Поставивший Baldur’s Gate 3 одну из самых высоких оценок в своей истории журнал PC Gamer привёл подборку мнений от разработчиков ролевых игр.
Брайан Фарго, основатель Interplay и Inxile
Работал над: The Bard’s Tale, Wasteland, Fallout.
Что касается Baldur’s Gate 3, меня терзают муки зависти, поскольку я (и не только я — Фергюс Уркхарт, генеральный директор Obsidian Entertainment) хотел выпустить эту игру больше десяти лет, но Larian Studios удалось, и успех превзошёл самые смелые ожидания. Учитывая особенности и успешность Divinity: Original Sin 2, выбрать Larian Studios было вполне разумно.
Я боюсь даже начинать, поскольку слышал, что люди тратят по 60 часов на блуждания в горах, не особо продвигаясь по основному сюжету. Сразу вспоминается Red Dead 2, укравшая несколько недель жизни — благо они того стоили.
Майк Лэйдлоу, бывший ведущий сценарист, дизайнер и творческий директор BioWare
Работал над: Jade Empire, Mass Effect, Dragon Age.
На мой взгляд, Baldur’s Gate 3 — это триумф. Очевидно, что механики пошагового боя и взаимодействия с окружением заложены серией Divinity: Original Sin, но то, как Larian Studios удалось вплести темы и даже персонажей оригинальных игр в совершенно новый сюжет, действительно впечатляет. Я почти не играл в пятую редакцию D&D, но она кажется мне вполне продуманной и в ней много крутых фишек — например, прыжки в бою, позволяющие использовать окружение в своих целях. Не устаю наблюдать, как Карлах швыряет в боссов всё что под руку подвернётся.
Мне нравятся забавные мелочи вроде быка, который, благодаря моей привычке разговаривать с животными, предлагает «попробовать траву», или бедной испуганной курицы в лагере гоблинов, постоянно кричащей «Беги!» Всё это оживляет мир.
Джефф Гардинер, бывший ведущий продюсер Bethesda Game Studios, основатель Something Wicked Games
Работал над: The Elder Scrolls 5: Skyrim, Fallout 3, Fallout 4, Fallout 76.
Мои ожидания от Baldur’s Gate 3 были невероятно высоки. Я вырос, играя в Dungeons & Dragons в затхлых подвалах. Получив степень магистра, вместо поиска работы я засел за Baldur’s Gate 2. Я просыпался рано утром, заказывал пиццу и четыре литра диетической колы, готовясь к 16-часовому игровому марофону — и так восемь дней подряд. Уже через час после запуска Baldur’s Gate 3 я понял, что Larian Studios не просто оправдали мои нереально высокие ожидания, но и превзошли их.
Baldur’s Gate 3 — настоящий шедевр. Я поражён уровнем детализации, тактическими решениями в бою, проработкой моделей персонажей, визуальными эффектами и тем, как это всё сочетается. Это искусство, в которое веришь каждую секунду. Я не могу оторваться от игры, как и во времена Baldur’s Gate 2. Я играю как в одиночку, так и с женой. Мы играем добрыми персонажами, но из-за местной механики убеждения и нюансов принимаемых решений кажется, будто мы играем в разные игры. Это не просто какие-то характерные для большинства ролевых игр косметические различия, это масштабные расхождения, которые со временем лишь нарастают. Это настоящее чудо, мастер-класс разработки ролевых игр.
И чтобы не быть голословным, приведу пример. В первой главе вам предстоит отправиться в лагерь гоблинов. Во времена второй редакции D&D гоблинов вы почти всегда убивали. Однако в Baldur’s Gate 3 убить могут вас. Прочувствовав это на собственной шкуре, я решил действовать осторожно. Я поговорил с несколькими персонажами, выяснил варианты проникновения в лагерь и решил пойти через главные ворота, полагаясь на природное обаяние. Несмотря на успешные проверки навыков, гоблин потребовал, чтобы я обмазался говном. Я так и поступил, в результате несколько часов подряд наблюдал физиономию своего персонажа со смачным мазком говна. Надо мной потешались все гоблины в лагере. И так везде.
Мне нравятся хорошие ролевые игры и я в восторге от того, что такие игры выходят. Larian Studios заслуживает всех оказанных им почестей.
Джош Сойер, бывший ведущий дизайнер Black Isle Studios, управляющий дизайном в Obsidian Entertainment
Работал над: Icewind Dale 1-2, Fallout: New Vegas, Pillars of Eternity 1-2, Pentiment.
Я всё ещё в первом акте, но думаю уже можно изложить какие-то первые впечатления. Это безумно качественная игра, особенно для партийной CRPG на основе D&D. Я мысленно представляю все эти диалоговые ветки, и даже если кинематографические сцены полностью автоматизированы, всё равно это огромная работа.
По сути это очень похоже на Divinity: Original Sin 2 с механиками D&D пятой редакции. Направление сюжета и характеры спутников в целом соответствуют серии Baldur’s Gate: они довольно легкомысленные, хотя и не без мрачности. Как в Divinity: Original Sin 2, здесь чрезвычайно высокий уровень интерактивности окружения, позволяющий выкручиваться из самых безнадёжных ситуаций и экспериментировать с механиками.
У меня пока лишь два критических замечания. Первое: интерфейс довольно громоздкий и неуклюжий. Вы можете проделывать с окружающими объектами много всего, из-за чего меню действий может казаться перегруженным, а большую часть вариантов вам никто никогда не объяснит. Камера тоже так себе. Признаю, что это дело вкуса, но я не люблю воевать с камерой и пытаться щёлкнуть в нужном месте так, чтобы персонаж не убежал на другой конец карты. Это не доставляет.
Второе: мне не нравится, что некоторые элементы однопользовательского игрового процесса приносятся в жертву многопользовательскому, причём даже когда играешь в одиночку. Например, нельзя просто взять и поставить игру на паузу, что временами подбешивает, особенно если учесть, насколько легко можно отправить персонажей в другой конец карты по опаснейшему маршруту.
Кстати. Мне нравится, что расходники (например, свитки) и заклинания можно использовать прямо в интерфейсе диалога. Я всегда хотел сделать нечто подобное и рад, что это появилось в Baldur’s Gate 3.
[...]
Джефф Фогель, основатель Spiderweb Software
Работал над: Exile, Geneforge, Queen’s Wish.
30-летний опыт независимой разработки имеет свои преимущества — я помню многое. Baldur’s Gate 2 вышла в 2000 году и стала культовой классикой. Тогда я говорил: «Сначала сыграйте в Baldur’s Gate 2, а потом принимайтесь за мои игры — они никуда не денутся». Baldur’s Gate 3 не уступает ни в чём, и сегодня я готов повторить свои слова.
Когда я только начал разрабатывать игры, я боялся выхода каждой новой RPG, поскольку это были мои прямые конкуренты. Но со временем я заметил, что популярные ролевые игры почти не влияют на продажи моих. Я понял, что успешные RPG привлекают в жанр новых людей, а мне это только на руку. Реклама Baldur’s Gate 3 продвигает не только эту игру, а саму идею однопользовательских ролевых игр.
Baldur’s Gate 3 превращается в феномен, и я тому рад. В Larian действительно знают, что делают. Наша следующая игра, Geneforge 2 — Infestation выйдет в марте. За полгода в Baldur’s Gate 3 все наиграются, а до теоретического дополнения ещё минимум полгода. Идеально.
А ещё у меня есть традиции. Я годами воровал идеи Baldur’s Gate 2 и теперь у меня новый источник вдохновения. Мы все стоим на плечах гигантов.