• Обзор Zoria: Age of Shattering

    Обзор Zoria: Age of Shattering

    В 2024 году небольшая румынская студия Tiny Trinket Games выпустила дебютный проект Zoria: Age of Shattering, и именно этот проект как нельзя лучше подходит, чтобы, пусть и задним числом, занять место недостающего эволюционного звена между Dragon Age: Origins и Divinity: Original Sin.

  • Обзор The Thaumaturge

    Обзор The Thaumaturge

    Здесь нет столь милых сердцу сложных боёв и необходимости тщательно выстраивать развитие персонажа, но стиль, атмосфера, точность прорисовки персонажей, литературность и общий подход к игре выше всяких похвал.

  • 13 лет C.O.R.E.

    13 лет C.O.R.E.

    Вот и наступил 13 день рождения Codex of RPG Elucidation, и проведём мы его за длинным интервью (вопросы к нему придумывал не я), если оно, конечно, вам интересно.

Рецензия на Deus Ex: Mankind Divided

Мы просили, но не совсем об этом
Рецензия на Deus Ex: Mankind Divided.
Автор: | Тип статьи: Авторская | Редактор: m00n1ight | Размещение: katarn, 18:10 (обновлено: 2023-05-07 02:05) | Слов: 2200 | Время чтения: 0 ч 8 м | Аудитория: Поклонники CRPG | Уровень читателя: Начинающий | Просмотры: 435

Не буду оригинален: Deus Ex: Human Revolution оказалась удивительно хороша. Пожалуй, это один из тех редких случаев, когда посторонние люди берутся за культовый сериал и действительно умудряются вдохнуть в него жизнь. В чём-то она уступала работе Спектора, в чём-то — превосходила, в чём-то даже явно ей не соответствовала, но это была удачная попытка реанимации Deus Ex. И она стала большой проблемой как для самого сериала, так и для Eidos Montreal со Square Enix, потому что нельзя просто взять и не сделать банальный прямолинейный сиквел удивительно хорошей игры.

[Deus Ex: Mankind Divided] На скриншоте: Начало игры.
Игра не вводит в курс дела: нам сразу представляют множество персонажей так, будто они нам не безразличны.
Игра не вводит в курс дела: нам сразу представляют множество персонажей так, будто они нам не безразличны.

И они — разработчик и издатель — сделали прямой сиквел Human Revolution. Наплевав на несколько концовок предшественницы, Mankind Divided делает вид, что всё было не совсем так, как могло вам запомниться. И это — только полбеды, даже четверть беды, потому что основная проблема не в этом. Нет, основная проблема — старый главный герой.

Адам Дженсен прекрасно отыграл свою роль в 2027 году. Он никогда о ней не просил, а потому наблюдать за ним было интересно. Его личная трагедия, трагедия человека, в анатомическом смысле в значительной мере переставшего быть человеком, причём внезапно и драматично, идеально наложилась на запутанную и интригующую, типично киберпанковскую историю. Лёгкий налёт нуара, лошадиная доза зловещих корпораций и заговоров, приятная цветовая гамма, нелинейность — только обязательные боссы портили всю картину. Но Адам и сюжет Human Revolution идеально подходили друг другу.

[Deus Ex: Mankind Divided] На скриншоте: Сделка.
Ярких персонажей мало. Ну, вот этот, например, хорош. Между прочим, он связан с интересной отсылкой к первой Deus Ex.
Ярких персонажей мало. Ну, вот этот, например, хорош. Между прочим, он связан с интересной отсылкой к первой Deus Ex.

Теперь на дворе 2029 год, а Дженсен работает в интерполе. Типичный секретный агент, он всю игру гоняется за аугментированными террористами. По злой иронии, он вынужден защищать мир, который ненавидит таких как он — железяк! — от, собственно, подобных себе. От железяк. Озлобленных, загнанных в угол, несчастных недолюдей. Именно так к ним относятся в Праге, да и не только в ней. Обладателей металлических конечностей и искусственных внутренних органов ещё не жгут в печах, но всё к тому и идёт. И будто не понимая этого, некие террористы из числа безвинно униженных и оскорблённых регулярно подбрасывают дрова в уже занимающееся пламя народного гнева.

Deus Ex без хорошей истории — это посредственные перестрелки, далеко не идеальный «стелс» и бессмысленный взлом всех доступных электронных устройств. Mankind Divided до такого не скатилась, но разработчики явно двинулись в «нужном» направлении. Да, в игру снова вернули Адама. Таинственные силы запихали в него новые улучшения, но этот факт остался без должного сюжетного развития. Я не против железного дровосека с одним выражением лица на все случаи жизни, но смотрится он на этом празднике жизни откровенно лишним.

