Конечно, правильны оба утверждения: и человек человеку Бог, и человек человеку волк.
Томас Гоббс, «О гражданине»
Уникальный гибрид: экономическая стратегия в реальном времени с элементами градостроительства и политической моделью, ролевая игра и отчасти пародийный симулятор жизни в средневековой Европе с привкусом The Sims.
Что это вообще за игра
Ответьте на нескромный вопрос: хотели ли бы вы основать свою династию, заработать или «перераспределить» несметные богатства и начать жить на широкую ногу в одном из богатейших средневековых городов Западной, Центральной или Южной Европы? Берлин, Нюрнберг, Милан, Париж, Мадрид, Лондон — на выбор. Сделайте политическую карьеру, примите пару-тройку или дюжину законов и решений, от которых жизнь в городе надолго изменится в лучшую или худшую сторону.
Постройте торговую империю или станьте скромным монополистом в какой-либо коммерческой отрасли. Поучаствуйте в интригах местных гешефтмахеров и политиков. Заслужите титул и ряд привилегий, вроде разрешения на постройку виллы, личной охраны и улучшенных условий кредитования.
Постройте виллу и превратите её в дворец. Отгрохайте загородное поместье, которое позднее вырастет в великолепный замок с орудийной башней, алхимической лабораторией и секретным кабинетом с неприметной фигурой в плаще с капюшоном, которая с готовностью «позаботится» о конкуренте или политическом сопернике. Разумеется, не бесплатно.
Сударыни могут примерить образ средневековой гигачадессы, вроде Лукреции Борджиа, Джулии Фарнезе, Катерины Сфорца или даже Изабеллы I Кастильской. «Европа 1400: Гильдия» преобразит вас как игрока!
А судари уже лихорадочно вспоминают, забирали-покупали ли они «Гильдию» на распродаже за абсолютный бесценок в GoG/Steam. Или в каком шкафу завалялся старый руссобитовский диск.
Если он защищён STARFORCE — просто забудьте. Прибейте диск на доску и повесьте на стену, как охотничий трофей. Цифровая дистрибуция — наше всё.
Даже если вы никогда не слышали про «Гильдию» и сомневаетесь — стоит попробовать, независимо от игрового стажа и возраста. «Гильдия» — один из самых эпичных, колоссальных по своим амбициям и интерактивным возможностям проектов из когда-либо созданных.
Вы очутитесь в типа-европейском интересно геймифицированном Позднем средневековье/ранней эпохе Возрождения («длинном средневековье» по Жаку Ле Гоффу). Стопроцентной исторической достоверности тут нет, она только в исторической справке, в начале некоторых раундов, но атмосфера «тёмных веков» передана отлично.
К вашим услугам нелинейный игровой процесс, ведение бизнеса, политика и средневековая житуха со всеми сопутствующими: покупкой индульгенций, избиениями за «неправильный вид», сословной и межпрофессиональной ненавистью, взяточничеством, повестками в суд, репрессиями и множеством возможностей.
Можно быть набожным проповедником-шлюходелом-честным вором-архиепископом-дуэлянтом-серым кардиналом-банкиром-похитителем людей-оратором-брачным аферистом с безупречной репутацией и большой статуей в честь самого себя где-нибудь в городе.
Или уважаемым судьёй-взяточником, приговаривающим к виселице за незаконное использование парфюмерии. Или трудолюбивым мэром Лондона, строящим хибары для рабочих и расширяющим тюрьму, ведь без пыточной как-то несолидно.
Можно построить дворец, выйти погулять в окно и продолжить играть за наследника(цу). Или накопить денег и отгрохать замок с орудийной башней, а потом жахнуть по хате/бизнесу династии-конкурента. Это незаконно, но как удержаться от соблазна увидеть, как сорокафунтовое пушечное ядро из огромной пушки влетает в его резиденцию?
Можно попытаться построить торговую империю, обрушить экономику и скупить почти весь город. Долго, но реально. А ещё распевать песни про пьяного ёжика и получить пятизначный штраф. Два раза за раунд. Или перебить все титульные династии в городе и быть простым владельцем гостиницы, коротающим вечера в загородном поместье.
Отмечу саундтрек. Вас ждут два часа стилизованной под средневековую музыку немецкой электронщины, написанной Герхардом Оттмером [Gerhard Ottmer], Кристофом Изерманном [Christoph Isermann], и Ларсом Мартенсеном [Lars Martensen] во времена, когда никто и помыслить не мог, что такая стилизированная средневековая/ренессансная музыка может стать популярной и даже бардкор [bardcore] выведет в один из самых трендовых жанров DIY-музыки на Youtube.
Техническое состояние игры и предварительная настройка
Заинтересованы? Перейдём к установке и настройке.
Игра работает на Windows 10, но есть несколько проблемных технических моментов и одно неудобство, с которым придётся смириться.
Оно заключается в том, что игру разрабатывали под старые (4:3) мониторы, на широкоэкранных мониторах слева и справа будут чёрные полосы — и это никак не исправить. IntegerScaler (полезная штука для старых игр, рекомендую) в этот раз не поможет.
Для начала находим Europa1400Gold_TL.exe, щёлкаем по файлу правой кнопкой мыши => Отправить => Рабочий стол (создать ярлык).
