Очередной стоявший у истоков Disco Elysium сотрудник ZA/UM уволен из студии — им оказался Каур Кендер. Он помог опубликовать новеллу «Священный и ужасный аромат» [Sacred and Terrible Air], а затем решил, что на её основе можно выпустить игру — ей стала Disco Elysium.
Одна малоизвестная компания покупает сборник рассказов и четыре чёрно-белых эскиза человека в шарфе почти за евро и продаёт их — присядьте — за 4.8 миллиона евро.
Это не обычные 10-15% навара, не роскошные два конца, не невероятные десять, и даже не сотни-тысячи раз накрутки, а миллионы!
Такая доходность напоминает джекпот в Vikinglotto.
Подобные чудеса встречаются крайне редко, но эта история не о чуде, а об исключительно вопиющем мошенничестве, в центре которой оказались разработчики Disco Elysium. В ней участвовали три стороны.
Первая — Каур Кендер, которого «Экспресс» однажды заклеймил «благородным мудаком» и нигилистом. Это было во времена, когда Кендер вёл сайт Nihilist.fm, его самого судили по статье за изнасилование несовершеннолетних, и он планировал выдвижение в президенты, несмотря на лозунг своего сайта «Эстонская республика просрана». Президентом Кендер так и не стал, Nihilist.fm закрыли, а его оправдали, главным образом потому, что сайт был заграничным.
Затем Кендер на некоторое время исчез из поля зрения, объявившись в амплуа талантливого бизнесмена, помогающего в создании Disco Elysium. В процессе разработки он выступил исполнительным продюсером и менеджером по маркетингу.
Разбойник и бизнесмен
Вторая сторона — Роберт Курвиц и Александр Ростов (известный также как Сандер Таал) — творческая сила за Disco Elysium. Курвиц придумал мир и главных героев, начав работать над ними ещё подростком, бросившим среднюю школу. Таким образом, он потратил на создание игры более 20 лет — это дело его жизни.
Правой рукой Курвица был Ростов — художественный руководитель проекта. Два года назад их удостоили президентской награды за выдающиеся достижения в культуре. И это не считая многочисленных наград в игровой индустрии.
Кендер, Курвиц и Ростов основали студию ZA/UM, которая и выступает потерпевшей стороной в этом деле.
А теперь третья сторона.
Обвиняемым выступает Ильмар Компус, известный в основном по радио Sky и компании по работе с недвижимостью. Он директор и крупнейший акционер студии ZA/UM.
Согласно поданным в Харьюмский уездный суд документам, Компус был всего лишь прикрытием, а «серым кардиналом» выступал Тынис Хаавел — сладкоречивый выходец из банковской сферы, осуждённый в 2015 году за инвестиционное мошенничество и приговорённый к семи месяцам лишения свободы условно. Он также выступал исполнительным продюсером проекта. Оба отрицают выдвинутые обвинения.
Нас обманули!
Согласно вынесенному в конце октября постановлению Харьюмского уездного суда и нашим собственным данным, дело обстояло следующим образом.
Прошлым летом крупный предприниматель Маргус Линнамяэ вышел из состава акционеров студии ZA/UM. Он финансировал разработку Disco Elysium и был крупнейшим акционером студии. Кендер утверждает, что согласно ранее принятому соглашению долю Линнамяэ предстояло поровну разделить между оставшимися акционерами. Тем не менее, устав студии оставляет право продавать акции друг другу по своему усмотрению. Чем и воспользовался Компус, целиком выкупив долю Линнамяэ.
Курвиц и Ростов оставались в неведении — их больше интересовала разработка игры. Денег хватало. Они могли вот-вот озолотиться. Но всё сложилось иначе.
О произошедшем они узнали случайно — спустя пять месяцев. Disco Elysium приносила компании миллионы евро, одну за другой получая престижные награды. Но Курвица и Ростова задвинули на второй план — к обычным художникам и сценаристам вместо полноправных партнёров. В какой-то момент они решили взглянуть на документы и с удивлением обнаружили, что компанией теперь владеет Компус.
