...под дождем оказались разные.
Большинство — честные, хорошие.
А. Башлачёв
Gorthauer'у посвящается.
С малых лет жители Земли приучены к мысли, что монитор — устройство периферийное, односторонне принимающее информацию и на работу компьютера не влияющее. Но последовательное появление интерфейсов DVI, HDMI и DisplayPort всё больше убеждало их в обратном. Компьютеры научились опрашивать своих лучезарных партнёров и интересоваться, куда уходит с таким трудом сформированный видеосигнал. Используя полученную информацию, огромная бюрократическая машина, целый консилиум из инструментов рендеринга, видеоподсистемы ОС, драйверов видеокарты, её самой и десятка посредников (вроде оверлея Стим и обработчиков из GeForce Experience) решает, какие запросы монитора (а то и пользователя) удовлетворить, а какие — игнорировать с упорством почтальона Печкина.
Казалось бы, выставь нужное разрешение, передай его видеокарте и наслаждайся реализацией аппаратных возможностей. Ан нет. Тревожные сигналы начали поступать ещё с середины 2000-ых. Чей-то движок («Серп и Молот», «Часовые») ни в какую запускал игру, не опознав и не сопоставив видеокарту с имеющейся шпаргалкой, неся горе и боль обладателям нового железа. Движок Dungeon Lords наотрез отказывался подавать признаки жизни через DisplayPort.
Для многих старых игр характерен пролог в стиле киножурнала «Хочу всё знать»: «Выберите, какой у вас Windows: 98 или 2000? А видеокарта? Riva TNT2 или GeForce 256?» и защищал он игру от запуска надёжнее, чем все «денувы» мира. Хорошо, если она успела стать культовой, и навязчивое любопытство игрового кода подобно носу Варвары удаляется утилитами от игрового сообщества. Плохо, что обычно составляющие его костяк фанаты в большинстве оперируют ещё очень даже неплохими, а главное надёжными процессорами Pentium 4 под управлением вылизанной до блеска Windows XP SP3. Поэтому, если для запуска старых игр на «обычном» или несколько устаревшем железе инструкции чаще находятся, то область «4К-олдгейминга» до сих пор покрыта мраком и отгорожена от нас горными хребтами и драконами.
Намедни я купил 4К-монитор и с удивлением обнаружил, что половина любимых игр не запускается, по крайней мере — с ходу и в родном разрешении. С вылетом или не запуском очередной игры мне всё больше хотелось исполнить нехитрый импровизированный кавер на песню «Let it be»: «А вот х.., а вот х.., а вот х.., а вот х.., Whisper words of wisdom: Х..-на-на». Но положительных результатов я добился и теперь делюсь опытом.
Эадор
Общее понимание проблем и методов решения сложилось при попытке запустить оригинальный «Эадор». В полноэкранном режиме он заработал, но изображение сильно выехало за область видимого, а курсор, сколько я ни елозил мышью, так и не появился. В оконном режиме игра тоже запустилась, причём в неожиданном разрешении 2048*1536. Вспомнив, что разрешение «Эадора» бывает только одно, 1024*768, я наконец догадался, что большинство проблем возникает не из-за большого количества точек или вывода видео через DisplayPort, а из-за включенного по умолчанию в windows 10 масштабирования шрифтов и иконок.
Wizardry 8
После этого открытия я вернулся к игре, которая до этого не запускалась ни в какую: Wizardry 8. Стоящий по умолчанию режим Direct3D сообщал, что «не может открыть 3D-устройство» (хотя «открывал» его для FHD) и прекращал деятельность. До стартового экрана игра доходила только в режимах OpenGL или в OpenGLа (последний появился с фан-патчем 1.28 от Андрея Мустафаева). Но при этом на мониторе красовался верхний левый квадрант заставки и элементы меню не были доступны. Канадское творение вполне запускалось в окне (благодаря тому же 1.28), но через несколько секунд переставали работать кнопки перемещения вперёд и назад. На месте крутиться при этом разрешалось.
