• 13 лет C.O.R.E.

    13 лет C.O.R.E.

    Вот и наступил 13 день рождения Codex of RPG Elucidation, и проведём мы его за длинным интервью (вопросы к нему придумывал не я), если оно, конечно, вам интересно.

  • Сравнение The Age of Decadence и Colony Ship

    Сравнение The Age of Decadence и Colony Ship

    Особенность работ Iron Tower Studio предельно проста для игрока и, вероятно, предельно сложна для разработчика: действия игрока по-настоящему меняют всё вокруг.

  • Enderal: Тамриэль по-миртански

    Enderal: Тамриэль по-миртански

    В 2003 году несколько немецких ребят и девчат постигли тонкости редактора TES Construction Set. Они встретились, подружились и принялись писать модули приключений для The Elder Scrolls III: Morrowind.

[Fallout] Суть Пустоши

[Fallout] Суть Пустоши.
Автор: | Тип статьи: Перенос с правками | Редактор: m00n1ight | Размещение: m00n1ight, | Слов: 8910 | Время чтения: 0 ч 35 м | Аудитория: Поклонники CRPG | Уровень читателя: Опытный | Просмотры: 702

Юные неокрепшие умы любят пособирать всякий хлам и пострелять по монстрам, так что сын захотел поиграть в Fallout 4. «Сразу играть в четвёртую, не пройдя первые две части? Ты же не поймёшь суть Пустоши», — ответил я. «А в чём состоит суть Пустоши?» — спросил ребёнок. Отвечая на этот вопрос, я и написал эту статью, а сына отправил за водяным чипом.

[Fallout] На скриншоте: Посреди Пустоши.

Мне захотелось рассмотреть мир Fallout с гуманитарной точки зрения, порассуждать с позиции человека, живущего в этом мире. Что это вообще за мир, с чего всё началось, к чему всё идёт, что имеют в виду, говоря «Война никогда не меняется» и в чём вообще суть пресловутой Пустоши.

Сразу оговорюсь, что речь пойдёт о мире Fallout 1, Fallout 2, Fallout: New Vegas, то есть мире и событиях классических частей игр Interplay и Obsidian. Также в качестве дополнительных источников идей будут задействованы руководства к играм, Библия Fallout (серия интервью с Крисом Авеллоном), серия вопросов-ответов с Джошуа Сойером и видео с канала Тима Кейна, потому что это важно с точки зрения того, какие идеи хотели вложить геймдизайнеры в структуру этого мира, что они хотели показать и о чём рассказать. Именно в таком прочтении будет существовать канон мира Fallout в данной статье. Всё, что Bethesda внесла в мир Fallout, то бишь Fallout 3, 4 и 76, тут не рассматривается, поскольку нарушает целостность мира, создаёт противоречия и вообще не выдерживает никакой критики (грядущий сериал по Fallout ожидаю с содроганием). Я не буду сильно распространяться об этом, просто вынесу под спойлер, и мы не будем к этому возвращаться. Давайте просто исходить из того, что Fallout от Bethesda не существует.

TL;DR-версия для тех, кому лень читать и нужны только выводы и ответы на вопросы.

Каждая игра серии описывает определённую стадию развития мира после войны и новое поколение человечества. Мир Fallout 1 — постапокалиптика в чистом виде, Fallout 2 — «пост»-постапокалиптика, Fallout: New Vegas — «ковбойские побегушки» с полноценной, без оговорок, войной. Так что если вам кажется, что эти части игры совершенно разные по атмосфере и ощущениям, то, возможно, вам не кажется.

[Fallout] На скриншоте: Волт-бой: Приготовьтесь.

Повествование не будет полным без описания довоенного мира — причудливого, тревожного и в какой-то мере антигуманного.

Поколение 2077: американское поле экспериментов

Представьте себя в роли жителя довоенного Fallout. На дворе 2077-й. Уже третий десяток лет идёт война за ресурсы, и вы, вероятно, уже привыкли к такому положению дел. Об ООН вам тоже скорее всего известно только из учебников истории — эта организация перестала существовать после невнятных попыток сохранить мир. Ядерное оружие уже применили: Ближний Восток и Европа лежат в руинах. В свете этого в США полным ходом идёт строительство Убежищ, регулярно проводятся учения по гражданской обороне.

[Fallout] На скриншоте: Агитационный плакат.

Автомобиль стал роскошью ещё десяток лет назад. Горючее слишком ценно, чтобы тратить его на автомобили, поэтому старые добрые авто на двигателе внутреннего сгорания ушли в прошлое, а новые модели на ядерном топливе разработаны недавно и ещё не стали массовыми, несмотря на огромный спрос.

[Fallout] На скриншоте: Реклама Корвеги.

В крупных городах США то и дело возникают проблемы с продовольствием и энергообеспечением, люди бунтуют, эти бунты жестоко подавляются, на подавление восстаний направлены войска, строятся временные тюрьмы. Уже больше года действует чрезвычайное положение.

Из-за очередной вспышки так называемой Новой чумы по всей стране объявлены карантинные меры. Распространено мнение, что Новая чума имеет рукотворное происхождение.

[Fallout] На скриншоте: Силовая броня на фоне американского флага.

Интернета, каким он известен людям в реальном мире, не существует. Из источников информации есть только телевизор и газеты. Телевизор показывает новости из аннексированной в прошлом году Канады, и вы видите как «наши мальчики» поддерживают мир, расстреливая в затылок тех, кто, очевидно, этому миру угрожает. Для вас жизнь идёт своим чередом. Если есть деньги, вы подумываете, не купить ли военные облигации, но всё же возмущаетесь стоимостью новой «Корвеги» за 200 тысяч долларов, что выглядит неподъёмно даже с учётом высокой инфляции. Подземные Убежища, последнее из которых достроили ещё несколько лет назад, активно рекламируются.

Население не доверяет правительству. Вы не имеете ни малейшего понятия, какие цели преследуют эти люди, вы даже не знаете, где они находятся. Теории заговора процветают: яйцеголовые в своих мегакорпорациях что-то исследуют и проводят нечеловеческие эксперименты, и всё в таком духе. Недавно в прессе появилась информация об исследованиях вируса ВРЭ и конечно же, что лишь подлило масла в огонь. С новой силой разгорелись протесты и обвинения правительства США в создании вируса Новой чумы.

[Fallout] На скриншоте: Довоенный Лос-Анджелес.
Довоенный LA.

Предвоенный мир скатывается в антиутопию.

Первые поколения Пустоши

Довоенное поколение заложило основы постъядерного будущего и сделало мир таким, каким мы его видим в Fallout 1 — первые Убежища начали открываться уже через 10 лет.

Впервые за тысячи лет человечество оказалось в ситуации, когда оно вынуждено заново формировать среду обитания. Пустошь снова сделала людей биологическим видом, которому приходится сражаться в эволюционной борьбе за звание венца творения.

Предыстория мира Fallout 1 демонстрирует, как выживание в этом мире может подчиняться законам конкуренции, кооперации и развития ранних сообществ:

  • Сразу создаются стабильные ячейки общества с базовой экономикой, основанной на земледелии и скотоводстве, исходя из того, что в каждом Убежище был ГЭКК, который был использован. (Мы знаем, что Шэйди Сэндс и Город Убежища основаны выходцами из Убежища с помощью ГЭКК, и хотя нам неизвестно, какие сообщества были ещё созданы с его помощью, мы всё же можем сделать выводы, что помимо упомянутых, были и ещё).
  • Один из ключевых персонажей серии, Гарольд, после выхода из Убежища посвящает себя торговле и путешествиям. Мы легко можем сделать вывод, что он — один из многих участвовавших в создании базовых экономических и дипломатических отношений между первыми поселениями.
  • Хаб создаётся вокруг пустынного оазиса на перекрёстке торговых путей, как перевалочный пункт для караванов, а также источник воды. Лагерь становится городом и начинает процветать. Ангус, создатель Хаба, становится его правителем. Вода превращается в меру всего, а бутылочные крышки — в основную валюту, обеспеченную водой.
  • По мере развития сети караванов, появляются и грабители: рейдеры и мутанты. Как следствие, возникают структуры для защиты караванов, а те, у кого есть и деньги, и сила, неизбежно обретают власть.
  • После смерти Ангуса Хаб погружается в хаос. Ушлые ребята захватывают источник воды и начинают требовать огромные пошлины. Начинаются торговые войны, по итогу которых в Хабе формируется Центральный совет, в котором представлено по два человека с каждой торговой компании. Фактически, Хаб становится торговой республикой.
  • По мере открытия новых Убежищ их выходцы основывают поселения и в большинстве своём включаются в уже существующую экономическую и политическую системы.

