Музыка и актёры озвучения
Одной из сильных сторон можно считать музыкальную составляющую, за которую отвечал симфонический оркестр Сиэтла с композитором Беном Хоугом, который в свою очередь создавал звуковые эффекты игры. Хоуг отнёсся к ней с интересом и любовью. В одном из интервью он сказал, что работа с музыкальной составляющей игры была для него одним из крупнейших проектов.
Работа над саундтреком началась в июне 2000 года. Основную часть музыки исполняет Симфонический оркестр Сиэтла: звуки ударных инструментов и мелодии в стиле эмбиент.
Бен Хоуг рассказывал, что идея противопоставления магии и технологии показалась ему интересной, и он долго думал как отразить этот контраст в музыке. Звуки виолончелей и скрипок навевают атмосферу индустриальной революции, в период которой и разворачивается действие игры. После согласования с сотрудниками Troika Бен решил прибегнуть к анахронизму — исполнить композиции в духе Средневековья, Ренессанса и старинной музыки при помощи инструментов викторианской эпохи. Сильнее всего ему запомнились The Demise of the Zephyr, Radcliffe’s Commission, Tulla и Villages.
OST Arcanum.
Стоит отметить озвучку персонажей, к которой подключились довольно известные актёры того времени, идеально вжившиеся в свои роли — некоторые исполнители внешне похожи на своих героев.
Вырезанный контент
Вырезанного контента в игре не так много.
Из квестов не удалось реализовать всего два:
- Госпоже Рендольф хотелось бы получить древнюю книгу, предположительно утерянную в пещерах к востоку от города.
- Помогите Милли Фендер найти пропавшего в Туманных Холмах дедушку.
Упоминания о них можно найти в файлах игры.
Возможность закончить игру, вернувшись в Арканум не просто героем, а Богом, долгое время оставалась недоступной из-за ошибки разработчиков. Усилиями фанатов она вернулась в игру. Увы, но возможность продолжить игру после финала, не дожила до финальной версии.
Вернулась и вырезанная дополнительная анимация из бета-версий Arcanum. Можно предположить, что издатели хотели уложиться в 2CD, но сейчас, в век терабайтных жёстких дисков, лишняя сотня мегабайт нисколько не отяготит игрока. Как пример такой анимации — новые анимированные движения NPC в режиме боя.
Предположу, что возможно были ещё квесты и NPC:
- От Мадам Лил с её музыкальной шкатулкой.
- Квест от дворфов по зачистке их подземелья. Только там обитают вервольфы с их вожаком. Возможно надо было его выследить и убить.
- Квест по зачистке замка некроманта в Эшбери. Ведь не зря есть небольшая история про него и отдельная мини-локация.
- Незадействованный остров Каттан. Мог бы быть интересный квест или локация.
Главный герой женщина-гном/хоббит. По всему континенту можно встретить женских персонажей низкого роста, но игра не позволит создать подобного героя. Скорей всего разработчикам пришлось бы немного править баланс и создавать новые модельки одежды.
Но это только мои догадки и предположения.
Больше мне не удалось найти информации по данной теме.
Пасхальные яйца и интересные факты
Пародий на массовую культуру всегда встречались в RPG, и Арканум не остался в стороне. Внимательный игрок найдёт множество пасхальных яиц на различные темы. Вот лишь небольшая их часть:
- На локации «Секретная деревня» можно найти Деревню Смурфиков и останки колдуна Гаргамеля и его кота Азраила.
- Цитаты разработчиков. Нажав Ctrl + Alt и щёлкнув иконку журнала, можно прочитать мысли разработчиков.
- Старый слепой мастер и его уникальное оружие — летающая гильотина. Это отсылка к фильму 1975 года «Мастер летающей гильотины». В игре используются звуковые эффекты из киноленты.
- Вергилий, первый последователь и проводник, а также Данте — это отсылка к Вергилию и Данте «Божественная комедия».