Теперь же, оперируя великим знанием, что старые игры воспринимают масштабирование экрана как нечто непреложное, я отключил его в ОС (по умолчанию в Windows 10 для 28-35 дюймовых мониторов это 150%). Текст на экране стал пригоден только для снайперов и окулистов, но путешествие по Доминусу продолжилось.
Готовность к 4К — 7 (Требует выключения масштабирования, не работает в Direct3D).
Pathfinder: Kingmaker / Wrath of the Righteous
Но давайте о хорошем. От отечественных разработчиков обычно ждёшь чудес и чего-то удивительного (да, мы не забыли о «годах смерти» «Часовых» в 2007–2018 — игру от родителей совы и кота 12 лет удавалось запустить только на картах не новее GF 8800), но меня ждал сюрприз: Pathfinder 1-2 выглядят идеально, а картинка намного симпатичнее FHD. Все элементы интерфейса на своих местах, шрифты нужного размера. Красота.
Готовность к 4К — 10 (Полностью готовы).
Warhammer: 40 000 — Rogue Trader
Несмотря на ранний билд, Warhammer: 40 000 — Rogue Trader тоже проблем не выказала. Более того, размер шрифтов регулируется на отдельном экране. Правда, на максимальных настройках графики в типичных игровых сценах старенькая GeForce 1070 выдала лишь 13-14 FPS. И, если учесть, что в 4К народная 3060 должна давать прирост по сравнению с ней в 40-50%, а 3070 — 80-90% (то есть 18 и 23 FPS соответственно), то что-то в консерватории явно нужно подправить. Спишем проблемы на раннюю альфу и будем надеяться на стабильные 60 FPS с допущенными к игровому процессу бортовыми AMD Radeon RX Vega 6 и Intel HD Graphics 630.
Готовность к 4К — 9 (Требует оптимизации).
Legend of Grimrock 1/2
Беда с масштабом постигла и любимые Legend of Grimrock 1 и 2. Запустились они без проблем, но детали интерфейса пропорционально уменьшились и рисовать заклинания (в реальном времени, напоминаю) стало труднее.
Готовность к 4К — 7 (Не масштабируются шрифты и интерфейс).
Gothic 1/2
Забавный тест на скорость придётся пройти желающим поиграть в Gothic 1-2 или в «Хроники Миртаны», если использовать ставящийся сегодня по умолчанию рендер DX11. Засада в том, что настройки графики регулируются в двух местах: в меню игры и в дополнительном окне DX11. Чтобы изображение соответствовало экрану, надо быстро, пока меню не уехало в Мухосранск, поставить одинаковое разрешение в обоих и успеть применить изменения. После этого всё выглядит прилично и даже красиво.
Готовность к 4К — 9 (Требует оперативной настройки при запуске).
The Elder Scrolls V: Skyrim (Enderal)
Не худшим образом повели себя Skyrim и, что важнее, Enderal. Первая сперва напугала не центрированным и не влазящим в монитор стартовым экраном, но через пару секунд икнула видеорежимом, и всё завертелось в подобающем виде. Что касается Enderal, то в консоли настроек разрешения выше FHD не нашлось, но после выбора пользовательского качества 3840*2160 удалось впечатать вручную.
Готовность к 4К — 9 (Пара мелких недочётов).
The Age of Decadence
Неожиданно легко откликнулась на 4К The Age of Decadence. Шрифты мелкие, но остальное работало без нареканий.
Готовность к 4К — 8 (Мелкие шрифты).
Colony Ship
И наоборот, неприятно удивил сделанный на вполне современном Unreal Engine Colony Ship. Сперва я был восхищён: элементы изображения соотносились идеально. Интерфейс неожиданно отлично подстроится под разрешение. Крупные шрифты нужного размера появились «сами по себе», без плясок с бубном. Но, присмотревшись к замыленному изображению, я догадался: игра запустилась в 1920*1080 и растянула картинку до выставленного 3840*2160. Настоящих 4К я так и не получил. Остаётся списать это на ранний доступ.
Готовность к 4К — 5 (Ждём).
