удавалось. Не вышло и у inXile, хотя не уверен, что она к тому стремилась: схожая тематика — недостаточный повод для навешивания неприятного ярлыка.

Удивительное дело, но проникающие повсюду радиация и засуха не смогли сгубить всю растительность: ростки нового мира буквально утопают в зелени. С неухоженного жилого дома свисает шикарный плющ, а фонарные столбы теряются в гуще лиственных деревьев: для полноты картины не хватает лишь пустой улицы и перекати-поля, даром что на отсутствие широкополых шляп жаловаться не приходится. Вместо терпеливого построения ретрофутуристического общества чумазые бродяги выбрали путь дикого Запада. Единственные, кто могут встать на пути деградации и разрухи — рейнджеры пустыни.

Скриншот Wasteland 2: Ключевые слова в диалоге.
В разговоре отряд подмечает ключевые слова, необходимые для продолжения беседы. Некоторые доступны всем, другие заметят только самые умные, хитрые или наглые.
В разговоре отряд подмечает ключевые слова, необходимые для продолжения беседы. Некоторые доступны всем, другие заметят только самые умные, хитрые или наглые.

Но пробраться за ворота родной базы не так просто: сначала придётся поломать голову над характеристиками четырёх игровых персонажей, что может занять час, а то и два. Как и в любой сложной RPG, в Wasteland 2 легко создать непригодную для выживания команду. Совершенно бесполезных умений тут нет, но в самом начале очень сложно угадать, что именно вам толком не пригодится. Очевидный вариант — навык ремонта тостеров, который так ничем особенным и не наградил. Кажется, что дизайнеры попытались предложить оригинальную ролевую систему, но результат скорее «перегружен», нежели «уникален».

Что-то пошло не так, когда кто-то в офисе inXile решил выделить «грубую силу» в отдельный навык: продуманная система тем и хороша, что в ней нет ничего лишнего. Основные характеристики персонажа влияют на боевые и небоевые параметры, но многочисленные умения с ними не стыкуются. Всё это приводит к тому, что умник без мускулов при желании проломит кулаком стену (естественно, в специально обозначенном месте), а его товарищ с пулемётом за спиной сломает палец неловким ударом по хлипкой преграде. В Wasteland 2 два лекарских умения, навыки взлома обычных замков и сейфовых (отдельным пунктом идут электронные, и они относятся к «хакерству»), аж три варианта развития ораторского искусства, но хотя подвешенный язык может принести сотню-другую очков опыта, принципиально почти ничего не меняет: последний довод почти любого спора тут всё равно огнестрел.

Скриншот Wasteland 2: Оружие R270.
В игре очень много разнообразного оружия, и некоторые виды можно улучшать. Естественно, если в отряде есть опытный оружейник.
В игре очень много разнообразного оружия, и некоторые виды можно улучшать. Естественно, если в отряде есть опытный оружейник.

Первую же сюжетную группу оборванцев с пистолетами можно попробовать обмануть и решить дело без крови, но этот пример не репрезентативен: в Wasteland 2 бои первичны. Хотя вам нередко будут предлагать сделать важный выбор, зачастую его последствия не имеют значения. О том, что при создании партии нужно было выбирать бойцам национальность и вероисповедание, я вспомнил лишь в финале игры, случайно заглянув на экран статистики. Если в пустоши кого-то и волновали русские корни моего медика, то я этого человека так и не встретил.

Впрочем, уже через пять минут возмущение неказистой системой пропадает: выбравшись на волю, рейнджеры оказываются в плену богатого на детали, кропотливо прорисованного мира и чарующего саундтрека Марка Моргана. Превосходный арт-дизайн и мастерство опытного композитора, не раз создававшего настроение в культовых RPG одной лишь музыкой, с лихвой компенсируют графические недостатки. Самое страшное — неказистые модельки персонажей — с высоты птичьего полёта особенно и не разглядишь, зато пейзажи и эффекты выглядят впечатляюще. Очередь из пулемета может разорвать противника на части, а меткий выстрел из энергетической винтовки превратит головореза в маленькую лужицу: неаппетитные подробности не так заметны, как в Fallout, но в жестоком постапокалипсисе без подобного уже просто не обойтись.

Скриншот Wasteland 2: Радиоактивные области на карте.
Карта весьма информативна, а путешествия по ней напоминают Fallout. Разве что приходится искать источники питьевой воды... какое-то время.
Карта весьма информативна, а путешествия по ней напоминают Fallout. Разве что приходится искать источники питьевой воды... какое-то время.