Потом открываем блокнотом ini-файл в папке игры и меняем строку show_intro=1 на show_intro=0, дабы не прощёлкивать раз за разом надоедливые вступительные видео.
Настройки выкручиваем на максимум, правда, графон в любом случае останется древним. Как говорят в подобных случаях — графоном сыт не будешь, в «Гильдию» шпилят и будут шпилить ради систем, механик и фич. Геймплей — король, и здесь он настолько силён, что создаёт нарратив от начала партии и до конца, обходясь без нарративных дизайнеров.
Важная деталь. Первый слот в сохранениях автоматический, делается в 6.00 в начале каждого дня. Он крайне важен. Бывает, что игра вылетает в одно и то же время по игровым часам. Просто потому что ей хочется. Загружайте это сохранение — оно поможет. Быстрое, кстати, на клавише Q.
Неважно, что и как вы сделаете, но где-то в 1800-1815 годах (а то и раньше) всё перестанет работать и придётся начать новую игру. Как любит глумиться знакомый историк: «Наполеон Бонапарт конец света объявляет, не иначе». Хотя на самом деле, «Гильдия» удачно намекает на формальное завершение эпохи феодализма после Великой французской революции в 18 веке (по уже упомянутой концепции «длинного Средневековья»).
В игре есть панель быстрых переходов между локациями (F1, F2 и так далее), очень экономит время и её можно настроить под себя. Однако переходы по «горячим клавишам» иногда приводят к вылетам.
Максимальное ускорение времени на End. Постепенное ускорение/замедление — плюс и минус на цифровом блоке.
Городская камера в режиме полёта иногда останавливается под странным углом. Чтобы отцентрировать её — нажмите N. Камера в помещениях непривычна, она двигается по фиксированным углам (пирамидки по краям экрана). Это обусловлено техническими ограничениями того времени. Некоторые опции открываются лишь в определённых положениях.
Фундаментальные проблемы, с которыми придётся смириться
Перечислю основные геймплейные огрехи, на которые после 20 лет поигрывания в этот олдовый проект я уже не обращаю внимания. Но не упомянуть о них нельзя.
- Игровой информации и механик много, часть информации полностью скрыта от игрока (например, реальное здоровье вашего персонажа), нужно пробовать, рисковать и осваивать, а иногда и вовсе тыкаться наугад. Желательно потренироваться на минимальной сложности, чтоб не сгореть от неудач.
- Воровская профессия сломана и ремонту не подлежит, можно творить дикое количество грязи, отправляя воров на ночную кражу кошельков многократно, и они сразу принесут кучу денег: чем выше атрибут «Ремесло» — тем больше. Кроме того, преимущества некоторых профессий и ремесленных построек слишком неравнозначны.
- Случайности могут как усложнять, так и упрощать жизнь. Чем-то похоже на хаотичный и неумолимый рандом Crusader Kings II. Многих негативных событий или банальных неудач можно избежать, ибо защита от злоупотребления загрузками отсутствует как таковая.
- Слишком много малополезных или вовсе бесполезных игровых предметов и предельно ограниченное ячеек в инвентаре (шесть, подробнее о трюках с инвентарём я расскажу ниже).
- Массовые боевые столкновения формата отряд на отряд — кривая клоунада. Захват логова разбойников/воров или нападение на повозку превращаются в ползание контуженных ИИ-дуболомов по полю боя, при этом даже простейшие команды «дойти до точки» и «атаковать» они выполняют с перебоями или просто застывают на месте, даже если их бьют. Приходится жёстко микроконтролить и щёлкать по болванчикам противника многократно. И кто-то из ваших опытных бойцов обязательно помрёт. Это худший аспект игры, единственный плюс: таких боёв мало.
- Большинство построек необходимо поддерживать в идеальном или околоидеальном состоянии, иначе — штрафы к характеристикам здания. Хорошо, если у вас всего лишь дом и две мастерских. А если полгорода? Даже с частично автоматизированной починкой нанятыми мастерами ремонт постоянно сжирает часть средств.
- Окно карты города слишком маленькое и крайне неудобное. А чем больше город, тем чаще придётся туда заглядывать, пытаясь понять, когда приедет ваша самая быстрая повозка с производственным сырьём или где там колобродят посланные в лес за цветочками подмастерья-алхимики. А некоторые элементы интерфейса обрезаны или некрасиво отображаются. Жаль.
- Некоторые катсцены нельзя ускорить или пропустить.
Выбор города и настройка силы конкурентов
Город | Сложность | Мест под застройку | Особенность | Династий |
---|---|---|---|---|
Лондон | Очень легко | Очень много | Быстрый сбор трав, лес близко | 4 |
Берлин | Средне | Средне | Нет | 6 |
Мадрид | Средне | Много | Высокая конкуренция | 8 |
Нюрнберг | Тяжело | Мало | Реки, стены, холмы по всему городу | 8 |
Париж | Тяжело | Очень много | Неудобное расположение рынка + реки | 8 |
Милан | Очень тяжело | Очень мало | Ультрахардкор на старте | 8 |
Для изучения основ игры и пробных/чиловых партий лучше выбрать Лондон, особенно если играете алхимиком или парфюмером (о профессиях подробно рассказано ниже) — им придётся постоянно отправлять работников в лес за сырьём для производства.