Созданное за семь десятков лет общество оказывается достаточно развитым для выживания и даже развития, но ещё недостаточно централизованным и зрелым, чтобы отразить растущую угрозу супермутантов и Повелителя. Караваны продолжают исчезать.

Fallout 1

Давайте взглянем на мир после ядерной войны глазами наиболее значимых персонажей. Именно они в той или иной степени сформировали мир таким, каким игрок увидит его во второй части игры. Эти персонажи не ведут длительных философских дискуссий, а сами олицетворяют определённое высказывание, одним фактом своего существования поднимая важные вопросы о человеческой природе, морали и будущем человечества в мире Fallout.

Выходец из Убежища и Повелитель

[Fallout] На скриншоте: Создатель.
Мастер в хай-ресе.

Я мало что знаю о войне, но это не имеет большого значения. Множество людей погибло, когда взорвалось множество атомных бомб, почти уничтожив мир. Если вы не знаете, что такое атомная бомба, представьте себе худшую вещь из возможных. Атомные бомбы были ещё хуже.

Выходец из Убежища, мемуары, руководство пользователя Fallout 2

Эта цитата говорит, что люди постъядерного мира прекрасно понимали, что ядерная война — максимально возможное зло, которое случилось, и которое не должно повториться никогда. В мире Fallout не найдётся злодея, который хотел бы допустить подобное. В том числе и Повелитель руководствовался благими намерениями, считая, что только в единстве можно избежать повторного конца света и всячески к этому стремился.

Мы не изменимся. Не изменимся, если только не станем одним народом. Одним. Одним. Одним. Одной расой. Одной. Одной. Одной. Единство позволит нам обойти эти мелкие заботы и разделаться с главными проблемами, стоящими перед нами. Ты хочешь стать частью всего этого, разве не так? Частью. [...] До тех пор, пока между нами будут различия, мы будем рвать друг друга на куски, сражаясь друг с другом.

Повелитель

Выходец из Убежища символизирует надежду на будущее и потенциал восстановления общества после атомного опустошения. В результате финальной встречи протагониста с антагонистом Повелитель уничтожает себя и дело своей жизни, как только понимает, что его поколение супермутантов будет первым и последним, вся его работа была напрасна, а его подчинённые скрывают от него правду.

Множество личностей внутри Повелителя спорят, но преобладает одно мнение. Повелитель понял что безумен, и что именно такие как Выходец из убежища — надежда человечества, и это явно проговаривается самим Повелителем.

Я... не думаю, что смогу продолжать. Продолжать? Сделать то, что я делал во имя прогресса и исцеления. Это было безумие. Теперь я вижу. Безумие. Безумие? Надежды нет. Уходи, уходи, пока у тебя ещё есть надежда...

Повелитель

Это был человеческий голос... или голос, который когда-то был человеческим в попытках найти, возможно, какую-то малую часть, оставшуюся от человека, все ещё живого, запертого внутри чудовищной биомассы.

Гарольд

[Fallout] На скриншоте: Гарольд.
Гарольд, скрывающий боль.

Один из первых торговцев на Пустоши, первооткрыватель базы мутантов Марипозы, знаток Когтей cмерти, воплощает надежду, но в то же время и боль постапокалиптического мира. Один из тех, кто сформировал и сделал мир Fallout таким, каким он стал. После мутации общество не приняло его обратно, на его карьере торговца был поставлен крест, он просит милостыню. Не будучи гулем, он является ярким примером того, как гули не принимаются обществом.

Ну, я мутировал. Конечно, не родился таким уродливым. Это произошло, когда мы пытались выяснить, откуда взялись мутанты. [...] Очнулся я в пустыне, еле живой. Мне ещё повезло — через пару дней меня караван подобрал. Я уже тогда начал мутировать. Привезли меня сюда, и вот с тех пор я здесь. [...] С тех пор как я сюда вернулся, хабберы мне покоя не дают. Все время кто-нибудь цепляется к бедному старому Гарольду. Но уехать я не могу. Всё-таки [всхлипывает] здесь мой дом.

Гарольд

Но это не значит что для Гарольда всё в прошлом. В будущем есть место и для гулей.

С вашей помощью Старый Гарольд сделал людей и гулей, живущих в Хабе, равноправными членами общества. Они работают бок о бок, и Хаб процветает.

Хорошая концовка для Хаба

Смотритель, изгнание Выходца из Убежища

Теперь моя семья выгнала меня и сказала, что я никогда не смогу вернуться. Я кричал. Я плакал. Постепенно я начал понимать, что Смотритель, возможно, был прав. Я изменился. Жизнь за пределами Убежища была другой, и теперь я тоже стал другим.

Выходец из Убежища, руководство пользователя Fallout 2

Когда Смотритель пытается дать понять, что Пустошь необратимо меняет людей, речь идёт, конечно, не только о навыках выживания. Уходя из Убежища, человек сталкивается с миром без структуры и власти, где никто не говорит, что делать и как жить. Это вынуждает стать самостоятельнее и учит принимать решения на свой страх и риск. Жизнь вне Убежища меняет и этику. Жизнь в Пустоши зачастую связана с неожиданными выборами, обычно с риском для жизни. Постоянная борьба за выживание в жестком мире Пустоши может привести к пересмотру убеждений и изначально невинных представлений.

Я понял, что для выживания необходимо работать вместе, даже с людьми, которым вы не доверяете. Я оказался в Джанктауне. Именно здесь я усвоил самое важное правило: делать хорошие вещи иногда значит быть очень плохим человеком.

Выходец из Убежища, руководство пользователя Fallout 2

Интересный пример: одна из альтернативных концовок Джанктауна представляет казино Гизмо как градообразующее предприятие, и именно выбор в пользу Гизмо оставляет надежду на лучшее (хоть и не каноническое) будущее Джанктауна.

Идея постапокалиптического мира заключалась в том, что могут быть квесты с моральными дилеммами, которые не обязательно решаются наилучшим образом. Иногда даже лучшее решение может оказаться «не очень».

Тим Кейн

Не буду больше висеть на теме первого Fallout, попытаюсь лишь ответить на вопрос, как ценности Дхармы подчинили Пустошь, как именно Шэйди Сэндс, далеко не последний по важности, но всё же захолустный городок, стал идеологической опорой будущей Новой Калифорнийской Республики? Я считаю, что эти ценности уже так или иначе преобладали в Пустоши времён Fallout 1, несмотря на множество нерешённых проблем.

Пустошь вынудила выживших объединяться в сообщества и создавать организации с целью обеспечения безопасности и выживания. НКР сформировалась на основе принципов сотрудничества и взаимовыручки, несмотря на вызовы Пустоши, а скорее даже благодаря этим вызовам. Ядерная война привела к разрушению социальных институтов, но также предоставила возможность их восстановления с чистого листа. Выжившие начинают создавать новые формы правления, законы и образцы поведения, которые помогают восстанавливать общество. Самыми предприимчивыми и влиятельными оказались торговцы Хаба, а фермеры Шэйди Сэндс наряду с прочими поселениями просто дополнили существующие структуры идеологически и экономически.

Для этого деструктивная часть человечества (ака рейдеры) не должна превышать 10-20% от общей популяции выживших (это моя спекулятивная оценка, она основана лишь на здравом смысле и понимании, что будь этот процент выше, я не вижу вариантов, как постъядерное человечество вообще смогло бы самоорганизоваться и выжить).

