• Обзор Zoria: Age of Shattering

    Обзор Zoria: Age of Shattering

    В 2024 году небольшая румынская студия Tiny Trinket Games выпустила дебютный проект Zoria: Age of Shattering, и именно этот проект как нельзя лучше подходит, чтобы, пусть и задним числом, занять место недостающего эволюционного звена между Dragon Age: Origins и Divinity: Original Sin.

  • Обзор The Thaumaturge

    Обзор The Thaumaturge

    Здесь нет столь милых сердцу сложных боёв и необходимости тщательно выстраивать развитие персонажа, но стиль, атмосфера, точность прорисовки персонажей, литературность и общий подход к игре выше всяких похвал.

  • 13 лет C.O.R.E.

    13 лет C.O.R.E.

    Вот и наступил 13 день рождения Codex of RPG Elucidation, и проведём мы его за длинным интервью (вопросы к нему придумывал не я), если оно, конечно, вам интересно.

Обзор Note of the Outskirts

Обзор Note of the Outskirts.
Автор: | Тип статьи: Авторская | Редактор: m00n1ight | Размещение: Xanathar, 15:09 (обновлено: 2023-04-05 13:39) | Слов: 2227 | Время чтения: 0 ч 8 м | Аудитория: Поклонники CRPG | Уровень читателя: Опытный | Просмотры: 1497

За два дня до Нового года, незаметно для многих, вышла RPG от разработчика-одиночки. Она не требует новой видеокарты. Она не требует 16 ГБ оперативной памяти. Её не нужно покупать в Steam или GOG — она бесплатна. Для неё лишь нужны (но не обязательны) тетрадка в клетку и карандаш.

[Note of the Outskirts] На скриншоте: Ледяной уровень.
Нет, она не чёрно-белая, это просто такой ледяной уровень.
Нет, она не чёрно-белая, это просто такой ледяной уровень.

Игра — редкий гость, научно-фантастический пошаговый партийный данжен-кроулер с перемещением по клеткам, так что всё действие происходит в одном подземелье. Вид от первого лица, c пошаговой боёвкой на отдельном экране, легко узнаваемой игравшими в Bard’s Tale, Dragon Wars или Wasteland.

Известный под именем CryptRat автор не совсем новичок в разработке. Несколько лет назад вышла To Hell with Guns — проба пера — механики и идеи которой и получили развитие в Note of the Outskirts. Несмотря на то, что по сути это NotO 0.5, не стоит сбрасывать THwG со счетов — эта короткая игра способна скрасить вечер или два. Или вызвать ужасную фрустрацию. Зависит от того, как вы умеете рисовать карты.

[To Hell with Guns] На скриншоте: Торговец.
To Hell with Guns. Торговец. Почти новые кейкаку в ассортименте.
To Hell with Guns. Торговец. Почти новые кейкаку в ассортименте.

Так давайте присмотримся поближе.

Ролевая система

Максимальное число партийцев — семеро, но можно играть и меньшим количеством. На старте даётся дефолтная партия, которой более чем достаточно для знакомства с игрой. При создании же нового персонажа вам предложат накидать характеристики, выбрать класс и распределить очки навыков. Я не буду подробно описывать классы. Мало того, что вместо привычных «файтер-клирик-маг», вы найдёте «кайфолома», «камикадзе» и «старпера», в игре прекрасно показано, какие плюсы и минусы вы получите к характеристикам и навыкам. Дефолтная партия как раз и состоит из «wet blankets» — «кайфоломов», которые не имеют ни бонусов, ни малусов.

[Note of the Outskirts] На скриншоте: Лист персонажа.

В игре шесть характеристик: Сила (Strength), Выносливость (Endurance), Ловкость (Dexterity), Скорость (Speed), Восприятие (Perception) и Интеллект (Logic). Каждая влияет на вторичные характеристики и навыки. Это влияние подсвечивается в игре, когда вы выбираете клавиатурой или мышью одну из характеристик.