Первое серьёзное задание под стать общему настроению: два крупных поселения подвергаются атакам, и спасти можно только одно. Принятое решение сильно повлияет на будущие события: да, порой ваш выбор способен изменить мир. Вскоре, однако, выяснится, что мир этот трещит по швам: точки на карте Аризоны, составляющей чуть ли не половину всей Wasteland 2, почти не контактируют друг с другом. Ощущение изоляции и камерности проблем очередной локации не покидает даже на территориях сумасшедших монахов: оригинальный подход, приятная вариативность, но практически никакой эмоциональной отдачи. Печально, но факт: спасённый от паразитов аграрий с дробовиком просил меня быстрее разобраться с проблемой многие часы после того, как я с ней, собственно, разобрался. Потёмкинская деревня коренных американцев, пустынный городок, оккупированный роботами, занятая рейдерами тюрьма... Первую часть игры Wasteland 2 любит ссылаться на своего предка из 80-х, но хвалиться ей, честно говоря, особенно нечем.

Тем приятнее встреча со второй частью, когда внезапно выясняется, что inXile все-таки понимает, чего от неё хотели вкладчики. Во всех смыслах пустынную сонную Аризону сменяет живая блудливая Калифорния. На карте мира наконец-то появляются настоящие города: пусть и не такие большие, как в Fallout 2, но достаточно просторные, чтобы в них нашлось несколько побочных квестов, работающих не на основную сюжетную линию — на атмосферу. Разнообразные фракции активно симулируют бурную деятельность, обычно унылый радиоэфир разбавляют регулярные беседы со слушателями вперемешку с песнями и рекламой. Отдельные локации больше не кажутся островками в астрале — все друг с другом связаны и хоть как-то, но взаимодействуют. Даже дилеммы, встающие перед рейнджерами, вдруг становятся намного сложнее: кто хуже — вежливые людоеды или взбалмошные заговорщики? Копнув глубже, удастся выяснить, что не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Скриншот Wasteland 2: Отряд рейнджеров.
Графика не идеальна, но справляется со своей задачей. Но кроме картинки есть лента в нижнем углу, подмечающая самые важные детали окружающего мира.
Графика не идеальна, но справляется со своей задачей. Но кроме картинки есть лента в нижнем углу, подмечающая самые важные детали окружающего мира.

В западной части Wasteland 2 по-новому раскрываются талантливые сценаристы, проделавшие грандиозную работу. С самого начала игры практически на каждом шагу пустынных законников поджидают обширные текстовые описания — как окружающего мира, так и встреченных NPC или многочисленных (часто бесполезных) предметов. Но именно в Калифорнии все кусочки паззла-атмосферы наконец-то складываются воедино, создавая образ по-настоящему убедительной постъядерной Америки. Отряду спасителей человечества наконец-то удастся немного понаблюдать за чужой жизнью, на время забыв о бесконечных боях.

Пошаговые сражения в Wasteland 2 (как и сама Wasteland 2) напоминают пресноватую смесь Fallout и Fallout Tactics. Скромные масштабы первой, большой отряд и возможность приседать из второй да модные в последние годы разрушаемые укрытия. Сначала кажется, что ничего особенного inXile не предлагает. С другой стороны, потасовки частенько затягиваются, а уже на среднем уровне сложности перед игроком порой ставят очень интересные задачи. Главный парадокс, пожалуй, в том, что прицельно стрелять не дают (разве что в голову), хотя получить травму ноги тут не так уж и сложно. Остроты добавляют случайные события (вроде заклинившего ружья) и обилие вредных статусов — от кровотечения до бессознательного состояния. Что характерно, в Wasteland 2 лечение ран и травм — две разные специализации, и заниматься подобным могут только подготовленные бойцы.

Скриншот Wasteland 2: Журнал для взрослых.
Если постапокалиптическая RPG не предлагает вам собрать коллекцию журналов для взрослых — смело требуйте свои деньги назад.
Если постапокалиптическая RPG не предлагает вам собрать коллекцию журналов для взрослых — смело требуйте свои деньги назад.

Надо отметить, что возможные компаньоны не особенно радуют разнообразием. Для игры, в которой три места в отряде изначально вакантны, их довольно мало. И каждый второй из присоединившихся будет медиком или хирургом. Зато добровольцы хорошо ориентируются на местности и перебрасываются парой фраз со знакомыми NPC. Неприятности случаются в битвах, когда рекрут внезапно впадает в ярость и перестает слушаться ваших приказов, атакуя ту цель, которую сам себе выберет. Все эти мелкие штрихи незначительны сами по себе, но в целом сражения в Wasteland 2 часто превращаются в трагическую историю ошибок и случайностей: смерть-то тут необратима, так что не стоит забывать о функциях Save и Load.