В мире Fallout рейдеры часто представляют собой агрессивные и разрушительные группы, которые выживают, нападая на других выживших и перераспределяя их ресурсы в свою пользу. Это подобно поведению хищников в природе, которые охотятся на других живых существ. Однако рейдеры могут столкнуться с ограниченностью своих «добычных» ресурсов: если рейдеры разоряют и разрушают всё вокруг, не обеспечивая устойчивый источник продовольствия и других необходимых ресурсов, они тоже могут оказаться на грани выживания. Чтобы выжить, им придётся присоединиться к организованным обществам, изменить свой образ жизни с присваивающего на производственный или стать частью более устойчивой экономической системы.

[Fallout] На скриншоте: Щит и череп.

Если бы в Пустоши Fallout 1 господствовал режим, подобный режиму Нигана в «Ходячих мертвецах» или Сета в Некрополе, на месте НКР образовалась бы неофеодальная диктатура. Теоретически, такое вполне могло бы случиться, если бы торговые войны в Хабе закончились иначе.

Fallout 2 — кризис Арройо

Со временем, осознав правоту Смотрителя (как он её понял), Выходец из Убежища решил основать собственное поселение вдалеке от известного ему сообщества. Начало Fallout 2 сразу показывает последствия этого решения. Подвиги Выходца из Убежища, его решимость и независимость сделали его героем в глазах многих, и он прочно утвердил своё место в легендах. Но в Арройо он столкнулся с более сложным вызовом: создать будущее для своего народа.

Арройо, основанное Выходцем в надежде на процветание и безопасность, со временем встало перед трудностями, с которыми не могло справиться. Суровые условия Пустоши и изоляция, наряду с засухой и нехваткой ресурсов привели к деградации и превращению Арройо в племя с ограниченными знаниями и возможностями. Таким образом, великое наследие Выходца оказалось омрачено тем, что он не смог обеспечить своему народу устойчивое будущее.

Как сказал Дхарма, много прутиков по отдельности могут быть сломаны. Пруты в связке — нет.

Арадеш

Но почему Выходец так поступил? Как упоминалось выше, Выходец, по-своему поняв идеи Смотрителя, попытался не повторять прошлое человечества и его ошибок. И с этой точки зрения, Выходца из Убежища можно понять. Обратимся к «Книге старейшин» (предыстория и часть руководства игрока Fallout 2).

Из отрывков ниже мы видим, что был избран явный курс на самоизоляцию с элементами технофобии:

Выходец из Убежища был тем, кто выбрал место для нашей деревни за большой сухой долиной. Окружающие земли бесплодны и малоинтересны для случайного путешественника. Часто лучший способ оставаться в безопасности — это находиться в месте, не представляющем особого интереса в глазах других.

[...]

Люди за пределами Великого моста, отделяющего нашу деревню от мира, похоже, находят огромное удовлетворение в сборе объедков и остатков времён, предшествовавших великим пожарам. Каким-то образом эта связь с прошлым утешает их. Наше Племя отличается тем, что мы обретаем счастье, создавая новые начинания, и обретаем безопасность, полагаясь на свои способности, а не на артефакты минувших времен. Однако, несмотря на это, чтобы путешествовать по Пустошам, нужно в некоторой степени перенимать образ жизни их обитателей. Вещи прошлых времён могут отравить душу, если на них полагаться, но поскольку они помогут выжить, они необходимы.

Руководство пользователя Fallout 2

В дальнейших заметках мы видим упор на добрососедские (семейные) ценности и общее благо, где все знают друг друга и нет причин для вражды, и в очередной раз мир за Великим мостом противопоставляется их небольшой общине:

В небольших общинах вроде нашей деревни соседи знают друг друга и разделяют чувство ответственности за общее благо. Похоже, что чем больше людей скапливается в каком-то районе, тем больше у них тенденция становиться капризными и склонными к насилию. Нет большего доказательства этой тенденции, чем светящиеся кратеры на месте некогда переполненных городов. Остерегайтесь слишком большой концентрации людей — это делает нас опаснее друг для друга, чем когда-либо.

Убеждение, что высокая концентрация людей вредна, руководство пользователя Fallout 2

Как же быть, если Арройо будет процветать и его население будет расти? Похоже, что задумка как раз и была в том, что Арройо никогда и не должен был вырасти из небольшой общины, будто бы этот вопрос и не ставился.

Основав Арройо вдалеке от прочих людей, Выходец из Убежища выражал убеждение в необходимости не повторять историю человечества. Он стремился создать более простую и устойчивую общину, свободную от конфликтов, которые привели к разрушению Старого мира, где ценности семьи и взаимопомощь стояли бы во главе угла. Быть вдалеке от больших скоплений людей было частью его стратегии сохранения созданной им культуры и принципов. Однако, несмотря на эти усилия, самоизоляция Арройо не исключила вызовов и проблем, с которыми столкнулись его жители. Внутренние и внешние факторы влияли на развитие общины, подчёркивая сложность создания идеального общества в постъядерном мире. Выходец ошибся, и его наследие оказалось поставлено на грань исчезновения.

Этот трагический урок подчёркивает важность взаимодействия и сотрудничества в мире Fallout. Даже самый независимый и амбициозный герой не может справиться с вызовами и сохранить культурное и технологическое наследие своего народа без взаимодействия с другими. Пустошь — безжалостное место, которое не считается с амбициями и самодостаточностью. Она перемалывает и выплёвывает не готовых адаптироваться и сотрудничать. Будучи героем, ты можешь изменить ход истории, всех спасти. Но создать будущее без взаимодействия с прочими людьми не получится. Быть великим героем вовсе не значит быть великим лидером.

Fallout 2 — Пустошь уже не та

Если в первой части серии Пустошь — место, где поднимаются вопросы моральных дилемм, выживания и адаптации, то Пустошь Fallout 2 — уже во многом поле для исследования социальных и политических тем. В Fallout 2 уже можно увидеть как попытки восстановления структур власти и порядка, так и борьбу за ресурсы и власть.

Это всё ещё Пустошь, фронтир, но уже представляющий своего рода арену новых возможностей, на которой несколько центров силы пытаются тянуть одеяло на себя, конкурируя за ресурсы и власть. При этом каждый не может жить без другого, то есть они взаимозависимы, и каждый не может развиваться по тем или иным причинам.

Город Убежища

Город Убежища — источник высоких медицинских технологий ввиду специфики Убежища 8. Экономически, уровень жизни граждан Волт-Сити даже выше среднего довоенного уровня.

[Fallout] На скриншоте: Город Убежища.

Однако у Города Убежища есть и проблемы. Во-первых, это кризис роста: ядерный реактор Убежища работает на пределе возможностей. Во-вторых, кризис Гекко.

Гордон: Город Убежища, видите ли, имеет достаточно энергии для своих текущих нужд — до тех пор, пока они не замахиваются на большее. Но электростанция Убежища, которую они используют, никогда не предназначалась для снабжения энергией целого города. Сейчас она работает на пределе. Без дополнительной энергии они не смогут расширяться.

Избранный: Не понимаю, как это играет вам на руку.

Гордон: Видите ли, раз уж наша электростанция работает лучше, мы могли бы торговать нашей избыточной энергией и услугами технических экспертов в обмен на медицинские технологии Города Убежища.

Избранный: И?

Гордон: Без дополнительной энергии Город Убежища сожжёт свой реактор через 15 лет. Если реактор Гекко не починить, мы и половины этого времени не протянем. В любом случае, без медицинской помощи все мы, гули, в ближайшие 20 лет вымрем. Если Город Убежища и Гекко не объединят усилия, всем будет плохо.

Диалог в Гекко

Где вход, там и выход: кризисы Города Убежища — отличные возможности для его развития, но ему препятствует социальное устройство — тоталитарная классовая привилегированная система, граждане которой получают высочайшее медицинское обслуживание и образование, а основу базовой экономики (надо отметить, небольшой) составляет рабский труд. Такое общество не идёт на компромиссы.