[Deus Ex: Mankind Divided] На скриншоте: Резервация для аугментированных.
Резервация для аугментированных. Сколько интересных историй можно было бы рассказать в этих декорациях!
Резервация для аугментированных. Сколько интересных историй можно было бы рассказать в этих декорациях!

Личная заинтересованность? В начале Human Revolution Адаму стреляют в голову и якобы убивают его бывшую девушку. Потом ему в буквальном смысле вшивают целый арсенал невероятных возможностей и дают право отомстить за свои страдания. В Mankind Divided он, ну... просто делает свою работу. Что эта игра может противопоставить жуткому замыслу, обернувшемуся трагедией планетарного масштаба? Единственного полноценного «босса», идейного бомбиста, угрожающего здесь и сейчас погубить несколько сотен невинных людей.

Mankind Divided измельчала, сбилась на типичную историю про суперагента и террористов — сюда даже грузинскую мафию приплели, и экстремиста из Украины, удивительно, что в заголовке игры нет логичной приписки «Tom Clancy’s». Эта утомительная и откровенно слабая история начинается практически ничем, а заканчивается даже хуже — нет точки, нет ответов на главные вопросы. Действительно, а как отвечать на эти по-настоящему главные вопросы, если впереди не только события оригинальной Deus Ex, с которой новая дилогия не особо и стыкуется, но и, теоретически, будущая игра Eidos Montreal? Никак. Пускаем по экрану финальные титры и обещаем приоткрыть завесу тайны в следующий раз.

[Deus Ex: Mankind Divided] На скриншоте: Скрытное убийство.
Проститутка не услышит звук падения тела бандита на землю. Не те аугментации покупала!
Проститутка не услышит звук падения тела бандита на землю. Не те аугментации покупала!

И если сценаристам положен строгий выговор, то дизайнеры вполне заслуживают похвалы. Сдержанной, не без оговорок, естественно, ведь и тут обошлось без откровений: если игра страдает от синдрома «второй части», то раковая опухоль боязни сделать что-то новое отмечается метастазами почти во всех её элементах. Так, например, свободно исследовать можно лишь Прагу (и совсем чуть-чуть — одну сюжетную локацию), которая заметно больше ключевых зон HR, но явно меньше ожидаемого от RPG 2016 года.

Ключевые принципы остались прежними: есть сюжетные задания, довольно продолжительные и весьма предсказуемые, но есть и дополнительные квесты, которые легко пропустить. Именно они делают Прагу такой интересной, ведь наряды полиции на улицах и эклектичная архитектура — смесь узнаваемой восточноевропейской столицы с типичным «городом будущего» — напоминают Сити-17, в котором в поисках приключений можно исследовать почти каждый уголок, забраться во многие здания, завести новые знакомства!

[Deus Ex: Mankind Divided] На скриншоте: Компромат.
XXI век, люди по-прежнему не желают избавляться от компромата.
XXI век, люди по-прежнему не желают избавляться от компромата.

Будь то поиски лаборатории по производству наркотиков или расследование серии зверских убийств, Mankind Divided никогда не забывает основополагающие принципы Deus Ex: нелинейность и свобода выбора. Авторы отчасти правильно отреагировали на критику Human Revolution: абсолютно любое поручение можно выполнить, пользуясь лишь нелетальным оружием. Даже схватка с финальным боссом не обязана заканчиваться смертью. И этот по-настоящему ролевой подход — главное, за что следует ценить Mankind Divided. Хотя она не удивляет и потчует нас сомнительной историей, свобода выбора дорогого стоит.

Обходные пути, ветхие стены, вентиляционные каналы, в которых без проблем помещается здоровенный мужик со снайперской винтовкой — такого (да и не только такого!) добра тут полно. Впрочем, обилием опций заретушировать неизменно слабый ИИ не получается. Враги не замечают пропажу коллег, их часто не удивляет открывшаяся дверь, они, в конечном счёте, по-прежнему близоруки и туговаты на оба уха. Mankind Divided предлагает широчайший набор способов борьбы с противниками, но сами противники такой чести не заслуживают. Обидно!

[Deus Ex: Mankind Divided] На скриншоте: Механика убеждения.
Уговариваем собеседницу. Лучше внимательно следить за табличкой слева, а не прислушиваться к словам: фразы можно толковать по-разному, а табличка... табличка не врёт!
Уговариваем собеседницу. Лучше внимательно следить за табличкой слева, а не прислушиваться к словам: фразы можно толковать по-разному, а табличка... табличка не врёт!

