Несмотря на некоторые сомнения, Kickstarter-кампания пошаговой тактической ролевой игры Zoria: Age of Shattering увенчалась успехом — в последние часы проект добрал необходимую сумму в 35 тысяч евро. Выход игры запланирован на третий квартал 2023 года, «Ранний доступ» начнётся предположительно уже первом. Впрочем, как мы знаем, к объявленным на Kickstarter срокам порой можно прибавлять ещё 2-5 раз по столько же...
Zoria: Age of Shattering должна быть хорошо знакома нашим читателям — у неё давно есть страница и демо-версия в Steam (а теперь и в GOG), и мы не раз писали об этой игре.
С 2018 года игру разрабатывает независимая румынская студия из трёх человек Tiny Trinket Games. По словам разработчиков, к началу Kickstarter-кампании готово 80% игрового наполнения, что позволило заручиться поддержкой Anshar Publishing (скромного издателя, специализирующегося на независимых проектах). Собранные средства планируется потратить на добавление новых классов, игровых областей и механик.
Разумеется, кампания на Kickstarter добавила новые подробности к портрету игры. Например, начальное описание гласит:
С самого начала разработки мы стремились объединить важнейшие черты классических ролевых игр с динамичными пошаговыми боями. Нам всегда нравилось исследовать игровые миры отрядом персонажей, будь то Divinity: Original Sin 2 или не менее феноменальная World of Warcraft. Кроме того, мы добавили в классическую формулу боевые механики в духе Gears Tactics и X-COM — пошаговые сражения с использованием окружения, что для одних пытка, а для других — безграничные возможности.
Опустим описание мира (бла-бла-бла) и перейдём к механикам отряда:
Что касается спутников, в игре девять классов. Выбирайте понравившиеся, руководствуясь опытом прошлых ролевых игр. Так ли хорош гибридный отряд? Всё зависит от ваших решений и боевых предпочтений. Помните, что в отряде может быть до четырёх персонажей. Поначалу это может казаться не так уж просто, правда? Поэтому вы начнёте одним персонажем, а остальные присоединятся по сюжету. И раз уж у нас RPG, то будут и деревья навыков. Распределяйте очки навыков, вооружайте воинов могущественными способностями, смертоносными заклинаниями и эффективными усиливающими техниками.
В игре предстоит управлять не только отрядом, но и собственной базой:
Добро пожаловать на вашу базу — Заставу. Постепенно отстраивая её, вы получаете награды, будь то ресурсы, предметы или задания. У разных зданий есть собственные варианты пристроек.
О лагере и ремесле:
Ремесло — неотъемлемая часть игры. Практически любой предмет или растение на пути пригодятся для изготовления оружия, доспехов или зелий. Примерьте новые сияющие доспехи, похвастайтесь новым жезлом в ордене магов или продайте ненужный хлам кузнецу. Живите как вассал... пока ещё можете.
«Соберите отряд, прежде чем двигаться дальше», — гласит классическая цитата из Baldur’s Gate. Всё так, но в Zoria отряду необходим отдых, поэтому время от времени придётся разбивать лагерь. Отдыхая между сражениями, вы получаете некоторые усиления и избавляетесь от усталости. И лучше заготовьте побольше зелий для предстоящих битв — поверьте, они вам понадобятся.
Второй дневник разработчиков посвящён характеристикам персонажей:
- Выносливость: определяет здоровье персонажей. Особенно важна в начале игры и сильнее всего влияет на выживание персонажа.
- Сила: важнее всего для бойцов ближнего боя, поскольку влияет на силу атаки и увеличивает доступную Энергию классов Копейщик и Капитан. Также влияет на успешность блокировки щитом.
- Ловкость: улучшает дистанционные атаки Следопыта и атаки Вора в ближнем бою. Чуть меньше влияет на атаки ближнего боя Копейщика, Боевого жреца, Капитана и Рядового
- Интеллект: увеличивает силу заклинаний, магическую броню, вероятность критического попадания магией, запас маны у Волшебника, Некроманта, Жреца, Боевого жреца и Барда.
- Броня: уменьшает урон, получаемый от физических способностей и эффектов.
- Магическая броня: уменьшает урон от магических способностей и эффектов.
Также в игре представлены шесть школ магии и сопротивлений к ним: огненная, водная, природная, тайная, магия света и магия смерти.
Четвёртый дневник разработчиков рассказывает о Заставе:
Усталость: показатель, растущий со временем за пределами базы, зависящий в том числе от количества стычек с врагами. Чем выше усталость, тем хуже эффективность персонажа. Незначительные поначалу штрафы со временем перерастают в весьма значительные.