Нью-Рино

Самый большой маленький город в мире, жизнь и экономику которого образуют семьи. Мордино строят нарко-империю, пытаются контролировать Реддинг посредством наркотиков, и как следствие, заполучить контроль над торговлей в северной Калифорнии. Бишоп инвестирует в инфраструктуру Рино, а также работает на НКР и напрягает Город Убежища (кстати, это первый, но не последний раз, когда НКР использует «прокси»-силы для достижения своих целей). Сальваторе взаимодействуют с Дэном и Анклавом чтобы получить господство за счёт высокотехнологичного оружия. Райты гонят самогон и тоже ищут способы избавиться от прочих семей. Отсутствие единого правления и постоянные риски быть убитым не позволяют Нью-Рино развиваться в определённом направлении.

[Fallout] На скриншоте: Рино в реальной жизни.
Рино IRL.

Дэн — своего рода младший экономический партнёр Нью-Рино, через него проходят рабы для нарко-империи Мордино и химикаты для Сальваторе.

Прочая периферия

Периферия: Кламат (торгует шкурами), Дэн (рабы, химия, самогон), Модок (агрокультура), Реддинг (руда, золото), Брокен Хиллс (урановая руда) — поселения торгового «браминового кольца», которое, собственно, и замыкает круг субъектов-участников сюжета.

Новая Калифорнийская Республика

Федеративная республика юга Калифорнии, начинающая экспансию на север Калифорнии и часть Невады. Уже имеющая некоторые контакты с Нью-Рино через Бишопа, стремится заполучить Город Убежища и Реддинг, и как следствие, описанные выше территории «Большого браминового кольца».

Доллары НКР вытеснили крышки. Сам факт того, что в мире Fallout впервые появляется некое подобие правительства с контролируемой валютой, которая обеспечивает стабильность и доверие, а бутылочные крышки как валюта теряют значимость, уже говорит о высоком уровне развития общества.

[Fallout] Сотня долларов НКР.
[Fallout] Пять долларов НКР.
[Fallout] Двадцать долларов НКР.

Мы не знаем, что творится к югу от Шэйди Сэндс, но подозреваем что там всё вполне отлично, общество и экономика достаточно развиты, уровень жизни, возможно, сопоставим с уровнем жизни европейца начала 20 века. Но действие игры происходит не в НКР, а за её пределами (игрок имеет возможность посетить столицу НКР, но на этом всё).

Основанная восемьдесят лет назад, НКР сейчас состоит из штатов Шэйди, Лос-Анджелес, Мэксон, Хаб и Дейглоу. Около 700 000 граждан рады назвать НКР своим домом.

Голодиск об истории НКР

Это, кстати, весьма приличное население, примерно равное населению среднего штата (такого как Орегон) в начале 20 века в реальных США.

По всему выходит так, что у НКР нет проблем с ростом и экспансией. Её экономическое и военное могущество несопоставимо выше, так что интеграция всего фронтира Fallout 2 в НКР — лишь вопрос времени.

Прощание со Старым миром

Финал второй части ставит под сомнение человечность «чистого человечества» и противопоставляет его «мутантам»: Избранный вдруг узнаёт, что все люди Пустоши, включая его самого — мутанты, радиоактивные фрики. Безотносительно того, факт ли это и так ли сильно ДНК жителя Пустоши отличается от ДНК жителя Анклава, соперничество двух видов человеческой расы завершается именно здесь.

Работа президента частью и состоит в том, чтобы принимать трудные решения. Пожертвовать множеством полулюдей ради спасения человечества. Человечество превыше всего. [...] Если бы был другой способ... но его нет. Когда речь идёт о выживании человечества, никакая цена не может быть слишком высокой. Если бы вы были человеком, вы согласились бы со мной.

[...]

Мне не кажется, что на этой старой, усталой планете хватит места для двух доминантных видов. Если вопрос ставится — мы или вы... Ну что ж, я выберу нас.

Президент Дик Ричардсон

[Fallout] На скриншоте: Дик Ричардсон.
Гордый лидер человеческой расы.

Убежища строились не для спасения человечества — это была серия социальных экспериментов, выживание участников которого имело значение только в рамках этих экспериментов. Поэтому уничтожение людей Пустоши не считается чем-то плохим с точки зрения руководства Анклава — они изначально не должны были выжить.

Идеи в этом видео, хоть сформулированные «задним числом», хорошо объясняют смысл экспериментов Убежищ и дают потенциально много идей для новой игры из серии Fallout, посвящённой Vault-Tec.

Протагонист в лице Избранного и жители Пустоши с ним — другое человечество, новое, ненастоящее, мутировавшее. Но речь здесь совсем не о сложном моральном выборе — хотя взгляды и намерения Анклава логичны и понятны, в его лице мы видим то самое довоенное правительство мира-антиутопии, которому никто не доверял, то самое, старое человечество, уже уничтожившее мир однажды и, что важно, собирающееся сделать это снова.

Взрыв нефтяной вышки олицетворяет окончательный конец Старого мира, развитие и возрождение нового человечества, которое уже, строго говоря, не «то самое» человечество в биологическом смысле. Второй раз создатели игры заявляют, что обитатели Пустошей — будущее человечества. Даже мнение, что они уже не люди в чистом виде, не имеет значения. Человечество Старого мира навсегда остаётся в прошлом.

Сноска про Братство стали и ещё одно последствие изоляционизма

Во времена до Fallout 1 Братство совместно с торговцами Хаба боролось с Вайперами. Как следствие совместной борьбы, отношения между Братством и Хабом лишь улучшились. После известных событий первого Fallout Братство помогало избавиться от остатков армии мутантов, лишившихся предводителя. То есть Братство было достаточно открытой миру организацией. Торговые и союзнические отношения процветали. И хотя Братство уже не принимало в свои ряды посторонних, на то время это лишь добавляло им элитарности без отрицательных последствий.

Во время событий до начала Fallout 2, Братство продолжало развивать добрые отношения и с набирающей влияние НКР, и хоть оно и не стало его частью, достигло пика своей силы и открытости, став могущественным союзником.

Когда-то мы были единственным оплотом науки и техники, оставшимся на планете. Мы основали что-то вроде «полиции технологий». Мы хранили в тайне старые знания и очень неохотно делились ими. И уж, конечно, только с теми, кого считали достойными и достаточно мудрыми для правильного их применения.

Мэтью, Братство стали

По мере развития НКР (во время событий Fallout 2 и после), она и сама достигла технологического уровня, пусть и не сравнимого с уровнем Братства, но экономическое и численное превосходство НКР было очевидно.

Итак, после окончания Fallout 2 они фактически вступили в конфликт с НКР из-за контроля над технологиями, в основном энергетическим оружием, потому что одна из основных целей Братства — контроль над этими технологиями. НКР не хотела отдавать его, поэтому они начали войну.

Джош Сойер

Войну эту Братство проиграло и стагнация сменилась неуклонным упадком.

Из-за разногласий по поводу контроля над технологиями в Пустошах Братство стали развязало долгую и кровавую войну против НКР. Несмотря на превосходное оснащение и подготовку, Братство в конце концов отступило.

Загрузочный экран Fallout: New Vegas

Победа далась НКР ценой множества жизней, но она стала единственной силой в калифорнийской пустоши.

Время от времени НКР нападала на бункеры Братства. В четырёх случаях из шести, о которых мне известно, бункеры взрывались. Я предполагаю, это стандартная практика для Братства устанавливать в них систему самоуничтожения.

Роберт Хаус

Что как бы намекает, что НКР имела возможность заполучить некоторые технологии Братства, хоть и не всегда. Битва у Гелиос Один стала, наверное, последней каплей, поставившей Братство на грань вымирания.

По сути, это террористическая группировка. Воинствующие квазирелигиозные фанатики, помешанные на собирании довоенной техники. Не всякой техники, прошу заметить. Что-то я не заметил, чтобы они охапками тащили из больниц автодоки и протезы органов. Нет, они предпочитают ту разновидность техники, которая отправляет людей в могилу.

Миру не нужны эмоционально нестабильные техно-фетишисты.

Роберт Хаус

Эти слова мистера Хауса можно сделать их эпитафией. В очередной раз стратегия изоляционизма и нежелание меняться не оправдалась в долгосрочной перспективе.