- Гилберт Бейтс, предполагаемый изобретатель парового двигателя, владеющий монополией на производство паровых двигателей, является отсылкой на Билла Гейтса из Microsoft. Его конкурент, Седрик Эпплби, — отсылка к корпорации Apple, которая конкурирует с Microsoft.
- Серия убийств в Каладоне основана на убийствах в Уайтчепеле.
- Х. Т. Парнелл, шоумен, зарабатывающий на розыгрышах в Таранте, основан на П. Т. Барнуме, американском шоумене, бизнесмене и артисте.
- Звезда Азрама, уникальное метательное оружие, — точная копия Глефы, вымышленного оружия из фильма 1983 года «Крулл».
- Катушка Тесла, Ружьё Тесла и Посох Тесла были названы в честь Никола Тесла, известного инженера-электрика и изобретателя.
- Плакат Донна Трогга на финальных слайдах представляет собой модифицированную версию нацистского плаката.
- На месте крушения дирижабля вы найдёте тело Исаака Запрудера, которому удалось заснять на камеру нападение на дирижабль. Это отсылка к Абрахаму Запрудеру, который неожиданно записал убийство президента США Джона Ф. Кеннеди.
- Тяжёлый клинок варвара — это копия меча из фильма 1982 года «Конан-варвар»;
- Кольцо тени — явная отсылка на Кольцо Всевластия из «Властелина колец».
Что касается интересных фактов, то вот несколько из них:
В самом начале игры, если от места крушения пройти вниз, можно встретить высокоуровнего противника и после победы над ним в сундуке найти случайную награду: от магической брони и оружия до драгоценностей и лечебных зелий.
Выбор пола и комплекции героя влияет на некоторые аспекты игры, и забавно, что надеть на героя одного пола одежду противоположного не получится. Также и с размером обмундирования. Игра выдаст соответствующую фразу.
При выполнении заданий для Мадам Лил в ветке диалога для женского персонажа появится выбор: деньги или время с девушкой. У мужского персонажа только время с девушкой. А вы всё ещё гоните на BioWare с однополыми связями. К тому же, если героиня ещё и красивая, можно обслужить важного мужчину и немного подзаработать.
Из-за огромных комплекций полуогров и огров вооружить их огнестрельным оружием не получается, потому что у них большие пальцы.
Жрицы любви у Мадам Лил отличаются характером, и если захотите повеселиться с двумя, каждая предложит подходящую пару. Помимо этого они подскажут лучший способ провести время.
Помимо одежды половое разделение есть и у парфюма. Для женских персонажей предусмотрены духи, для мужских — одеколон.
При создании персонажа с низким уровнем интеллекта меняются диалоги и записи в дневнике.
В заснеженных локациях персонажи могут поскользнуться и упасть. Чем выше навык ловкости, тем меньше шанс потерять равновесие и быть временно выведенным из строя.
Недостатки
Без недостатков в таких играх никуда:
Один из самых явных — это баги. Известнейший — предложение выйти на рабочий стол во время игры. Он решался установкой патча. Отсутствие нужной строчки диалога или нежелание НПС выходить из режима диалога и постоянное повторение просьбы о помощи мешали в прохождении. Порой сам не знаешь, какой новый глюк в очередной раз подкинет игра. Даже на пропатченной версии появляются проблемы: игра не принимает сохранения прошлой версии, вместо карты города показана карта мира, нет пунктов в главном меню, мышка откажет работать. А на ряде версий могут появляться графические артефакты.
К минусам можно отнести плохую совместимость с новыми системами. Для Windows 7 достаточно поставить в настройках совместимость с XP. Но на Windows 10 придётся «потанцевать с бубном». Без этого игра тормозит и лагает.
И последним недостатком можно назвать искусственный интеллект союзников. Напарники часто лезут на рожон, отказываются самостоятельно лечиться, отступать и могут нанести себе урон. А если кончились стрелы — полезут в ближний бой и получат серьёзные увечья. В общем, соратники — порой та ещё головная боль.
