Создатель Lords of Xulima рассказал о механизме смертельных ранений в игре. Свои идеи он преподносит как нечто новое, но, знаете, никогда не поверю, что он ничего не слышал о существовании Dragon Age и Neverwinter Nights 2: Storm of Zehir:
Партия не восстанавливается после боя автоматически. Каждый бой, каждая ловушка, каждое полученое ранение... любое действие должно иметь последствия, хорошие или плохие. Каждая схватка с врагом должна быть захватывающей и значимой, требующей разработке стратегии для наилучшего возможного результата.
Если все персонажи погибнут, игра окончится. Это может случиться в бою, в результате срабатывания ловушки, либо желания игрока прогуляться по лаве...
Отдельные персонажи не умирают. Если персонаж потеряет все очки жизни, он получает состояние «побеждён», его портрет станет серым. Такой персонаж может продолжать ходить и даже вести диалог, но при этом он не может участвовать в бою или выполнять действия, такие как взлом замков или чтение заклинаний, до тех пор, пока его очки жизни не приобретут положительное значение. Такое впервые реализовано в этой игре — персонажи могут иметь отрицательное значение очков жизни (вплоть до их максимального положительного значения). Таким образом, чтобы вернуть серьёзно покалеченного персонажа в строй, вам придется понести большие затраты (больше заклинаний, зелий или отдыха).
Побеждённые персонажи получают штрафы. Когда персонаж теряет всё свое здоровье, он получает ещё одно состояние — «смертельно ранен». Даже после того, как все очки здоровья будут восстановлены при помощи зелий, магии или отдыха, персонаж будет получать штраф к защите, скорости боя, атаке и действиям, основанным на навыках, до тех пор, пока это состояние не будет вылечено. Для этого необходимо отдохнуть целый день, выпить особое зелье, либо получить лечение у сильного жреца (который может быть в составе группы, либо в храме — в последнем случае вас вылечат за солидное пожертвование).
Всё зависит от ваших решений. В Lords of Xulima ваши персонажи будут часто падать без сознания в гуще боя, но это ещё не конец. У вас есть множество возможностей, например, вы можете отдохнуть в дикой местности (что очень рискованно), поискать укрытия в стенах города, вылечить членов партии заклинаниями или зельями. Вы также можете продолжить свой путь вместе с выжившими. У каждого игрока будет своя стратегия. Будет множество ситуаций, в которых поражение отдельных персонажей неизбежно. Вы можете отправиться за древним артефактом по раскалённой лаве, либо пробежаться через ядовитое облако, спасаясь от огромной змеи, — выбор за вами. Единственное, что действительно смертельно — это потерять всех персонажей разом.