Нюрнберг (очень большая карта за счёт дополнительных объектов) и в меньшей степени Париж не выгодны тем, кому надо везти свою продукцию на рынок (то есть почти всем) — даже самая быстрая повозка с товарами будет долго тащиться и придётся тратиться на охрану, ибо на пути много мест для разбойничьих засад. Экономить на охране невыгодно, можно потерять весь груз, остаться с шишом в кармане и угодить в тюрьму за долги. Можно попробовать бешено перезагружаться, в надежде, что «на этот раз доедет без происшествий». Но это напрягает и вообще неспортивное поведение — впрочем, вам решать.
Москв... Извините, Милан — город-мясорубка, особенно на высшей сложности. Идеальный город для идущих к успеху, любящих превозмогать и вести затяжные династические войны.
Что касается конкурентов — они весьма изворотливы и живучи даже на минималке. На максималке они быстро лезут по карьерной лестнице, агрессивно богатеют, используют любое преимущество и даже могут сговориться против намеченной жертвы (необязательно вас).
Выбор игровой сложности и историческая сводка
Здесь всё просто. Учиться играть в «Гильдию» лучше на «очень лёгкой», но полностью игра раскрывается лишь на последней сложности: строиться и улучшать постройки дорого, делать карьеру сложно, а если выкрутили конкурентов на максимум — начнётся самый настоящий средневековый выживач в городских условиях.
Историческая сводка — маленький бонус, дающий игроку контекст происходившего в те времена. Рекомендуется включить — узнаете много нового.
Режим свободной игры и режимы с миссиями
«Свободная игра» [Free Game] подразумевает отсутствие финала (до игрового «апокалипсиса» в 1800-1815 годах). Финал просто не нужен, это ролик, который можно посмотреть на Youtube:
Но если хочется серьёзного превозмогания, рекомендую выбрать одну из двух тяжёлых миссий.
- «Ввести военное положение» [Establish martial law] — самая тяжёлая миссия, которую нереально выполнить случайно. Необходимо скупить/захватить и контролировать все логова воров, разбойничьи крепости и гарнизоны стражи в городе.
- «Стать брачным аферистом» [Become a marriage swindler] — жениться/выйти замуж пять раз за одну жизнь. Веселуха пополам с прогревом.
Создание основателя/основательницы династии
Вводим имя и фамилию. Выбираем пол — их целых два, вот уж действительно олдовая игра. И не забудем про фамильный герб. Рекомендую красный — он яркий и хорошо заметен красными точками на карте (повозки и работники).
Распределение атрибутов и ролевая система
При выборе «наследия» (родителей) характеристики лучше распределять вручную, на комп не надейтесь, он раскидывает как попало.
Уровень развития атрибута выражается в звёздах от нуля до шести. Для улучшения надо вкладывать очки действия. Можно немного ускорить обучение, покупая книгу «Таланты I» на рынке в церковной лавке (даёт прирост к случайному атрибуту). Можно прокачать все атрибуты до максимума, но в начале игры придётся выбирать.
- Переговоры [Negotiation] — атрибут необходим ремесленникам, сбывающим товар и закупающим сырье. Каждый раз, когда вы покупаете или продаёте, может прокнуть скидка или бонус за спекуляцию. Чем выше атрибут — тем больше гешефт. Улучшается в кабинете у себя дома.
- Ремесло [Handicraft] — нужно всем, чем выше атрибут, тем лучше производительность ваших работников. Атрибут складывается с бонусами производительности на любом предприятии. Улучшается в домашнем кабинете.
- Хитрость [надо бы Guile, но тут Stealth] — нужна персонажам, занимающимся незаконной деятельностью (воровство, саботаж, дуэли и вообще всё, что на данный момент объявлено незаконным конституцией города или игровым уголовным кодексом). Также влияет на шанс уклонения от атаки в дуэлях, эффективность шпионажа и везение в азартных играх (сыграть можно в любой таверне/трактире/гостинице, обычно вечером). Помогает прикинуться невиновным в суде, даже если в городе каждая собака знает, что вы дипломированный некромант с башней на кладбище. Улучшается в потайной комнате дома, но для начала её придётся построить. Игра не говорит прямо, что хитрость — конфликтный атрибут. Не задирайте её выше четырёх с половиной-пяти звёзд в начале игры, иначе персонаж начнёт дебоширить, хватать штрафы за неподобающее поведение и распевание песен про пьяного ёжика. Дождитесь титула дворянина/дворянки или (чтоб наверняка) барона/баронессы. В этом случае персонаж может быть закоренелым преступником с шестью звёздами в атрибуте, но вести себя прилично. Положение обязывает.
- Бой [Combat] — нужен как фанатам династических войн, так и работникам ножа и топора. Полезен любому персонажу, у которого много врагов в городе. Влияет на эффективность шантажа, атак на дуэлях и в рейдах. Помогает обломать рога желающим избить или похитить — тут такое сплошь и рядом. Улучшается в салоне/зале для гостей дома (сначала надо построить).
- Риторика [Rhetoric] — напрямую увеличивает эффективность проповедей (актуально для священнослужителей), оскорблений на дуэлях и вне дуэлей, памфлетов, клеветы. Также повышает значимость вашего голоса на совещаниях, выборах и в суде. Риторика сильно помогает в политической карьере. Улучшается в библиотеке дома (сначала надо построить).