Продолжения
Несмотря на скромные продажи и технические проблемы, обширная фанбаза до сих пор поддерживает игру. В интернете есть несколько крупных сайтов, на просторах которых можно найти прохождение, советы, файлы, патчи, русификаторы, моды, а на форумах можно задать интересующий вопрос. У самой игры есть несколько официальных модулей, которые затянут вас надолго. Запускаются они через опции: в пункте «модули» выбираете необходимый и наслаждайтесь прохождением.
Woodmir Race. Вам предстоит как можно скорее найти драгоценный камень в огромном и запутанном особняке с кучей монстров.
Time. Один из интереснейших модулей. Путешествие во времени: в прошлое, будущее и альтернативное будущее. За счёт вариативности имеется несколько концовок.
Hellgate. Детективное расследование, в котором надо найти виновника, открывшего Адские ворота и выпустившего на волю дьявольские отродья.
Dusty Dunes. В этом модуле предстоит встретить одного из соратников по оригинальному Arcanum, поучаствовать в любовной истории и даже пообщаться с собакой! Но, есть один минус — нерешаемый квест с деревом. На некоторых версиях игры модуль может не запускаться.
Deathmatch. Аналог бойцовской ямы на Острове Отчаяния. Закупаетесь необходимым и в яму — отражать волны врагов. Сюжет отсутствует.
Buried Secrets. Небольшая история о погребённом святом муже, таинственном манускрипте и неожиданно восставших из мёртвых упырей.
Vooriden. Самое обширное и интересное дополнение к игре. Город-утопия, в который прибыли дворфы и эльфы, попавшие в беду. Вам предстоит расследовать причину их несчастий и разгадать страшную тайну главы данного места.
Lost Dungeon of Souls. Вас пригласили в деревню уладить кое-какие неприятности, но по прибытии вы не обнаружили ни души. Лишь несколько рядовых монстров и... говорящую волчицу. Вместе с ней предстоит разобраться со всей этой чертовщиной.
Отдельно стоит упомянуть про моды. Их довольно много, и я выделю самые крупные и значимые.
Arcanum 1.5 Expansion
Самый крупный и глобальный мод. Он добавляет несколько локаций:
- «Пещера сокровищ Дракона» — подземелье с зачарованными сокровищами Дракона. Довольно просторная пещера, сравнимая по размеру с канализацией Таранта.
- «Подвал Блейс» — с виду обычный подвал в новом магазине в Туманных холмах, который скрывает кое-что интересное.
- «Подвал Алхимика» — подвал в доме алхимика в Туманных Холмах с интересным сюрпризом.
- «Подземная Фабрика» — фабрика какой-то шишки в Таранте. В ней вы найдёте технологический артефакт и мощного противника.
- «Банковское хранилище» — Банк Таранта.
- Грейсвандир — новый город на севере от Туманных холмов.
- Роща Единорога — необычное место на острове Каттан, куда легко попасть, но непросто вернуться.
Из изменений можно выделить следующие:
- Место катастрофы. Новый возможный спутник — Технолог-стрелок из лука;
- Туманные Холмы. Появился новый магический магазин, кладбище, хижина заезжего мага, непонятный телепорт, орки-хулиганы, Алхимик выкопал подвал, Тун завёл ночных охранников, у моста появились бараки с пыточной камерой и всякими хулиганами;
- Тарант. Добавлены несколько строений: банк Таранта, ювелирная лавка, новая фабрика с подземным этажом, казармы банковской стражи, чей-то дом. Заселено несколько строений, продлены некоторые улицы, несколько новых NPC, украшательства и т. д.
- Добавлены новые предыстории, технологические схемы, заменены портреты героя.
Hard Arcanum
Мод заметно усложняет прохождение. На русской версии с патчем на разрешение работать отказался. Противники обладают дополнительными школами магии и повышенными показателями. Присутствуют баги: от вылета диалога до бессмертных врагов. Возросшая сложность компенсируется достойными трофеями.
