Примечание переводчика: это — две объединённые статьи авторства the-great-elwisty и Lt. Danger. Так как первая статья нередко ссылается на фрагменты второй, специально для вас мы перевели всё, что касается Кары, и собрали в один материал — потому обращаем внимание, что здесь можно встретить отличающиеся друг от друга мнения авторов о вырезанном контенте. Кроме того, мы дополнили статью ещё одним вырезанным эпизодом, о котором было рассказано в статье Voidwraith.
Примечание редакции C.O.R.E.: Изначально этот текст переведён Ares Renfold для сообщества Лес Невервинтер ↟ Neverwinter Wood в ВК. Мы немного отредактировали его.
История Кары включает три составляющие, в той или иной мере вошедшие в игру:
- Её ненависть к Сэнду;
- элементаль души;
- её отец.
Разумеется, они взаимосвязаны. Отец Кары уволил Сэнда из Академии. Необычное положение мятежной колдуньи и дочери ректора Академии, без сомнения, разожгло конфликт со студентами, атаковавшими её возле «Утонувшей Фляги» — что вызвало гнев Джокриса, и тот был более чем готов вступить в сговор с Сидни Наталь...
Lt. Danger приводит фантастический обзор большей части вырезанного контента в своём летсплее, так что не буду тратить время на то, что рассказано лучше меня.
Прим. ред.: далее — выдержка из статьи Lt. Danger.
В III акте завершаются тянувшиеся сквозь игру сюжетные линии. Все квесты III акта завершают арки персонажей и сюжетные элементы, не вырезанные из II акта.
Итак, мы вновь встречаемся с людьми-ящерами, вступаем в контакт с Кругом Топей, становимся друзьями с Айронфистами. И, по тем же причинам, получаем немного дополнительных квестов и контента для каждого спутника. Друиды — для Элани, Айронфисты — для Келгара, Уэндерснэвены — для Гробнара. Некоторые персонажи остались без личного квеста, но связаны с основным сюжетом (по большей части, речь об Аммоне и Зджаэв).
Встреча с Сидни Наталь — вся о Каре. Она завершает начатый ещё в I акте подсюжет, когда Кара вступила в бой с Глиной и ускользнула от магистра Джокриса.
Раскрыть сюжетную линию Кары оказалось непросто. Катсцена с обменом оскорблениями не воспроизводилась, потому я не был уверен, что получится вызвать столкновение с элементалем души. А вот и вырезанный контент:
Игрок: (После первой атаки элементаля) Ты знаешь что-нибудь об элементале, который нас атаковал?
Кара: (Чувствует себя немного неуютно) Не знаю, что это за тварь... Но мне это не нравится.
Кара: Я имею в виду, что он выглядел как я... ведь так?
Игрок: Ты кажешься растерянной после нападения.
Кара: (Немного испугана — не хочет признавать, что это проблема, как и то, что ей плохо) Растерянной... ух, что ж, я на какое-то время почувствовала себя слабой. Как раз тогда, когда оно исчезло...
Кара: (Чувствует дискомфорт) Ну, когда оно исчезло, я почувствовала себя опустошённой. Обескровленной.
Игрок: Проблема в тебе, а не во мне — всё выглядит так, как будто он охотится за тобой.
Кара: (Раздражительно) Я знаю, что проблема во мне. И я справлюсь с ней, ладно?
Игрок: Ты уверена? В прошлый раз мы не смогли его убить.
Кара: Я справлюсь, понятно?
Кара: (Немного тише) Я... просто терпеть не могу, когда на меня нападает что-то, с чем я даже не знаю, как бороться... Как будто кто-то играет со мной в какую-то игру.
Кара: Но кто бы это ни был, он не победит. Я клянусь — они пожалеют об этом, и я сожгу их прямо на месте.
На этом этапе можно было бы спросить Сэнда об элементале души, и он предложил бы способ одолеть его. Тогда можно было бы сообщить Каре хорошие новости:
Игрок: Сэнд выяснил, что за элементаль напал на нас.
Кара: (Раздражённо и ехидно) Неужели? Вот это новость! Ты уверен, что не он призвал эту дрянь?
Игрок: Он пытается помочь тебе. Ты могла бы быть чуть более благодарной.
Кара: (В бешенстве складывает руки на груди) Так почему ты не поблагодаришь его от моего имени, раз вы с ним такие друзья? Ты же знаешь, какой он лживый, язвительный и мелкий червяк.
Игрок: Может, тебе нужно помолчать и хоть раз послушать.
Кара: (Всё ещё зло скрещивает руки) И что же сказало его непревзойдённое магическое высочество?