Fallout 1/2
Примером отличной работы с классикой оказались Fallout и Fallout 2. Потрясшие мир 640*480*256 явно достойны большего. Фанбаза у игр огромная, и неудивительно, что позволяющие выводить вполне приличную для нашего времени картинку инструменты давным-давно созданы. Самый популярный пакет именуется Sfall и описан авторами как «комплект для создания города-рая модификации движка». На то, сколь давно он в строю, намекает встроенный рендер утилиты: это DirectX 9.0c.
Sfall действительно умеет многое, причём не только в области графики. Заставить противников по возможности максимально тратить очки действий? Потребовать неприятелей из первого Fallout вести бой подобно врагам из второго или наоборот? Подсветить валяющиеся вещи? Передать обработку изображения с графического процессора на центральный? Просто поставь галочку, хозяин.
Но красота красотой, а больше всего в увиденном меня позабавил логотип Interplay. Не чаяли дизайнеры Древнего мира, что их творение проживёт десятилетия и не знали, в каком разрешении будут его разглядывать потомки:
Sfall и его старшая альтернатива HRP (High Resolution Patch) легко справляются не только с анимированным лого Interplay, но и с любыми, самыми огромными разрешениями. Несколько непривычно, что любая игровая область после такого полностью помещается на один экран. Чёрное ничто по краям несколько уменьшает вовлечённость и подламывает четвёртую стену, а если учесть трудночитаемость текста — и вовсе заставляет задуматься о позитивности прогресса.
А вот действуя сообща, Sfall и HRP могут не только выдать на-гора 3840*2160, но и приемлемо увеличить модельки, объекты и элементы игрового интерфейса. Четвёртая стена остаётся в целости и сохранности:
Готовность к 4К — 8 (Требуется длительная настройка).
Fallout 3 / New Vegas
Fallout: New Vegas повела себя удивительно, запустившись без малейших проблем: элементы интерфейса на месте, шрифты религиозно верных размеров, но одна деталь меня позабавила — качество картинки не изменилось.
Готовность к 4К — 10 (Полностью готова).
m00n1ight: Вышесказанное полностью относится и к Fallout 3.
Underrail
Не менее приятно повела себя и единственная состоявшаяся убийца фоллаута Underrail. Предчувствия были не самые радужные: анонсируя Underrail: Infusion, Стиг пообещал добавить масштабирование интерфейса, и можно предположить, что он опирается на имеющийся у него отрицательный опыт. К счастью, он уже включил масштабирование в один из последних патчей к оригинальной Underrail и установленная на чистую ОС история о всемирном метро выглядела в 4K будто и была под него задумана.
Готовность к 4К — 10 (Полностью готова).
Might & Magic
Что касается одной из моих любимейших серий Might & Magic, то долго возиться с общепринятыми «Предписаниями Небес» и «За кровь и честь» я не стал. Разработчики официально не разрешили масштабирование спрайтов, зафиксировав разрешение в 640*480, да и к полноценному 3D М&М 6-7 отнести нельзя.
Существует набор утилит от Самого Известного В Мире ковырятеля М&М Сергея Роженко aka GrayFace, позволяющий запустить игру в высоких разрешениях, но во-первых, он не очень стабилен, а во вторых, он лишь заменяет текстуры на вдвое большие и растягивает окно игры до желаемого размера. Но радоваться особо нечему: качество картинки с 1998 фактически не изменилось и выглядит обычным апскейлом:
Готовность к 4К — 3 (Требуется длительная настройка, 4К бессмысленно).
World of Xeen, в просторечии М&М 4 + М&М 5, как типичный представитель спрайтового 2D, не удивила. DOSBox привычно растянул картинку на пространство экрана, предварительно увеличив изображение до 640*480 собственной шейдерной обработкой. В этом материале Ксин отдувается за себя и все остальные 2D DOS-игры. Перебирать их смысла нет.
Готовность к 4К — 5 (4К бессмысленно, это апскейл).
Might & Magic X: Legacy по техническим причинам мне пришлось переустановить полностью (удалив все настройки). Десятка — то ли финальный аккорд, то ли кода серии — при запуске 4К выставила сама и никаких вопросов не вызвала. Интерфейс и тексты не пострадали.
Готовность к 4К — 10 (Полностью готова).