Другое дело, что восприятие современных Deus Ex сильно зависит от вашего стиля игры. Конкретно в Mankind Divided авторы приняли крайне спорное решение: они позволили собирать детали (и разбирать ради них предметы), из которых можно мастерить расходники вроде батарей для подзарядки Дженсена, электронных отмычек и прочих устройств. Что это значит? Если раньше игра поощряла изучение каждого уголка мира и щедро награждала предпочитавших расправляться с врагами тихо и бескровно, то теперь «манчкинам» станет намного тяжелее не собирать почти весь мусор, попадающийся им на пути.

Потому что каждый противник, каждый автомат — источник драгоценных запчастей! Разбор нескольких пистолетов ради одной электронной отмычки — отличный размен. Если внимательно зачищать каждую карту, то инвентарь будет ломиться от десятков отмычек и батареек, позволяющих обежать по периметру самый крупный район Праги, не выходя из невидимости! Оно того стоит хотя бы потому, что разработчики вложили много сил в создание правдоподобного мира. Радует обилие мелочей: в сравнении с Human Revolution, в Mankind Divided заметно больше интересных предметов, да и просто деталей интерьера.

[Deus Ex: Mankind Divided] На скриншоте: В квартале красных фонарей.
Адам, господи. Что ты тут забыл, Адам?
Адам, господи. Что ты тут забыл, Адам?

Верно и обратное: недостаток ресурсов превращает Mankind Divided в интересное и относительно сложное испытание. Что отчасти подтверждается отдельной «сюжетной» миссией, которая, вероятно, зачем-то (зачем?!) вырезана из самой игры и предлагается для прохождения в специальном пункте главного меню. Новые возможности — это прекрасно, но продолжение ощущается намного проще оригинала.

Что характерно, свежие аугментации не навязывают: игра прекрасно проходится с помощью проверенных временем фокусов Дженсена. Невидимость, рентгеновское зрение, бесшумность, дробовик... Трюки вроде крепкой «брони» имеются, но обойтись можно и без них. Хочется снова Human Revolution, но чтоб в новых декорациях, с графикой получше и бестолковым сценарием? Пожалуйста, пожалуйста! Привычные умения Адама слишком полезны, чтобы тратить драгоценные баллы прокачки на новые способности.

[Deus Ex: Mankind Divided] На скриншоте: Отражение в зеркале.
Отражения — отдельный разговор. Помните, как в Deus Ex 2000 года выпуска NPC отражались в зеркальной поверхности пола? А вот здесь у нас 2016 год...
Отражения — отдельный разговор. Помните, как в Deus Ex 2000 года выпуска NPC отражались в зеркальной поверхности пола? А вот здесь у нас 2016 год...

Если абстрагироваться от силового варианта решения всех проблем, суть современной Deus Ex неизменна: прячемся за углом, ждём патрульного, давим нужную кнопку и Дженсен эффектно лупит врага, одновременно отбрасывая его за укрытие. Удобно! Если бы не такие мелочи, похорошевшая картинка, залитые солнечным светом улочки Праги (есть тут, само собой, и ночной «вариант») и чудовищно привлекательная возможность разобрать все винтовки в округе на полезные детальки, то Mankind Divided трудно было бы назвать сиквелом.

Самый главный грех такой «второй части» в том, что её и «второй частью» не назвать, это скорее обширное дополнение, которое во всём опирается на «основную» игру. В ней нет ничего впечатляющего, эта Deus Ex будто боится удивить, тут даже визит в бордель обставлен буднично и без изюминки. И без клубнички. В ней нет огонька, она движется по инерции, по инерции же предлагая набор развлечений из Human Revolution. Сам набор хорош, но в отрыве от таких абстрактных вещей, как история и мотивация героя его ценность заметно снижается. Да и стоило бы внести серьёзные правки в знакомую концепцию. Так, например, многочисленные устройства всё ещё содержат массу информации об обитателях этого мира. Когда они уже научатся удалять письма с паролями и компромат на себя? И чем больше мы тратим время на взлом неизвестно чьих квартир, тем сильнее сегментируется восприятие игры.

[Deus Ex: Mankind Divided] На скриншоте: Откровения.
А Адам и не интересовался. Адаму вообще скучно. У Адама болит нога и он хочет домой.
А Адам и не интересовался. Адаму вообще скучно. У Адама болит нога и он хочет домой.

Тут у нас монотонный, усыпляющий сюжет, на него работает целая толпа безликих NPC, у некоторых из них есть страшные секреты, но нам до них дела нет. Другим даже не дают времени раскрыться. Вот здесь у нас Прага, в ней полно вентканалов и открытых окон, так что на «зачистку» города уйдёт не один час реального времени. Занятие бестолковое: я так до самого финала и не придумал, на что потратить огромные денежные накопления, да и по-настоящему ценные сведения попадаются далеко не всегда. А потом в ходе выполнения какого-нибудь квеста внезапно приходит понимание, что десять часов назад Адам совершенно случайно уже давно взломал все нужные замки.

