Фанатский сайт SugarBombed опубликовал интервью с Крисом Авеллоном, интересное прежде всего массой провокационных вопросов об Obsidian, Fallout 4, Bethesda и многом другом.
Три года назад в интервью Inside Gaming вы упомянули, что местом действия гипотетической Fallout от Obsidian мог бы стать Новый Орлеан, Луизиана. Obsidian подтвердили разработку «Проекта Луизиана», а Джош Сойер опубликовал в твиттере изображение «полевых заметок», указывающих на разрабатываемый проект, события которого развернутся в Луизиане. Разумеется, это не означает, что речь идёт именно о Fallout, но ведь это не простое совпадение?
Всем известно, что Obsidian присваивает проектам названия штатов. Я не могу рассказать, над чем они работают, и знаете, человек, предложивший сделать игру в Новом Орлеане, уже давно ушёл из Obsidian, равно как и последний из тех, кто прилюдно изъявлял желание заняться серией Fallout.
Obsidian работали над «Проектом Луизиана», когда вы решили покинуть студию?
Извините, но я не могу говорить об этом.
Вернётесь ли вы обратно, если Obsidian когда-нибудь возьмётся за новую игру серии Fallout?
Нет. Мне нравятся люди, которые там работают, но у студии слишком много проблем с высшим руководством, чтобы рассматривать возможность вернуться. Даже ведущие разработчики, покинув студию, не раз говорили, что чувствовали себя беспомощно и не могли повлиять на политику руководства.
Вы говорили, что у Fallout «есть потенциал роста» за пределами Соединённых Штатов. Учитывая американизм серии, удастся ли перенести Fallout на новые территории (за исключением аннексированной Канады, не слишком отличающейся от Америки), не растеряв уникальной атмосферы Fallout, отличающей её от других постапокалиптических игр, таких как Metro?
Не знаю. Для этого нужны разработчики из тех краёв и соответствующие исследования. Если разработкой займутся калифорнийцы, игра будет выглядеть неправдоподобно.
Давайте поговорим о последней на данный момент игре серии, Fallout 4 от Bethesda Game Studio. Наверное, не будет преувеличением назвать её самой противоречивой из всех номерных игр серии. Многим игрокам не понравились идея строительства и озвучения персонажа, а также отход от ролевых корней Fallout. Как вам эта игра, и что бы вы хотели изменить, как разработчик и фанат?
Я играл совсем немного, поэтому не могу сказать ничего конкретного, а достоинства и недостатки Fallout 3 разбирались столько раз, что нет смысла повторяться.
В чём разница вашего подхода к созданию ролевых игр и используемого Bethesda Game Studios? Чем Fallout 2/New Vegas лучше Fallout 3/4 и наоборот?
Сюжетно Fallout 2 была местами намного хуже оригинала, а New Vegas во многом хуже даже Fallout 2, но сильно превосходит её в увлекательности исследования мира (хотя бы по причине технологической пропасти между ними). Если же говорить о дизайнерско-эстетическом аспекте исследования, то здесь Bethesda легко превзошла любые мои достижения.
Первые игры серии, особенно Fallout 2, намного чаще обращались к таким мрачным темам, как убийства детей или сексуальное насилие. Почему Bethesda избегает этих тем? Была ли у вас черта, которую не дозволено переступать?
Я не могу обсуждать решения Black Isle и Bethesda. Во время разработки Fallout 2 нашу работу никто не контролировал, нам не ставили никаких запретов. Это не значит, что мы пытались шокировать игроков, и трудно сказать, много ли потеряла бы серия, откажись разработчики от освещения этих тем.
Вы хотели бы, чтобы в вашей игре появился полностью озвученный герой? Подходит ли эта концепция для вашего стиля разработки?
Такие решения всегда принимались без меня, но если вас интересует моё мнение, то я предпочитаю не озвучивать главного героя, ведь в таком случае я могу вжиться в его роль, а не наблюдать её со стороны.
Многие до сих пор спорят, что же такое ролевая игра. Так что же?
Спорить об этом можно бесконечно. Для меня ролевая игра — это развитие персонажа (как физическое, так и психологическое), его индивидуализация, возможность принимать решения и изменять игровой мир, отыгрывать роль. Наверняка есть и другие характеристики — я назвал первые, что пришли в голову.
Тим Кейн, один из отцов серии, с которым вы когда-то работали, однажды произнёс широко известную фразу: «Мне хотелось показать мир и мораль постапокалиптического мира, а не придумать новую плазменную пушку». Тодд Говард и Bethesda, напротив, тратят колоссальные ресурсы на то, чтобы игрок смог улучшать плазменные пушки, и делают игру всё более похожей на какую-нибудь Minecraft. Наносит ли вред серии чрезмерное акцентирование на сражениях и индивидуализации?
