Наверняка, многие игроки в Dragon Age хотя бы раз задавались вопросом, что из будущих событий серии BioWare заложили, создавая Тедас чуть не 20 лет назад? Тогда не было известно, будет ли у игры вообще продолжение, поэтому у неё такой подробный эпилог. При этом, в самой «Dragon Age: Начало» были намёки на будущие события: темы Древних Богов, Моров и Архидемонов. Кроме того, там есть Флемет, которая оказалась тесно связана со всем этим и конкретно Соласом. Значит ли это, что Соласа придумали тоже ещё тогда?
Журналист Eurogamer решил задать этот вопрос единственному человеку, который мог знать ответ, — Дэвиду Гейдеру. И, к его удивлению, бывший главный сценарист серии Dragon Age ответил, что да: уже тогда они всё это знали.
«К моменту релиза „Dragon Age: Начало“ мы были уверены, что никаких продолжений не будет, но, когда создавали мир, заложили более масштабный сюжет, — рассказывает он. — Я создал этот мир так, что в разных его частях были темы, которые могли бы войти в одну игру. При этом, был и общий убер-план, по поводу которого не было никакой уверенности, что мы его сможем когда-то рассказать, но он давал понимание, как разрозненные кусочки собираются в целое.
Многое из этого было просто в моей голове до начала работы над „Инквизицией“, когда других сценаристов начала беспокоить моя память и её отсутствие. Тогда они и вытащили из меня убер-план. Раньше я говорил о нём, намекал на него, но никогда не раскрывал полностью. И вот, мы сделали документ с секретными знаниями, который скрывали от остальной команды».
Оригинал цитаты
"By the time we released Dragon Age: Origins, we were basically sure that it was one and done, but there was, back when we made the world, an overarching plan," he says. "The way I created the world was to seed plots in various parts of the world that could be part of a game, a single game, and then there was the overall uber-plot, which I didn't know for certain that we would ever get to but I had an understanding of how it all worked together.
"A lot of that was in my head until we were starting Inquisition and the writers got a little bit impatient with my memory or lack thereof, so they pinned me down and dragged the uber-plot out of me. I'd talked about it, I'd hinted at it, but never really spelled out how it all connected, so they dragged it out of me, we put it into a master lore doc, the secret lore, which we had to hide from most of the team."
По словам Гейдера, доступ к этому документу давали только тем, кому это было правда необходимо, — в основном, старшим сценаристам, то есть его видели всего около двадцати человек. И хотя Гейдер покинул команду после «Инквизиции», а над «На страже Завесы» по сути не работал, глядя на маркетинговые материалы новой игры, он считает, что его убер-плана всё ещё «более-менее придерживаются».
Ещё более впечатляет то, что тогда, много лет назад, он придумал потенциальный конец всей серии Dragon Age — точку, после которой в продолжении не будет смысла.
«У меня всегда была идея, как это всё закончится, самый последний сюжет. Я его не расскажу, потому что мало ли, в итоге серия туда и придёт. Но вообще убер-план был именно конечным... Вы сделали бы в мире такое, что он был бы необратимо разрушен, и это было заложено изначально с мыслью „может, когда-нибудь нам удастся такое провернуть“. Определённые события убер-плана, сотрясающие основания мира и ведущие к его концу, уже случились, — возвращение Фен’Харела».
Оригинал цитаты
"I always had this dream of where it would all end, the very last plot," he says, "which I won't say because who knows, we could still end up there. But the idea that this uber-plot was this sort of biggest, finite... That the final thing you could do in this world that would break it was there as a 'maybe we would get to do that one day'... There was just the idea of certain big, world-shaking things that were seeded in that arc, some of which have already come to pass, like the return of Fen'Harel."
Да, его возвращение было придумано сильно раньше, чем фактически случилось в серии. Однако Солас — персонаж, который оказывается скрывающимся Ужасным Волком, — был более новым дополнением к реализации убер-плана.
«Это выросло из обсуждения с Патриком Уиксом и другими сценаристами, — вспоминает Дэвид Гейдер, — из идеи „а что, если злодей провёл бы всю игру в партии, и вы стали с ним хорошо знакомы?“ То есть, да, сам бог и его роль в сюжете были известны изначально, но не то, что он будет представлен как персонаж по имени Солас».
Оригинал цитаты
"That spawned from a conversation I had with Patrick [Weekes] and a number of other writers," Gaider says, "as an idea of 'what if you had a villain that spent an entire game where he's actually in the party and you get to know him?' Now, the god version and his larger role in the plot, yes that was known, but not that he would be presented as a character named Solas."
То, что Фен’Харел был придуман давно, значит и другие эльфийские боги тоже, и все их скелеты в шкафу, которые вытаскивает Солас. В том числе, что они никакие не боги, а маги, которых Фен’Харел заточил за Завесой.
«Ну да, — говорит Гейдер. — Всё, что говорит Солас в конце „Чужака“, — часть изначального убер-плана, так мы и задумывали».
Оригинал цитаты
"Oh yeah," Gaider says. "Everything that Solas tells you [at the end of Inquisition DLC, Trespasser]: it's all part of that original uber-lore - that was all in our mind."
Но зачем придумывать столько истории без уверенности, что будет возможность её когда-то рассказать? Для создания правдоподобной иллюзии. Имея «избыток» сюжета, по словам Гейдера, Тедас в «Начале» стал ощущаться старым, и в него можно поверить. У него есть история, это не просто фантик западного сеттинга без содержимого.