King’s Bounty (Katauri Interactive)
Не подвели и King’s Bounty от Katauri Interactive. Все четыре игры запустились без нареканий, если не считать малюсенького курсора.
Готовность к 4К — 9 (Мелкий курсор).
Ведьмак 3: Дикая охота
Затем я проверил хай-тек минувших дней. В «Ведьмаке 3» всё было бы прекрасно, да вот только на максимальных настройках FPS в Боклере плясал вокруг 40. Геральт в ужасе выбежал в лес и там успокоился: вдали от людской суеты игра по-прежнему выдавала 60 кадров в секунду.
Готовность к 4К — 10 (Полностью готова).
Родоначальница серии тоже выглядит прилично, разве что шрифты, на мой вкус, не то чтобы мелковаты, но на грани приемлемости.
Готовность к 4К — 9,5 (Готова с мелким нареканием).
Vampire: The Masquerade (Redemption / Bloodlines)
Но не всегда «Белый волк» у любителей CRPG ассоциировался с дамским угодником из дикого леса. Вспомнив былое и решив, что мне всё по плечу, я решил взяться за одну из самых косоголовых в технической реализации франшиз и начал с Vampire: The Masquerade — Redemption. Эта игра мне куда милее тройковской Bloodlines — и за интересный и неожиданный сюжет, и за партийность, и за скрытую апелляцию к гуманности.
Вот только даже в лучшие годы, когда компьютеры игроков худо-бедно соответствовали представлениям разработчиков из Nihilistic Software, игра вела себя крайне капризно. Тогда, 20 лет назад, ради изменения настроек видео, приходилось изрядно попотеть. Разрешение экрана 640*480*16 бит. Желаете 1280*1024*32 бита? Пожалуйста, перезапустите игру. На чём мы там остановились? Разрешение экрана 640*480*16 бит. Желаете 1280*1024*32 бита? Пожалуйста, перезапустите игру. Мантру про 640*480 движок повторял до бесконечности, как несчастный среднеазиат — «номер» своего телефона Nokia 6230. То игра ни в какую не хотела переписывать свой конфигурационный файл, заботливо очищенный от атрибута «Только чтение», то молча вылетала после попытки его ручного редактирования. Так что сейчас, увидев, что выбранное, увы, не мной 1920*1080 ни на что другое изменить не получается, я нисколько не удивился.
Эксперименты начались с двухдискового «Фаргуса» и двухдискового же оригинала от Activision. Обе версии вели себя одинаково: требовали отключения масштабирования ОС, угрожая выпасть из экрана стартовым меню, и установили FHD, хотя разрешения предлагались в широчайшем спектре, вплоть до желанного 3840*2160. После перезапуска ничего, само собой, не менялось. Вообще говоря, предложение запуститься в разрешении выше, чем FHD для игры 2000 года выпуска. выглядело странновато. Интерфейсы того времени D-Sub (в просторечье — VGA или даже RGB) и DVI не способны передать что-то большее, чем 1920*1200. Стандарт HDMI, поначалу тоже не поддерживавший ничего более FHD, появился двумя годами позже, а DisplayPort — вообще в 2006 г. Создатели «Первых вампиров», как долго называли у нас Redemption, либо смотрели в далёкое будущее, либо просто повторяли в меню настроек рассказанное легкомысленной видеокартой. Впрочем, Neverwinter Nights (2002), как мы увидим позже, тоже тащит всё, что ни попадя из описания допустимых режимов.
Собранная в GOG версия 2015 года повела себя чуть лучше. Она так же не запомнила графические настройки, но хотя бы не требовала отключения масштабирования интерфейса. Помощь пришла издалека. Утилита dgVoodoo2, бесплатно эмулирующая самые дорогие видеоадаптеры начала 2000-ых, непринуждённо запустила искупляющихся вампиров с требуемыми настройками. Осталось заполировать их текстурами высокого разрешения и отправляться пить кровь на ночных улицах Праги. Было несколько обидно за потраченное время, когда в поисках этих текстур я наткнулся на видео, автор которого задолго до меня проделал тот же путь, показал все его этапы и сам игровой процесс в 4К.