А вообще вокруг притесняют аугментированных, очень притесняют. Смотрите, смотрите какая несправедливость! Поднимитесь не по той стороне лестницы — готовьтесь общаться с полицией. Не будущее, а настоящий фашизм! И в центре всего этого — Адам Дженсен. Бессмысленный и беспощадный.

[Deus Ex: Mankind Divided] На скриншоте: На прицеле.
Если хочется всех убить — не сдерживайте себя. Конечно, награду за пацифизм не получите, но свобода выбора в Mankind Divided присутствует. И это хорошо.
Если хочется всех убить — не сдерживайте себя. Конечно, награду за пацифизм не получите, но свобода выбора в Mankind Divided присутствует. И это хорошо.

И ведь есть удачные находки. Резервация для аугментированных вполне заслуживала того, чтоб стать полноценной локацией, второй Прагой, а не обычной декорацией из нескольких коридоров и говорливых NPC. Управлять Дженсеном удобнее, хакерская мини-игра стала немного интереснее. Любителей скрытности уравняли в правах с фанатами шутеров. Но Deus Ex — не Call of Duty, тут нельзя нарисовать несколько карт и выдать их за новую игру. Чего стоят все эти улучшения и доработки, если всё это двигает бездарный сценарий с апатичным главным героем?

Есть подозрение, что в Eidos Montreal забыли, как получилось, что Human Revolution пришлась по душе множеству игроков. Во вступительной миссии Mankind Divided есть такой диалог (в локализованной версии, в оригинале он звучит иначе):

— ...мистер?

— Зови меня — Шепард.

— А, был такой капитан.

Сделать эту отсылку более натужной, пожалуй, невозможно. Но вспоминаю я её не из-за спорного перевода, нет: этот неуклюже переведённый диалог удивительно органично смотрится в (местами) крайне неуклюжей игре. Ещё смешнее матерные вставки, которые зачастую звучат совершенно неуместно. И в этих незначительных мелочах — вся Mankind Divided. У неё за плечами успешная Human Revolution, но если ту удерживала в рамках приличия лишь спекторовская Deus Ex, то Mankind Divided оказалась зажата между двумя титанами. Ей нечего предложить сюжетно, а содержанием она не должна слишком уж отличаться от предшественницы. Хотя, нет, почему? Вот же бестолковый, непонятно зачем нужный режим Breach.

Вердикт

Deus Ex: Mankind Divided рассказывает банальную историю и стесняется хоть в чём-то превзойти предшественницу. Эта симпатичная игра, почти настоящий immersive sim, манит мнимой глубиной, но после быстро наступающей и потрясающе жалкой развязки вы всё-таки поймёте, что вам так и не дали шанса по-настоящему погрузиться в этот мир. Качественная, но, увы, пресная игра. 


Поиск по сайту

Категории материалов

Сообщения на форуме | новые

Бордель услаждения интеллектуальных страстей на форуме Оффтопик - Разное.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-18 в 17:13). Ответов: 7375.
Warhammer 40,000: Rogue Trader на форуме Warhammer 40,000: Rogue Trader.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-18 в 14:55). Ответов: 240.
[CD Projekt RED] Путь к величию на форуме Обсуждение статей.
Последнее сообщение оставил Хоттабыч (2024-04-18 в 09:58). Ответов: 24.
15 ролевых игр, которые так и не вышли на форуме Обсуждение статей.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-18 в 06:47). Ответов: 23.
[Pillars of Eternity] Большое интервью RPS на форуме [Архив] Новостной форум | Инди.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-18 в 04:51). Ответов: 3.
[Ведьмак 3: Дикая охота] Разработка игрового мира на форуме The Witcher 3.
Последнее сообщение оставил Хоттабыч (2024-04-17 в 10:01). Ответов: 7.
Underspace на форуме Всё остальное | Инди.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-17 в 08:41). Ответов: 5.
Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer на форуме Neverwinter Nights 2.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-16 в 18:15). Ответов: 64.
Ash of Gods на форуме Всё остальное | Инди.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-16 в 01:51). Ответов: 134.
StarCrawlers Chimera на форуме Бродилки по подземельям.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-16 в 01:13). Ответов: 12.

Ожидаемое | таблица

Новости C.O.R.E.

Статьи C.O.R.E.

Новости RPG Codex

Новости RPG Watch

Новости RPG Nuke

Случайная цитата

Nobody's dick's that long, not even Long Dick Johnson, and he had a fucking long dick. Thus, the name.

Rose of Sharon Cassidy, Fallout: New Vegas