Я не могу обсуждать особенности разработки Fallout 1/3/4, ведь я над ними не работал. Однако в прошлом мне приходилось работать с Тимом над играми, в которых сражения важнее сюжета, а насильственные методы прохождения — единственно возможные. Иногда мы придумывали настолько безумное оружие, что факт его существования не объяснить разумными доводами.
Преданные фанаты серии заметили, что Bethesda старается дистанцироваться от New Vegas. В Fallout 4 мало отсылок к событиям прошлой игры. В частности, Мистер Хаус был выпускником МТИ, и коль скоро сам институт присутствует в игре, какое-то упоминание об этом должно быть. Как вы считаете, это как-то связано с тем, что многим фанатам серии «Fallout от Obsidian» понравился больше?
Это их лицензия, а события игр разворачиваются на разных побережьях. В воспоминаниях Келлога упоминается Сан-Франциско — прямая отсылка к событиям Fallout 2. Мне всё ещё кажется, что было странным создавать Вегас, ведь у нас уже был Нью-Рино. Наверное, дело в том, что Вегас более узнаваем, но мне трудно судить о причинах такого решения.
Вы говорили, что Bethesda вряд ли когда-нибудь снова отдаст серию в руки стороннего разработчика, особенно Obsidian. Это как-то связано с конфликтом Bethesda и Obsidian в процессе и после разработки (например, тот случай с Metacritic) New Vegas? Учитывая сроки разработки игр Bethesda, следующая выйдет не скоро, так почему бы эту пустоту не заполнить?
Я сомневаюсь, что Bethesda волнуют дела Obsidian (им и без того есть, чем заняться), но пока нет официальных заявлений, я не могу ничего сказать.
Если рассуждать с позиции стороннего наблюдателя, кажется, что Bethesda хотели оценить потенциал студии, прицениться к ней, чтобы потом приобрести как Arkane. Но этого не произошло, несмотря на то, что судя по последним интервью, Obsidian горит желанием продаться хоть кому-нибудь. Возможно, оно и к лучшему — не знаю, что случилось бы с самими разработчиками, но высшее руководство было бы довольно.
Допустим, Bethesda попытается скрасить ожидание Fallout 5, выпустив Fallout MMO по типу The Elder Scrolls Online от Zenimax Online Studios. Как по вашему, будет ли успех у этой затеи?
Мне кажется, MMO по мотивам Fallout — неплохая идея. Да, RPG Codex, возжигайте костры инквизиции, я нарисую вам карту к своему дому.
И последний вопрос о Fallout 4. Bethesda и особенно её главный сценарист, Эмиле Пальяруло, стали объектами беспощадной критики за множественные противоречия в истории вселенной Fallout. Например, если верить Fallout 4, винт появился ещё до войны, а не изобретён Майроном в Fallout 2. В дополнении Nuka World говорится, что силовая броня Анклава также изобретена в довоенное время (хотя известно, что её разработали после войны). Есть ли у вас претензии к Bethesda по поводу многочисленных ошибок сценаристов?
Есть ли у меня к ним претензии? Нет (а уж если учесть, из чего изначально делался винт, то многие игроки должны бы порадоваться). Я и сам иногда отступаю от канонов (например, в случае с говорящими животными, призраками, когтями смерти, ваннаминго и так далее, и тому подобное). Как я осознал позднее, некоторые мои решения были ошибочными и сделанными ради ломающих четвёртую стену глупых шуток.
Давайте поговорим о New Vegas. Поскольку вы занимались разработкой Нью Рино для Fallout 2, что вы и остальные разработчики предприняли, чтобы Вегас отличался от Рино? Как опыт создания Нью Рино повлиял на разработку Нью Вегаса?
Не знаю, обсуждался ли вообще вопрос отличий Нью Вегаса от Нью Рино, возможно, вам стоило бы спросить разработчиков окружения (без понятия, играли ли они в Fallout 2 вообще). К слову, нельзя сказать, что Нью Рино был полностью моей разработкой. Перед тем, как покинуть Black Isle, будущие основатели Troika Games оставили мне свои наработки (мафиозные семьи, Анклав, производство винта и так далее). За всё плохое в Нью Рино стоит винить меня, а не их.
