Меня часто спрашивают, с чего начать карьеру разработчика, и вопросы, как правило, одни и те же. Эта статья — попытка ответить хотя бы на некоторые. Знаю, с моей стороны довольно высокомерно писать подобные статьи-наставления, но гораздо проще изложить позицию на одной странице и потом на неё ссылаться, чем каждый раз пересказывать одно и то же.
Я написал эту статью из своего опыта. Разумеется, у вас может быть другое мнение. Что, впрочем, не отменяет моего права поделиться своим.
(А ещё я постоянно делаю новые игры и мне нужно их рекламировать, чтобы прокормить детей. Простите. Такова жизнь).
Приведённые советы полезны не только начинающим разработчикам, но и сценаристам, художникам, скульпторам и другим созидателям.
Главная цель — вдохновить на творчество, в одиночку или в компании единомышленников. Кроме того, чтобы получить высокооплачиваемую работу в крупной компании, вам придётся доказать, что вы чего-то достигли. Демонстрация достижений открывает множество путей, а иногда и дверей.
Итак, вот пять советов в фирменной графоманской манере. К каждому прилагается упражнение. Не стоит пропускать их. Они важнее советов.
Лирическое отступление
Это МОЁ мнение и ТОЛЬКО моё. Оно основано на личном опыте.
Возможно, мои советы покажутся набором банальностей, тысячу раз изложенных до меня куда более интересными и значимыми людьми. Они могут оказаться бесполезными или даже вредными. Имеются противопоказания. Перед употреблением проконсультируйтесь со специалистом.
Один молодой человек из Дублина уже последовал моим советам, после чего слёг с цингой и рахитом. Теперь он путешествует с цирком, и за пять шиллингов вам позволят ткнуть в него палкой.
И да, мнение — как дырка в жопе. Есть у каждого.
Вы всё ещё здесь? Тогда приступим.
Совет первый: делайте игры
Восемьдесят процентов успеха в том, чтобы появиться в нужное время в нужном месте.
Вуди Аллен
Если вы всерьёз вознамерились разрабатывать игры, стоит начать прямо сейчас. Не ждите приглашения. Хотите делать настольные игры — делайте. Хотите заняться компьютерными — учите языки программирования. Разбирайтесь в GameMaker, RPG Maker, Twine или чём-то подобном. Не ошибётесь.
Можно начать с модификаций к популярным играм. Опять же, не ждите приглашения. Почему бы не сделать подземелье для Skyrim и выложить его в открытый доступ, чтобы люди оценили ваш труд и поделились мнением?
Когда у вас появится своя игра/модификация/да что угодно, покажите это творение кому-нибудь в теме. Внимательно выслушайте и сделайте выводы. Особое внимание уделите всему, что начинается со слов «Мне понравилось», «Я не понял» и «Из-за этого я бросил и снёс игру с винта». Возможно, вам даже подскажут, как исправить проблему. Вот это смело пропускайте мимо ушей. Вы делаете игру, не они. Вам нужно только их мнение.
Попытайтесь ещё раз. А потом ещё. И ещё. Это трудное ремесло, на изучение которого потребуется немало времени, сил и ангельского терпения. Вы набьёте немало шишек, но это единственный способ научиться делать игры (скульптуры/сценарии/подставьте свой вариант). Впрочем, это справедливо для всех видов деятельности.
Если же работа/семья/дети отнимают слишком много сил — я вас отлично понимаю — что ж... у всего есть свои плюсы. В конце концов, у вас есть работа и дети.
(Заметьте, я не говорю, что вы должны заниматься этим каждый божий день, иначе обречены на провал. Отдыхать можно и даже нужно. Но не поддавайтесь прокрастинации).
Некоторым удаётся создать настолько крутые модификации, что их приглашают на работу в крупную компанию. Да, такое случается. Талант и упорство — редкие и ценные качества (впрочем, не обольщайтесь: планка качества здесь невероятно высока и чтобы получить работу таким образом, вы должны быть настоящим мастером).
Упражнение первое
Дома у вас наверняка найдётся шахматная доска, пара кубиков, колода игральных (или любых других) карт, карандаш и бумага.
Попробуйте сделать игру. Если вам кажется, что простор для фантазии слишком широк, попробуйте при помощи перечисленного сделать гонки для двух игроков. Ограничения помогают творить.
Пару раз сыграйте с друзьями.
Если вы всю жизнь мечтали что-нибудь сделать (создать игру, написать сценарий, нарисовать картину), но так ни разу и не попробовали, БРОСАЙТЕ НАХРЕН ЭТУ СТАТЬЮ И ПРИНИМАЙТЕСЬ ЗА РАБОТУ. НЕМЕДЛЕННО. НИКАКИХ ОПРАВДАНИЙ. ЖИЗНЬ КОРОТКА И ВСЕ МЫ КОГДА-НИБУДЬ УМРЁМ. ВПЕРЁД! За час вы поймёте больше, чем прочитав тысячу статей. В конце концов, эта статья никуда от вас не убежит, а в блогах одна чушь.