BioWare заложили в Dragon Age ещё одну хитрость: знания о мире игры передаются голосами персонажей, в нём живущих, а значит, подвержены искажениям. Таким образом, правда оказалась скрыта предвзятостями и предпочтениями. Церковь провозглашает одну истину, эльфы и гномы — другую. И получается, объективной непреложной правды просто нет.
«Чтобы докопаться до истины, нужно читать между строк», — говорит Гейдер.
Оригинал цитаты
"To get the truth, you kind of have to pick between the lines," Gaider says.
И хотя эльфийские легенды оживают в Соласе и богах-антагонистах «На страже Завесы», это не значит, что у них одна-единственная истина. Есть истина и в учении Церкви, и в словах гномов.
И чем дальше уходить в историю мира Dragon Age, тем больше там будет искажённых смыслов. BioWare сделали это осознанно.
«Чем дальше вглубь истории, тем больше она подвержена трактованиям и, таким образом, ложна, вне зависимости от того, чья она. Так что абсолютную правду редко можно узнать. Мне нравится эта идея, потому что игроку всегда придётся сомневаться, и в итоге делать свои выводы».
Оригинал цитаты
"In general, the further the history goes back, we always would purposefully obfuscate it more and more," Gaider says - "make it more biased and more untrue no matter who was talking, just so that the absolute truth was rarely knowable. I like that idea from a world standpoint, that the player always has to wonder and bring their own beliefs to it."
Это ведёт к основополагающему принципу мира Dragon Age — к сомнению, потому что без него невозможна вера, а это тоже важная идея для серии. Так в игре появился Создатель, легенда о Золотом Городе, ставшем Чёрным, в сердце Тени. Кажется, что это центр сюжетной паутины, и все секреты сходятся там.
Знал ли Гейдер, что на самом деле в Чёрном Городе, когда придумывал мир для «Начала»? На этот вопрос Гейдер отвечает буднично:
«Ну да. Что было в Чёрном Городе — это как раз убер-план. Я точно знал. Было ли это детализировано в первых зарисовках? Нет. У меня было представление о ранней истории, потому что с этого я начал придумывать мир. Я знал, что такое Чёрный Город, во что примерно верили эльфы, а во что — люди в Церкви. Эти вещи были заложены одними из первых. Дальше я расширял мир, и он вырос до убер-плана».
Оригинал цитаты
"Oh, yeah," he says. "What was in the Black City: that's the uber-plot. I knew exactly. Was it as detailed in the first draft of the world?" he goes on. "No. I had an idea of the early history because that's where I started making the world. So the things that were true early-early: I knew exactly what the Black City was and the idea of what the elves believed, and what humans believed vis-a-vis the Chantry - that was all settled on really early. Then I expanded the world and the uber-plot bubbled out of that."
Гейдер показал первый документ с основами космологии игры, которой станет «Dragon Age: Начало». Тогда мир назвался Пельдея [Peldea], и многие идеи почти неузнаваемы. Но сам документ больше страницы, и в начале есть изображение: круг самого мира, и круг мира духов вокруг него. Документ также упоминает верование Церкви о боге в крепости мира духов.
Тень тогда тоже называлась не «Тенью», а «Сном» [Dreaming], потому что это место, куда попадают, когда спят, — идея, сохранившаяся по сей день. И если вам это напоминает «Песочного человека», то так и должно быть:
«Я бы сказал, эта серия тогда прочно застряла у меня в голове, — вспоминает Гейдер. — Мне нравилась изменчивая география, которая рождалась из коллективного разума человечества. Так что, если нужно назвать конкретный источник вдохновения для этого решения, то это, действительно, „Песочный человек“».
Оригинал цитаты
"I'd say The Sandman series was probably fairly prominently in my head," says Gaider. "I liked that amorphous geography that was born from the psyche of collective humanity. I'd say yes, if I was to point at something specifically, that's probably where the very first inspiration of it took root."
Интересно, закончится ли когда-нибудь серия Dragon Age так, как задумывал Гейдер, но шаг в ту сторону явно сделан в «На страже Завесы»: ведь мы столкнулись с богами, которые были в момент известного нам начала всего.
«Да, мы встретились с теми, кто может рассказать правду из собственного опыта, — говорит Гейдер, — но, опять же, как сценаристы это подали? Если они продолжили традицию Dragon Age, вы не можете быть уверенными, что Солас рассказал вам всё, или то, что вы узнали — вся правда.
Но да, некоторые серьёзные тайны раскрыты. Интересно, расскажут ли когда-то явно о Создателе? Будут ли выложены все тайны мира, без разночтений? И разрушит ли это базовые принципы, на которых строится вселенная Dragon Age? Наверное.
В конце концов, когда вы создаёте план таких масштабов, и намекаете, и намекаете, и намекаете, — это превращается в Чеховское ружьё. Когда-то придётся выстрелить». ▲
Оригинал цитаты
"Yeah - we have access to people who can tell us the truth from first-hand experience," Gaider says, "although again, it depends on what the writers did with it. But if they continued the tradition of Dragon Age, you never know for sure if Solas is telling you everything, or what you're learning is the entire truth.
"But yes, some of the big mysteries are being solved. I mean, will they one day definitively tell you about the Maker? Will we crack the big mysteries of the world and just make them answered finally? And does that ruin one of the central precepts that Dragon Age is founded upon? Maybe," he says.
"Ultimately, that lore, when you make it big and you hint at it and hint at it and hint at it, it becomes a Chekhov's Gun of sorts. Eventually you got to pony up."