• [Dragon Age] История серии

    [Dragon Age] История серии

    Dragon Age — вторая основная серия BioWare на данный момент. Как и Mass Effect, она обрела множество фанатов сразу после выхода первой игры, ставшей чем-то вроде духовной наследницы Baldur’s Gate. Но пока соседняя франшиза уверенно двигалась вперёд, Dragon Age буксовала.

  • Эволюция RPG: Играя в игры, играя роли

    Эволюция RPG: Играя в игры, играя роли

    Этот текст должен был стать протоколом вскрытия Divinity: Original Sin — прекрасной тактической игры, которую по какому-то недоразумению окрестили «RPG старой школы». Но короткое вступление ушло в сторону и разрослось.

  • [Mass Effect] Как появилась и развивалась серия

    [Mass Effect] Как появилась и развивалась серия

    Сентябрь 2003 года. Совсем недавно вышла Star Wars: Knights of the Old Republic, которая в очередной раз показала, что BioWare умеет делать великолепные RPG. Игра получила высокие оценки от игроков и критиков, а также десятки всевозможных наград. Но разработчики понимали, что долго наслаждаться успехом не стоит: надо идти вперёд, придумывая новые идеи.

[CD Projekt RED] Борьба за независимость

[CD Projekt RED] Борьба за независимость.

Автор: | Переводчик: m00n1ight | Редактор: m00n1ight | Размещение: m00n1ight, | Слов: 1168 | Время чтения: 6 м | Просмотры: 3827

«Мы бунтари, а бунтари свободны, как птицы», — написали CD Projekt RED в пресс-релизе, посвящённом обновлённому логотипу компании.

Пока крупнейшие издатели и разработчики собирались на E3 в Лос-Анджелесе, основатели CD Projekt RED подписывали самый дорогой контракт в жизни. В ту же неделю они вернулись в Польшу, чтобы объявить: продвижением и распространением «Ведьмака 2» в Европе на Xbox 360 займётся THQ. Ещё одна победа новичков в игровой индустрии, решивших заняться созданием ролевых игр.

Марчин Ивински отправился в Англию, чтобы провести «девять дней дзена». Микаль Новаковски отдыхал с женой в Тайланде. Ни один даже не подозревал, что другой крупный издатель готовит против них судебный иск.

«Это был дорогой контракт», — рассказывает Ивински.
«Очень дорогой, — соглашается Новаковски. — Возможно, самый дорогой».

Это история приключений CD Projekt RED в судах по всему миру. История, начавшаяся с одного пункта в договоре десятилетней давности.

CD Projekt RED начали путь в 1994 году с торговли компакт-дисками, привезёнными в Польшу из других стран. Довольно скоро они смогли нанять известных актёров для локализации проектов вроде Baldur’s Gate, с умом подойдя к огромному и пустующему рынку Варшавы.

Распространяя влияние в Европе, они обнаружили, что творческие силы покидают их, и это быстро привело к идее независимости, противопоставленной ограничениям, с которыми они столкнулись.

«Чем лучше развивался рынок, тем строже становились правила. Идеи так и оставались идеями, ведь они были слишком смелыми и не всегда соответствовали концепции бренда».
«У нас возникло желание сделать нечто новое, что принадлежало бы только нам, и этим стала наша игра. Конечной целью был полный контроль над разработкой. Мы хотели сами нести ответственность».

Именно это и привело их в залы суда.

В первый раз проблемы возникли с Atari — компанией, которую CD Projekt RED выбрали для распространения «Ведьмака» по трём причинам:

  • У Atari был большой опыт издания признанных ролевых шедевров, таких как Neverwinter Nights.
  • У студии не было денег.
  • У Atari их тоже не было, поэтому они не могли диктовать разработчикам условия.

Новаковски и Ивински удалось заключить договор, оставляющий за ними все права на «Ведьмака» — неслыханное достижение для неопытного польского разработчика («Некоторые даже не знали, где вообще находится эта страна»). Но первый набросок контракта был «совершенно иным».

«По нему мы попадали в рабство на ближайшие десять или пятнадцать лет, и не могли при желании разорвать его, — рассказывает Ивински. — Мы пришли и сказали: «Это недоразумение и плохое начало сотрудничества». А они в ответ: «Нет-нет, что вы! Всё нормально! Просто подпишите и всё будет хорошо!»

CD Projekt это не убедило. После полугода судов они полностью закрепили за собой права на «Ведьмака». Но с чем они не спрвились, так это с пунктом в договоре с Atari, дающим последним «право первого соглашения».

В конечном счёте, это станет наиболее горьким опытом CD Projekt в борьбе за независимость. И не последним.