Совет второй: играйте вдумчиво
Чтобы добиться успеха в деле, вы должны хорошо его знать. Играйте в игры. Как можно чаще. Учитесь на чужих ошибках. Читайте статьи о разработке, извлекайте уроки, находите свежие идеи. Знание — сила.
И помните, что это тоже работа. Потратить пятьдесят часов на одну игру — это удовольствие. Сыграть в пятьдесят игр по часу — это работа. Вы должны разобрать игру на составляющие, изучить их работу и механизмы взаимодействия. Понять, что работает, а что нет. На это потребуется немало времени и сил.
Это один из самых дешёвых видов обучения. В мире множество бесплатных игр, на распродажах в Steam за копейки продаются целые сборники! Бесконечный материал для исследований.
Упражнение второе
Это один из самых дешёвых видов обучения. В мире множество бесплатных игр, на распродажах в Steam за копейки продаются целые сборники! Бесконечный материал для исследований.
Вспомните последние три (или больше) игры, на которые потратили больше десяти минут. Составьте подробный и предельно конкретный список достоинств и недостатков. Выберите удачные решения, которые вы применили бы в своей игре.
Это один из самых дешёвых видов обучения. В мире множество бесплатных игр, на распродажах в Steam за копейки продаются целые сборники! Бесконечный материал для исследований.
Отныне вы должны разбирать так каждую игру. Я никогда не потрачу больше десяти минут на игру, которая не учит меня чему-то новому (даже если это красивая анимация в главном меню).
Совет третий: черпайте вдохновение
Это один из самых дешёвых видов обучения. В мире множество бесплатных игр, на распродажах в Steam за копейки продаются целые сборники! Бесконечный материал для исследований.
Не ограничивайте себя одним источником информации. Читайте книги, изучайте новости, смотрите фильмы, слушайте музыку. Чем больше вы знаете о людях и окружающем мире, тем крепче фундамент для дальнейшей работы.
Это один из самых дешёвых видов обучения. В мире множество бесплатных игр, на распродажах в Steam за копейки продаются целые сборники! Бесконечный материал для исследований.
Люди часто спрашивают: «Откуда вы черпаете вдохновение?» Зачастую, чтобы создать нечто новое, достаточно лишь чуточку изменить старое. Вот почему важно постоянно впитывать информацию.
Это один из самых дешёвых видов обучения. В мире множество бесплатных игр, на распродажах в Steam за копейки продаются целые сборники! Бесконечный материал для исследований.
Вот я, например, люблю читать новости. Каждый день читаю New York Times. В 1996 году я сделал Exile 2: Crystal Souls — ролевую игру о войне в подземных пещерах (кстати, не так давно вышло её переиздание, наслаждайтесь). В то время шла осада Сараева. Прочитав о ней в новостной сводке, я вдохновился настолько, что изменил сюжет, сражения и общую атмосферу игры, сделав их гораздо правдоподобнее и мрачнее. Это пошло на пользу.
Но некоторые пошли дальше и извлекли ещё больше пользы из той трагедии. По её мотивам вышла шедевральная This War of Mine. Лучшего примера того, как события реального мира ложатся в основу творчества, пожалуй, и не придумать.
Упражнение третье
Прочитайте заголовки статей любимого издания. Выберите наиболее интересные и внимательно изучите статьи.
Подумайте, можно ли на основе прочитанного сделать игру. Определитесь с жанром. Попробуйте представить игровой процесс, условия победы и поражения. Попробуйте довести процесс до такого автоматизма, чтобы, закрыв на минуту глаза, вы могли увидеть готовую игру. Выделите достоинства и недостатки увиденного.
(Прямо сейчас я читаю статью о гибели девушки, чью голову впоследствии подвергли криогенной заморозке. Грустная история, но на её основе я придумал увлекательный бизнес-симулятор летучего хранилища замороженных голов).
Совет четвёртый: поосторожнее с учёбой
Каждому человеку нужно образование. Хотя бы закончить колледж. Но не нужно учиться создавать игры. Знаете, сейчас полно курсов, на которых подробно расскажут, как делать игры.
Мне ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не хочется давать советы, куда тратить оставшиеся после уплаты налогов деньги, и ещё меньше хочется ненароком разрушить чью-нибудь жизнь, но вы должны знать: мало кому удаётся добиться успеха в игровой индустрии. Большинству через 10-15 лет игры снятся в ночных кошмарах.
Выбирая место для покупки диплома, задайте себе вопрос: «Насколько пригодятся эти знания, если с играми ничего не выйдет?» Если есть возможность получить бакалавра — дерзайте, иначе же крепко задумайтесь над тем, стоит ли влезать в такую авантюру.
Опытные творцы с подозрением относятся к обучению искусству. Чтобы творить, не нужна учёная степень, достаточно таланта, вдохновения и упорства. Если у вас этого нет, не поможет и сотня дипломов.
Не поймите меня неправильно: обучение поможет. Вы потратите несколько лет, оттачивая мастерство. Более того, вы будете заниматься этим в компании единомышленников и обрастать связями, которые пригодятся в дальнейшем. Это важно.