[Fallout: New Vegas] На скриншоте: Бункер Братства стали.
Последнее пристанище Братства.

Существовали альтернативные подходы, которые могли бы спасти Братство от упадка. Братство могло бы приспособиться к изменяющимся условиям и проявить гибкость: дать доступ к своим технологиям, стать более открытым и гибким обществом. Сотрудничать с другими фракциями, обмениваться ресурсами и защищать общие интересы. Однако эти альтернативы несовместимы с его идеологией и традициями.

Вероника: Я пытаюсь открыть вам глаза. Нам нужно привлечь внешний мир. Мы не сможем победить без новых рекрутов.

Нолан Макнамара: Что говорит Кодекс?

Вероника: Кучу предвзятой чуши.

Нолан Макнамара: Мы не помогаем им и не впускаем их.

Вероника: Но...

Нолан Макнамара: Мы храним знания, которыми они никогда не должны обладать.

Вероника: Дайте шанс. Для меня. Я не могу оставаться здесь и смотреть, как мы чахнем.

Нолан Макнамара: Мне очень жаль.

Вероника: Мы вымрем.

Нолан Макнамара: *Вздыхает* Я знаю.

Диалог в Fallout: New Vegas

Fallout New Vegas — место действия

Пустошь в мире Fallout не стоит на месте, а меняется в зависимости от исторических и временных факторов. Эта эволюция Пустоши — важная часть общей сюжетной динамики.

Вначале люди сталкиваются с иссушённой и опасной Пустошью, где ресурсы ограничены, а выживание проблематично. Однако по мере развития человечества мир начинает меняться. «Оазисы» Убежищ, городов и поселений появляются и процветают, создавая островки стабильности и надёжности. Эти «оазисы» расширяют влияние, отвоёвывая жизненное пространство у Пустоши. Пустошь уменьшается, как и её роль. В Fallout: New Vegas роль Пустоши сведена к декоративной: теперь это сцена для противостояния НКР и Легиона.

Вообще, во всех играх серии местом действия всегда является какой-то фронтир, пограничье, ничейные земли. В первой части можно сказать, что Пустошь была везде, она была всеобъемлюща. Место действия второй части — дикие места примитивных племён, охотников, рабовладельцев, изоляционистов, сквоттеров, которым ещё предстояло быть поглощёнными НКР. В Fallout: New Vegas это Пустошь Мохаве со своими особенностями и скидкой на то, что прошло уже две сотни лет после Великой войны, это всё же фронтир.

Пустошь Мохаве — не слишком развитое по меркам Fallout место. Здесь несколько поселений, живущих охотой, сельским хозяйством, торговлей и азартными играми, но нет таких центров силы, как НКР или Город Убежища. Роль мускулов и в своём роде «смотрящих» здесь выполняли Пустынные рейнджеры. Представляли ли они какую-то реальную власть в Мохаве? Вряд ли. Но из-за угрозы Легиона именно они заключили пакт с НКР (кроме них НКР сюда никто не звал!), в результате чего вся пустошь Мохаве была ими аннексирована, а сами Пустынные рейнджеры вошли в состав рейнджеров НКР.

Десять лет тому назад командир Элиза встретилась с представителями Пустынных рейнджеров, чтобы обсудить условия будущего Договора объединения. Этот договор не просто включил Пустынных рейнджеров в состав Республики. Он обязал нас защищать южную Неваду от Легиона Цезаря и его диктаторского режима.

Президент Кимбол

Примечательно, что представители Пустынных рейнджеров остались неназванными, что добавляет мутности в эту историю.

[Fallout: New Vegas] Агитационный плакат НКР с рейнджером.
[Fallout: New Vegas] Агитационный плакат НКР с военным.

Семью годами ранее «проснулся» и Мистер Хаус, решивший податься в политику, объединивший вокруг себя часть населявших Вегас племён и заключивший с НКР отдельное соглашение. Это соглашение ничего не меняло, но НКР признавала субъектность и независимость Вегаса. Таким образом, на Пустоши Мохаве образовалось сразу три центра силы.

Не стоит, однако, забывать, что Пустошь Мохаве на момент начала Fallout: New Vegas — ничейная территория под оккупацией, но не под полной властью НКР. То же самое, кстати, касается и Легиона, который представлен здесь только армией. По этой причине, вся критика в сторону этих фракций основывается (не полностью, но в значительной части) только на влиянии оккупационной администрации (со стороны НКР) и армии Легиона (с другой стороны).

Fallout: New Vegas как способ по-новому взглянуть на НКР

Из предыстории видно, что НКР в очередной раз, как и всегда, выбирает путь мягкой или непрямой силы (будь то дипломатия, экономическое влияние или бандитские методы) и переходит к прямому противостоянию, только когда мирные варианты уже не работают. Однако и тяжёлые военные противостояния НКР не чужды, как мы видим на примере войны с Братством.

Все Fallout-ы, в той или иной мере, повествуют про НКР — о том, как новая республика послевоенного человечества распространяет влияние на новый фронтир. Fallout 1 — как НКР появилась и заняла собой всю территорию игры. В Fallout 2 НКР представляет собой всю территорию Fallout 1. В Fallout: New Vegas — НКР занимает все территории Fallout 1 и Fallout 2.

Fallout: New Vegas — новый способ контекстуализовать НКР, взглянуть на неё иначе, с намного большим количеством новых точек зрения, чем ранее. Именно в этой части серии взгляд на Республику уже куда внимательнее и многограннее. Во время событий предыдущих частей появление и экспансия НКР выглядели безальтернативными. И только в Fallout: New Vegas эта безальтернативность ставится под вопрос. Здесь мы узнаём, что НКР имеет множество проблем Старого мира: бюрократия, коррупция, инфляция, высокие налоги, отсутствие контроля и элементарной безопасности, дело доходит даже до военных преступлений, которые никто не берётся расследовать.

Передовой отряд сразу заметили. Мы услышали стрельбу. Потом Ханы побежали через каньон 37. Всё пошло не так. Бежали женщины, дети, старики. Потом и раненые. Мы запросили новые распоряжения, но командование, видимо, не поняло, что происходит. Нам приказали стрелять, пока патроны не кончатся. Так мы и сделали.

Крейг Бун о резне в Биттер-Спрингс

НКР всё ещё на словах (да во многом и на деле, чего уж там) сохраняет изначальные идеалы гражданского общества и демократии. Однако она всегда была этаким федеративным лоскутным одеялом. В результате столкновений с другими сообществами (и их поглощений), в их методах управления появилась некая моральная гибкость и компромиссы. Достаточно вспомнить хотя бы эту мутную историю «Договора объединения» с позвавшими на помощь Пустынными рейнджерами. Или вот ещё пример: НКР беспокоят Джейкобстаун, провоцируя живущих в нём супермутантов на ответную реакцию. Такой способ с «прокси» сработал в своё время с Городом Убежища, и это в очередной раз показывает, что НКР со временем не стала «чище» в некоторых методах.

Если НКР или кто-то ещё ищет предлог для нападения на Джейкобстаун, от нас они его не получат.

Маркус

Разумеется, можно побыть адвокатом НКР и справедливо возразить, что история с НКР и Джейкобстауном не подтверждена на 100% в самой игре. А претензии к «Договору объединения» вообще лишь домыслы, на самом деле никто в игре не подвергал сомнению легитимность этого договора. Однако такие вопросы ставит сама игра, так что осадочек всё равно остаётся.

[Fallout: New Vegas] На скриншоте: Помощь от НКР.
НКР всегда придёт и поможет.

С экономикой в НКР тоже не всё радужно. Предшествующая событиям Fallout: New Vegas война с Братством плохо сказалась на экономике, и доверие к валюте НКР было подорвано. Население частично (во всяком случае, на Пустоши Мохаве уж точно) вернулось к бутылочным крышкам, как и в старые времена, обеспеченным водой. Кстати, Хаб — ближайший к Пустоши Мохаве крупный город НКР.