Вторичные характеристики — это здоровье (выносливость), максимальный переносимый вес (сила), перемещение (скорость, от которой зависит в том числе вероятность сбежать или количество атак в раунд, инициатива (скорость), защита (скорость), атака (шанс на попадание, зависящий от оружейных навыков и ловкости, максимальное расстояние, на котором не будет штрафу к атаке (восприятие), шанс на критикалку (восприятие) и бонус к атакам холодным оружием (сила).

Также существует россыпь резистов. К смерти, ментальным атакам, падению, проникающим ранениям, порезам, дробящим атакам, огню, холоду, электричеству, свету, отравляющим газам, электромагнитным атакам, хакерским атакам (актуально для противников-роботов), радиации и «специальным» атакам.

Основные характеристики и резисты могут быть изменены с помощью предметов вроде брони, противогазов, чёрных очков и так далее. Предметы, которые изменяют именно характеристики, встречаются нечасто. Например, телепатический шлем-имплант, который увеличивает интеллект, но требует хорошего хирурга в партии.

В игре двадцать три навыка, которые можно разделить на три группы. Боевые: оружие ближнего боя, огнестрельное оружие (и лёгкое энергетическое), тяжёлое оружие (от огнемётов до больших арбалетов), метательное (разнообразные гранаты) и взлом. Связанные с подземельем: плавание, взрывные работы (динамит позволяет взрывать закрытые двери), навык выбивания дверей, рисование карт, чтение следов (что позволяет определить группы врагов прежде чем вы влетите в фиксированный энкаутер), поиск ловушек, бестиарий (аналог мифологии из Wizardry 6/7 и Grimoire, позволяет определить характеристики врагов) и расшифровка надписей (необходима во многих местах подземелья для получения подсказок). И остальные навыки, полезные и в социальных взаимодействиях, и в поддержании боеспособности партии: собирательство (увеличивает количество получаемых после битвы денег и мелких предметов), обучение (увеличивает получаемый опыт), первая помощь (для лечения кровотечений, отравлений, и, внезапно, использования нанотехнологических щитов), хирургия (для установки имплантов и лечения переломов), карманничество (для воровства в магазинах), идентификация, ремонт (для повреждённой брони, навык разговора (для получения от разумных врагов подсказок), навык торговли и запугивания.

Вы ещё не закрыли вкладку после этого аутичного перечисления? Эту информацию всегда можно увидеть в игровых подсказках. Также на каждом уровне вы получаете одно очко для выбора перков a la Fallout 2 (но менее разнообразных). На них я останавливаться не буду, но советую обратить внимание на перк «длиннорукий» для бойцов холодным оружием.

Боёвка

Тут, как я писал, игравшие в Wasteland или Dragon Wars легко узнают форму. После перехода в боевой режим (по своему желанию, потому что вас неожиданно атаковали или потому, что вы провалили бросок на разговор, запугивание, подкуп или слезливую просьбу не убивать вас), вы видите боевой экран со списком врагов. Рядом с врагами указано на каком расстоянии от партии он находится. Партия тоже разделена на два порядка, стоящие впереди и стоящие сзади. Где именно находится конкретный партиец вы можете увидеть по пробелу перед порядковым номером партийца. Игравшие в Might and Magic 2 наверняка вспомнят как в ней это показывалось символом «>».

[Note of the Outskirts] На скриншоте: Текущий отряд.
Моя текущая партия.

Далее вы выбираете действия каждому партийцу (или оставляете действие по умолчанию), цель действия и вперёд. Launch round начинает боевой раунд. Скорость отображения сообщений в логе регулируется в настройках игры. Если не хотите читать как и насколько ваши партийцы выбили дух из противника, можете нажать quick round, который моментально обсчитывает результаты без отображения в журнал.

[Note of the Outskirts] На скриншоте: Сражение.

Не буду расписывать нюансы, так как они зачастую очевидны (поскольку информация есть в игре, как, например, описание оружия), да и используемая боевая система BT/Dragon Wars известна и интуитивно понятна, однако приведу небольшой список неочевидностей и советов.