После трёхчасового изобретания велосипеда у меня остались рабочая сборка «Вампиров» и лёгкое недоумение: если уж GOG ориентирован на продажу старых игр с возможностью запуска их «из коробки» и в коммерческие дистрибутивы направо и налево вшивает DOSBox, то отчего их репакеры не добавили в установщик Redemption dgVoodoo2 или хотя бы не указали в её сторону?
Готовность к 4К — 7 (Слишком долгий путь к успеху).
Что же касается обласканных обществом Vampire: The Masquerade — Bloodlines, то за 18 лет они обросли комьюнити-патчами как траулер — ракушками и водорослями и ожидаемо заработали в 4К без нареканий.
Готовность к 4К — 8 (Шрифты сообщений мелковаты).
Thea 2
Thea 2 тоже запустилась без проблем и даже стала чуть симпатичнее. Единственное, что меня удивило — загрузка графического процессора составила 97-98%.
Готовность к 4К — 10 (Полностью готова).
Master of Magic (2022)
Новое творение Muha Games — ремастер великой Master of Magic — тоже прекрасно в 4К. И также отъедает 97-98% GPU. Нелегко даётся полякам единство...
Готовность к 4К — 10 (Полностью готова).
Divinity
Первые две игры (Divine и Beyond) в 3840*2160 поначалу не заработали. DirectX 6, под чьим руководством должно было происходить формирование изображения, в ситуации не разобрался и добро на запуск не дал. Спишем это на его консерватизм и старческий маразм: на момент выхода игры Microsoft вовсю раздавала DirectX 8.1. В FHD игры запустились, а при отключенном масштабировании даже предоставили возможность попасть в пункты меню, загрузить сохранение и побегать по Ривеллону. Документацию по API DirectX 6 читать мне было лень, но я заподозрил, что 4К лежит за гранью его понимания.
Напомню, что в те суровые времена номера у DirectX сменялись чаще, чем у годов, и не все любители поиграть обладали 3D-ускорителем. Существовал он изначально лишь в одной ипостаси, именовался 3dfx Voodoo, стоил 200 двадцатисемирублёвых долларов (то есть месячную зарплату), вставлялся параллельно обычной 2D-видеокарте и обрабатывал объекты в OpenGL. О новомодной Riva TNT2 с неведомым режимом Direct3D большинство лишь мечтало. Но тогда разработчики игр ещё не потеряли контакт с аудиторией и шли ей навстречу: большая часть выпущенных до 2000 года игр умела с горем пополам обрабатывать изображение центральным процессором (В меню обеих Baldur’s Gate, например, существовал чекбокс «аппаратное 3D», но, подобно кнопке «выкл» в ракетах Уинстона Найлза Румфорда, не был ни к чему присоединён и тоже был добавлен по совету марсианских психологов).
Двухмерная по сути, Divine Divinity не была исключением. «Уйди, противное», — прошептал я 3D ускорению, выставил 3840*2160 и передал обработку видео центральному процессору. Раздался сигнал тревоги, завыли сирены, температура CPU подпрыгнула на 15 градусов. Используя 8,2% своей великой мощи, Ryzen 7 5800 обрабатывал сцену из игры 20-летней давности. По экрану двигалась фигурка персонажа! Делала она это раза в полтора медленнее, чем при аппаратном рендере, но у неё получилось. Удовлетворившись достигнутым, я расчехлил уже прекрасно отработавшую в Vampire: The Masquerade — Redemption «обёртку» dgVoodoo2, и она, наплевав на проблемы DirectX 6, запустила Божественную Божественность в 4К в Direct3D, накормив её DirectX 9.0с.
Готовность к 4К — 7 (Слишком долгий путь к успеху).
Следующие три игры серии запустились без проблем, разве что Divinity: Original Sin 2 вежливо предупредила, что установленное мной разрешение не рекомендовано.
Готовность к 4К — 10 (Полностью готовы).