Братство Стали совершало набеги на золотые запасы НКР, пока она больше не смогла производить золотые монеты и обеспечивать бумажные деньги. Они отказались от золотого стандарта и установили бумажную валюту, поэтому её стоимость переоценена как по сравнению с крышками, так и (особенно) по отношению к монетам Легиона.

Джош Сойер

НКР демонстрирует неспособность справиться с валютным кризисом. И у нас нет оснований полагать, что этот кризис завершится — скорее всего, инфляция будет расти и после событий Fallout: New Vegas даже в случае хорошей для НКР концовки.

Что ещё важно знать о НКР как о государстве — у НКР (как и у Легиона) не было границ в привычном нам виде. Современный концепт государственных границ в реальном мире возник в 17 веке после Вестфальских соглашений и последующих договорённостей. В постъядерном мире Fallout ничего подобного даже близко не было. Мы можем только сказать, что река Колорадо — естественная граница между Легионом и НКР.

Есть сферы влияния и зоны контроля. Так, влияние НКР неявно и размыто, совершенно непонятно насколько далеко и качественно распространяются её законы и центральная власть. НКР изначально и до сих пор остаётся федеративной республикой. Можно представить насколько автономны Город Убежища, Сан-Франциско (кто-то даже может возразить, что они не входят в состав НКР) и Нью-Рино, который по канону продолжает самоуправляться несколькими семьями с их специфическим восприятием законности. Даже Хаб, который в НКР состоит с самых ранних дней, нисколько не парясь, вернулся к бутылочным крышкам, забив болт на валюту центра.

При этом нельзя сказать, что НКР чисто фантомное образование. Вспомним выбор Розы Шароны Кэссиди: решить проблему по-старинке, расправившись со злоумышленниками собственноручно, или позволить настигнуть их медленной руке правосудия. В постапокалиптическом мире такого выбора вообще бы не стояло. Но сейчас подобные вопросы говорят о совершенно ином уровне развития общества.

Для формирования принципиально новой точки зрения на НКР в повествование вводится Легион Цезаря.

Я попросил Джона Гонсалеса (создателя Цезаря) добавить дискуссию, в которой Цезарь оправдывал бы существование Легиона своей интерпретацией гегелевской диалектики, стремлением завоевать НКР и своим видением светлого будущего Легиона как возрождённой Римской империи после падения коррумпированной Римской республики (НКР).

Джош Сойер

Как и Джош Сойер, я тоже время от времени думаю о Римской империи. Кризис НКР во многом перекликается с кризисом Римской республики. Аналогий много:

НКР после войны с Братством, Рим после Пунических войн. И там, и там землевладельцы обрели сказочное богатство; и там, и там — не увенчавшиеся успехом земельные реформы. Что ещё? Высокая автономия территорий далеко от столицы. Мы также видим возрастающую роль армии, которая становится социальным лифтом. Остаётся только дождаться Цезаря с его легионами, переходящего свой Рубикон.

Цезарь верит, что правительство НКР является неоримской республикой. Он хочет взять её под контроль, потому что верит, что, подобно Юлию Цезарю, может вызвать перемены к лучшему (по его мнению).

Джош Сойер

НКР должна измениться, об этом в игре кричит буквально всё, и Цезарь не исключение.

И раз уж мы дошли до Цезаря, обратим внимание на его прочтение гегелевской диалектики.

Цезарь основывает свою философию на том, что человечество исторически развивалось через борьбу и конфликт, через противопоставление тезиса и антитезиса. Он верит, что эта конфронтация создавала кризисы и способствовала эволюции общества. В своём рассуждении Цезарь видит тезисом давно установившуюся власть и антитезисом силы, стремящиеся изменить установленный порядок.

Строго говоря, это не Гегель ввёл понятия тезиса-антитезиса-синтеза, а Фихте, но сильно душнить на эту тему не буду.

Легион под руководством Цезаря представляет собой воплощение его философии в действии. Цезарь пришёл к выводу, что стабильный порядок и власть требуют жёсткой и бескомпромиссной централизации власти. Его Легион — инструмент изменения, антитезис, который должен столкнуться с существующим порядком и установить новый, основанный на его жестоких идеалах.

Тезис и антитезис противостоят друг другу, но, с другой стороны, и дополняют, в каком-то смысле создавая некую полноту. Поначалу они несовместимы, но при развитии и некоей координации они становятся частями будущего синтеза, который, собственно, и формируют. Каждая следующая стадия развития сложнее и прогрессивнее другой.

Непосредственно процесс поиска синтеза заключается в процедуре снятия (устранения) противоречий. По мере того как снимаются противоречия, происходит развитие. Иногда война может быть одним из способов снятия этих противоречий, хотя есть и другие подходы.

Цезарь утверждает, что его жестокие методы и правила служат высшей цели — прекращению хаоса и установлению порядка в мире. Он видит себя как зло, необходимое для достижения стабильности. Его философские обоснования вызывают моральные и этические дилеммы. Его методы, включая рабство и жестокие наказания, вызывают отвращение и сопротивление у многих персонажей в мире Fallout: New Vegas. Вопрос, насколько высока цена стабильности и порядка, является ключевым в философии Легиона.

Развёрнутое пояснение, каково жилось бы под властью Легиона, дают концовки, а также сами разработчики, рассказывая о вырезанном контенте Легиона.

В дополнительных локациях Легиона могло бы быть больше путешествующих жителей территорий Легиона, не принадлежащих к Легиону. Форт и бухта Коттонвуд — мощные военные аванпосты, подавляющее большинство населения которых состояло из солдат и рабов. В других местах было бы больше «гражданских», о которых стоило бы думать не как о гражданах Легиона (Легион чисто военное образование), а как о людях (не племенных), живущих на территориях Легиона.

Пока Цезарь намеренно порабощает жителей НКР и Мохаве в зоне боевых действий, большая часть порабощения на востоке происходит среди племён. Как указывает Рауль, существуют неплеменные общины, давным-давно перешедшие под контроль Легиона. Дополнительные локации показали бы жизнь этих людей.

Общий тон был бы таким, каким можно было бы ожидать от жизни в условиях стабильной военной диктатуры, не встречающей внутреннего сопротивления: большинство людей наслаждаются безопасной и продуктивной жизнью (больше, чем до прибытия Легиона), но не имеют никаких свобод, прав или возможностей говорить, что происходит в их сообществах. Вода и энергия поступают стабильно, еды достаточно, путешествия безопасны, но если иногда кто-то переходит дорогу легионеру, этот кто-то остаётся без головы. Если Легион говорит кому-то что-то сделать, он просит только один раз — даже если это означает, что сообщество должно взять ноги в руки и переехать на пятьдесят миль. Коррупция в Легионе встречается редко, и Цезарь с ней жёстко (даже по стандартам Легиона) борется.

Короче говоря, жители территорий Легиона — не граждане и не рабы, но они также и не свободны. Люди, которые держат рот на замке, занимаются своими делами и кивают на редкие просьбы Легиона — они могут жить очень хорошо. Многих из них вообще не волнует, что они не имеют права голоса в происходящем вокруг (в основном потому, что они чувствовали, что никогда не имели права голоса до прихода Легиона).

Джош Сойер

[Fallout: New Vegas] Агитационный плакат НКР против легионеров.
[Fallout: New Vegas] Агитационный плакат НКР против фрументариев.
[Fallout: New Vegas] Агитационный плакат НКР против за женщин в армии.

Я не думаю, что Цезаря и Легион следует рассматривать с точки зрения «серой морали», как прочие варианты игрока. Думаю, что они могут быть такими, какие они есть, потому что ложь их вымысла призвана спровоцировать мысли об истине, то есть о природе людей, которые приходят к власти в таких обстоятельствах. Когда мы говорим «война никогда не меняется», мы говорим о чём-то подобном.

Джош Сойер

«Ложь их вымысла», вы поняли, да? Легион никогда не задумывался разработчиками, как обоснованный и оправданный выбор фракции. Они просто такие, какие они есть.

Итак, Легион, как и Анклав, не является «серым» вариантом. Это ультимативно злой выбор — превратить население Пустоши Мохаве в топливо для войны. Любые попытки обосновать или оправдать их разбиваются о критику.