  • В описании оружия «206» — это 2D6, эти символы в шрифте похожи.
  • Противников-роботов можно взламывать при помощи компьютера. Компьютер должен быть заряжен (маленькими батарейками) и находиться на поясе. Взломанный робот выходит из боя. При критическом успехе робот сразится на вашей стороне.
  • Если партиец горит — потушите его огнетушителем. Если ему холодно — дайте рома. Если истекает кровью — перевяжите.
  • Если сломал ногу — пусть хирург использует surgery kit.
  • Гранаты — ваши друзья. Для очень сложных боёв используйте heavy bomb, но помните, что их не так уж много в игре.
  • У оружия всегда есть дополнительные режимы атаки, но они даются лишь умным персонажам, так что интеллект не бесполезен даже для махателя катаной.
  • Часть оружия имеет «статусные» атаки, вызывающие дебаффы и повреждения со временем. Например, лазерная винтовка может поджечь противника, а звуковая пушка — вызвать конфузию. Звучит хорошо, пока не оказывается, что оружие противников работает по тем же принципам.
  • Накопив барахла, которое вы не хотите продавать, создайте в recruitment post (который находится в начале игры) пару персонажей, и держите их там в качестве сундуков. В принципе, сделайте это сразу. Перегруз снижает скорость в бою.
  • Броню могут повредить. Для ремонта нужен навык, repairing tools и соответствующий броне материал, который вы можете найти либо в магазинах и у бродячих торговцев, либо разобрать на запчасти пару трофейных доспехов. При критическом успехе ремонта, запчасти не тратятся.
  • В первых боях постарайтесь достать всем солнечные очки, противогазы и metal armor. Это значительно увеличит шансы на выживание.
  • Атака «empty barrel» у автоматического оружия тратит весь магазин, но может сразу убить противника-человека. Используйте её с умом.
  • Иногда лучше испугать противника, чем драться с ним, особенно если в награду вы получите жалкие 20 опыта, а потратите кучу ресурсов.

Данжен

Но главное блюдо в игре всё же не система и не сложная боёвка. Нет, piece de resistance в игре — это подземелье. Пять сложно переплетённых уровней, заставивших меня вспомнить невыразимо прекрасный Лабиринт из The Shadow of Yserbius и некоторые места в The Dark Heart of Uukrul.

Как я когда-то писал, пытаясь передать красоту находящегося в глубоком упадке искусства дизайна подземелий, создать данжен — непростая задача. Когда можно напихать несколько монстров в пару коридоров, зачем думать о навигационных паззлах или нелинейном прохождении?

To Hell with Guns показала, что автор великолепно понимает, казалось, давно забытые принципы построения хороших подземелий. Note of the Outskirts же продемонстрировала, что CryptRat может создавать и большие игры. Данжен буквально пронизан секретами, ловушками, невидимыми стенами, участками льда и озерами воды и лавы.

Первый уровень To Hell with Guns.

Сравните с картой первого уровня Note of the Outskirts. Большая часть «вкусных» вещей не показана, так как представляет из себя невидимые стены.

Первый уровень Note of the Outskirts.
Обратите внимание на стрелки. Они не просто так.
Обратите внимание на стрелки. Они не просто так.

Для иллюстрации насколько дизайн подземелий меняет привычную сейчас формулу, приведу два маленьких примера.

[Note of the Outskirts] Жёлтыми ромбами выделены две комнаты.

Жёлтыми ромбами я выделил две комнаты. При попытке неправильно пройти в правую комнату, вас, если вы не изучите как работают телепорты, постоянно переносит в левую. И если в правой комнате — сокровище, то в левой — куча смертельных ловушек. Причём визуально заметить, что вы уже в точно такой же, но левой комнате, невероятно трудно.

[Note of the Outskirts] Ещё пример комнаты с ловушкой.
[Note of the Outskirts] На скриншоте: Каждый красный крест — ловушка.
Каждый красный крест — ловушка.
Каждый красный крест — ловушка.

Телепорты постоянно отбрасывают в правую часть комнаты. Раз за разом проходить нашпигованную ловушками комнату, открывать двойные двери, и находить там коридор вместо лестницы наверх — бесценно.