В целом пройти можно. Рекомендую любителям хардкора.
Модуль Tomb
Фанатский модуль, повествующий о загадочном захоронении на острове и нападении злобных существ.
Модуль Escape Tarant
Фанатский модуль, отправляющий в Тарант, подвергшийся нападению опасных существ. Ни одного союзника — лишь игрок и over9000 злобных монстров, которые здесь повсюду. Чтобы выбраться придётся уничтожить пять опасных стражей.
Arcanum RePack (Arcanum Multiverse Edition)
Самая глобальная модификация, над которой долго работали фанаты. Им удалось устранить почти все баги, восстановить концовки за Бога, исправить скрипты, улучшить работу на современных системах. Внедрены мелкие моды (автолевелинг напарников, трюм корабля, отключение ограничений 50 уровня). Также игра полностью переведена на русский, включая ролики и карту. Именно с неё сделаны почти все скриншоты и ролики в статье.
Но есть и недостатки:
- Добавлен единственный звук рыка обнаружения у всех врагов. Он раздражает, учитывая богатый бестиарий. Порой он заменяет оригинальные звуки противников, что бесит...
- Исчезли некоторые вещи. К примеру нельзя купить мифриловый доспех, свиток разговора с трупами, зелье уменьшения... С ними прохождение пошло бы куда веселее, ведь интересно же общаться с духами и получать информацию.
- Некоторым противникам добавили магические способности. Огненный паук научился швырять фаербол, кристальные пауки и змеи призывают нечисть, а противники с припиской «шаман» — дикое зверьё. Порой это странно и неуместно. Также у некоторых противников появилось новое оружие, усложняющее прохождение.
- Вырезаны интересные предыстории (армрестлер, наёмный убийца, пьяница...).
- Серьёзные глюки и баги, о которых позже.
Готовя статью, я словил несколько неприятных багов, с которыми я ранее не сталкивался:
- Во второй половине игры игра начала лагать через пять минут после запуска. При сворачивании она вылетала, но при выходе в главное меню всё начинало работать нормально.
- Третий квест Жилистого Пита. Не появлялся выбор в ответе, что меч уничтожен. Пришлось силой отбирать корабль.
- Охранники в Каладоне нападали просто так. Непонятно по какой причине.
- Герой без моего ведома прокачался в технолога без затрат очков опыта. Интеллект вырос до 18, изучены первые две схемы в каждой дисциплине. В итоге я не смог использовать зелья, а продавцы магических предметов отказывались общаться.
- NPC не исчезали с локаций. Как пример: на футаже с оживлением мертвеца заметно, что скелет до сих пор стоит, и его заменить должен новый персонаж. И аналогичных примеров много.
- Данная версия до сих пор поддерживается и регулярно обновляется, что не может не радовать. Приятно видеть, что фанаты поддерживают данный проект.
P.S.
С игрой я познакомился в 2005 году у двоюродного брата. Он помогал мне с миром игры, подсказывал как грамотно создать героя, куда идти, как решать квесты и так далее... Брат посоветовал создать полуогра с биографией «Сбежал с цирком». Герой получился сильным, но тупым. Я не понимал, о чём он говорит и пишет в дневнике.
Уже дома я самостоятельно стал проходить игру. Тогда у меня не было интернета и приходилось покупать наугад игры на рынке. Всё время попадалась сырая версия, в которой игра вылетала в особняке Бейтса. Приходилось изучать доступные локации и выполнять возможные квесты. Заучив всё, что можно, я начал искать информацию об игре. К 2009 году появился интернет и после этого нашёл пропатченную версию. После первого полного прохождения у меня было чувство, что это ещё не всё. С каждым прохождением я находил интересные детали, мелочи и способы решения квестов. Пробовал различные расы и предыстории. На мой взгляд, лучше играть человеком с предысторией «Сбежавший с цирком» и прокачкой ловкости и убеждения до мастерства. ▲