Disciples 2
Disciples 2 за 18 лет, как и положено культовой игре, обросла модами. Глобальная модификация «Норвежская сёмга», аналог WoG и HoA для Heroes of Might and Magic 3, сейчас активно развивается. Для игры написан свой wrapper, позволяющий запуск в больших разрешениях. Но масштабированию элементов интерфейса и шрифтов его авторы пока не уделяют должного внимания.
Готовность к 4К — 3 (Невозможно мелкие шрифты, элементы интерфейса и сами объекты на карте).
Neverwinter Nights 1/2
В Neverwinter Nights меня поначалу ждал кошмар. Оригинальная версия не вынесла огромности кадра и, размахивая камерой, теряла края сцен и фокусировку на герое. Вывод на экран шёл рывками, объекты постоянно перерисовывались. Diamond Edition после ставшего привычным сброса масштабирования пришёл в себя, хоть и оставил интерфейсные элементы миниатюрными.
Готовность к 4К — 3 (Неиграбельно мелкий интерфейс).
Зато поносимая мной за скудность нововведений Enhanced Edition справилась с задачей полностью. Beamdog явно держали руку на пульсе и добавили в меню пункт «масштабирование». Так что я нашёл великий сермяжный смысл в Enhanced Edition, и, как говорил Есенин, теперь собакам и лучам я самый яростный попутчик.
Готовность к 4К — 9 (Пикселизация шрифтов).
Neverwinter Nights 2 тоже оказалась зависимой от версий. Гоговская запустилась лишь в установленном по умолчанию 1024*768, а при попытке сменить разрешение показывала чёрный экран и быстро-быстро мерцала курсором. Что удивительно — она вылетала даже в FHD, хотя раньше я её запускал именно так. DisplayPort тому виной? Просто сбой, требующий переустановки? Двухдисковое «платиновое» издание заработало, разочаровав, правда, мелкими шрифтами и элементами интерфейса.
Готовность к 4К — 5 (Неиграбельно мелкий интерфейс).
Pillars of Eternity
А вот Pillars of Eternity, первый шаг Obsidian в пропасть зрительный зал, оказался и первым шагом к техническому совершенству. Воистину, законы сохранения вездесущи. Предвестник инди-волны сам выставил 4К, опросив монитор на предмет герцовки и выглянул из него писаным красавцем. Для игры 2015 года, да ещё со смешанным выводом видео (2D+3D) результат и прекрасный, и неожиданный.
Готовность к 4К — 10 (Полностью готова).
Dragon Age: Origins
Dragon Age: Origins проявила себя компромиссно: наружные элементы и шрифты оставила мелкими, увеличив экраны умений и инвентаря.
Готовность к 4К — 8 (Частично мелкие элементы интерфейса).
Expeditions: Viking
Из трёх моих любимых «Экспедиций» от Logic Artists мне больше всего было интересно, как поведёт себя вторая, Expeditions: Viking — самая ролевая и самая странная в области графики. К сожалению, шрифты оказались плохо читаемыми, а элементы управления — мелковаты.
Готовность к 4К — 7 (Мелковато).
Arx Fatalis
Arx Fatalis, собранная в GOG аж в 2021 году, проявила себя ожидаемо. Все 20 лет жизни игру преследовали несчастья, винить в которых принято выпендрёжный движок. С выходом Windows 7 вся его красота — шлейфы от движения мыши, рисованные в воздухе рунные слова — оказались невостребованными. Герой либо не реагировал на клавиши перемещения, либо двигался, но с огромным усилием, будто нёс на своих плечах весь подземный город. Игра выдавала 0,2-0,3 FPS на мощных компьютерах и замирала на «обычных». Игроков ждал семилетний геморрой (а студию — уход с рынка RPG и бесчестие). К 2017-ому году фан-сообщество выкатило патч, примиряющий эстетский визуал с современными ОС. И вот — новый удар: 4К-гейминг. Изделие польских продавцов он ввёл в очередной ступор.
Несмотря на обещания, переключиться на программную отрисовку игра тоже не шмогла и просто вылетела. Ситуацию полностью спасла проигнорированная польскими упаковщиками фанатская разработка Arx Libertatis. Кроссплатформенный проект использует OpenGL, позволяет запускать игру в высоких разрешениях под Linux и Windows, правит баги оригинала и вообще большой молодец.