Оглядываясь назад, единственное, о чём я жалею, что не убрал из Нью Рино одну из мафиозных семей (четыре — слишком много, учитывая сколько всего происходило в этом городе) и не улучшил Майрона, чьи боевые и ремесленные навыки не особо полезны в отряде. Кэссиди оказался куда полезнее, даже несмотря на больное сердце. Я точно писал об этом на форуме Obsidian, но не знаю, осталось ли там моё сообщение — после моего ухода они заблокировали учётную запись, но отказались удалять её совсем. Мои принципы разработки компаньонов не использовались в последних играх Obsidian, так что сообщение вполне могли удалить.
Не так давно New Vegas исполнилось шесть лет. Каким игровым моментом вы гордитесь больше всего?
Мне понравилось работать над дополнениями, но самый интересный момент в игре принадлежит не мне — когда робомозги разработчика окружения Джессики Джонсон из «Блюза старого мира» начинали осознавать себя как живые сущности — он прямо-таки врезался в память. Потом Джессика ушла, пав жертвой массовых увольнений. Она была одной из тех, кого следовало бы оставить.
Вы руководили разработкой «Блюза старого мира» — моего любимого дополнения к New Vegas. Это самый смешной и необычный Fallout из всех. Как вы до такого додумались? Насколько важен для серии чёрный юмор?
Чёрный юмор крайне важен (если только не «ломает четвёртую стену», чего в избытке в Fallout 2 и о чём я сильно жалею). Одной из целей «Блюза старого мира» была необычность юмора, не выходящего за рамки игрового мира.
Что касается самой идеи дополнения, то за основу взят автоматизированный военный лагерь и купол Боулдер из Fallout: Van Buren (настольной и компьютерной версий).
Вы сыграли важную роль в разработке другого дополнения, «Мёртвые деньги». Несмотря на то, что мне понравились сюжет и персонажи, не все идеи разработчиков пришлись мне по душе. На мой взгляд, в нём слишком мало исследования, а ловушки и громкоговорители не вызывают ничего, кроме раздражения. Почему вы решили сделать это дополнение более линейным и сложным?
Мы хотели сделать дополнение в духе The Pitt, но были и другие идеи, о которых я не могу говорить. Я понимаю вашу реакцию и считаю её вполне обоснованной (мало кому понравилось это дополнение, вопреки его недостаткам). Опять же, я писал о Dead Money на форуме Obsidian, но не знаю, сохранилось ли моё сообщение. Так или иначе, я в ответе за то, что дополнение вам не понравилось.
Думаю, все согласятся, что Bethesda и крёстный отец Пит Хайнс — признанные эксперты в маркетинге. Используя всеобщую истерию вокруг Fallout 4 и объявив о разработке всего за полгода до выхода игры, они выпустили одну из самых прибыльных игр в истории игровой индустрии. Расскажите о своих впечатлениях от отдела маркетинга Bethesda и чем он отличается от соответствующих подразделений других компаний, с которыми вам приходилось работать?
Вопрос о Bethesda, как я ждал его (их было так мало)! Сейчас я работаю над Prey и не особо взаимодействую с отделом маркетинга, но мне кажется, что Bethesda одна из компаний, знающих толк в правильном продвижении продуктов. Я уже не раз говорил, и повторюсь снова: я уважаю Пита Хайнса — если вы когда-нибудь увидите его на E3, то сами убедитесь, насколько серьёзно он относится к своей работе. Пит не ковыряется в мобильнике, пока журналисты в пух и прах разносят разработчиков каверзными вопросами, на которые должен отвечать представитель компании по связям с общественностью.
Кроме того (и я уже не раз говорил об этом), он хорошо знаком с играми, над которыми работает, и всегда готов продолжить демонстрацию игрового процесса, если разработчика внезапно отвлекли вопросом. Пит без промедления включается в работу — качество, которое редко встретишь у людей его профессии. Я работал со многими, и некоторым даже не нравились компьютерные игры, а сами они были свято уверены, что представлять игру должны сами разработчики.
Ещё один момент, важность которого часто недооценивают люди, далёкие от игровой индустрии: Bethesda тщательно планирует рекламные кампании. Большая редкость, на самом деле. Bethesda аккуратно подбирает время и содержание заявлений для прессы, а также даты выхода демо-версий (спросите любого разработчика и он расскажет, что спонтанное решение сделать демку может остановить разработку основной игры на несколько месяцев). Если у вас ещё остались сомнения, что эти чуваки отлично знают своё дело, вот что я скажу: они продают футболки Fallout в Target. Target! Мне до сих пор не верится. Bethesda добилась того, что не удалось Black Isle: сделать марку Fallout известной — это огромное достижение. Теперь даже мои родители узнают логотип Fallout (и Волт-боя). Чёрт, это не удалось даже мне, а ведь я их сын и долго участвовал в разработке игр серии!