Они же помогут и в мирное время, ведь пустошь усеяна разнообразными ящиками, сейфами, сараями и прочими объектами, на которых постоянно придётся тренироваться в искусстве взлома, разминирования или отключения сигнализации. Число бойцов критично не только в бою: обучить даже четырёх рейнджеров всем полезным навыкам практически невозможно, так что умелым хакерам или ораторам всегда найдётся местечко в отряде. Печально, что наградой за сложносочинённое проникновение в очередной ящик (с обходом системы защиты и нейтрализацией прилагаемого взрывного устройства), как правило, становится горстка патронов и какая-нибудь бесполезная безделушка. Хотя и квестовые предметы тоже порой попадаются: пусть в Wasteland 2 формула «трёх У» в полной мере не работает (хотя бы по причине отсутствия «скрытности» и «воровства»), иногда дизайнеры предлагают не предусмотренные неповоротливой ролевой системой варианты развития событий.

Скриншот Wasteland 2: Сражение.
В отряде должно быть не менее двух хирургов. Иначе, если единственного хирурга тяжело ранят, то он, скорее всего, не восстановится и умрёт.
В отряде должно быть не менее двух хирургов. Иначе, если единственного хирурга тяжело ранят, то он, скорее всего, не восстановится и умрёт.

Я провёл за Wasteland 2 больше 50 часов и собираюсь вернуться в ближайшем будущем, чтобы посмотреть на события с другой стороны. А потом — и такое местами тоже возможно! — с третьей. Над Wasteland 2 работали некоторые из создателей эпохальной дилогии Fallout, и я ждал её больше любой другой игры с Kickstarter. Все эти годы я убеждал себя, что создатели средненькой The Bard’s Tale (2003) и невзрачной Hunted справятся с поставленной задачей, хотя сам не до конца в это верил. Любая критика — следствие огромных надежд, возлагавшихся на inXile. Но с каждым часом игра становилась всё лучше: многочисленные отсылки к классике и хороший юмор — далеко не единственные доказательства того, что проект делали с любовью. От всего сердца.

Вердикт

К развязке в общем-то предсказуемый и даже знакомый сюжет сделал пару серьёзных поворотов, а одна из последних скриптовых сцен и вовсе сразила меня наповал внезапностью и остроумием. Хотелось бы, чтобы Wasteland 2 была ещё лучше, но любые многословные претензии перевешивает одно простое заявление: я не мог оторваться от этой игры, пока не прошел её. Принимая финальный сюрприз Брайана Фарго и его команды, я не вспоминал о незначительных технических проблемах и не всегда идеальных локациях, а лишь сожалел, что это приключение всё-таки закончилось. 


Поиск по сайту

Категории материалов

Сообщения на форуме | новые

Джош Сойер о сериале Amazon и Fallout: New Vegas на форуме Fallout: New Vegas.
Последнее сообщение оставил Bellerogrim (2024-04-26 в 23:40). Ответов: 15.
Вопросы и ответы по игре на форуме Colony Ship RPG.
Последнее сообщение оставил Бобёр (2024-04-26 в 23:11). Ответов: 29.
The Last Spell на форуме Тактические и стратегические.
Последнее сообщение оставил FromLeftShoulder (2024-04-26 в 19:21). Ответов: 5.
Бордель услаждения интеллектуальных страстей на форуме Оффтопик - Разное.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-26 в 15:04). Ответов: 7465.
[В разработке] Mystic Land: Search for Maphaldo на форуме Всё остальное | Инди.
Последнее сообщение оставил FromLeftShoulder (2024-04-26 в 13:46). Ответов: 23.
[В разработке] Plague Lords на форуме Тактические и стратегические.
Последнее сообщение оставил ma1k0vich (2024-04-26 в 03:52). Ответов: 4.
Wizardry: Proving Grounds of the Mad Overlord Remake на форуме Бродилки по подземельям.
Последнее сообщение оставил katarn (2024-04-25 в 16:32). Ответов: 33.
Гвидо Хенкель о Realms of Arkania на форуме Обсуждение статей.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-25 в 12:29). Ответов: 32.
Shadowrun: Hong Kong на форуме Shadowrun: Hong Kong.
Последнее сообщение оставил Дремота_Енота (2024-04-25 в 08:50). Ответов: 73.
Fallout 3 на форуме Fallout 3.
Последнее сообщение оставил silmor_senedlen (2024-04-24 в 22:13). Ответов: 148.

Ожидаемое | таблица

Новости C.O.R.E.

Статьи C.O.R.E.

Новости RPG Codex

Новости RPG Watch

Новости RPG Nuke

Случайная цитата

One quickly learns that the Jedi Code does not give all the answers. If you are to truly understand, then you will need the contrast, not adherence to a single ideal.

Kreia, Star Wars: Knights of the Old Republic 2 — Sith Lords