Существует условно-универсальный вариант билда для максимального уровня сложности прямиком из легендарной песни «Бумаги» (спасибо, Ойра-Ойра!): «ваш отец — вор (плюс полторы звезды в хитрости)... ваша мать даёт... шайка» (воровка, ещё полторы звезды в хитрости), а двоюродного брата у нас нет.
Три звезды в хитрости нужно, чтобы избегать ответственности за мелкие преступления (а вы на чём-то да попадётесь — даже если играете за простого ремесленника, не забывайте ходить в церковь и покупать индульгенции, иначе конкуренты накопают компромат и потащат в суд, где вы скорее всего проиграете и тогда придётся оплатить судебные издержки).
И ещё три звезды распределите вручную в зависимости от предпочитаемого стиля игры.
К другим важным характеристикам, которые тоже надо будет учитывать в будущем, относятся:
- Вера (на иконке персонажа обозначена крестом в верхнем левом углу) — католики (массивный крест) или катары (простой крест). Выбирайте по предпочтениям, ибо в любой момент официальная городская вера может измениться из-за нового архиепископа, а ваш персонаж станет еретиком. Без обид.
- Здоровье персонажа (специально нигде не отображается) — очки здоровья, убывающие из-за некоторых событий (заражение бубонной чумой) и ранений на дуэлях. Восстанавливается каждый раунд (чем выше титул, тем быстрее).
- Продолжительность жизни — свеча на иконке персонажа отображает время до его смерти. Улучшение качества жизни — основная причина, по которой нужно как можно скорее обзавестись роскошным дворцом и сделать все доступные улучшения в крайней левой колонке. Дольше проживёте.
После смерти персонажа игрок выбирает наследника (любой из отпрысков от 12 лет) и продолжает играть. Но если персонаж умер бездетным сычом/сычихой, это Game Over. Удивительно, правда?
Профессии (классы)
Так выглядит список профессий создаваемого персонажа. Здесь доступно лишь 11 профессий из 15. Без разбойничества, ростовщичества, междугородной торговли и служения закону.
Четыре эксклюзивные профессии доступны лишь через меню смены сферы деятельности. Скакать туда-сюда невыгодно, прыгнуть в другую карьеру стоит целых восемь очков действия, лучше доходить до максимальной степени мастерства в одном деле, а потом учить что-то новое.
Для удобства профессии можно разделить на три группы. Буквой «Э» помечены эксклюзивные.
Ремесленники | Ремесленники с нюансами | Весёлая дичь |
---|---|---|
Алхимия Столярное дело Кузнечное дело Парфюмерное дело Портняжное дело Каменотёсное дело |
Богослужение Содержание питейного заведения Междугородная торговля [Э] Ростовщичество [Э] Бродяжничество |
Некромантия Воровство Разбойничество [Э] Служение закону [Э] |
Хороши для изучения основ, минимум сложностей. | Занимаются производством, но имеют нестандартные фишки и источники дохода. | Для желающих странного и жаждущих острых ощущений. |
Вот краткая информация по профессиям и их фишкам, дабы проще принять правильное решение. Чисто ремесленные профессии разнятся лишь производимым товаром.
Алхимия смотрится сверхвыигрышно за счёт напитков +2 очка действия за раунд и зелья Фауста с 20% шансом продлить жизнь персонажа на 10% (сохраняйтесь перед применением).
Столярное дело позволит в любой момент вырезать трость (один из самых полезных предметов в игре), которые NPC мгновенно скупают на рынке, чтобы радоваться дополнительным очкам действия.
Благодаря кузнечному делу всегда можно изготовить дорогие предметы, которые помогут с карьерным продвижением за счёт бонусов к репутации и сэкономят кучу денег.
У парфюмеров широкий арсенал для очаровывания и стравливания NPC друг с другом, что тоже пригодится в политической карьере.
У портных со временем появится возможность шить роскошные кушаки, дающие огромные бонусы к городской репутации, что окупается сторицей. Или «волшебные» шляпы, «притягивающие» хорошие события. Жаль, но все предметы изнашиваются.
Каменотёсы интересны игрушками, которые помогают вашим детям прокачать некоторые атрибуты уже в раннем возрасте, а также несколькими крутыми предметами из поздней игры, вроде приносящего удачу и дающего огромный репутационный бонус на целый раунд камешка.
Во второй группе наиболее выгодны богослужение и содержание питейного заведения. Остальное сильно на любителя.
Начнём с богослужения. Не загниваем в грехе, живём во Христе. Нужно молиться, читать проповеди (чем выше риторика, тем щедрее пожертвования прихожан) и слушать Mönchgesang до полного воцерквления. Обязательно стройте исповедальню — она принесёт бесплатные очки действия. В скриптории наиболее интересны книги, немного повышающие атрибуты. Да и остальная продукция не промах. И доля с каждой проданной индульгенции капает вам в карман!
Недостатки — поднимать уровень здания дорого и долго, а починка огромного кафедрального собора (второй уровень здания) или аббатства (третий уровень) влетает в копеечку.
Теперь о питейных заведениях. Сидишь в подвале с работниками и дистиллятором, варишь пиво или что-нибудь покрепче. Каждый день заваливается толпа желающих пропить деньги — как можно скорее улучшайте зал, чтобы клиентам было удобно.