Игрок: Он сказал, что элементаль имеет магическую природу, основанную на иллефарнских проклятиях призыва.
Кара: (Раздражённо) Что, демоны раздери, это значит?
Игрок: Это своего рода проклятие, элементаль, способный выкачивать энергию колдуна, с которым связан — и он связан с тобой.
Кара: (Растерянно) Так как мне убить его?
Игрок: Ты можешь попробовать контролировать свой гнев, и вместо того, чтобы наброситься на него, ты можешь попытаться успокоить себя.
Кара: (С насмешкой) Значит, я убью его тем, что не стану нападать, пока он слаб? Выглядит так, словно Сэнд хочет скормить нас ему.
Игрок: Ну, возможно, ты можешь переполнить его достаточным количеством ярости и мощи — но нет никакой гарантии, что это сработает.
Кара: (Задумчиво) Я могла бы скопить больше силы... но я никогда не использовала так много сразу.
Кара: С другой стороны, на кону моя жизнь... и я не могу позволить этому элементалю нападать на меня.
Сэнд
Снова вернёмся к Lt. Danger. Он включил крупную часть вырезанного диалога в своё описание засады в III акте:
В Neverwinter Nights 2 Кара оставляет не самое приятное впечатление — и диалоги выше показывают почему. Она задумывалась вспыльчивой, дерзкой, независимой и гордой — но выглядит грубой, эгоистичной и неблагодарной. Это серьёзная недоработка со стороны Obsidian.
Отчасти проблема в Сэнде. Кара враждебна к этому умному, забавному и маленькому эльфу, который на самом деле помогает и думает о других. После суда Сэнд становится для нас настоящим героем, и все обвинения Кары в его адрес кажутся безосновательными. Она ищет причины не любить его, из-за чего кажется, что это её вина.
Я не думаю, что таковой была изначальная задумка Obsidian. Сэнд может казаться хорошим парнем, но в нём есть тёмная сторона, раскрытая лишь в вырезанном контенте.
Игрок: Вы с Сэндом, похоже, не ладите.
Кара: (Сердито) О, не надо опекать меня. Ты проявляешь большее внимание этому высокомерному самодовольному «волшебнику», чем кто-либо другой.
Игрок: И больше никто? Даже ты?
Кара: (Забегает вперёд) Он может вести себя так, будто всё знает — но это потому, что не знает ничего.
Кара: Это причина, по которой он зубрит книги, собирает магические предметы — всё потому, что он хочет быть ближе к силе, которой у него нет, потому что она часть того, чем не является он сам.
Кара: Знаешь, он тебе завидует. Всё дело в силе, которую он чувствует в тебе — он хочет быть ближе к ней. Сам ты его не волнуешь.
Кара: (Презрительно) Он никчёмный. И что ещё хуже — он бесполезен.
Игрок: Мы должны сообща выступить против этой угрозы.
Кара: Тебе нужен не он, а я. Он избегает боя — кроме словесных — а слова сейчас бесполезны.
Кара: Не беспокойся — когда всё кончится, тебе не придётся больше обо мне переживать. Я позабочусь о себе.
Не убеждены? Кара не очень беспристрастный источник, не правда ли?
Мы могли бы спросить Сэнда об этом, но боюсь, он солжёт в ответ. Например, вот такое объяснение он даёт, если спросить, почему он открыл магазин в криминальном районе Доков.
Сэнд: Доки нравятся мне немного больше Квартала торговцев. Люди здесь, ну, честнее — менее политизированы, так сказать.
Сэнд: И, поверь мне, найти место для магазина в Квартале торговцев довольно сложно... и дорогостояще.
Это неправда. Отчасти причина в том, что он скрывает своё прошлое в Тайном братстве — справедливо, что он хочет сохранить это в тайне, я его за это не виню.
Но есть и другая сторона: он изгнан из Квартала торговцев из-за ссоры с ректором Академии, надавившим на домовладельца Сэнда. Сэнд пытается подать себя прямолинейным и скрупулёзным торговцем, хотя по факту «политизирован» он не меньше остальных... С той лишь разницей, что он проиграл. И что ещё хуже, ректор Академии ещё и отец Кары — отсюда необоснованная враждебность Сэнда к ней.
Ещё один вырезанный диалог, на этот раз о сэре Нивалле — я смог найти лишь в файлах озвучения. Он почти бессмысленен в актуальной сюжетной линии, где Сэнд открыто говорит о связи с властями Невервинтера, однако:
Игрок: Ты знаешь сэра Нивалля? Он же подчинённый Нашера?
