Давным-давно, когда я только представлял Divine Divinity британской прессе, мне в голову пришла аббревиатура, описывающая наиболее важные, на мой взгляд, составляющие компьютерной ролевой игры. Я как раз придумывал, что говорить журналистам, с которыми я вот-вот должен был встретиться, в те неловкие моменты, когда нам придётся ждать перезагрузки игры после очередного гарантированного падения.
Именно так я изобрёл аббревиатуру FUME, модель, позволяющую оценить, сможет ли Свен полюбить RPG или нет. Если показатель FUME низок, то вы можете ожидать от меня оценок вроде «чушь» или «лучше бы эту игру вообще не создавали». Но если оценка высока, то я буду говорить об этой игре снова и снова. Например, Ultima VII находится довольно высоко по шкале FUME, как и Fallout 2. Я хотел бы привести примеры современных RPG, но к сожалению, среди нет ни одной, которая смогла бы сравниться с названными.
Существует опасность, что последнее утверждение заставит вас думать, будто я один из тех циников, что ненавидят все RPG, однако это не так. Напротив, я считаю, что за последнее десятилетие произошло множество прорывов в дизайне CRPG — проблема скорее заключается в том, что не было такой игры, которая объединяла бы в себе всё, что я хотел бы увидеть, в то время как производственные ограничения не позволяют вести разработку в том ключе, в котором мне бы хотелось. Но несмотря на некоторое разочарование последними воплощениями жанра ролевых игр, я полон оптимизма относительно его будущего, ведь, в конце концов, прогресс не остановить.
Давайте подробнее разберём, что же такое FUME.