  • «Дороги на территории Легиона безопасны» — вдоль этих дорог кресты распятых людей.
  • «Любой караван под защитой Легиона находится в безопасности даже за пределами территорий Легиона» — много ли мы видели таких караванов?
  • «Цезарь подчинил себе все рейдерские племена в Аризоне» — уничтожив их, сделав рабами или включив их в своё войско.
  • «Его модель принудительной ассимиляции эффективно себя показывает, как в игре, так и в истории реального мира» — многие жители ассимилированных племён об этом не расскажут. Принудительная ассимиляция — одно из определений геноцида.
  • «Члены завоёванных племён благодарны за то, что их цивилизовали» — только те, что неплохо устроились в войске, и то, я думаю, малая часть. Некоторым приходилось убивать и продавать в рабство своих соплеменников. Это больше похоже на принудительное объединение, и оно не надёжно.
  • «Большая часть населения покорилась и управляется мирно» — иначе бы их уничтожили. Хорошо что у них был хотя бы такой выбор.
  • «Еда и вода в достатке на территориях Легиона Цезаря» — правда неясно, достаточно ли еды и воды у рабов и женщин. В целом, по меркам НКР и с учётом того, что после ядерной войны прошло уже более двух сотен лет, отсутствие голода — сомнительное достижение.
  • «Фрументарии — единственная организованная группа шпионов на всей Пустоши» — это часть армии, и тот факт, что они более умны, хитры и организованны, делает их более харизматичными, но не делает положительными персонажами. К тому же, судя по результатам первой битвы у Дамбы, войска НКР оказались организованнее. Даже без участия Курьера у НКР были бы все шансы выиграть и вторую битву.
  • «Строгий порядок в обществе приводит к дальнейшей стабильности, и люди в конечном итоге становятся счастливее» — когда речь идёт о стабильном обществе, почему-то многие думают, что это именно они будут жить спокойной жизнью в довольстве, а кто-то другой будет за них воевать, быть рабом или висеть на кресте.
  • «Цезарь — уникальный персонаж, очень умный, отличный стратег, и он единственный, у кого есть видение будущего» — вот только он при смерти, и после его смерти почти наверняка наступят «тёмные века».

В Легионе ко всем относятся ужасно. Люди, способные сражаться, — это солдаты-рабы, которые служат до самой смерти. Мужчины, которые не способны сражаться — рабы до самой смерти. Женщин, способных рожать, принуждают к размножению до тех пор, пока они не перестанут рожать. Тогда они будут рабами до самой смерти. Цезарь делает это не потому, что ненавидит женщин или считает их ниже мужчин; он делает это, потому что всё, что его волнует, — это конечная цель: больше легионеров. Легионеры также являются средством достижения цели: завоевания НКР. Завоевание НКР также является средством достижения цели: её реформирования и создания новой квазиримской империи.

Джош Сойер

Свободная экономическая зона Нью-Вегаса

Важно отметить, что полярностей типа «тезис-антитезис» может быть больше двух. У нас есть ещё свободный Нью-Вегас со своим проектом развития, который с помощью протектеронов имеет потенциал прогнать и НКР, и Легион, дав НКР щелчок по носу и спровоцировав необходимые там реформы.

[Fallout: New Vegas] На скриншоте: Загрузочный экран.

И возможно, не Легион, а свободный Нью-Вегас (или Нью-Вегас Хауса) — это именно тот антитезис, что нужен НКР. Этот вариант также подразумевает определённое развитие и технический прогресс.

Он диктатор принципа невмешательства. «Делай, что хочешь, лишь бы не перечить мне». Мистера Хауса не волнуют другие люди и их действия, пока Вегас остаётся процветающим и он сохраняет контроль. Он не накладывает особых ограничений ни на людей, ни на бизнес, но всегда получает свою долю, а когда он издаёт указ, то это абсолютно. Нью-Вегас — место, где люди должны чувствовать, что могут делать что угодно. Мистер Хаус не ограничивает сексуальное поведение, употребление наркотиков или большинство других типов личного поведения. Единственные люди, которые действительно ощущают его прямое присутствие, — это представители других правительств, те, кто явно ему противоречит, и главы семей, которые должны отдавать ему долю прибыли.

Джош Сойер о мистере Хаусе

Независимый Нью-Вегас похож в на некоторый гибрид Нью-Рино (доходы от казино и сопутствующей деятельности) и Города Убежища (наличие высоких технологий), но в отличие от них, получивший значительную военную мощь, и поэтому просто так с ним не справиться.

Мистер Хаус — артефакт довоенной эпохи, бизнесмен, техногений и социопат. Это словно кривое зеркало НКР с диктатором во главе. Представьте главу одной из семей Нью-Рино или типичного браминового барона НКР, ставшего диктатором. Хаус делает необоснованные обещания, которым легко поверить, учитывая с какой уверенностью он о них говорит. Каким бы гением он ни был, его некомпетентность и неспособность управлять проявляется в том, что его собственные подчинённые (Бенни и Омерта) готовят мятежи против него. При этом даже зная о предательстве Бенни, Хаус мало бы что мог сделать, не имея протеже, если бы не удачное появление Курьера в качестве его замены. Его вынужденный метод управления делает его слишком зависимым от верности его протеже, и это делает его диктатуру чертовски ненадёжной.

[Fallout: New Vegas] На скриншоте: Базированный мистер Хаус.
Базированный мистер Хаус.

Для достижения моих целей мне нужен надёжный человек для выполнения определённых... задач.

Роберт Хаус

Хаус списан с Говарда Хьюза, который, как и Хаус, считал, что «каждый человек имеет цену», не гнушался давать взятки должностным лицам и политикам с целью лоббирования своих интересов в бизнесе и не особенно это скрывал.

В своих длинных диалогах он говорит вещи, с которыми сложно не согласиться. Однако каждый квест мистера Хауса так или иначе связан с увеличением военной мощи, уничтожением заговорщиков и политическими интригами. Нет ни одного квеста, по которому можно сказать, что Хаус действительно за светлое будущее и он заботится не только о себе. Это оправдывается военным положением. Ключевой целью на данном этапе Хаус считает избавление от оккупации НКР и нашествия Легиона.

Как глава исполнительной власти Свободной экономической зоны Нью-Вегас настоящим требую немедленного вывода всего военного персонала НКР из Нью-Вегаса и прилегающих территорий.

а) Да, понятие «весь военный персонал» включает рейнджеров НКР.

б) Термин «Нью-Вегас и прилегающие территории» включает (но не ограничивается) дамбу Гувера, международный аэропорт Маккарран, Гелиос Один и подстанцию Эльдорадо.

Важное замечание: моя многочисленная армия тяжеловооружённых секьюритронов жёстко запрограммирована бескомпромиссно подавлять любые акты агрессии.

Пока военный персонал НКР соблюдает распоряжение о выводе, с дамбы Гувера в НКР будут поступать вода и электричество.

а) Электричество: 5 крышек за квт/ч.

б) Вода: 5 крышек за галлон.

Администрация НКР будет получать счета каждые две недели. Цены могут изменяться без предварительного уведомления.

Ультиматум «Требование вывода войск» от мистера Хауса НКР

Ничего личного, только бизнес. И вот когда ключевые проблемы безопасности будут решены и пойдёт «бизнес как обычно», тогда, по словам Хауса, и начнётся движение к прекрасному технологическому будущему.

Мистер Хаус обладает неоспоримым авторитетом технократического провидца и предлагает своё видение будущего Нью-Вегаса. Его долгосрочная цель — использовать достопримечательности Нью-Вегаса в качестве экономического двигателя, чтобы возродить технологический прогресс человечества.

Руководство пользователя к Fallout: New Vegas

Дай мне 20 лет, и у меня вновь заработает отрасль высоких технологий. 50 лет — и я выведу людей на орбиту. 100 лет — и мои корабли с колонистами устремятся к звёздам в поисках планет, не отравленных злобой и безумием прошлого.