Кроме того, в колледже вы научитесь самым разным вещам, которые понадобятся в будущем. Помните совет номер три?
Диплом, конечно, полезен. Только не забудьте подготовить запасной план на случай, если ваши пути с игровой индустрией разминутся. Потому что где-то в общежитии молодая девушка усердно грызёт гранит науки. Она грызёт его с таким упорством, будто на карту поставлена её жизнь. Вы не знаете её. И никто не знает, потому что она слишком занята, чтобы выходить из комнаты.
Через пять лет вы можете стать конкурентами. Возможно, она окажется лучше вас. Вы точно к этому готовы?
Упражнение четвёртое
Если вы уже учитесь на разработчика, закройте эту статью и займитесь делом. Если же нет, значит вы сэкономили кучу денег, но добывать знания придётся самостоятельно. Выполняйте первые три упражнения как можно чаще. Найдите единомышленников в Сети или реальном мире. Посостязайтесь с ними. Личный опыт может оказаться ценнее колледжа.
Совет пятый: найдите свою стезю
Вы уникальны. Люди вообще невероятно сложные существа. Таких как вы нет и никогда не будет. В той же мере уникальны и ваши творения, будь то игра, книга или песня. Нужно лишь найти способ применить свой талант. Превратив самовыражение в работу, вы шагнёте навстречу мечте.
(Однако может статься, что всем вокруг наплевать и ваши потуги никому не нужны. Не грустите. Такое случается. Когда-нибудь это случится и со мной. Тогда я возьмусь за невыносимо унылую работу программиста СУБД и буду заниматься этим до самой смерти. Я прожил счастливую жизнь).
Гораздо хуже, что каждый форумный эксперт поспешит навязать вам своё сраное мнение, что можно делать, а чего нельзя. Этих крикунов всегда в достатке, у них совершенно разные вкусы, но объединяет их одно: они уверены, что вы их личный раб. Не позволяйте им убедить себя в этом.
Профессора и академики с удовольствием поделятся единственно верным и труднопроизносимым определением игры. Если такой профессор искренне пытается помочь дельным советом — прислушайтесь. В противном случае смело шлите куда подальше.
Что бы вы ни делали, всегда найдутся недовольные, которые выльют на вас ТОННЫ говна. Помните про дырку в жопе? Каждый постарается пукнуть как можно ГРОМЧЕ. Не обращайте внимания на этих идиотов.
Это искусство. Здесь нет чётких правил. Впитывая крупицы информации, помните, что все эти опытные академики и разработчики скармливают вам окаменелое говно мамонта.
В принципе, это нормально. Это часть процесса. Зачастую понимание почему плоха та или иная идея, приносит гораздо больше пользы, чем слепо заученная хорошая.
Просто не принимайте любое мнение за истину. Ваш пример может стать доказательством ошибочности устоявшихся суждений.
Никогда не забывайте об этом. Учителя, друзья, родные, форумные эксперты и даже я не вечны. Все мы когда-то умрём, а вы останетесь наедине с монитором.
Упражнение пятое (а)
Постарайтесь развить самооценку, но не поддаться соблазну высокомерия. Опасайтесь «синдрома самозванца». Впрочем, его злейший враг, «эффект Даннинга-Крюгера» — не менее опасен. Верьте в себя, но не зазнавайтесь.
Вы когда-нибудь слышали о правиле «Десяти тысяч часов»? Если да, то уже знаете, сколько времени потребуется. Если, проведя за работой пять тысяч часов вы все ещё не уверены в собственных силах, эта цифра поможет вам осознать, что вы продолжаете делать успехи. Просто медленно.
Упражнение пятое (б)
Вы должны понимать недостатки своего детища. Взгляните на лучшее своё творение и попытайтесь найти в нём изъяны. В следующий раз постарайтесь избежать их.
Суровая правда жизни
Сделать карьеру в игровой индустрии непросто. Скорее всего вам придётся заниматься нудной, малооплачиваемой работой, а сразу после выхода игры вас уволят. Другими словами, это тяжёлый и неблагодарный труд. Впрочем, как и любое творчество.
Не стоит связывать жизнь с играми, если вы не уверены, что это сделает вас счастливым. Пусть игры так и останутся увлечением, и кто знает — может когда-нибудь это увлечение начнёт приносить столько денег, что вы бросите всё остальное.
Пора закругляться
По меньшей мере пятая часть этой статьи — пустая графомания. Вы хотите стать творцом, а значит всё равно сделаете по-своему. Так и должно быть. У вас могут быть свои способы добиться цели, и мои советы вам попросту не подойдут. Но ведь мы свободные люди. Разве это не прекрасно?
Мне нравится заниматься творчеством. Можно плевать на правила и нарушать запреты. Наверняка родители давали немало дельных советов, но вы всё равно учились жить сами.
И теперь вы творец, представитель одной из древнейших профессий. Можете собой гордиться! Главное — не останавливайтесь на достигнутом. ▲