В 2009 году Ивински и Новаковски сидели в кафе Лиона с одними из самых доверенных сотрудников. Разработчики, отправленные для контроля над переносом «Ведьмака» на Xbox 360, рассказывали, что работа шла не ахти. Они предсказывали год задержки, может быть даже полтора. CD Projekt отменили проект и стали ждать звонка Фила Харрисона из Microsoft, ставшего президентом Atari Europe и выделившего средства на портирование игры.

«Он позвонил и сказал бархатным британским голосом: «Марчин, я ужасно сожалею, но вынужден направить вам уведомление о нарушении договора, бла-бла-бла», — вспоминает Ивински. — «Да Фил, мы облажались, мы признаём это, высылайте», — сказал я ему».

В письме Фил Харрисон просил CD Projekt RED вернуть несколько миллионов долларов, потраченных Atari на разработку The Witcher: Rise of the White Wolf. Несмотря на то, что дела у издательского отдела GOG шли прекрасно, Европа находилась в экономическом кризисе — внезапно «сиденье водителя начало подгорать».

Ивински припоминает, что был в неподдельном ужасе, но после недели переговоров в Нью-Йорке компании уладили конфликт.

«Существует поговорка, что если вы должны инвестору 100 долларов — это ваши проблемы. А если вы должны инвестору несколько миллионов долларов — это уже проблемы инвестора. И у них действительно были проблемы», — рассказывает основатель CD Projekt.

По новому договору Atari получала права на издание физических версий «Ведьмака 2» для ПК, в то время как за CD Projekt оставались права на цифровое распространение игры — сделка, которой, оглядываясь назад, Ивински очень гордится.

«Мы должны отдать должное Atari, потому что они пришли к разумному решению не уничтожать нас, а извлечь прибыль. Мы вернули деньги в полном объёме и выпустили невероятно удачный продукт».

Через несколько лет о пункте в договоре забыли, но он неожиданно всплыл, когда разработчики захотели выпустить «Ведьмака 2» на Xbox 360.

За Atari Europe, теперь уже принадлежавшей Namco Bandai, но управляемой теми же людьми в тех же кабинетах, оставалось право первого соглашения. Это означало, что если другой издатель предложит польскому разработчику условия выгоднее, Namco украдёт договор прямо из-под носа соперников.

«Вы никогда не получите условия лучше», — сказали они CD Projekt.
«Разумеется, мы попытались найти кого-нибудь другого», — вспоминает Новаковски.

THQ предложила полякам условия поинтереснее. Namco сделала контрпредложение, однако CD Projekt предпочли контракт с THQ, который они подписали, а затем отправились в отпуск. Через две недели они вновь оказались в суде Лиона.

«Теперь вы, наверное, понимаете, какая сильная эмоциональная связь у нас этим местом», — комментирует Ивински.

Против CD Projekt подали три иска и запретили продвигать игру вместе с THQ — серьёзная проблема, ведь до выхода «Ведьмака 2» оставалось несколько месяцев. В конце концов, суд обязал подписать контракт с Namco Bandai.

Ивински и Новаковски вернулись к THQ с извинениями, надеясь на взаимовыгодное соглашение, которое освободило бы студию от обязательств перед издателем и покрыло бы его расходы. Но THQ требовала крови. Основатели студии вылетели в Агура-Хиллз на «самую дерьмовую в их жизни бизнес-встречу».

«Это было всё равно, что биться головой о кирпичную стену», — вспоминает Новаковски.
«При этом кирпичная стена держит ствол у твоего виска», — добавляет Ивински.

Namco была подчёркнуто вежлива, как и Фил Харрисон несколько лет назад. Однако красивые слова не скрывали тяжести положения CD Projekt — если студия не вернёт деньги, издатель обещал «уничтожить её в суде».

CD Projekt проконсультировались с юристами, которые подсчитали, что судебные издержки обойдутся компании в сумму около полумиллиона фунтов. Опасаясь нового витка разбирательств, основатели студии решили отказаться от попыток уменьшить требуемую сумму.

«В конце концов, мы заплатили почти вдвое больше, ведь мы потеряли деньги по иску Namco Bandai и помимо этого должны были кучу денег THQ, — рассказывает Новаковски. — Мы не хотели ввязываться в новый виток разбирательств, ведь запуск «Ведьмака» был уже близко, и для нас было очень важно начать продвигать игру».

Ивински считает, что у CD Projekt хорошая карма.

«THQ обанкротились. И если бы у нас был контракт с ними, мы не получили бы денег за «Ведьмака 2».
«Мы выстояли и продемонстрировали партнёрам, что в нас есть вера и готовность сражаться. Мы установили определённый уровень отношений, который нам очень помогает», — добавляет Новаковски.