Как и с боёвкой, приведу список советов по исследованию данжена, который покажет в том числе разнообразие механик, инструментов и великолепный дизайн. Например, к большинству важных точек в подземелье вы можете пройти несколькими способами. От прямой конфронтации с охраной, до секретных коридоров, креативного использования предметов в инвентаре и так далее.

  • В игре есть музыка. Музыка неплохая, но иногда слишком пафосная. Отключается в настройках.
  • Портреты NPC требуют привыкания. Или черепно-мозговой травмы.
  • Сохраняйтесь часто, сохраняйтесь с разными именами.
  • Если вы неожиданно и непонятно умерли сразу после начала игры, не стоит биться головой о стол. Вас посетил неожиданный телепорт и неожиданные ловушки, будьте внимательны.
  • В игре нужно есть. Всегда имейте 7-14 сухпайков — вы никогда не узнаете когда сможете опять подкрепиться. Иногда можно отобрать еду у противников-людей или пустить злобных ящериц на шашлык из игуаны.
  • В игре есть автокарта. Инструменты для неё покупаются в магазине или уже есть у стартовой партии. Чем ниже спускаетесь — тем труднее рисовать карту, поэтому не забывайте о прокачке скилла. Проверка навыка происходит на «крутилках», телепортах и прочих дезориентирующих местах, если вы его провалите — придётся походить какое-то время без карты, пока вновь не прокинете проверку. В части подземелья карта отключена.
  • При выборе в меню «enable search», вы кидаете сразу несколько чеков на поиски чего-нибудь интересного, но время летит как бешеное. Игравшие в Голдбоксы легко опознают эту механику.
  • Навыки ловушек и чтения следов очень полезны. Если вы уверены что рядом ловушка или яма, нажмите несколько раз на «look», проверяя соседние клетки.
  • У повреждённой брони слетает часть плюсов, например к статам, поэтому не удивляйтесь если ваш партиец внезапно ушёл в перегруз.
  • Стены действительно двигаются, это вы не переборщили с ромом. Бывает, что двигаются невидимые стены.
  • Если упасть в яму, то почти наверняка половина партийцев убьётся, а вторая переломается. Используйте веревку, чтобы посмотреть что на дне.
  • В игре есть журнал где можно оставлять заметки. Предварительно придётся купить его в магазине. Экипировать его не нужно, он может спокойно лежать в инвентаре.
  • В игре есть лопата. Лопата — ваш друг. Она здесь не просто так. Если подружиться с лопатой и внимательно смотреть на карту, награда не заставит себя ждать.
  • В игре есть клетки-транспортеры, которые сдвигают вас в опредёленном направлении, и лёд, который действует похоже, но заставляет вас по нему катиться в направлении движения, пока вы не окажетесь на terra firma, не упрётесь в стенку, или не улетите в яму. Из-за таких клеток на некоторых уровнях на одной и той же площади существуют два несвязанных лабиринта.
  • Антигравитационные ботинки позволяют перепрыгивать ловушки, ямы, участки льда и клетки-транспортеры. При попытке попрыгать по льду импульс движения сохранится. Внимание, вы можете прыгнуть внутрь иллюзорной стены.
  • Участки лавы на карте можно обезопасить огнетушителем. При критическом провале вы наоборот зальёте всё огнём.
  • Не нравится дерево — сожгите его лазерной винтовкой. Иногда за деревом ждёт сюрприз.
  • Надоело поскальзываться на льду и улетать через полкарты, либо пролетать мимо интересного алькова в стене — используйте лазерную винтовку. Только помните, что вода иногда замерзает опять.
  • Счётчик Гейгера поможет не вляпаться в радиацию. При перемещении на клетку рядом с которой есть «горячее» пятно, партийцы предупредят. Экипировать дозиметр для этого не нужно. Если повесить его на пояс, можно вручную проверять каждую клетку.
  • Если раздражает закрытая дверь, можно выбить её навыком bashing. При критическом провале можно повредить броню и сломать руки и ноги. Динамит тоже пользителен и дешёв.
  • Если ваш партийный разведчик говорит о «frail wall» — можно её взорвать. Главное не провалить проверку навыка взрывных работ.
  • Если вы упёрлись носом в воздух и не можете дальше пройти — это невидимая стена. Попробуйте применить дымовую гранату. Кстати, помните я когда-то писал как разработчики раньше использовали стены, чтобы написать что-нибудь? Иногда важное (как в Might & Magic 1), иногда нет (как RJW — инициалы автора в Wizardry). Советую присмотреться к невидимым стенам первого уровня.
  • В игре есть минимум два предмета, поднимающих навык плавания. Весь последний уровень — гигантское озеро.
  • На первых уровнях можно не только попасть в рандомный энкаутер с монстрами, но и встретить торговца полезными предметами.
  • Навык определения предметов архиполезен. Всегда смотрите что продаётся в магазинах, это автоматически добавит вам известные предметы.
  • Speed Boots позволяют идти «против течения» клеток-транспортеров, но вы соберёте все ловушки и упадёте во все ямы.