Роберт Хаус

Вегас Хауса, однако, не гарантирует мира и спокойствия на Пустоши Мохаве. Хауса не интересуют проблемы жителей Мохаве, и более того, он сурово наказывает своих противников. Достаточно привести пример Королей, обречённых на изгнание, либо на уничтожение. Жители окраин Нью-Вегаса находятся на грани выживания, и их участь никого (кроме Королей) не волнует. Жители Мохаве — вообще сами по себе. Выбор мистера Хауса — хороший выбор лишь для самого мистера Хауса.

Что касается надежд на светлое технологическое будущее Мохаве, то и оно сомнительно. Каким бы гением ни был Хаус, он не сможет в одиночку всё это обеспечить. У него попросту нет достаточного количества сотрудников с инженерным образованием. Нет никаких свидетельств, что он интересовался бы разработками Последователей Апокалипсиса. Технологии и человеческие ресурсы Братства остались в бункере, который он сам же и приказал уничтожить, а на инженеров НКР надеяться не приходится (Фантастик с Гелиос Один передаёт привет), хотя именно инженеры НКР восстановили работу дамбы, надо отдать им должное. Есть РЕПКОНН, где гули уже улетели на орбиту без его помощи — остались ли там ещё ракеты, которые можно запустить? Есть мемная Большая гора (Дыра), но она считается очень опасной — даже несмотря на это, до неё скорее НКР доберётся, чем Хаус. Чтобы вырастить из бедных и полудиких жителей Мохаве талантливых учёных и инженеров, необходима образовательная программа, которой Хаус вряд ли будет заниматься. Учитывая тот факт, что он даже пальцем не пошевелил, чтобы решить проблему голода для жителей Фрисайда, совершенно непонятно, как он обеспечит покупательскую способность своих жителей для процветания своих казино. Это делает его сильно зависимым от НКР, у которой эта покупательская способность в достатке. Фактически, именно жители НКР держат экономику Нью-Вегаса на плаву.

Что есть НКР? Общество людей, жаждущих комфорта, роскоши, удобств... Общество потребителей.

Роберт Хаус

В случае экономической блокады со стороны НКР у Хауса нет никаких средств и методов противостоять ей, кроме силовых. Конечно, он мог бы начать подкупать олигархов НКР для лоббирования своих интересов, но это не даёт никаких гарантий, и с учётом того, что его доходы будут урезаны, едва ли это принесёт успех.

Далее, вопрос дипломатический. Не стоит забывать, что предъявлением ультиматума НКР Хаус нарушает собственное слово под соглашением с ней, согласно которому во владениях Республики остаётся дамба и всё, что она производит. И после этого Хаус продолжает надеяться, что все поверят, что договоры с Хаусом чего-то стоят, и основывает на этом долгосрочные планы. Хаус попросту даёт НКР повод для разнообразных недружественных действий в отношении Нью-Вегаса.

Таким образом, даже если принять точку зрения, что Хаус — техногений и гений бизнеса, все его идеи и он сам уязвимы и имеют ряд изъянов, зависимы от многих факторов и имеют все шансы не воплотиться.

В целом, Курьер может провернуть плюс-минус то же и без Хауса. Свергнуть местного диктатора и прогнать обоих оккупантов с Запада и Востока — является ли это базовым выбором «хорошего парня»? Скорее всего нет, потому что этот вариант, как и вариант с Хаусом, не решает перечисленных выше проблем и хорош только при самых благоприятных раскладах. Перед Вегасом слишком много проблем, чтобы рассчитывать на его светлое независимое будущее. Давая возможность выбрать вариант с Йес-меном, игра словно ставит перед игроком множество вопросов. Как вы распорядитесь судьбой Мохаве? Чем вы лучше Хауса? Как вы сможете избежать поглощения Вегаса НКР? Что вы сделаете в случае экономической блокады со стороны НКР? Какое решение возможно, если НКР воспользуется тактикой непрямого воздействия, как в случае с Городом Убежища? Подкупите ли вы браминовых олигархов НКР для лоббирования своих интересов? Как вы обеспечите лояльность семей (каннибалов, мафиози и сутенёров, ждущих возможности предать)? Как вы поступите с Братством, которое начнёт «грабить корованы» (если вы его не уничтожите)? Бомбисты наконец-то получили в своё распоряжение бомбардировщик, и своих намерений они не скрывают, вы что-то собираетесь с этим делать? Как вы собираетесь сделать технологии Большой горы доступными жителям Мохаве? Не принесёт ли это ещё больших катастроф? Что делать с фрументариями Легиона в рядах жителей Мохаве, как противостоять сериям саботажей и терактов с их стороны? Что будет после смерти Цезаря? В случае войны всех со всеми по ту сторону Колорадо, с кем вы будете договариваться? Что предпримет НКР, когда/если Легион перестанет быть угрозой? Как обезопасить себя от растущей уверенности Йес-мена? Что будет с Мохаве после вашей смерти?

Когда появляются слайды окончания игры, оказывается, что не всё получилось по желанию игрока. Даже когда всё по большей части хорошо, всегда есть что-то идущее наперекосяк, неожиданные события, персонажи, идущие своей дорогой. Не всем это по душе, но мне определённо нравится, и я считаю, что многим игрокам это тоже нравится, потому что это правильно.

Джош Сойер

При любом раскладе свободный Нью-Вегас остаётся в зоне неопределённостей и имеет множество нерешённых вопросов, оставляя открытую концовку и для игрока, поэтому мы можем только спекулировать, что будет дальше. А ещё у нас нет канона, поэтому концовка открыта.

Мой подход в том, чтобы максимально избегать канона, за исключением случаев, когда он может быть определён игроком из предыдущего сохранения.

Джош Сойер

Однако, у Fallout: New Vegas всё же есть одна дефолтная, каноничная концовка, которая появляется при любых обстоятельствах:

Так закончился путь Курьера... по крайней мере, пока. В новом мире пустоши Мохаве продолжались бои, лилась кровь, многие жили и умирали — точно так же, как в Старом мире. Потому что война... война не меняется.

Единственная каноничная концовка

История повторяется, заходя на новый круг. 


Поиск по сайту

Сообщения на форуме | новые

[В разработке] The Thaumaturge на форуме Всё остальное.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-03-02 в 09:47). Ответов: 33.
Общее обсуждение аниме на форуме Мультфильмы.
Последнее сообщение оставил ukdouble1 (2024-03-02 в 03:07). Ответов: 547.
[Obsidian Entertainment] Под беззвёздными небесами на форуме Obsidian Entertainment.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-03-01 в 23:55). Ответов: 160.
[В разработке] No Rest for the Wicked на форуме Ролевые боевики.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-03-01 в 22:34). Ответов: 5.
[В разработке] Broken Roads на форуме Всё остальное | Инди.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-03-01 в 21:04). Ответов: 88.
Cyberpunk 2077 на форуме Cyberpunk 2077.
Последнее сообщение оставил Хоттабыч (2024-03-01 в 14:41). Ответов: 465.
Baldur's Gate на форуме Baldur’s Gate.
Последнее сообщение оставил Bellerogrim (2024-03-01 в 09:26). Ответов: 95.
[В разработке] Titan Quest 2 на форуме Ролевые боевики.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-03-01 в 01:02). Ответов: 7.
[В разработке] GreedFall II: The Dying World на форуме Всё остальное.
Последнее сообщение оставил Товарищ (2024-02-29 в 22:27). Ответов: 4.
[В разработке] Spark in the Dark на форуме Бродилки по подземельям.
Последнее сообщение оставил m00n1ight (2024-02-29 в 17:18). Ответов: 1.

Ожидаемое | таблица

Новости C.O.R.E.

Статьи C.O.R.E.

Новости RPG Codex

Новости RPG Watch

Новости RPG Nuke

Случайная цитата

Иронично. Никогда не думал, что пожалуюсь на память. В ней нашлось место для историй всего мира но… С недавних пор я всё чаще замечаю тревожные знаки. Я встречаю древние истории, и вижу там… Себя. Я не помню тех событий. Но истории не могут лгать. А значит, лжёт моя память.

Сказитель, Pathfinder: Wrath of the Righteous