Готовность к 4К — 9 (нужен сторонний патч).
Baldur's Gate: Enhanced Edition
Игры на Infinity Engine в исполнении Interplay и BioWare (и после ремастеринга от Beamdog) представляет Baldur’s Gate: Enhanced Edition. Запуск предваряется отдельным окном настроек, в котором можно выбрать степень масштабирования каждого элемента.
Тем не менее, один момент подпортил радость: количество кадров в секунду жёстко зафиксировано на отметке 30, и лишь ручное вмешательство в файл Baldur.ini и изменение значения параметра Maximum Frame Rate на 60 успокоило мою душу.
Готовность к 4К — 9,5.
* * *
m00n1ight: Дальше действовать будем мы. Добавлю несколько игр от себя.
Космические рейнджеры 2
Продаваемая в Steam версия «Космических рейнджеров 2» Space Rangers HD: A War Apart официально поддерживает разрешения вплоть до 1080p. В настройках игры можно выбрать любое, хоть 4K, однако прибитые намертво к краям экрана элементы интерфейса не просто уменьшатся до нечитабельности, но и разъедутся кто куда. Играть в это решительно невозможно.
Готовность к 4К — 1 (Хотя бы запускается).
The Elder Scrolls III: Morrowind
Внутриигровые настройки разрешения Morrowind аскетичны и 4K среди них нет. Не беда: его можно вписать вручную в конфигурационный файл, после чего игра без проблем запустится, продемонстрировав типичные проблемы с масштабированием интерфейса.
К счастью, это правится при помощи Morrowind Graphics Extender XE (MGE XE). Просто установите двухкратный множитель масштабирования интерфейса.
Готовность к 4К — 7 (Бубен прилагается).
Shadowrun Returns / Dragonfall / Hong Kong
Вездесущие проблемы с масштабированием, усугубляемые привязкой элементов интерфейса к краям экрана, что порадует не только обладателей 4K-мониторов, но и более скромных по разрешению «ультрашириков» 21:9. Neverwinter Nights передаёт привет. «Никак вы, блядь, не научитесь» ©
Однако если в настройках активировать опцию масштабирования интерфейса под высокое разрешение, играть станет более-менее терпимо. Интерфейс отмасштабируется, но не весь — всплывающие подсказки при взаимодействии с объектами игрового мира останутся мелкими.
Готовность к 4К — 8 (Исправляется в настройках, но не до конца).
Lords of Xulima
В отличие от многих именитых проектов, малоизвестная и сделанная «на коленке», но симпатичная и приятная «зачистка подземелий» Lords of Xulima без проблем запускается и работает в 4K, радуя правильным масштабированием интерфейса и шрифтами (а также русскоязычной локализацией).
Готовность к 4К — 10 (Полностью готова).
Alpha Protocol
Культовая в определённых кругах шпионская aRPG Alpha Protocol, чьего продолжения ждут и не дождутся уже много лет, без проблем запускается и работает в 4K. А ведь у игры весьма непростая история, да и Obsidian принято считать теми ещё «говнокодерами». Особенно Obsidian того времени.
Готовность к 4К — 10 (Полностью готова).
Grim Dawn
Очередная «убийца» Diablo вышла неожиданно впечатляющей, обретя немалое игровое сообщество, и по сей день передёргивающее затвор на цифры и билды, коих тьма — благодаря разнообразию предметов и механике Созвездий. Будучи сделанной на коленке создателями не менее известной когда-то Titan Quest, она отлично и без малейших нареканий работает в 4K, радуя как любителей просто погонять монстров после работы, так и задротов с охапкой экселевских таблиц наперевес.
Готовность к 4К — 10 (Полностью готова).
Baldur’s Gate 3
Уже который год Свен Винке ваяет настоящую, хорошеющую от сборки к сборке ААА-изометрию мечты. Divinity: Original Sin 3 Baldur’s Gate 3 выглядит потрясающе, даже в 4K, но это испытание не пройдёт для видеокарты даром. Готовьте железку помощнее.
Готовность к 4К — 10 (Полностью готова).