Сэнд: Подчинённый Нашера...? Ох, этот джентльмен? Да, временами он посещает мой магазин, чтобы купить обереги. Иногда «высший класс» предпочитает осмотрительность.
Игрок: Почему-то я тебе не верю.
Сэнд: Что ж, тебе следует. Но поскольку между нами сложилось некоторое доверия, я думаю, что могу рассказать.
Сэнд: Я иногда пополняю ассортимент... «происходящим» в Доках, и предоставляю эту информацию лорду Нашеру.
Сэнд: И, что ж, я должен признаться... После того, как я увидел этот осколок у Дункана и Дэйгуна... я понял, что в нём что-то есть. И я почувствовал, что обязан быть к нему поближе и присмотреть за ним.
Сэнд: Твоё появление многое прояснило. Если есть что-то, чего я не выношу — так это тайна. Я предпочитаю ответы, а эти осколки — довольно большой вопрос.
Последние две реплики очень важны. Возможно, я предвзят, но я не верю объяснениям Сэнда, почему он следует за игроком. «Предпочитаю иметь ответы», чёрт возьми... его привлекают осколки и заключённая в них сила, и его «ответы» — способ отвести подозрение.
Но, может, я и ошибаюсь. Вот последний вырезанный диалог — катсцена с Сэндом и Карой, действие которой происходит близ Крепости-на-Перекрёстке.
Комментарий сценариста: (Это происходит ночью, в уединённом уголке внутреннего двора Крепости. Кара сидит у костра, возле неё — несколько бочек: достаточно, чтобы их заметить, но недостаточно, чтобы закрыть саму Кару. Она смотрит в огонь и улыбается.)
Сэнд: (С лёгким сарказмом) Я удивлён, что ты искала костёр, когда могла бы разжечь его сама.
Кара: (Холодно, не оборачиваясь) Может, я ждала, кого бы сжечь... вроде тебя.
Кара: Может, я могла бы сжечь некоторые из тех драгоценных книг, что ты всегда читаешь... или твою никчемную книгу заклинаний.
Сэнд: (Раздражённо) Это твой способ выразить презрение к такому способу обучения — уничтожая его?
Сэнд: (Снисходительно качает головой) В тебе есть сила, девочка. Жаль, что ты ограничиваешь себя собственным невежеством.
Кара: (Повторяет оскорбление Сэнда с лёгкой улыбкой) Невежеством? (Комментарий сценариста: Внезапно бочки вспыхивают пламенем, окружившим Кару. Она оборачивается к Сэнду, на её лице ярость. Её тело должно светиться — если возможно и мы можем наложить эффект заклинания на неё. Если можно, я бы хотел, чтобы в голосе Кары был эффект эха, чтобы показать, сколько силы она сдерживает).
Кара: (Разъярённо, c эхом) У меня нет границ, Сэнд!
Сэнд: (Сэнд шокировано пятится. У него испуганное лицо).
Кара: (Разъярённо, c эхом) Так вот почему ты бросаешь мне вызов? Потому что ты видишь такую силу, но никогда не сможешь ей воспользоваться!
Кара: (Её сила утихает, бочки всё ещё горят рядом. Её голос становится обычным).
Кара: (Презрительно и тихо) Ты жалкое и мелкое существо, Сэнд. Ты стоишь на коленях у алтаря магии, отчаянно желая познать её, но она всегда вне твоей досягаемости.
Кара: (Насмешливо) Должно быть, это доводит тебя до безумия — видеть её во мне. (Ранит словами и угрожает) Достаточно, чтобы попытаться навредить мне.
Сэнд: (Настороженно, так как до этого не понимал, насколько Кара опасна — это почти шокированное осознание, будто он только что получил пощёчину) Ты опасна — опасна для всех нас!
Кара: Нет, не для всех. (Ранит словами, говорит пренебрежительно, потом — снисходительным тоном) Но скажи кому хочешь, тебе не поверят. А они нуждаются в моей силе — в отличие от тебя, потому что ты слаб.
Кара: (Уходит в темноту мимо пылающих бочек) Брось мне вызов ещё раз, Сэнд, и я познакомлю тебя с твоей слабостью, обещаю тебе.
Комментарий сценариста: (Камера переключается, чтобы показать Бишопа, которого раньше не было видно — но он наблюдал за всем происходящим).
Бишоп: Похоже, вы поссорились.
Сэнд: (Всё ещё немного ошеломлён тем, что Кара чуть не надрала ему задницу) Она опасна! Её нужно остановить!