Можно крутануть кубы, сыграв в «17» (берегитесь критических провалов, не поставьте случайно дом).
Междугородная торговля и ростовщичество — эксклюзивные профессии для солидных игроков. Пока какой-нибудь ремесленник пыжится и что-то там производит, серьёзные люди фиксируют прибыль от махинаций в других городах и, улыбаясь, дают деньги в рост. У ростовщика на поздних этапах развития ещё и дополнительные очки действия с каждого банка идут.
Бродяжничество — для желающих побыть вольным вагантом. Если заморочиться, можно добиться высот в косплее Уильяма Шекспира и открыть театр-шатёр прямо в лагере. Это прибыльно, но до этого момента придётся дожить, перерабатывая лесных зайцев в полезную продукцию. Желающих быть верховным бродягой и страдать в игре мало, что поделать. Зато у них есть кровная месть.
Третья категория — лучшее, что может предложить «Европа 1400: Гильдия». Каждая профессия по-своему обнуляет нормальность и игровую формулу.
Формально, некроманты — смотрители церковного кладбища. Отличное прикрытие для использования трупов как бесплатной рабочей силы и нечестивых ритуалов. И продукция у них соответствующая — браслетики из человеческих костей, черепа со свечками, свитки с пентаграммами и тому подобное. А ещё в поздней игре появляется возможность построить башню посреди кладбища для инвольтации к эгрегору. СТРОГО для богоугодных дел, конечно же, свят, свят, свят.
Воры срезают на улицах кошельки, влезают в чужие дома, промышляют похищениями людей (можно похитить главу династии-конкурента и удерживать у себя, но это очень невыгодно по очкам действия) и устраивать вооружённые налёты на не принадлежащие игроку логова других воров, крепости разбойников и гарнизоны стражи. В случае победы можно стать новым собственником. Обязательно проводите разведку здания на 100%, прежде чем устроить нападение и идите на дело с хорошим вооружением и прокачанным у подчинённых навыком «Бой». Иначе воры могут просто не найти вход и вернутся с пустыми руками.
Разбойники вымогают деньги за «защиту», грабят предприятия, нападают на торговый транспорт и могут взять штурмом те же здания, что и воры. Проблема в том, что зачастую приходится биться с охраной транспорта, а кошмарность гильдейских боёв формата отряд на отряд я уже описал — к чёрту такие страдания. Но есть два огромных плюса: пока остальные развивают здания от первого уровня до третьего постепенно, крепости разбойников с самого начала игры имеют максимальную (третью) степень развития — только улучшения достраивай. Более того, крепости разбойников не нужно ремонтировать. Никогда. И они не горят, потому что расположены за чертой города, а пожары бушуют лишь внутри, перекидываясь со здания на здание.
Служителей закона уважает большинство граждан. Здесь всё просто: они с важным видом патрулируют город, территории вне города и проверяют производственные предприятия (вот уж где ужас). А ещё они единственные в городе с правом на ношение мощнейшего оружия в игре с диким разовым уроном — полуторного меча. Раздобудьте для каждого из своих прокачанных стражников такой и кривые бои начнут доставлять мстительное удовольствие: враги будут падать очень быстро, получив пару хороших тычек.
Основы и общая структура игрового процесса
Игра разбита на раунды, каждый длится один игровой год, который проходит за один игровой день. Необычно, но работает. То есть 1400 (весна) => 1401 (лето) => 1402 (зима) и так далее. В этой древней игре реализована смена времён года.
Зажатие правой кнопки мыши во многих случаях позволяет получить уточняющую информацию. Клавиша Ctrl поможет увидеть доступные действия в комнате или помещении — не забывайте ей пользоваться. Ускорение/замедление времени по +/- цифрового блока, а максимальное ускорение на End. Панель клавиш быстрого перехода на F12.
Один из ключевых ресурсов в игре — очки действия.
Они выдаются в начале каждого раунда и расходуются на обучение, изменение законов, тушение загоревшейся постройки, визиты к врачу и так далее. Любыми способами старайтесь увеличить количество ОД, особенно в начале игры (напиток +2 за раунд, простая трость +1 за раунд).
Игра отслеживает вашу репутацию у абсолютного большинства (!) граждан в городе. Их отношение к вам зависит от многих факторов (титул, профессия, используемые предметы, улучшения некоторых зданий и многое другое). Часть граждан будет ненавидеть вас изначально. Поначалу ведите себя дружелюбно, слабее вас лишь бесправные холопы.
Щёлкнув по своему имени в верхней части экрана, вы откроете панель привилегий (по сути активные и пассивные перки). Чем выше титул и должность, тем больше будет этого добра.
Титул выдают за самообогащение. В реальной жизни это работает несколько иначе, но что поделать. Здесь можно стать аж принцем/принцессой Империи просто добившись баснословного богатства.
Когда откроете панель в первый раз, сразу щелкайте верхнюю опцию — ухаживать за кем-либо. Брак и дети необходимы для продолжения игры. Можете попробовать сразу найти богатую невесту/жениха, но скорее всего это закончится через несколько лет письмом в духе «вообще-то у моих родителей есть планы получше», так что губу особо не раскатывайте.