Осенью прошлого года Курвиц и Ростов начали задавать неудобные вопросы и требовать документы, но получили от ворот поворот. Их выгнали из обязанной им успехом студии, для которой они по-прежнему миноритарные акционеры.
Откуда миллионы на покупку доли Линнамяэ?
На прошлой неделе Курвиц и Ростов выступили с заявлением, что во времена Линнамяэ они с уверенностью смотрели в будущее, веря в благополучие студии и справедливое отношение ко всем акционерам. Всё изменилось, когда к власти пришла компания Компуса. Курвиц и Ростов утверждают, что Компус воспользовался общими средствами акционеров студии, отложенными на разработку продолжения Disco Elysium.
Линнамяэ просил за свою долю 4,5 миллиона евро. По словам адвокатов Кендера, компания Компуса Tütreke приобрела четыре вышеупомянутых эскиза, предназначавшихся для проекта с рабочим названием Pioneer One. Компус заплатил за них один фунт стерлингов (чуть больше евро), а затем перепродал их обратно в ZA/UM за 4.8 миллиона евро. Так из студии изъяли деньги, чтобы купить долю в ней же.
Это напоминает сцену знаменитого научно-фантастического фильма «Отель „У погибшего альпиниста“», в которой злодей Микка Микивера говорит после нападения на него инопланетного альтер эго: «Я связал себя! Сам себя! Понимаете?!»
Увольнение Кендера
Поначалу Кендер оставался в одной лодке с Компусом. И платили ему хорошо: согласно банковским выпискам британского подразделения студии, Disco Elysium UK Ltd, в завершившемся весной финансовом году Кендер получил 500 тысяч евро.
Но и его интересовало, что будет дальше. С предложением выкупить ZA/UM к Компусу обратились крупные игроки, среди которых Microsoft и Tencent. Их прельщала перспектива разработки продолжения. Владеющая платформой для потокового вещания Amazon даже собралась снять сериал по мотивам игры. Запахло огромными деньгами. Десятками миллионов евро.
Но студию так и не купили. Вероятно, причиной стали права на интеллектуальную собственность (мир и персонажей Disco Elysium). Сама игра принадлежит ZA/UM UK, главой которой и является Ильмар Компус. Ему же принадлежит пятая часть акций компании. Однако дело в том, что Курвиц, как создатель игры, может заблокировать любую сделку с интеллектуальной собственностью. Тот самый, которому не так давно указали на дверь. Компус не может просто взять и продать Disco Elysium — не позволит Курвиц. Но сам он не может сделать продолжение, поскольку права на игру принадлежат ZA/UM UK.
Заинтересованность Кендера будущим студии закончилась как и для Ростова с Курвицем — сначала его отправили в отпуск, а на прошлой неделе и вовсе уволили. Впрочем, Кендер не сдался и обратился в суд, утверждая, что Компус обманом выманил у него 913 тысяч евро. 28 октября Харьюмский уездный суд наложил арест на принадлежащий компании Компуса контрольный пакет акций ZA/UM.
Адвокаты Кендера утверждали, что арест необходим, иначе Компус продал бы студию, а деньги вывел в офшор, откуда достать их было бы затруднительно. И это не пустые теории, ведь переговоры с Amazon уже ведутся.
Казалось бы, при чём здесь Хаавел?
Кендер подал иск не только против Ильмара Компуса и его компании, но и Тыниса Хаавела. Кендер утверждает, что Компус действовал по указанию, подстрекательству и при содействии Хаавела.
Творческий руководитель Disco Elysium объясняет привлечение Компуса нежеланием Маргуса Линнамяэ брать на себя все риски. Разработка компьютерной игры — удовольствие дорогое, а за плечами Курвица не числилось ни одного завершённого проекта. Риск был велик, и это бремя следовало с кем-то разделить.
По сравнению с Линнамяэ доля компании Компуса была совсем небольшой. Вскоре к компании присоединился Хаавел, который считался представителем компании Компуса, и занял место продюсера Disco Elysium. Но в какой-то момент стало понятно, что его роль в этой истории куда важнее. Долгое время другие акционеры считали, что британская Yessirnosir Ltd, принадлежащая владеющей Disco Elysium ZA/UM UK, принадлежит Компусу. Но беглый поиск показал, что компанией заправляет Ану Рейман — спутница жизни Тыниса Хаавела.