Бишоп: (Слегка любопытно, видит лазейку [для переманивания на сторону Гариуса — прим. пер.]) Правда? И как же?
Жаль, что эту сцену вырезали, потому что она во многом объясняет взаимоотношения Сэнда и Кары.
Кроме того, она в какой-то мере оправдывает Кару. Она бунтарка, но бунтари — негодяи, которых оправдывает порочность противостоящих им авторитетов. Сэнд (и всё волшебничество [Wizardry — имеется в виду подход к магии, который практикуют волшебники — прим. пер.] — авторитет, которому противостоит Кара, но милое и отзывчивое поведение Сэнда делает её резкой и жестокой на его фоне.
В этой сцене Сэнд предстаёт несколько более скользким и злобным, чем обычно. Возможно, Сэнд загнал Кару в угол, в одиночество, какими-то гнусными способами — что оправдало бы неприязнь Кары к Сэнду, даже если она не может это объяснить. И, в свою очередь, демонстрация силы Карой задним числом оправдывает настороженность и скверное отношение Сэнда. И исходя из этого, неохотная готовность Сэнда помочь Каре с элементалем души и реакция Кары на эту помощь обретают новый смысл и глубину.
Невероятно, как несколько диалогов способны изменить восприятие взаимоотношений. Подозреваю, до этого вы думали, что Кара и Сэнд — грустная пара суетливых старых знакомых-магов, не сумевших отбросить мелкое соперничество ради спасения мира. Теперь, однако, все выглядит иначе (и более зловеще).
Элементаль души
Я всё ещё не уверена, что из приведённого далее осталось в игре. Я точно видела начальную сцену, где Джокрис и Сидни Наталь договариваются о создании элементаля. Я видела элементаля нападающим с Сидни в III акте. Однако я не уверена, что случайные встречи с элементалем души хоть раз срабатывали в моих прохождениях. Жаль, поскольку диалог там забавный.
Гробнар: (Только что появился призрачный убийца) О, кажется, у нас гости! Привет!
А когда элементаль вернётся снова:
Гробнар: (Только что появился призрачный убийца, не обращает внимания на опасность) Это тот же элементаль, что и раньше! Да ведь он, должно быть, выслеживает нашу группу, чтобы убить нас — как увлекательно!
Lt. Danger предполагает, что линия элементаля души должна была однажды привести к развитию отношений Сэнда и Кары. Возможно, но сама я в этом не уверена. Думаю, игрок мог бы подтолкнуть Кару полностью освободить свою силу и уничтожить элементаля, или сдержаться, последовав совету Сэнда — и это могло бы привести обоих к новому опыту.
Однако, всё, из чего мы могли бы сделать выводы — это:
Кара: (С насмешкой) Значит, я убью его тем, что не стану нападать, пока он слаб? Выглядит так, словно Сэнд хочет скормить нас ему.
Игрок: Я верю Сэнду, и думаю, что ты тоже должна.
Кара: (С насмешкой) Неважно. Он может держаться за свои тома... Я справлюсь с этим элементалем в своём стиле.
Предположу, что вы могли бы подтолкнуть Кару признать, что обуздание сил — неплохая идея, но тогда могло снизиться влияние на Сэнда. Мне кажется, механика влияния, кульминацией которой становится финальная битва, конфликтовала с историями персонажей, отодвинув на второй план идею своего рода взаимного искупления.
Дезинтис
Ещё одна, весьма интересная и не особо обсуждаемая (если мне не изменяет память) тема — роль отца Кары, ректора Академии. Его персонаж действительно существует в игровом редакторе — это пожилой мужчина, стоящий рядом с Карой на скриншоте. Его описание:
Это отец Кары, стареющий мужчина, обладающий значительным богатством и авторитетом среди магов Невервинтера.
Кажется очевидным, что ему предстояло сыграть немалую роль в сюжетной линии Кары (которая в итоге падает как снег на голову в том виде, в каком она осталась в игре). Какой именно была бы эта роль — сложно сказать. Сохранился один полный диалог Дезинтиса, но не с дочерью, а с Сэндом.
Комментарий сценариста: (Эта катсцена запускается автоматически, как только игрок впервые посещает «Маску из Лунного Камня» с Сэндом в отряде).
Сэнд: (C лёгким сарказмом, видя Дезинтиса в борделе) Я не думал встретить вас за пределами Академии, и всё же вы здесь, в этой роскошной обстановке. Без сомнения, навёрстываете упущенное в личной жизни?
Дезинтис: (C узнаванием — не любит Сэнда, считает его опасным) Сэнд. Почему ты здесь?
