Дэвид Гейдер заметил, что люди не понимают, как делается запись озвучивания: как пишутся строчки, как всё это попадает в игру и тому подобное. Конечно, на каком-то уровне есть осознание, что актёры должны прийти и проговорить свои реплики... ну а кроме этого? Всё довольно расплывчато. И потому главный сценарист Dragon Age решил приоткрыть завесу тайны над этим процессом.
«Итак, для нас в BioWare это очень важная часть работы. Со времён Knights of the Old Republic мы озвучивали каждую произносимую строчку — где-то между 25 000 и 80 000 строчек, в зависимости от игры. Если не очевидно, то это много (в среднем романе 8–12 000). Большинство игр не содержит столько текста, а уж тем более никто не пытается его записать полностью. Поэтому нам необходима система для организации всего этого, которой у многих компаний нет — так что имейте в виду: так делаем мы, это не является общим стандартом.
Всё начинается, собственно, с написания реплик. Это делается в редакторе диалогов, который является лишь интерфейсом, позволяющим внести все строки (тексты собираются вместе в один большой файл, называемый „таблицей диалогов") и составить из них отдельные разговоры так, чтобы человек мог их понять. Если же посмотреть на саму таблицу — это винегрет из случайных строк, идущих в порядке написания, не более.
Для каждой реплики сценаристы пишут „комментарий озвучивания", поясняющий, как она должна быть произнесена. Кроме необходимых эмоций, мы описываем и контекст, который актёру при взгляде на сами слова может быть не очевиден. Это важно, если высказывание содержит сарказм, шутку или отношение к персонажу, которому оно адресовано.
Строка: „Это замечательно, Джон".
Комментарий озвучивания: сарказм, имеется в виду „это глупая идея". Ты считаешь Джона идиотом.
Посмотрите на реплику и представьте, сколько разных интонаций можно ей придать, не имея пояснения.
Каждый персонаж, участвующий в разговоре, отражён в заметке „руководства персонажей", в которой мы передаём важную информацию отделу озвучивания: кто такой этот герой, его пол и возраст (на сколько лет должен звучать, а не сколько ему на самом деле), каким должен быть его голос и с каким акцентом.
Отдел озвучивания (возглавляемый Каролиной Ливингстон) рассмотрит заметку, сколько реплик закреплено за персонажем, и начнётся поиск актёра на роль. Им придётся разобраться с сотнями героев — значительных и не очень. Исполнители основных ролей подбираются лично главой отдела и остальной командой (например, мной и Майком Лейдлоу). Голос для главного героя (у него больше всех реплик в игре — около трети, и он участвует практически во всех диалогах) обсуждается больше всего и подбирается наиболее скрупулёзно.
Как только исполнители ролей утверждены (а это происходит на довольно позднем этапе разработки: ведь реплики должны быть законченными, насколько это вообще возможно), тексты печатаются.