Весной Компус разослал в студии электронное письмо, что они с Хаавелом вместе владеют Tütreke. Среди акционеров поползли слухи, что на самом деле за всем стоит Хаавел. Причиной такого поведения называются долги Хаавела. Выступая в суде, Кендер заявил, что Хаавел официальный банкрот и должен выплатить 11,2 миллиона евро предпринимателям, потерявшим деньги в знаменитой земельной афере. Таким образом, будь он владельцем ZA/UM, студию могли бы отобрать, чтобы расплатиться с долгами.
В преддверии прошлогодней рецессии Хаавел и его прихлебатели обещаниями купить землю вблизи Баку выманили миллионы евро у эстонской бизнес-элиты. В отличие от Болгарии и Румынии, Азербайджан казался надёжной инвестицией. Но деньги исчезли. Тогда было установлено, что компании Хаавела присвоили часть денег инвесторов, использовав их как собственные. Схема, которую впоследствии вновь провернут, но уже с ZA/UM.
Компус не верил, что на него подали в суд
Когда на прошлой неделе «Экспресс» связался с Компусом, он заявил, что ничего не слышал об иске и аресте акций!
«Я сильно сомневаюсь, что против меня могут быть выдвинуты какие-то иски, о которых я не знаю. Я заявляю, что никогда не заключал никаких соглашений в ущерб Zaum Studio OÜ и не делал ничего такого, за что меня можно было бы привлечь к суду».
Что касается сделки с эскизами, Компус утверждает, что Zaum Studio не приобретала никакой интеллектуальной собственности у Tütreke OÜ и кого бы то ни было.
«При этом я не считаю возможным и целесообразным комментировать в прессе сделки и деловые отношения с другими людьми. Это коммерческая тайна и персональные данные, разглашение которых без согласия преследуется по закону и может привести к значительным финансовым потерям», — заявил Компус.
Знал ли об иске Хаавел?
«Это абсурд», — заявил бывший банкир Хаавел, добавив, что не видел решения суда, а потому не может его прокомментировать.
Мы отправили обоим текст постановления. В пятницу Ильмар Компус ознакомился с ним через систему электронного документооборота.
Информация кажется противоречивой, а противостояние постепенно набирает обороты и, возможно, вскоре выльется в громкие уголовные дела. На прошлой неделе Курвиц и Ростов заявили, что по мнению их адвокатов дело имеет признаки преступления, которое может привести организоторов к заключению на срок до трёх лет.
Помимо этого, имеются сведения, что Компус и Хаавел предложили Кендеру 20 тысяч фунтов стерлингов за отзыв иска.
Как всё заверте...
Этим летом Кендер начал подозревать неладное, а затем и задавать вопросы — и в результате отправился в отпуск по состоянию здоровья, узнав о выводе из ZA/UM 4,8 миллионов евро. После того, как 25 октября был подан иск и арестована часть принадлежащих Компусу и Хаавелу активов OÜ Tütrekes, Кендера незаконно уволили.
Неужели дело нельзя разрешить миром?
Учитывая прошлое Компуса и Хаавела — присвоение 4,8 миллионов принадлежащих другим акционерам средств, увольнение создателей игры и так далее — надежд на джентльменское соглашение крайне мало. А в случае с Хаавелом картина усугубляется чередой уголовных дел, приговоров, банкротством банка и 10 миллионами долгов.
А ситуация такова, что Компус и Хаавел предложили Кендеру 20 тысяч фунтов стерлингов за отказ от иска, а затем начали переговоры о выкупе его доли в компании — стоимостью в десятки миллионов.
Присоединятся ли Курвиц и Ростов к иску Кендера?
Пока миноритарные акционеры выдвинули требование созвать общее собрание с целью от лица Zaum Studio подать иск против Компуса. Инициаторами выступили Курвиц, Ростов и Кендер. Компуса от голосования отстранили. ▲