Сэнд: (C насмешкой — этот парень выставил его из Академии) Ну, есть несколько мест, которые я могу посещать с тех пор, как двери Академии передо мной закрылись. По вашему указу, напомню.
Дезинтис: (Твёрдо) Да, это был мой указ. (Защищаясь) Ты пришёл оспорить его?
Сэнд: (Всё ещё раздражённо) О нет, я знаю, почему вы отказали мне в должности. И я знаю, почему боролся за работу в этом полном вони городе. (Атакует словами, холодно и легкомысленно). И я знаю, почему вы здесь, без дочери, в поисках «уединения». (Насмешливо и свысока) И причины тому весьма печальны.
Дезинтис: (Жёстко) У тебя было более чем достаточно шансов проявить себя, Сэнд. И ты отказался от всех, кроме случаев, когда на тебя давила Девятка. Измени свой путь, покажи, что достоин доверия, и, возможно, тогда мы сможем поговорить.
Сэнд: (Насмешливо) О, Верховный Маг, мы только это сделали. (Язвит) Но, как и раньше, ты не слушал. (Поворачивается к игроку) Мы закончили? Это место внезапно стало довольно утомительным.
«И причины тому весьма печальны». Но что за причины, Сэнд? Каковы они? Сейчас не время для осторожности! Возможно, Дезинтиса вырезали, потому что в Obsidian поняли, что сами не знают об этих причинах. В другом фрагменте диалога Сэнд упоминает, что у него с отцом Кары были «академические разногласия» — которые могут подразумевать почти что угодно, от холодной рецензии на книгу до убийства или мирового господства. Очевидно, что это как-то связано с прошлыми связями Сэнда в Тёмном братстве, но, похоже, подразумевается и нечто большее.
Между Джокрисом и Дезинтисом явно идёт какая-то борьба за власть, но Джокрису понятно, что именно его «дом» находится в немилости у лорда Нашера. Дезинтис же оказывается победителем. Так из-за чего же Сэнд насмехается над отцом Кары (кроме как над тем, что тот находится в шикарном борделе? Боже, он же не очередной отчаянный поклонник Офалы, нет?) Возможно, диалог вырезали потому, что Сэнд может заговорить с Дезинтисом без присутствия Кары, поскольку если бы она была там, ей было бы, что сказать?
В dialog.tlk есть любопытный момент:
Установить флаг для Кары/Дезинтиса для их разговора при следующем посещении.
Был бы Дезинтис ключом, чтобы заставить Кару взглянуть на себя и своё будущее? Давая (возможно, непреднамеренно) игроку понимание, почему Кара такая, какая есть? Даже если бы эта линия не спасла её от падения камней на голову, было бы интересно встретить это в игре и увидеть Кару более проработанной.
* * *
Небольшим дополнением к представленному выше мы бы хотели добавить ещё один фрагмент вырезанного контента. В игру не вошло третье нападение студентов на Кару, однако, сохранился диалог между заговорщиками:
Действующие лица — Ашни, Верин и Прэвен, бывшие студенты Академии, затаившие обиду на Кару.
Верин: Ты видел, что произошло?
Ашни: Да, она бросила Академию — и теперь путешествует с этим жителем Гавани. Вот это, я понимаю, шаг вниз по карьерной лестнице.
Прэвен: А я так хотел, чтобы её тоже исключили, как и нас. Так что мы будем делать?
Ашни: Мы будем действовать по плану и преподадим малышке Каре урок — маги Академии не придут нас разнимать, и она будет лёгкой мишенью.
Прэвен: А как же её друзья? А их лидер? Я не хочу связываться с ним — ты же знаешь, он из Топей. Страшно.
Ашни: У них есть даже демон — ты видел её рога? Я думаю, может Кара вызвала её?
Прэвен: Я бы не отказался побороться с этой эльфийкой. О боги, она так прекрасна.
Верин: Тихо, вы все. Я не рассчитывал, что Кара приведёт с собой друзей. Сначала придётся разобраться с ними, а после мы нападём на неё.
Прэвен: Это будет трудный бой — даже если они разделятся.
Верин: Это мы ещё посмотрим. Врагов у Кары гораздо больше, чем друзей. И я сильно сомневаюсь, что Кара справится с половиной Академии.
В игре можно встретить Ашни и Прэвена — они нападают на выходе из «Утонувшей Фляги», если взять Кару в отряд. У Верина же сохранилось только описание:
Верин ужасно завидует Каре — она может творить заклинания простым усилием воли, а ему приходится часами корпеть, чтобы овладеть самыми простейшими заклятиями. ▲