Припасы: отдых — лучший способ восстановить здоровье персонажей и избавиться от некоторых отрицательных эффектов. Отдых в полевых условиях требует времени и припасов. Последние можно найти в игровом мире или приготовить самостоятельно. Но лучше всего захватить запас в Заставе перед очередной вылазкой.
Персонажи
Игрок не ограничен набором спутников и может свободно брать всех, кто потребуется — присоединяя во время исследования игрового мира и выполняя задания. Однако размер отряда ограничен, и оставшиеся не у дел разместятся в казарме Заставы.
Покидая Заставу, игрок выбирает состав отряда, соответствующий стилю игры и цели путешествия — в полных ловушек мрачных подземельях пригодятся воришки, а в забытых руинах полезнее маги и копейщики.
Казармы
Сердце системы управления отрядом. Место, где снаряжают отряд новейшим оружием, мощнейшими зельями и специальными предметами из зачищенных подземелий. Здесь же можно посмотреть уровни, характеристики, способности и общее состояние всех спутников.
Убежище
Сражения и исследование мира утомляют персонажей, снижая их характеристики и эффективность в бою. Лучший и единственный способ исправить это — отправить в Убежище «Лунный цветок». Отдыхающие персонажи выбывают из списка доступных, причём длительность отдыха разнится — в зависимости от уровня усталости и полученных ран. Кроме того, Убежищем заведует мадам Сибилла — персонаж с интересной историей и заданиями.
Трактир
Трактир полезен уже тем, что именно здесь готовят пищу для всей Заставы. Кроме того, здесь можно встретить интересных персонажей и получить задания. Еду можно приготовить и в походе, но иногда лучше запасаться ей заранее.
Ещё одна важная функция трактира — вербовка. Завербовать персонажей можно самыми разными способами, в том числе и выполнив определённые задания, но трактир тоже может сыграть в этом свою роль.
Чёрный котёл
Как и пищу, зелья можно готовить прямо в походе, но на Заставе у вас будет доступ ко всем собранным материалам, а значит и возможностям изготовить варево посильнее.
Кузница
Ремесло доступно лишь на Заставе, и новые предметы изготавливаются именно в Кузнице с использованием всех доступных в Заставе материалов. Как и другие здания Заставы, Кузницу можно улучшить, получив доступ к новым чертежам и другим преимуществам.
Хранилище
Игровой инвентарь разделён на два: отряда и Заставы. Как это обычно бывает, инвентарь отряда ограничен, а вот Заставы — нет, что позволяет копить необходимые материалы и снаряжать всех спутников. Именно поэтому большая часть ремесленных работ происходит в Заставе.
Улучшения строений
Многие здания в Заставе можно улучшить, получив определённые преимущества, от ускоренного исцеления до новых чертежей оружия и брони. У каждого здания свои уровни улучшений и требования по ресурсам и выполнению заданий.
Пятый дневник коротко обозревает сражения:
Классы
В отряде могут быть персонажи разных классов, каждому доступно дерево в 16 навыков, из которых можно выбрать 9. Например, Волшебник может выбрать огненные или водные заклинания, а также сочетать их. Тот же Волшебник может сосредоточиться на массовых заклинаниях или одиночных целях, атаке или защите. Некоторые способности позволяют призывать существ и объекты с воздействием на области поля боя, а также блокирующие перемещение врагов.
Ваш персонаж, Андар Визерелл, имеет особый класс, позволяющий развиваться в различных направлениях, среди которых нанесение урона, защита, исцеление и многое другое. Собирая отряд, стоит обращать внимание на синергию классов.
Ресурсы
К боевым ресурсам относятся очки действия, сосредоточение и мана.
- Два очка действия в каждый ход можно тратить на перемещение, перемещение и использование способности, либо оба очка на способности. Мощнейшие способности поглощают сразу оба очка действия.
- Сосредоточение накапливается при использовании способностей и зелий. В начале боя равно 0, но может достигнуть максимума в 100.
- Энергия/мана: ресурсы, привязанные к ловкости и интерллекту, восстанавлияются при отдыхе или зельями.
Поле брани
В Zoria используется классическое перемещение по сетке. На поле боя могут быть препятствия, мешающие перемещению.
Изучая поле боя, обращайте внимание на линию атаки — нельзя атаковать из-за спины стоящего впереди персонажа. Кроме того, начав сражение с выгодной позиции, вы можете использовать окружение, чтобы заманить врага в ловушку. Всё сказанное относится и к противникам.
Но даже если бой складывается в вашу пользу, нельзя расслабляться. Пусть сражения и пошаговые, мир продолжает существовать в реальном времени, а значит в бой могут вступить новые персонажи, например, вражеские патрули.