Не забудьте отправить хотя бы одного потенциального наследника в школу, когда ему/ей исполнится восемь. Как закончит — отправьте в институт подтянуть атрибуты.
Мешочек в правом нижнем углу символизирует инвентарь. Он весьма мал, но расширить его напрямую невозможно. Когда построите загородное поместье — складывайте предметы там, а в инвентаре носите лишь самое необходимо. Можно использовать склад на своём предприятии, но там мало места (хотя у воров, разбойников и стражей закона склады большую часть времени стоят пустыми).
Рядом с мешочком есть гроссбух. Здесь можно глянуть свои деньги, займы, собственность и управляющих (автоматизируют предприятия). Совет дня: не берите в долг, особенно в начале, проценты грабительские. Да и потом не берите.
Справа от гроссбуха примостилась кнопка с фильтром сообщений. Если вас что-то раздражает — это можно отключить.
Когда накопите чистых активов на сумму свыше 10 000 в местной валюте, прилетит сообщение о возможности получить гражданство.
Сразу платите 500 в городской ратуше. Без гражданства не начать политическую карьеру.
Общие примечания по бизнесу
Зарплату держим в интервале 110-115%, поставив средний уровень дисциплины. Это самое беспроблемное сочетание. Позднее можете попробовать выкрутить зарплату на 150% и строгий уровень дисциплины. Не забывайте, что работникам также можно выдавать премии, чтобы они не обворовали ваш склад перед увольнением.
В игре реализована сильно упрощённая «немецкая»/сеттлеровская модель производства. Необработанное сырье => сырье => промежуточные компоненты => товар. Производственные цепочки просты и понятны, подсказки прямо в интерфейсе. Не заморачивайтесь и производите самый дорогой, но относительно простой в изготовлении товар, потом ждите скачка цен и везите на рынок, продавая сразу пачку. Можно отвозить заранее.
Чтобы довезти всё до рынка, нужен транспорт. Вы начинаете с простой тележкой, но постарайтесь как можно скорее купить гужевую повозку с тремя ячейками за 1500, лошадь довезёт быстрее всех. Не скупитесь на охрану (или готовьтесь перезагружаться). Транспорт нужно иногда ремонтировать.
Не нанимайте мастеров-управляющих на ранних этапах игры — они слишком дорого обходятся и продают товары как попало. И вообще, некоторые игроки их не используют, предпочитая тащить в одну-две мастерские своими руками.
Основная резиденция
Недвижимость в «Гильдии» выступает одним из ключевых элементов игрового процесса. И ваш дом/городской особняк/вилла/дворец (фактически палаццо) — одна из важнейших построек с целым арсеналом возможностей для расширения.
Чем больше дом, тем больше комнат. Обратите внимание — в верхнем правом углу, под часами, всегда присутствует план здания, благодаря которому можно легко перемещаться из одной части в другую.
В кабинете можно вложиться в переговоры и ремесло, организовать слежку (и посмотреть, что вам накопают), повысить мастерство в своей профессии (опыт накапливается автоматически примерно два года, три на финальной стадии) или выйти в окно (бесполезная опция, не советую пользоваться).
Потайная комната, пожалуй, самая важная комната после кабинета. Здесь можно вложить очки действий в хитрость, нанять бугая, чтобы он кого-нибудь избил, нанять диверсанта (дорогое удовольствие, но если правильно применить, можно урезать доходы целой династии или оставить кого-то без крыши над головой) и дать взятку.
В салоне можно вложить очки действия в бой и устроить банкет, пригласив много народа и улучшив репутацию со всеми сразу.
В библиотеке можно вложиться в риторику, высмеять кого-либо в памфлете и написать письмо с угрозами (чтобы против вас не предпринимали враждебных действий).
В вилле доступны винный погреб и музыкальная комната, которых нет в простом городском доме. У винного погреба одна функция — тут можно спрятать кучу денег. Очень полезная возможность, эти деньги невозможно потерять в ходе какого-нибудь события или из-за штрафа.
В музыкальной комнате можно завести NPC-ухажёрок или ухажёров (СТРОГО в зависимости от пола, у нас тут средневековье, не забываем). Репутация при этом резко повышается.
Но резиденция это ещё не всё. Можно построить загородное поместье.
Поначалу там лишь одна комната: лаборатория личного алхимика. Нанимать и содержать этого хмыря дорого, но он может изобрести и приготовить ряд особых зелий, дающих новые возможности.
Если улучшить загородное поместье до замка, можно построить орудийную башню и порадовать кого-нибудь свежим пушечным ядром с утра.
Следующая и последняя степень развития позволяет построить сверхсекретный кабинет, где можно организовать устранение следящих за вами шпионов, фальсификацию улик, отравление и полную парализацию кого-либо. Во все тяжкие, как говорится.
Игровая дилемма № 1: идти сразу в политику или нет
Скорее нет, чем да. В начале игры сложно наладить производство и торговлю, одновременно улучшая отношения с выборщиками. Это возможно, но нужно понимание, определённые предметы с рынка и наличие потайной комнаты в доме, чтобы швыряться донатами в нужных людей.
Карьерные лестницы для политиков и выборы
Каждое утро начинайте с визита в городскую ратушу (крайняя левая комната) и подавайте на должность. Иногда это невозможно, так как свободных мест нет. Если вам крупно не повезёт, то это может продолжаться несколько раундов подряд, пока кто-нибудь не даст дуба.