К моменту, когда CD Projekt были готовы объявить «Ведьмака 3», всё было иначе. Они летели к журналистам, собиравшимся написать статью об игре. 14-страничную статью в GameInformer — издании с 30 миллионами читателей в США.

«Это был взрыв, — рассказывает Ивински. — Оглушительный взрыв. Только после этого мы начали деловые переговоры с партнёрами по бизнесу. Они горели желанием, они хотели эту игру. Это был глоток свежего воздуха».

Кто будет распространять «Ведьмака 3» в Европе? Namco Bandai. Сегодня, однако, водительское сиденье больше не горит. На самом деле, в нём довольно удобно.


CC0
Вы можете копировать, изменять, распространять и исполнять данное произведение, даже в коммерческих целях, не спрашивая разрешения.

Поиск по сайту

Похожие материалы

  • [2012-10-23] [Ведьмак 2] Большое интервью от Geforce.com

    Ещё одно интервью из далёкого 2012 года, восстановленное из дальних закоулков сайта, и тоже, к сожалению, не сохранившееся в англоязычном оригинале.

  • [2012-11-08] [Ведьмак] Интервью с Анджеем Сапковским о серии игр

    История «Ведьмака» началась задолго до выхода игр польской студии CD Projekt Red. Начало вселенной положил короткий рассказ в польском фэнтези-журнале в 1986 г. Сегодня в книжную серию «Ведьмак» входят три сборника рассказов и пять романов. Их 64-летний автор Анджей Сапковский стал одной из знаковых фигур в польской фэнтези-литературе.

  • [2018-06-17] [Cyberpunk 2077] Подборка информации и интервью Eurogamer с Патриком Миллсом

    Подборка информации и 
интервью Eurogamer с Патриком Миллсом

    В этот раз мы решили порадовать вас более-менее актуальной информацией и предлагаем ознакомиться с переводом внушительной статьи Eurogamer. В первой части статьи журналист рассказывает об увиденном в 50-минутной демонстрации игрового процесса.

  • [2015-08-08] [CD Projekt RED] Создавая «Ведьмака»: «Мы думали, что можем справиться с чем угодно»

    Чуть менее месяца назад портал Rock, Paper, Shotgun разместил на своих страницах интереснейшую статью об игре, положившей начало одной из самых успешных ролевых трилогий современности.

  • [2014-12-04] [The Witcher] «Ведьмак», которого не было

    Немногие знают, что серия «Ведьмак» могла развиться иначе. Этот проект не имел ничего общего с деятельностью CD Projekt, но также родом из Польши.

    Игру разрабатывал Адриан Хмеляж, более известный как создатель студии People Can Fly и Bulletstorm. Задолго до PCF он работал в другой студии, которую основал со школьным другом — называлась она Metropolis. Дело было в 1996-97 годах, за шесть лет до появления CD Project RED и игры под названием The Witcher.

Сообщения на форуме | новые

[Dragon Age] История серии на форуме Dragon Age.
Последнее сообщение оставил FromLeftShoulder (2022-08-19 в 06:59). Ответов: 1.
Прочее на форуме Приключенческие.
Последнее сообщение оставил silmor_senedlen (2022-08-19 в 02:39). Ответов: 16.
The Dungeon Of Naheulbeuk: The Amulet Of Chaos на форуме Зачистки подземелий.
Последнее сообщение оставил _______ (2022-08-18 в 19:08). Ответов: 8.
Thymesia на форуме Ролевые боевики.
Последнее сообщение оставил _______ (2022-08-18 в 18:35). Ответов: 1.
The Ascent на форуме Зачистки подземелий.
Последнее сообщение оставил _______ (2022-08-18 в 18:13). Ответов: 14.
[В разработке] Sacred Fire на форуме Всё остальное | Инди.
Последнее сообщение оставил _______ (2022-08-18 в 18:11). Ответов: 20.
[В разработке] Broken Roads на форуме Тактические и стратегические.
Последнее сообщение оставил _______ (2022-08-18 в 13:30). Ответов: 20.
[В разработке] Roadwarden на форуме Всё остальное | Инди.
Последнее сообщение оставил _______ (2022-08-18 в 12:33). Ответов: 0.
Gordian Quest на форуме Зачистки подземелий.
Последнее сообщение оставил FromLeftShoulder (2022-08-18 в 09:39). Ответов: 49.
Хроники Миртаны: Архолос на форуме Gothic.
Последнее сообщение оставил tequiero (2022-08-18 в 07:05). Ответов: 17.

Поддержите нас

Поддержать C.O.R.E. на Boosty

Случайная цитата

Please don't disturb me while I'm plotting to overthrow you.

Edwin Odesseiron, Baldur’s Gate