Они отлично справляются с рекламой. Разумеется, существуют и другие мнения на этот счёт, но они полны неточностей и откровенных преувеличений (которые я приравниваю ко лжи в попытках отстоять свою точку зрения). С этими людьми я не согласен, но никогда не спорю: пусть это остаётся на их совести.
(И ещё мне понравилось работать с LucasArts — они тоже хорошо знали своё ремесло).
Я считаю South Park: The Stick of Truth лучшей игрой 2014 года. Какое участие в разработке принимали Мэтт Паркер и Трей Стоун, и как у вас получилось создать такую хорошую игру?
Мэтт и Трей активно участвовали в разработке South Park: The Stick of Truth, чего не скажешь обо мне. Я несколько месяцев следил за разработкой, но моё внимание было занято другими проектами. Трей очень смешно раскритиковал компьютерные видеоигры, и вы сами можете убедиться в этом, запустив The Stick of Truth.
Единственное, о чём я жалею — во время разработки от нас ушёл один из лучших разработчиков и сценаристов — Тревис Стоут, работавший со мной над дополнениями к Fallout: New Vegas. Его не уволили, он сам ушёл в другую студию. Тревис умел зажигать — если вы видите его имя на обложке игры, смело покупайте.
Сейчас я работаю над фанатской модификацией к Fallout 4 под названием Realm of Dusk (что-то вроде гибрида Fallout и «Сумеречной зоны», взгляните сами). Только лишь основная сюжетная линия заняла 20 страниц текста. Расскажите, как вы работаете над игровыми заданиями?
Хороший вопрос. Всё зависит от игры, что довольно очевидно. Но давайте возьмём для примера Fallout: работая над Fallout 2, мы составляли краткий список основных заданий и всех сюжетных взаимодействий в определённых областях. Он был далёк от идеала, да и сами задания и целые игровые области периодически переходили от одного разработчика к другому — так мне достался Город Убежища, на который не хватило времени у одного из наших главных проектировщиков — так что время от времени нам приходилось импровизировать.
Проще всего начать с дающего задание персонажа или места срабатывания, разместить хлебные крошки, задействовать все основные игровые механики (или хотя бы предусмотреть их при выполнении задания) — боевую систему, скрытность, дипломатию, психологию, фракционную репутацию, плохую и хорошую карму и так далее. Так что двадцатью страницами никого не удивишь… если на них расписаны все диалоги. Если у вас получилось 20 страниц без диалогов, я настоятельно рекомендую сократить описание до одной-двух страниц, изложив на них лишь основные моменты, которые можно сразу же реализовать в игре и посмотреть, насколько это вообще интересно.
Разрабатывая очередное задание, как вам удаётся сбалансировать количество доступных игроку вариантов прохождения и их логичность/правдоподобность?
Здесь я согласен со Свеном Винке (из Larian Studios, выпустившей Divinity: Original Sin и разрабатывающей Original Sin 2): лучший способ добиться этого — семь раз пересмотреть всё от начала до конца и лишь потом приступать к балансировке возможностей. Скорее всего, с первого раза ничего не получится, но с третьей-четвёртой попытки вы внезапно заметите, что составляете в уме списки вариантов развития событий (неплохой мыслью было бы всё сразу же записать — для Fallout: Van Buren мы составили огромную таблицу с перечислением всех навыков, способностей, концовок и развилок для каждой игровой области).
И ещё один совет: помните, что иногда реакция мира или её недостаточность раздражает игроков. Я называю это «правилом дроу». Видите ли, в Забытых королевствах дроу (тёмные эльфы) встречаются на поверхности крайне редко и их все ненавидят. Таким образом, когда вы добавляете в игру тёмного эльфа или даёте игроку возможность его отыграть (спасибо Дриззту за наше счастливое детство!), людей раздражает, что мир никак не реагирует на их персонажа и не даёт возможностей отыграть его хотя бы в диалогах. Очевидно, что включение в игру дроу открывает множество возможностей, но их надо тщательно проработать.
Draco Deathclaw в Твиттере (@Falloutlsd) рассказал мне о «пенисе-гидре» и сказал, что вы знаете, о чём речь. С нетерпением жду объяснения.
Я иногда рисую смешные картинки в Твиттере, и когда он предложил мне нарисовать «пенис-гидру», я не струсил и принял вызов. Этот рисунок до сих пор преследует меня во сне. Он где-то там. Затаившийся пенис. Стоит и ждёт своего часа. ▲