Уровней политической пирамиды всего четыре:
- Низший (городские слуги, бейлифы и осведомители) — законов не меняют, живут от зарплаты до зарплаты и пытаются пробиться наверх.
- Средний (городской совет и церковные власти города) — меняют законы, ряд ключевых позиций находится именно здесь (судья и мэр города). Хорошая оплата. Делать карьеру через городской совет выгоднее, особенно по маршруту: строительных дел мастер => судья => мэр. Так можно максимально обустроить город, расходуя деньги из городской казны.
- Государственный — верхушка, меняют законы, имеют важные и превосходно оплачиваемые должности.
- Имперский — верхушка над верхушкой, открыт игроку лишь частично (три позиции), нет возможности попасть напрямую, людей назначают аж сам Император и Папа Римский. Занимая должность на этом уровне, вы получаете жирные привилегии и денежный бонус.
- Почётный (не считается) — тут тоже ничего не решают, сюда не попасть напрямую, но быть здесь приятно и жалование на уровне высших должностей городского совета и церковных властей.
Можно занимать обычную должность (в низшем, среднем или высшем уровнях пирамиды), но иметь почётную и имперскую (маловероятное совпадение, но иногда случается). Все бонусы и привилегии складываются.
Ключ к успеху — высокая репутация с выборщиками. Однако случается, что всё идёт не по плану. Иногда вас могут попытаться прокатить. К примеру, если ни один из голосующих выборщиков не объявился на собрании в конце дня, будет брошен жребий и победит кандидат с более высоким титулом. Совпадение? Я так не думаю. Просто происхождение сильнее хотелок.
В редких случаях отношение между NPC-выборщиком и NPC-кандидатом настолько высоко, что он будет голосовать за своего фаворита, несмотря на то, что вы 15 игровых минут назад сунули ему солидную взятку.
Риторика сильно помогает на заседаниях. К вашему голосу прислушаются. Если, к примеру, вы настаиваете на смещении кого-либо, имея шесть звёзд в атрибуте, то даже NPC, которым ваш персонаж не особо нравится, или воздержатся от голосования и не будут мешать, или даже поддержат.
Игровая дилемма № 2: строиться широко или высоко
Несколько зданий, но развитых на максимум и с полным набором улучшений или много зданий, но минимально развитых? На это сильно влияет количество места под застройку в городе. Чем меньше в городе площадок (Милан), тем выше стоимость каждого клочка земли в долгосрочной перспективе, ибо строить можно лишь на свободных участках.
Иногда бывает ситуация, когда в результате междинастической возни в городе появляется избыток мастерских одного типа, но есть лишь одно жалкое каменотёсное предприятие, которое никто почему-то не спешит развивать. А свободных участков под бизнес уже нет. Приехали. И весь Лондон ждёт, пока этот единственный лентяй-каменщик отстроит свою камнехалупу на максимум, чтобы в городе наконец-то появились самые крутые каменотёсные товары.
Соответственно — чем меньше площадок в городе (смотрите таблицу по городам), тем в долгосрочной перспективе выгоднее строиться широко.
И каждое здание можно усовершенствовать как внутри (более важно, особенно новые комнаты), так и снаружи (повышение безопасности, чтобы к вам не вломились и не унесли половину товаров со склада).
Уникальная фишка: законодательная система — конституция города, финансовые законы, уголовный кодекс и система учёта преступлений
Многие игры более-менее убедительно симулируют общество. Но только в «Европе 1400: Гильдия» додумались до создания динамической законодательной модели (!). Законы меняются довольно часто, NPC крутят их и так, и сяк. И всё это влияет на игровой процесс! Игрок, занимая должность, тоже может поучаствовать.
Городская конституция регулирует общую строгость закона; пытки; официальную городскую веру; использование книг и памфлетов; допустимость оскорблений; цены на аренду жилья (проблема для ваших работников); цены на строительство, аренду городских карьеров, рудников и вырубок; применение орудийной башни.
Финансовые законы управляют налогом с продаж, гильдейский налогом, церковной десятиной, размером пошлины на ввоз товаров, налогом на наследство, ростовщическим процентом, общим уровенем доходов политиков и законностью взяток.
И наконец, лучший друг и враг любого гражданина — уголовный кодекс! Регулирует законность парфюмерии и зелий, угроз, дуэлей, избиений, шантажа, краж, диверсий, нападений на коммерческий транспорт, похищений, некромантии и колдовства. Нельзя не отметить немецкую педантичность авторов игры, согласитесь?
Незнание закона не освобождает от ответственности. Игра регистрирует нарушения автоматически, какая-то часть нивелируется хитростью (зависит от величины атрибута). Покупайте индульгенции. Жертвуйте очки действия на исповеди в церкви. Или приобретите на рынке и используйте череп со свечкой: минус 50% преступлений на два раунда, удобная штука.
Городской рынок
На рынке семь лавок, в которых можно сбыть или приобрести производственное сырьё (не любое) и товары. Новые типы продукции появляются не сразу, в городе должно быть хотя бы одно здание соответствующего уровня.
На иконке товара цена покупки отображается сверху, цена продажи снизу. Ещё можно зажать правую кнопку и получить дополнительную информацию.