Ну что же, подземелье ждёт! Главное помните, что за каждым углом поджидает секретная комната, неочевидное решение или сложная битва. Причём даже если вы ходили по одному коридору десятки раз — он всё ещё может вас удивить.

Умело пользуясь моими советами, а также способностями к ориентации и смекалкой, вы сможете подчинить этот данжен себе. Я верю в вас.

Ах да, сюжет. На нижних этажах сидит злыдня. Убейте его. Я как раз сейчас это и пытаюсь проделать, как только отойду от того, что Джейн сожгла радиацией всю партию восьмой раз подряд. И я не покажу карты нижних уровней — это один большой спойлер.


CC0
Вы можете копировать, изменять, распространять и исполнять данное произведение, даже в коммерческих целях, не спрашивая разрешения.
Спасибо за поддержку: silmor_senedlen, Arrid

Поиск по сайту

Категории материалов

Сообщения на форуме | новые

Вопросы и ответы по игре на форуме Colony Ship RPG.
Последнее сообщение оставил Бобёр (2024-04-25 в 13:04). Ответов: 12.
Гвидо Хенкель о Realms of Arkania на форуме Обсуждение статей.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-04-25 в 12:29). Ответов: 32.
Бордель услаждения интеллектуальных страстей на форуме Оффтопик - Разное.
Последнее сообщение оставил FromLeftShoulder (2024-04-25 в 09:34). Ответов: 7446.
Джош Сойер о сериале Amazon и Fallout: New Vegas на форуме Fallout: New Vegas.
Последнее сообщение оставил Bellerogrim (2024-04-25 в 09:19). Ответов: 9.
[В разработке] Plague Lords на форуме Тактические и стратегические.
Последнее сообщение оставил ma1k0vich (2024-04-25 в 09:11). Ответов: 2.
Shadowrun: Hong Kong на форуме Shadowrun: Hong Kong.
Последнее сообщение оставил Дремота_Енота (2024-04-25 в 08:50). Ответов: 73.
Fallout 3 на форуме Fallout 3.
Последнее сообщение оставил silmor_senedlen (2024-04-24 в 22:13). Ответов: 148.
Baldur's Gate III на форуме Baldur's Gate III.
Последнее сообщение оставил silmor_senedlen (2024-04-24 в 22:02). Ответов: 1482.
Quasimorph на форуме Тактические и стратегические.
Последнее сообщение оставил FromLeftShoulder (2024-04-24 в 21:53). Ответов: 10.
Проблемы с переходом к последним сообщениям на форуме Сайт и форум.
Последнее сообщение оставил silmor_senedlen (2024-04-24 в 21:26). Ответов: 10.

Ожидаемое | таблица

Новости C.O.R.E.

Статьи C.O.R.E.

Новости RPG Codex

Новости RPG Watch

Новости RPG Nuke

Случайная цитата

Perhaps Revan never fell. The difference between a fall and a sacrifice is sometimes difficult, but I feel that Revan understood that difference, more than anyone knew.

Kreia, Star Wars: Knights of the Old Republic 2 — Sith Lords