Некоторые игроки держат на рынке хотя бы одну повозку и скидывают туда товары, которые не влезают на склад или в инвентарь.
Также на рынке расположена доска с оскорбительными стихами, которые наносят урон репутации тем, кому они посвящены. Игра обязательно уведомит вас, если кто-то напишет про вас. Сорвать лист стоит два очка действия.
Случайные и не очень события/бедствия
Следует уяснить: в любой момент может случиться всё, что угодно. Чем дольше вы играете, тем больше возможностей попасть в переплёт. Случайные события происходят постоянно и приходят в виде коротких сообщений.
Изменения законов, приглашения принять участие в аукционах, визиты странствующих поэтов в город (обязательно посещайте ради возможных бонусов), вспышки бубонной чумы (которая будет парить над городом Мрачным Жнецом с косой), странные взрывы по всему городу (это саботаж, да), внезапное облысение персонажа (минус репутация со всеми горожанами пока не вылечитесь, есть и другие болезни), приливы симпатии или антипатии к незнакомым людям (результат использования особых духов), повестки в суд, пожары, вызовы на дуэль (назначают враги), прилюдные оскорбления (понижают репутацию), попытки избить или похитить вашего персонажа (качайте навык боя), предложения арендовать могилу (от владельцев кладбищ), значительные изменения цен на определённые товары, приглашения посетить казнь родственника (можно отказаться, чтоб не смотреть, как его/её повесят) и многое другое.
Бой: от дуэлей до рейдерских захватов
С дуэлями всё просто и они интересные. В любой момент враг может бросить вам вызов. Поединок состоится утром следующего дня. Хотите повысить шансы? Купите и используйте следующие предметы:
- Крепкое пиво [strong beer] — минус бой и хитрость у врага.
- Порошок тёмного увядания [powder of dark decline] — то же самое.
- Духи Д’Артаньяна [Dartagnan’s scent] — снижает шанс попасть по вам.
- Туника [tunic] — снизит проходящий урон.
Схватка разделена на раунды: подготовительный и три боевых.
Жульничать в подготовительном раунде следует только если атрибуты боя и хитрости превосходят аналогичные у противника — тогда вы нанесёте максимальный урон. Но доктор откажется восстановить часть вашего здоровья после поединка.
В боевых раундах всегда стреляйте или пытайтесь уклоняться, особенно если бой не особо развит.
Убить соперника сложно, для этого надо, чтобы количество нанесённого за все раунды урона превысило 100 единиц.
Про уродство групповых боёв я уже рассказал, но это надо прочувствовать. Рейдерский захват зданий за воров, разбойников и стражников, однако, очень выгоден.
Династические конфликты
Если лихо просадить отношения с другой династией, компьютер попытается испортить вам настроение всеми доступными способами и чем выше уровень сложности, тем богаче его фантазия.
Откровенно говоря, чем меньше в городе династий, тем лучше. Междинастических браков здесь нет, поэтому столкновение интересов неизбежно. Кстати, всегда можно попробовать стравить глав династий, чтобы отвлечь их от себя.
Иногда доходит до того, что на ослабевшую династию набрасываются сразу всем скопом и она прекращает своё существование, а постройки уходят на аукцион.
Мультиплеер
Он есть. Просто следуйте гайду Atexer, долгих лет и здоровья этому человеку.
Заключение, немного о продолжениях и модификациях
Серии «Гильдия» очень не повезло. Несмотря на увлекательность и культовый статус у немецкоязычных игроков, она не добилась популярности и ныне почти забыта. Жаль, что такие необычные жанровые гибриды остаются скрытыми сокровищами.
Если первая часть для вас слишком кондовая или после игры неё захочется больше «Гильдии», попробуйте The Guild 2: Renaissance. Оригинальная The Guild 2 по сравнению с ней — огрызок, который хуже во всём.
Ко второй части «Гильдии» у фанатов серии был длинный список обоснованных претензий. Рассматривать их я не буду, для этого потребуется отдельная статья. Скажу только, что фанаты первой части недолюбливают «Ренессанс» за дело: слишком уж отошли от идей первой игры в сторону The Sims — от уникальной перспективы первой части отказались, хотя ролевых элементов прибавилось (например, появились перки). Но моддер Fajeth наколдовал большой мод для «Ренессанса», дабы вернуть часть урезанной комплексности первой «Гильдии».
Поставьте на «Ренессанс» русифицированный Fajeth’s MegaMod Pack 0.9.5, следуя этому руководству и не забудьте похвалить автора, который всё это собрал и описал: пользователя Rumata. А вот варианты с Mod DB для играющих на французском, немецком или английском. Данке шён вери мач, гарсонс.
В третьей части есть ГРАФОН, но на этом плюсы заканчиваются. Неизвестно, будут ли вообще игру официально допиливать, энтузиазма как-то не заметно. Продукт сильно смахивает на мобилочку с элементами The Sims Medieval (2011), но хотя бы без лутбоксов и скинов. Даже не берите на пробу, лучше сразу наверните The Sims Medieval, хоть она и большое озеро в сравнении с двумя морями первой и второй «Гильдии».
Или посмотрите все серии «Борджиа», «Тюдоры» или "Медичи: Повелители Флоренции"/"Великолепные Медичи«, только не тратьте время на третью «Гильдию». ▲